На современном этапе существования общества процесс управления духовным развитием школьников приобретает всё большую значимость. В структуре общешкольного образования значение предметов образовательной области «искусство» далеко выходит за пределы собственно искусства. Прежде всего, искусство является ничем незаменимым фактором формирования
духовного мира человека. Любое произведение искусства содержит в самом себе нравственное начало. В искусстве нравственное содержание является смыслом его существования. Ещё Аристотель говорил о Катарсисе - очищающем и возвышающем воздействии искусства на человека. Великие деятели искусства: музыканты, художники, всегда стремились к тому, чтобы их творения помогали людям, оказывали благотворное влияние на их жизнь. Немецкий композитор Г.Ф.Гендель говорил: «Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей, я стремился их сделать лучше».
Образовательная область «искусство» представлена следующими дисциплинами: 1) музыкальное искусство (предмет музыка) 2) искусство танца (предмет хореография) 3) изобразительное искусство (предмет ИЗО) 4) MXK (мировая художественная культура).
Художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание как процесс управления развитием школьников полностью пронизывает всю структуру общего среднего образования. В силу своей природы искусство может помочь школьнику построить целостную картину мира и способствовать формированию общекультурной компетенции. Данная компетенция предусматривает следующее: понимать и любить культуру своего народа и культурное многообразие мира, т.е. чтобы стать обладателем этой компетенции школьник должен пройти через все этапы художественно-эстетического и духовно-нравственного воспитания.
Художественная педагогика учителя эстетических дисциплин строится на необходимости преодоления взгляда на школьника только как на носителя «суммы знаний, умений и навыков». Заостряется внимание на процесс перехода от педагогики «З.У.Н.» к педагогике развития, открытия. Мы вступаем в эру воспитания, целью которого является скорей открытие, нежели обучение.
В основе системно-деятельного подхода формируемой личности школьника используется перевод художественного образа одного вида искусства на язык других видов искусства: пластического, звукового, вербального. Школьники не просто знакомятся с искусством, они сами являются участниками и ведущими. Дети превращаются в личность, которая обладает эмоциональной сферой, тонкостью восприятия окружающего мира, у них формируется эстетический вкус, развиваются способности эмоционального отзыва. Происходит живое общение с искусством, которое не может оставить равнодушными ни участников, ни слушателей. Интеграция искусств прорастает в новом качестве в идею расширения культурного пространства личности.
Таким образом, с первого дня обучения школьников возникает интерес, желание соприкоснуться с искусством, затем интерес трансформируется в убеждение и в старшем звене это убеждение является частью их мировоззрения. Они выходят из школы обладателями общекультурной компетенции.
Искусство рассматривается как модель образования, как необходимое условие воспитания ребёнка - сначала маленького, затем взрослого. Ребёнок проходит через школу воспитания искусством, которое становится фактором духовнонравственного воздействия на формирование его личности.
Как сказал Ф.И.Шаляпин: «Без искусства не может быть полноценного воспитания личности. C такими важнейшими её гранями, как гражданственность и человечность».
Способы организации социально-педагогической работы по профилактике дезадаптации учащихся среднего школьного возраста
Литература:
- Абдуллин Э.Б. Методология педагогики музыкального образования. - M., - 2010 - 196 с.
- Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - M.. - 1972 - 26 с.
- Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады M., - 1977 - 84 с.
- Нехлопочина А.В. Систематизация эстетического опыта в процессе взаимодействия видов искусства - M., - 2008 - 90 с.