В настоящее время, задачи школьного образования сконцентрированы вокруг личности ребенка, раскрытия его индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности. Современному Казахстану нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию, мыслить творчески искусство занимает ведущее место в сложной системе воспитания человека. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке. C древних времен музыка рассматривалась, прежде всего, как мощное средство формирования личности. По мнению академика А.Жубанова [1], в музыке отражена «мудрость народа», которая несет в себе воспитательную функцию.
Однако сама по себе музыка не всесильна. Лишь при условии союза с талантливым музыкантом-учителем музыки, при наличии в нем педагогических способностей, психологического понимания ребенка как личности и веры в его силы процесс музыкального образования приобретает огромный педагогический эффект. При этом речь идет не только о музыкальном образовании, но и о музыкальной культуре, культуре в целом.
Профессия учителя музыки при всей ее специфике социальна. Именно учитель музыки является связывающим звеном между музыкальным искусством и ребенком, поскольку урок музыки в общеобразовательной школе - это единственная форма всеобщего музыкального образования. Учитель музыки привязан быть проводником высокой духовной, музыкальной культуры. Знаменитый казахстанский поэт и педагог, М.Жумабаев говорил, что: «...без духовности, без обогащения внутреннего мира невозможен дальнейший процесс развития человечества» [2].
Учитель музыки - профессия сложная и многогранная, требующая наличия множества личностных качеств, необходимых как для музыканта, так и для педагога. Однако хорошо известно, что немало замечательных музыкантов избегают педагогической деятельности, не чувствуя в себе призвания к ней. В то же время многие музыканты именно в педагогической деятельности наиболее полно реализуют свои способности, им удается зажечь в детях любовь к музыке, научить их чувствовать и ценить ее красоту, пробудить у них желание заниматься ею, развивать музыкальные способности учащихся, их музыкально-творческое начало [3].
Профессия учителя музыки требует от избравшего ее постоянного совершенствования своей личности, развития музыкальных интересов, творческих способностей. Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих в понятие «учитель», и в понятие «музыкант». Учитель музыки ведет учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей. Учитель музыки должен быть прекрасным музыкантом. Отличное владение музыкальным инструментом, голосом, тонкий музыкальный слух, умение читать с листа, импровизировать во многом определяют успех его деятельности.
Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах, на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен, квалифицированно исполнять на музыкальном инструменте произведения для слушания и аккомпанемент песен. Кроме того, современный учитель музыки должен:
- умело приобщать школьников к музыкальному искусству, делая это в интересной для них форме;
- быть осведомленным о характере музыкальных запросов учеников, об их жизни вообще;
- учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей различного возраста;
- быть хорошим организатором: обеспечить оптимум своей и ученической музыкальной деятельности, оборудовать кабинет, оснастив его самым необходимым;
Казахские народные обычаи и традиции
в духовно - нравственном воспитании
- хорошо играть на инструменте, чутко аккомпанировать, уметь пользоваться современной звуко- и видео - воспроизводящей техникой;
- проявлять внимательность и чуткость [4].
В самом характере педагогического творчества учителя, в частности учителя музыки, есть своя особенность. Она заключается в потребности отдавать другим то, что узнал сам. Учитель музыки - это «человек отдачи», в котором живет неистребимое желание просветительства, при этом педагог ощущает потребность к «лицедейству». На концертах симфонической музыки, в театре, во время чтения литературы в каждом учителе происходит процесс духовного накопления. Без каких либо внутренних команд так же естественно, как дыхание, идет непрерывная работа изобретать, совершенствоваться - вот единственный курс учительской творческой жизни. И реализует он этот курс, прежде всего в создании урока музыки, когда этот урок возникает в воображении, насыщаясь конкретным содержанием, исходя из задач, актуальных именно сегодня. Цель учителя в современном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в учащихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его [5].
Нужно постоянно находиться в поиске новых способов реализации целей и задач урока, стремиться отказываться от трафаретных, застывших форм урока, искать для него разнообразные конфигурации построения. Поиск новых приемов, не использованных ранее видов организации деятельности учащихся, педагогических средств, должен превратиться для учителя музыки в самоцель.
Литература:
- Жубанов А. Струны столетий. - Алматы.: Дайк-Пресс. 2001. - 165 с.
- Жумабасв М. Педагогика. - Алматы.: Кітап. 1993. - 230 с.
- Теория музыкального образования: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Э.Б.Абдулин. Е.В.Николаева. - M.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
- Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие / Жумалиева Г., Суйлемснова Р. - Астана: Фолиант, 2011. - 208 с.
- Затямина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовй контроль: учебно-метод.пособие. -M.: Глобус, 2010. - 170 с.