В настоящее время внимание не только историков, но и государственных структур, общественности усилилось к вопросам отечественной истории, т.е. истории Казахстана. Это было связано с выступлением в июне 2013 года бывшего госсекретаря PK М. Тажина (с февраля 2014 года он является чрезвычайным и полномочным послом PK в Российской Федерации). Чем объясняется повышенный интерес к отечественной истории сегодня? Какие задачи поставлены перед отечественными историками?
Обращаясь к вопросам теории и методологии исторической науки, следует признать, что история была и есть больше, чем чистая наука.
Историческая наука всегда выполняла в обществе важные социальные функции. Одна из них - научно-познавательная, которая заключается во всестороннем самопознании общества с целью изучения законов его функционирования, что имеет значение для проведения обоснованной государственной политики.
Другой важнейшей функцией исторической науки является формирование исторического сознания или социальной памяти. История накапливает и сохраняет память человечества, опыта поколений, сведения о значимых событиях прошлого. Критерии отбора явлений, достойных изучения, дает господствующая в обществе система ценностей. Социальная память не только накапливает и сохраняет опыт поколений, но и дает оценку исторических событий. Эта оценка может меняться, в связи с изменившимися ценностями общества, а также - выявлением новых исторических фактов. Отдельные личности и социальные группы могут быть осуждены или реабилитированы, с ничтожного человека может быть сорвана маска героя и наоборот оклеветанный невинный человек может стать героем. История может стать своеобразным трибуналом.
Кроме этого историческая наука выполняет очень важную воспитательную функцию. Еще с античных времен в истории видели важнейшую задачу - выработку у сограждан высоких нравственных и гражданских качеств. История - это школа гражданского воспитания, патриотизма.
История всегда находилась в арсенале любого государства и являлась мощным идеологическим оружием. Поэтому еще одна функция истории - политико-идеологическая. Социальная природа истории неизбежно заставляет ее откликаться на актуальные вопросы современного общества. Но вместе с тем, чрезмерная политизация исторических исследований чревата превращением истории в служанку идеологии. История должна быть независимой наукой, а социальные заказы должны сочетаться с поиском истины. Иначе утрачивается научный характер и социальный престиж исторической науки.
История является действенным инструментом в формировании национального самосознания и духовного возрождения народа в период ломки старой и создания новой системы общественных ценностей. Одной из актуальных задач духовного развития Казахстана периода независимости стала задача возрождения отечественной истории.
C обретением независимости Казахстана перед отечественной исторической наукой открылись новые горизонты. Она вышла из своих чисто академических рамок и активно стала участвовать в становлении новых мировоззренческих позиций. Начало перемен в общественной жизни выдвинуло на первый план исторические исследования, свободные от европоцентризма, идеологизации, классового подхода и партийности. За период независимости историческая наука подняла огромный пласт отечественной истории, ранее не востребованной и забытой.
За четверть века казахстанскими историками была проведена колоссальная работа по переосмыслению дореволюционной и советской историографии Казахстана, изучению «белых пятен» национальной истории на основе новых артефактов и архивных источников.
Это позволило определить место и роль Казахстана в мировом пространстве Евразии, способствовало формированию исторического сознания и культурного развития общества. Глубокое изучение исторических процессов было направлено на сохранение политической стабильности, духовного единства и межэтнического согласия.
В современных условиях с исторической наукой связываются большие ожидания в плане реализации социальных функций, о которых говорилось выше.
Сегодня перед отечественными историками поставлены задачи переосмысления теоретико-методологических и концептуальных основ национальной истории, представить ее в контексте мировой истории, с обязательным изучением краеведческого материала.
Особое внимание должно быть уделено истории Казахстана последних 20 лет, периода независимости, а также научному осмыслению государственного строительства и роли личности главы государства в поступательном развитии Казахстана.
Сегодня, на этапе состоявшегося государства, мы должны осмыслить свою историю с высоты современной науки и создать целостную объективную национальную историческую картину, свободной от идеологизации.
В связи поставленными задачами, Президент PK Нурсултан Абишевич Назарбаев предложил разработать специальную программу исторических исследований под названием «Народ в потоке истории».
Цели этой программы:
- создание условий для качественного скачка исторической науки Казахстана на базе передовой методологии и методики;
- расширение горизонтов национальной истории казахов, формирование нового исторического мировоззрения нации;
- осмысление двух десятилетий новейшей истории Казахстана.
Вместе с тем, Министерству образования и науки поручено разработать единые стандарты ГОСО по национальной истории и новейшей истории Казахстана.
На основе стандарта будут разработаны 2 базовых учебника: 1) по национальной истории (Истории Казахстана) и 2) по новейшей истории Казахстана (периода Независимости) нового поколения для школ и ВУЗов и внедрены в учебный процесс. Они были названы М. Тажиным каноническими учебниками. Эти учебники должны быть подкреплены хрестоматиями с конкретными подтверждающими фактами, комментариями, разъяснениями, а также визуальными элементами: инфографикой, рисунками, картами и схемами, аудиокурсами, телевизионными и интернет-версиями, а также электронными версиями для мобильных приложений.
Кроме того, М. Тажин поручил Министерству образования и науки создать специализированный веб-портал по истории Казахстана, на котором любой желающий мог бы получить бесплатный доступ к учебникам по истории Казахстана в любом из цифровых форматов.
Намечено в ближайшее время создание серьезной научной платформы для общественных дискуссий по вопросам национальной истории. Должно быть создано несколько платформ на телевидении, радио, в печатных СМИ и Интернете по вопросам национальной истории. Предлагается также создать достаточно массовый научно-популярный журнал «Актуальные вопросы национальной истории» в электронной и печатной версиях, который мог бы задавать стандарт, планку для обсуждений, избегая дилетантизма и «отсебятины».
В связи с поставленными задачами большое внимание уделяется изучению вопросов краеведения. В учебные планы общеобразовательных школ введен предмет «Краеведение» для 7-х классов в объеме 17 часов в год (1 урок в 2 недели).
Проблемой для казахстанских учителей является наличие достаточного материала для ведения данной дисциплины. Предметом краеведческого исследования может быть край в целом, отдельные районы, населенные пункты, памятные места, отдельные здания и т.п.
Сбор краеведческого материала осуществляется не только учеными историками, но и всеми заинтересованными и увлеченными людьми, широкие массы. Участие людей всех возрастов в сборе краеведческого материала имеет само по себе огромнейшее воспитательное значение. Оно есть уже одна из акций патриотического характера, создающая в своем крае более высокий уровень духовной культуры.
Оно учит людей не только любить свои места, но и любить знание о своих местах. Занятие краеведением не только требует знаний в области истории, искусствоведения, литературоведения, природоведения и пр., но приучает людей всем этим интересоваться и повышать свой культурный уровень, создавать новые и пополнять старые музейные и архивные хранилища, связываться со специалистами, читать научную литературу.
Важной особенностью краеведения является то, что это не только наука, но и деятельность: созидательная деятельность, направленная на сохранение природных и культурно-исторических богатств края, и популяризаторская - деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное широкой публике.
Краеведение — научная дисциплина, облагораживающая предмет своего изучения. Оно придает местности, не имеющей «авторского происхождения», историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, какая жизнь протекала в нем, что в нем было создано, дом этот для нас уже особый. Он наполняется духовным содержанием, преобразуется. Преобразуется и город, чью историю мы познаем.
Краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.
Существует экология биологическая, т.е. экология, необходимая для элементарной жизни, но есть и экология культуры, без которой невозможна для человека культурная, духовная жизнь — жизнь, воспитывающая в нем нравственность, уважение к окружающему, к прошлому, заботу о будущем. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет.