ВУЗ, как один из основных институтов социализации, призван, не только формировать систему знаний и профессиональных навыков, но и оказывать непосредственное влияние на личность студентов, повышая уровень их социально-психологической компетентности и психологической культуры, способствовать формированию межэтнической толерантности. Включение высших учебных заведений России в Болонский процесс, неизбежно привело к интенсификации межэтнических контактов, а, следовательно, формирование толерантных установок сознания является крайне актуальной задачей именно на современном этапе развития.
Студенческий возраст - важнейший этап формирования этнического самосознания, следовательно, именно на данном этапе воздействия, этнические стереотипы и установки могут оказаться наиболее эффективными. [1]
Тюменскую область и Казахстан объединяют не только общая граница, но и исторические, культурные, экономические связи. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года на территории Тюменской области проживает 19146 казахов. В вузах Тюменской области регулярно проходят подготовку и переподготовку студенты из Республики Казахстан. Наибольшее количество таких студентов - в ТюмГУ, в ТюмГНГУ. В 2013-2014 учебном году в Государственном аграрном университете Северного Зауралья обучаются 137 казахов, в том числе 20 человек на очном отделении.
На сегодняшний день, в практике работы ВУЗов сформировалось противоречие между необходимостью формирования межэтнической толерантности в многонациональной среде и недостаточным использованием элементов национальных культур (народные игры) в процессе физического воспитания студентов.
Народная игра является не только эффективным средством развития физических навыков студентов, но и средством формирования у них межэтнической толерантности. Культурная ценность народных игр бесспорна. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт и труд, национальные устои, представления о чести и смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку и выдержку, творческую выдумку и находчивость, волю и стремление к победе.
Основные казахские игры, которых насчитывается более 500, имеют разные исторические корни, связанные с различными функциями: военными, воспитательными, обрядовыми, отражают различные стороны жизни и быта народа. Их можно классифицировать по возрастным группам: взрослые, молодежные, детские, а также мужские и женские. Есть групповые и индивидуальные, подвижные и неподвижные. [2]
Существенным достоинством национальных подвижных игр и физических упражнений является возможность их преимущественного проведения на свежем воздухе, для их проведения не нужны сложный инвентарь и специально оборудованные площадки.
Само собой разумеется, при знакомстве с национальной игрой необходимо знать не только её содержание и значение, но и историю её появления. Уже на этом этапе, студенты начинают знакомиться с обычаями, бытом, национальными традициями народов Казахстана, историей возникновения той или иной игры, правилами. Ведь игра несет в себе символическую информацию о прошлом культуры, обеспечивает трансляцию из поколения в поколения исторических черт национального менталитета и этноспецифических ценностей. Это реализуется через рефераты, которые готовят студенты, и докладывают в начале занятий.
Народные игры несут в себе различные задачи, которые направлены на овладение необходимыми в жизни навыками и способностями. Они способствуют развитию силы, выносливости, координации, наблюдательности и других качеств, то есть формированию физически здорового человека. Все это позволяет использовать игру на различных этапах проведения занятия физической культуры.
Вот некоторые игры, которые мы используем в процессе обучения:
«Жамбы ату» (стрельба из лука). Правила игры: Всадники должны были на скаку попасть в кольцо стрелой из лука. Наш вариант: на бегу попасть в обруч мячом (обруч установлен на стойке). «Қазан» (казан). В земле выкапываются ямки диаметром 20 см (казан) на расстоянии 10, 15, 20 шагов. Игроки поочередно кидают камешки. Соответственно начисляются очки за попадание (5, 10 или 15). У каждого игрока 3 попытки. Победителем считается тот, кто наберет больше очков. «Токта» (стой). Игроки встают в круг, рассчитываются по порядку. В центре водящий с мячом. По сигналу водящий бросает мяч, называет один из номеров. Вызываемый, старается поймать мяч, а остальные разбегаются по площадке. Поймав мяч, игрок кричит «стой!» все останавливаются на том месте, где их застала команда. Водящий бросает мяч в любого игрока, который может увертываться, не сходя с места. Если водящий попадает в игрока, тот становится водящим, а в случае промаха игра продолжается вновь (до 5мин). До сигнала игрокам не разрешается разбегаться. Нельзя сходить с места после команды «стой».
«Джаяу-тартыс». Пособие для игры: длинный ремень или веревка (7-8 м.) с завязанными вместе концами. Описание игры: встав на четвереньки, головами в противоположные стороны, "противники" надевают ремень так, чтобы он проходил через шею и подмышки (под руки). По команде руководителя каждый из игроков устремляется вперед с тем, чтобы утянуть "противника" в свою сторону на определенное заранее расстояние.
«Кындык-сандык». Участвующие в игре разбиваются на пары. Встав спиной друг к другу, два участника игры отводят руки назад за корпус и сцепляются в локтевых суставах. После этого они стараются перетянуть друг друга, каждый наклоняя корпус вперед с тем, чтобы поднять "противника" к себе на спину и продержать его в таком положении на протяжении заранее обусловленного времени.
«Тогыз кумалак» — казахская настольная игра. Для нее используют четырехугольную доску, имеющую 18 продолговатых лунок (отау). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой или продолговатой формы (казан). Каждый из двух игроков имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по девять. Главная задача игры - перекладывая камушки в игровых лунках, собрать их как можно больше в свой «казан».
«Асыки» - это спортивная игра, в которой развивается глазомер, вырабатывается ловкость и находчивость. (Асыки - это коленная кость в суставе у баранов и овец). Для игры чертится круг, в центре которого проводиться линия «кон», длина которой зависит от количества игроков и асыков. Асыки ставятся в ряд. Суть игры заключается в том, чтобы ловко бросить с расстояния трех и более метров четыре асыка - они должны встать в нужную позицию или выбить маленькие кости, стоявшие на кону, из круга. Побеждает игрок, который выбьет большее количество асыков.
Следует отметить, что целевым приоритетом применения подвижных игр является не оживление прошлого как такового, а обогащение ими духовного мира современного человека, содержания различных форм его деятельности (игры, учения), в целях воспитания трепетного отношения к культуре предков, как своего народа, так и других народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Ничто не объединяет людей разных национальностей лучше, чем взаимоуважение, основанное на понимании духовного мира представителей другого этноса.
Литература:
- Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя. 2000.
- Адамбеков К.И. Социально-педагогические основы физического воспитания учащейся молодежи,- Алматы: «Санат»., 1998. -198 с.
- Дробижева Л. Об условиях формирования толерантных установок общественного сознания и поведения групп в российском социуме// Век толерантности. Вып. 3-4.
- Танекеев М.Т. Мир народного спорта. Алматы: «Санат», 1998 - 285 стр.
- Сборник казахских национальных игр и развлечений.