В концепции воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан говорится о том, что главная задача системы образования - создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций [1]. Обычаи и традиции, народное творчество является не только средством эстетического, нравственного и трудового воспитания подрастающего поколения, но и средством формирования интеллектуальной, творческой личности. Изучение культурного наследия казахского народа помогает обучающемуся осознать его духовный опыт, эстетическую цельность, единство народного искусства. Благодаря ему создается взаимосвязь поколений, воспитывается патриотизм, коллективизм, сплоченность, доверие, гостеприимство, доброта и взаимопомощь, родственное чувство к окружающим людям и природе, и на этой основе формируется творческая личность, ее духовнонравственная основа. Главное место в фольклоре казахского народа, безусловно, принадлежит народной музыке и песне. Ведь именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. C помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать учеников к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности, развивать философские взгляды на жизнь. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют питательную почву для нравственно-эстетического развития детей. Народное искусство есть само творчество, предполагающее естественное развитие ребенка на всех этапах обучения и являющееся основой профессиональной ориентации детей и подростков[6]. Закладывая знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам. Характеризуя культуру как одну из высших достоинств человека, стоит отметить, что она очень велика и многогранна.
А музыкальная культура, это как раз одна из граней всей общей культуры. Что понимается под музыкальной культурой? Под музыкальной культурой понимается сложное интегративное образование, включающее в себя умение ориентироваться в различных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, знания музыкально-теоретического и эстетического характера, высокий музыкальный вкус, способность эмоционально откликаться на содержание тех или иных музыкальных произведений, а также творчески-исполнительские навыки - пения, игры на музыкальных инструментах и т.п. Формирование музыкальной культуры учащихся - сложный процесс, при котором, с одной стороны, происходит стихийное воздействие на них средств массовой информации, в последнее время все более отдаляющих учащихся от золотого фонда классического музыкального наследия. C другой стороны, имеет место система целенаправленного музыкального воспитания и образования, большие педагогические возможности которой реализуются не в полной мере. Отчуждение подрастающего поколения от традиционной культуры своего народа, одностороннее увлечение развлекательной музыкой, чаще всего не способствующее развитию эстетического сознания, высокохудожественного идеала и вкуса, - актуализируют обращение к решению психолого-педагогических проблем в области музыкально-эстетического образования и воспитания. Центральное место здесь занимает учитель, который является проводником культурного наследия этносов, наций, обществ. Современный учитель должен приобщать будущее поколение к различным культурным позициям, ценностям, традициям, быть носителем собственно этнонациональной культуры и вдохновителем формирования полиэтнического самосознания каждого ребенка. Вопросам народного воспитания в истории педагогики уделялось внимание в трудах Я.А. Коменского, А. Дистервега, Ф. Ницше, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого и др. Теоретические и методологические проблемы формирования музыкальной культуры школьников разработаны на положениях отечественной педагогики в трудах В.Н. Шацкой, Д.Б. Кабалевского, Э.Б. Абдуллина и других ученых. Человек и его отношение к миру, формирование его культуры - центральная проблема уроков музыки со школьниками. Общаясь с музыкальным произведением, творчески воплощая музыкальный образ в исполнении, размышлении, активном слушании, дети осваивают эту сущность музыки на разных уровнях: чувства и настроения; характер, образ; композиторское кредо. Музыкальная культура проявляется главным образом, в знаниях музыки, в музыкальных умениях и навыках, в широте и глубине приобретенного учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, а также опыта музыкально-творческой деятельности, которая лежит в основе музыкальной культуры[4]. Рассмотрим структуру музыкальной деятельности как основного компонента в формировании музыкальной культуры учащихся. В процессе музыкальной деятельности развивается чувство любви к музыке, вкус, понимание музыки, музыкальные способности, творчество[5]. В структуре музыкальной деятельности большую роль играют музыкальные способности субъекта. Основываясь на исследованиях Б.М. Теплова, мы выделяем три основные музыкальные способности: ладовое чувство, способность к слуховым представлениям и музыкально-ритмическое чувство, формирование которых происходит в музыкальной деятельности, которые развиваются на основе природных задатков[3]. Проблема развития музыкальной культуры школьников наиболее успешно решается в процессе музыкальных занятий. Творчество, как придумывание чего-то нового, своего, оригинального - важный шаг в развитии ребенка и представляет собой один из компонентов музыкальной культуры личности. Уже к концу начальных классов дети могут иметь вполне развитый интеллектуальный и музыкальный потенциал, быть способными к самостоятельному анализу материала, у них могут быть хорошо развиты музыкальные способности, умения и навыки в области восприятия, пения, игре на музыкальных инструментах, творчества. При достаточно высоком уровне всех форм и видов деятельности, можно говорить о сформированности основ музыкальной культуры личности учащегося [3].
Генетически заложенная в ребенке музыкальность и её развитие в процессе целенаправленного воспитания и обучения являются основой успешного становления его музыкальной культуры как составляющей духовной культуры. Нужно сказать, что музыкальное развитие учащихся зависит в значительной степени от качества занятий, уроков музыки в школе, преподносимого материала. Как материал преподнести детям так, чтобы он мог реальным образом раскрыть творчество детей, способствовал музыкальной культуре и личностной культуре в целом? Рассмотреть это можно на примере прослушивания кюя, при анализе которого следует примерный ряд вопросов: Что вы представили при прослушивании данного произведения? Какой вы представляете природу, степь? Какой характер имеет данное произведение? Какой образ возникает в вашем сознании? Как он дальше развивается: плавно, постепенно, или с резкими контрастами? Как вы думаете, что композитор хотел передать с помощью этого кюя? То есть, в процессе беседы, отвечая на поставленные вопросы дети передают словами то, что прослушали, выражают свои мысли, рассуждают, также пополняют свой музыкальный словарь новыми терминами как жанр музыки, кюй, характер произведения и так далее. Обретая знания в области музыки, постигая различные состояния, возникающие в музыке, играя на инструменте, в процессе музицирования, обогащая свой музыкальный опыт, в процессе непосредственного вовлечения детей в музыкальную деятельность на уроке в детях формируются отблески их первоначальной культуры. Таким образом, формирование музыкальной культуры младшего школьника происходит в процессе активной музыкально-эстетической деятельности, с использованием различных творческих форм и методов, а это могут быть индивидуальные и групповые беседы, музыкально - дидактические игры, устные высказывания впечатлений по прослушанным произведениям и так далее. Изучение на уроках жанров казахской народной музыки - один из эффективных методов формирования культуры учеников. Лучшие образцы народной музыки, обладающие нравственно-эстетическим, воспитывающим и развивающим потенциалом, формируют убеждения, влияют на поведение, удовлетворяют потребность в прекрасном, воспитывают положительные человеческие качества и чувства[7]. Казахская народная музыка обладает очищающим эффектом, благодаря которому человек духовно очищается. Способствует эстетическому, нравственному, трудовому, патриотическому, интернациональному, экологическому воспитанию, в конечном итоге способствует формированию в учащемся духовной культуры.
Литература:
- Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан/ Астана - 2009.
- Калиммуллина Л.Д. «Роль музыки в формировании нравственной культуры детей».// Дополнительное образование.- 2003;,№10,-с.43-45.
- Теплов, Б. М. Способности и одаренность. Проблемы индивидуальных различий Текст. / Б. М. Теплов. M., 1961. - 536
- Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы//Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа/Сост. Е. О.Яременко. - M., 2001. - С. 27.
- Музыкальное образование в школе: Уч. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш, и сред. пед. учеб, заведений / Л.В. Школяр, В. А. Школяр, Е.Д. Критская и др.; под ред. Л.В. Школяр. - M., 2001.
- Джердималиева Р.Р., Момбек А.А., Ахметова З.Р. Выпуск 2. «Музыкальное образование в Казахстане». / Алматы 2006.
- Якунчев М. А., Горшенина С. Н. Этноэкологические традиции в педагогической культуре народа // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 5 - С. 25-30.