Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Правовые основы взаимодействия государства и личности

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме взаимоотношений личности и формируемого правового государства в Казахстане. В статье выделяются и описываются политико-правовые связи личности с государством, относящиеся к современному демократическому процессу. Значительное внимание акцентируется на качественном состоянии гражданского общества, механизме правового обеспечения и защиты личности от произвола властей различного уровня. В заключение раскрывается принцип взаимной ответственности как средство координации отношений государства и личности и показатель их взаимодействия.

История свидетельствует: государство может выполнять в обществе как конструктивную, так и деструктивную роль. В первом случае государство благотворно воздействует на общественный организм, обеспечивает порядок, функционирование и развитие общества. Во втором случае - встает над обществом, разрушает общественный организм.

В свою очередь, общество служит социально-экономической основой государства. Неразвитым (недемократическим) обществам соответствуют и неразвитые государства, в которых власть бесконтрольна, а сила сосредоточивается лишь в карательных и принудительных органах.

По мнению А.С. Ибраевой «можно выделить две модели взаимоотношений между государством и личностью. В одном случае государство видит в повышении благосостояния общества свою цель. Когда общество и его благо становятся целью, государство изыскивает приемлемые средства для достижения этой цели, выступает как партнер, слуга общества и применяет главным образом методы убеждения» [1, 65].

В другом случае государство имеет какую-то «свою цель», например «построить коммунизм», обеспечить превосходство арийской расы, осуществить завоевания или какую-то «великую миссию», решить «великую задачу» и т.п. И тогда само общество превращается в средство достижения подобных целей, государство выступает по отношению к обществу как хозяин, надсмотрщик, начальник и применяет, как правило, методы принуждения.

Логика истории ведет к постепенному изменению характера и функций государства, а также моделей взаимоотношений между ним и обществом.

Политическая жизнь, политическая система общества - это поле взаимодействия государства и личности. В идеале государство должно служить человеку. Однако в действительности связи между личностью и государством сложны и противоречивы. Государство может выступать как сила, враждебная простому человеку. Так было при рабовладельческом, феодальном государствах, которые отражали интересы лишь меньшей части общества. Часто государство превращает человека в придаток государственной машины. Так происходит при авторитарных и тоталитарных режимах [2, 50].

Государство может возложить на себя обязанности по защите прав и свобод своих граждан, стать партнером гражданина. Такую позицию декларируют некоторые современные государства. Правда, какие обязательства взять на себя, в каком объеме защищать права человека, - это государства зачастую интерпретируют по своему усмотрению. И здесь обществу важно проявить себя, а иногда следует попросту «надавить» на государство - конечно же, конституционными средствами: через партии, общественные организации, митинги, демонстрации и т.п.

Строго говоря, государство и человек объективно противостоят друг другу. Человек стремится к максимально возможной свободе. Однако безграничная свобода угрожает самому человеку и обществу в целом. Беда в том, что люди зачастую злоупотребляют предоставленной им свободой, не умеют пользоваться ею, нарушают права и интересы других людей и государства. Свобода перерастает во вседозволенность, ведет к столкновению интересов, к беспорядкам. Такое положение неприемлемо для государства.

В свою очередь, государство стремится к порядку. Для выполнения своих функций государство стремится в максимально возможной степени «упорядочить» отношения, вплоть до сильного ограничения степени личной свободы своих граждан. Идеальный порядок, с точки зрения государства, - когда все ходят строем. Однако такой порядок неприемлем для общества, человека, личности [3, 144].

Фактически пред нами две модели взаимосвязей между государством и человеком/личностью:

1) когда государство подавляет личность, подчиняет ее, стирает различия между личным и общественным, индивидуальным и публичным; человек рассматривается частью государственного механизма, а государство стремится все задачи решать только политическими, а не иными средствами (авторитарные, тоталитарные системы); происходит разрыв отношений между отдельным человеком и государством, человек уходит на позицию не сотрудничества;

2) когда между государством и личностью устанавливаются отношения партнерства и сотрудничества; государство использует самые различные каналы для взаимодействия с личностью, гражданами, защищает права личности; в праве воплощается воля народа (а не самого государства); меняется соотношение между государством и законом: формула «закон есть инструмент государственной власти» меняется на формулу «государство есть инструмент закона»; каждый индивид также уважает закон и стремится действовать в рамках закона. Вторая модель - пока, скорее, идеал, к которому государствам следует стремиться; на практике она не реализована нигде [4, 68].

Многовековая проблема - как найти баланс между интересами государства и личности, между порядком и свободой, между властью и обществом. В ходе тысячелетней эволюции человеческая цивилизация искала этот баланс и, похоже, он найден в концепции правового государства, которая реализуется современными развитыми государствами. Такой баланс закрепляется конституциями - своего рода общественный договором между государством и обществом.

Главным инструментом «в руках» государства для регулирования общественных отношений служит право. С помощью права государство выполняет свои задачи и функции. В праве воплощена воля государства; в правовых государствах такая воля опосредует, выражает волю народа. Многие современные государства вступили или вступают в этап правовых государств [5, 30].

Власть в правовом государстве отличается тем, что она ограничена правом, поставлена в рамки права, не может позволить себе перешагнуть через право. Правовое государство имеет не только права в отношении общества, но и несет обязанности перед обществом.

Под такими принципами принято понимать закрепленные в Конституции Республики Казахстан основные начала, в соответствии с которыми определяется положение человека в системе общественных отношений, осуществляется регулирование его правового статуса. К числу данных принципов относятся:

  • признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип неотъемлемости прав и свобод человека;
  • юридическое равенство;
  • принцип непосредственно действующих прав и свобод человека и гражданина;
  • принцип предоставления всех прав и свобод в полном объеме только гражданам Республики Казахстан;
  • равенство прав и равенство обязанностей [6].

К числу субъектов правоотношений относятся в первую очередь люди, но можно встретить такие понятия, как «гражданин», «личность». Для разъяснения сути и разграничения этих понятий постараемся определить каждое из них и их взаимосвязь друг с другом.

Понятие «личность» зачастую употребляется в отношении человека, который обладает определенным уровнем психического развития, достиг определенного возраста и способен в силу интеллектуальных и духовных качеств быть участником общественных правоотношений.

Под личностью в сфере государства и права понимается человек, занимающий в обществе определенное самостоятельное положение и обладающий набором возможностей для участия в общественной жизни. Следовательно, не каждый человек является личностью и это понятие гораздо уже понятия «человек».

Гражданин – это лицо, которое состоит в особом юридически значимом состоянии длящейся правовой связи с государством.

Можно разграничить конституционные права и права человека и гражданина. Эти две категории прав обычно упоминаются вместе, однако их содержание неодинаково. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина – из позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо оттого, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство) [7,92].

Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», синтезирующий обе группы прав и свобод.

Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку этих прав лишены лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. К таким правам, которые принадлежат в Казахстане только гражданам, относятся в первую очередь политические права, например, собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, участвовать в управлении делами государства, в том числе выборах органов государственной власти, референдумах, права на равный допуск к государственной службе и участие в отправлении правосудия. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в Республике Казахстан не имеют. Некоторые экономические и социальные права, исходя из общенародных интересов, также предоставляются в Казахстане исключительно гражданам. Например, право иметь имущество в собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю принадлежит только гражданам и их объединениям. Каждый имеет право на жилище (в том смысле, что не может быть произвольно его лишен), как указано в Конституции Республики Казахстан, но только гражданам, нуждающимся в жилище (в том числе малоимущим и иным указанным в законе), оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами [6].

В силу особенностей некоторых гарантий государство в состоянии обеспечить защиту и покровительство за пределами страны только своим.

Некоторая ограниченность в правах по сравнению с гражданами Казахстана не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не несут никаких конституционных обязанностей, находясь на территории нашей страны. Например, иностранные граждане и лица без гражданства должны наравне с гражданами России соблюдать Конституцию Республики Казахстан и законы, платить налоги и осуществлять другие обязанности (кроме воинской) [6].

Для того чтобы понять, где в Конституции Республики Казахстан речь идет о правах и обязанностях гражданина, а где – о конституционном статусе человека, стоит принять во внимание, что там, где речь идет о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется». Такой оборот подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории данного государства, независимо от того, является ли он его гражданином, иностранцем или лицом без гражданства.

Основные нрава и свободы не только признаются государством, но и защищаются им. Значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства демократическим и правовым. В каком бы государстве ни находился человек – он находится под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого является, а также государства, в котором он находится.

В соответствии Конституции Республики Казахстан основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Часть 1 ст. 1 Конституции Республики Казахстан провозглашает Республику Казахстан демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции РК: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» [6].

Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Все права и свободы граждан в той или иной сфере жизни производны от основных прав и свобод, закрепленных непосредственно в конституциях. Отличие конституционных прав и свобод от отраслевых заключается в неотделимости данных прав от личности. Человек не может отказаться или передать другому лицу такие права. Они принадлежат ему даже в том случае, если он не признает их или не желает ими пользоваться.

Эта особенность конституционных прав именуется неотъемлемостью. Данные свойства приписываются конституционным правам ввиду того, что доктрина многих европейских государств (теперь к ним присоединилась и российская) признает естественный характер указанных прав. Это значит, что они «рождаются» вместе с человеком. Человек рождается свободным, а эта свобода в демократическом государстве проявляется через основные права. Именно их и закрепляет государство в конституции. Причем факт закрепления таких прав не означает, что ими уже исчерпана свобода человека. Со временем государством могут быть признаны новые права, которые обеспечат иные грани человеческой свободы. Исходя из содержания упомянутых международных документов о правах человека и общих подходов, проявляющихся в научных доктринах европейских государств, принято подразделять права и свободы напять групп:

  1. личные (в сфере личной безопасности и частной жизни);
  2. политические (в области государственной и общественно-политической жизни);
  3. экономические;
  4. социальные;
  5. культурные (в сфере культуры) [6].

Самостоятельную группу составляют права и свободы, специально направленные на защиту всех других принадлежащих личности прав и свобод. Данная группа именуется «защитные права личности» и рассматривается в качестве составной части гарантий прав и свобод.

Эта классификация помогает подробно разобраться и уяснить особенности прав и свобод каждой категории. В Конституции РК такое разделение на группы прямо не установлено, так как данная (равно как и любая иная) классификация в достаточной мере условна. Ведь отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны.

Теперь подробнее рассмотрим отдельные права из упомянутых групп.

Личные права человека – это совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству.

Личные права и свободы включают: право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; право на достоинство личности; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; право на определение национальной принадлежности, свободный выбор языка общения, обучения и творчества; право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства; свободу совести и вероисповедания.

Право на жизнь – самое важное неотчуждаемое, абсолютное право человека, высшая ценность общества. Все остальные права и свободы производны от права на жизнь, являющегося необходимым условием других прав и свобод.

В статье 15 Конституции РК говорится: «Каждый имеет право на жизнь» [6].

Конституционные положения о праве на жизнь соответствуют ст. 3 Всеобщей декларации прав человека и ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая устанавливает, что право на жизнь представляет собой «неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни» [8]. В ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод подчеркивается связь права на жизнь и запрета произвольного ее

лишения [9].

Во многих государствах Европы смертная казнь отменена (см., например, ст. 102 Основного закона ФРГ) [10]. В Конституции РК присутствует положение о том, что «смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании» (ч. 2 ст. 15) [6].

Право на защиту достоинства также одно из личных прав человека. Каждый человек представляет собой высшую ценность. Согласно ст. 16 Конституции РК охранять и уважать достоинство личности – прямая обязанность государства. Охраняется достоинство не только взрослого и дееспособного человека, но и ребенка, а также душевнобольного. В частности, оскорбление таких лиц, ими не осознанное, – тоже правонарушение. Запрещая унижать достоинство и честь всех лиц, подвергаемых освидетельствованию, привлекаемых к участию в следственном эксперименте, закон исходит из того, что они – личности.

К личным правам также относят право на личную неприкосновенность.

Право на свободу и личную неприкосновенное принадлежит каждому гражданину, иностранцу, лицу без гражданства, лицу с двойным гражданством. В ст. 16 Конституции РК установлено: "Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность" [6].

Правом на свободу и личную неприкосновенность пользуются несовершеннолетние и душевнобольные, в том числе признанные недееспособными или ограниченно дееспособными. Однако свобода и неприкосновенность этих лиц могут быть до известных пределов ограничены на законных основаниях родителями, усыновителями, опекунами и попечителями в интересах надлежащего воспитания несовершеннолетних или охраны жизни, здоровья, прав и законных интересов душевнобольных. Но злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, оставление подопечных без надзора и помощи влекут соответственно лишение родительских прав или отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.

В соответствии с международными документами понятия личной неприкосновенности и свободы трактуются достаточно широко, охватывая сферу как биологической, так и социальной жизни.

Взаимная ответственность государства и личности — еще один способ ограничения политической власти. И. Кант сформулировал данную идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину [11, 55].

В условиях правового государства личность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнеров, заключивших соглашение о сотрудничестве и ответственности.

Это своеобразный способ ограничения политической власти, который устанавливает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Закрепляя в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: а) ответственность правительства перед представительными органами; б) дисциплинарная, гражданско- правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, злоупотребление служебным положением и проч.; в) импичмент и т.п.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могли бы стать референдумы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Государственное принуждение должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Названные способы и средства ограничения государственной власти могут рассматриваться в виде самостоятельных принципов, так или иначе развивающих и конкретизирующих второй основной принцип правового государства — последовательное связывание с помощью права государственной власти.

 

Список использованных источников

  1. А.С. Ибраева Теория государства и права. –Алматы: «Жеті жарғы», 2012. -361 с.
  2. М. И. Абдулаев Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Санкт- Петербург, Издательский дом "Право", 2016. - 468 c.
  3. Пиголкин, Альберт Теория государства и права / Альберт Пиголкин. - М.: Юрайт, 2018. - 202 c.
  4. Булгакова Д. А.. Теория государства и права. Учебное пособие. - Алматы: Юридическая литература,2006.—99. 2006
  5. Матузов, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2018- 528 c.
  6. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 г. http://www.akorda.kz
  7. Г.С. Сапаргалиев Конституционное право Респулики Казахстан. Учебник. – Алматы: «Жеті жарғы», -2014 г. -452 с.
  8. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. http://www.un.org/ru
  9. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Комментарий к статьям 5 и 6. Отв. ред.: Топорнин Н.Б.; Пер.: Маслова Н.Н., Рекош К.Х. -М., 1997 г.
  10. Основной Закон Федеративной Республики Германии от 23.05.1949 г. https://legalns.com

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.