Одним из важнейших условий существования человека в современном мире с его увеличивающимся потоком информации является владение полноценным навыком чтения.
Чтение является одним из главных средств познания, с помощью которого расширяются представления учащихся об окружающем мире, формируется личность школьника, его положительные личностные качества, развивается мышление и связная речь.
Формирование навыка чтения начинается с первого класса. Этот период является сложным в жизни ребенка как в социальном, так и в психологическом, физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка, а именно: появляются и расширяются новые контакты, новые условия жизни, новые виды деятельности, новые требования. Не случайно физиологи называют начало обучения уязвимым (критическим) периодом, связанным со значительным напряжением, низкой работоспособностью [1].
Обучение чтению как виду речевой деятельности начинается с уроков «Русской грамоты» в 1 классе, на которых формируются первичные навыки чтения - техника чтения, сочетаемая с пониманием смысла читаемого. Совершенствование навыка чтения продолжается во 2-4 классах на уроках «Литературного чтения», когда учащиеся постепенно включаются в более сложные действия читательской деятельности - восприятия, воссоздания и воспроизведения текста. «В этот период имеют место как технические действия (восприятие знаковой системы данного языка), так и осмысление текста (переведение авторского кода на свой смысловой код)» [2].
Актуальность исследования обусловлена тем, что, одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у младших школьников читательских умений. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Чтобы научить детей работать с произведением, необходимо сформировать специальные читательские умения. Эти умения, сформированные в начальной школе, будут необходимы и достаточны для того, чтобы в основной школе учащиеся умели полноценно читать, понимать и получать эстетическое удовольствие от чтения литературы разных жанров
Термин «читательские умения» употребляется в методической литературе в широком и узком значении. В широком значении читательские умения охватывают всю литературно-учебную деятельность школьников (умения анализа и оценки произведения, речевые умения, библиографические умения); в узком - трактуются как умения, необходимые для восприятия художественного произведения[3].
Единого подхода к определению понятия «умение» в методике нет. Различие в трактовке данного понятия состоит в признании умения действием или системой действий (Н.Д.Молдавская, А.М. Сафонова и др.) [4] либо готовностью, способностью человека выполнять действия (Л.Я.Гришина, Н.Я.Мещерякова, Ю.И. Мизина и др.). Трактовка умения как действия применительно к читательским умениям приводит к тому, что на первый план выступает операционная сторона умения. Это выражается в том, что в школьной практике центр тяжести переносится на обучение детей приемам работы - составлению плана, рисованию словесных картин, характеристике персонажей и пр. Уровень владения навыком чтения определен требованиями Госстандарта PK, который является единым для всех типов школ, независимо от начальной подготовки учащихся к школе, возрастных особенностей каждого школьника. Однако уровень сформированности навыка чтения может быть вариативным (возможный уровень) для той категории учащихся, которые приходят в школу с определенными навыками: знают буквы алфавита, имеют навыки слогового чтения или целыми словами. Процесс формирования навыка чтения для данных учащихся не должен прерываться в своей динамике, необходимо создавать условия для дальнейшего развития техники чтения и смыслового понимания читаемого.
В соответствии с уровневой организацией произведения выделяются частные читательские умения, связанные с определённым структурным элементом текста: языком, художественным образом, композицией, образом- персонажем, образом- переживанием, авторской позицией. Рассмотрим их:
1. Умение воспринимать изобразительно- выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении. Это умение предполагает анализ построения фразы, выбора слова, авторского выбора в построении фраз. Ученик учится воссоздавать в воображении картины жизни, образов героев, постигать авторскую оценку в зависимости от авторского выбора слов. Формированию данного умения способствуют:
- подбор синонимов с целью осмысления оттенков значения слов,
- сопоставление авторского текста с намеренно искаженным вариантом,
- выделение изобразительно-выразительных средств языка с целью воссоздания картин природы, характеристики персонажей, выявления авторской позиции[5].
- Умение воссоздавать в воображении картины жизни, созданные писателем. Это умение тесно связано с предыдущим умением, но не сводится к нему. Формирование рассматриваемого умения опирается на начальное представление о соотношении литературы и действительности, выраженное в доступной детям форме, и на понимание различия между оценкой рассказа как произведения искусства и выражением отношения к жизни, которая изображена в рассказе. Воссозданию образов способствует анализ иллюстрации, графическое и словесное рисование.
- Нарисуй любимого персонажа
- опиши отрицательного персонажа[6].
- Умение устанавливать причинно-следственные связи,видеть соотнесенность эпизодов, понимать логику развития действия.
Существенным элементом рассказа является сюжет, представляющий собой систему событий в произведении. Чтобы воспринимать события как систему, проследить смену эмоциональной тональности, увидеть, как раскрываются образы героев, необходимо понять закон сцепления эпизодов. Т.к. и в композиции отражается видение мира. Поэтому формирование данного умения возможно только на основе представления о композиции. Наиболее эффективный прием, позволяющий сделать необходимые наблюдения, - составление плана, основанного на вычленении композиционных элементов рассказа.
- Составь план к прочитанному произведению.
- Перескажи в соответствии плана.
- Умения целостно воспринимать образ- персонаж в эпосе, образ- переживание в лирике как один из элементов произведения, служащий для раскрытия //гЛл/. Целостноевосприятие предполагает, что читатель осознает мотивы поведения персонажа, соотносит между собой поступки, переживания героя, авторское отношение к нему. В воображении создается образ-персонаж, к которому читатель относится как к живому человеку. (Герой создан автором для раскрытия какой-то цели). Наиболее эффективны следующие приемы:
- выявление мотивов, обстоятельств, последствий поступков персонажей (как ты думаешь, почему главный герой поступил так, а не иначе?);
- сопоставление размышлений, переживаний и поступков с целью воссоздания образа-персонажа;
- "расшифровка" мимики, жестов, интонации с целью выявления изменения внутреннего состояния персонажа;
-Составление плана рассказа, чтение по ролям, составление рассказа о герое или от лица героя, рассказа по аналогии, создание диафильма с целью осмысления характера и идеи произвеления[7].
- Умение видеть авторскую позицию (отношение, оценку) во всех элементах произведения. Дети при самостоятельном чтении не только игнорируют присутствие автора в тексте, но и вообще не обращают внимание на то, кто написал произведение. Чрезвычайно важно с первых уроков обращаться к выявлению авторской оценки событий, персонажей. Необходимо так строить работу, чтобы юный читатель не слепо следовал авторской мысли, а вырабатывал собственное отношение уотношению автора. Формирование данного умения опирается на представление об авторе, как о творце произведения (подготовь и расскажи биографию автора).
В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга. В основе полноценного восприятия лежит умение воспринимать изобразительно - выразительные средства языка. Только постигнув их образную окраску и осознав их роль в произведении, можно воссоздать в воображении описанные автором картины, установить связь между ними. Умение воссоздавать картины способствует воссозданию образа - персонажа. Умение осваивать идею произведения вбирает в себя все умения. А освоив идею, читатель по-новому взглянет и на язык, и на композицию, и на персонажей произведения.
Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.
Литература:
- Дубровинская Н. В. Психофизиология ребенка. - М: Туман. Изд. центр Владос, 2000. - С. 142
- Макарова Р.В. Понятие графики и графемы. «Системы и уровни языка». - М. 1969. - С.25.
- Педагогический словарь.—M.. 1999
- Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - M.: Педагогика. 1976
- Граблева В.Н. Словесное рисование на уроках чтения при изучении лирических произведений //Начальная школа - 2000 - №11
- Воюшина М.П. "Анализ художественного произведения", - СПб, "Образование", 1998
- Воюшина М.П. "Формирование у младших школьников умения анализировать художественный рассказ". - СПб. "Образование", 1998