Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Роль наследия Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсарина, Чокана Валиханова в духовно-нравственном воспитании молодежи Казахстана

Проблемы нравственности давно волнуют человечество. Нравственное воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из сложных, важных и вечно актуальных задач в жизни общества.

Сегодня, молодежь Казахстана - это одна из самых организованных, социально-активных слоев населения, она объективно является генератором новых идей, жизненной силой и энергией общества. Молодежь Казахстана не просто будущее страны, это ее настоящее.

В концепции государственной молодежной политики Республики Казахстан подчеркивается, что основной целью и приоритетами государственной молодежной политики являются формирование у молодежи патриотизма, нравственное и духовное развитие.

Сегодня мы являемся свидетелями актуализации проблемы духовного наследия прошлого нашего народа, а также обновления духовных начал, которое приобрели особую остроту в условиях суверенитета, формирования новых политических, нравственно - этических норм, принципов и подходов в решении самых неотложных вопросов жизни.

Особое место в духовном развитии и становлении своего народа занимают идеи А. Кунанбаева, Ч. Валиханова, И. Алтынсарина.

Содержание нравственного воспитания у казахских просветителей представляет собой свод этических норм, которые являются моральным кодексом и своеобразной энциклопедией педагогических знаний.

Как утверждал Ибрай Алтынсарин, главными средствами нравственного формирования является труд и пример родителей. По его мнению, основу нравственности составляет образование и воспитание: «Только постоянная забота и нравственное воспитание формирует в ребенке самые лучшие нравственные качества».

Роль наследия Абая Кунанбаева, Ибрая Алтынсарина, Чокана Валиханова 133 в духовно-нравственном воспитании молодежи Казахстана

Деятельность Алтынсарина пронизана размышлениями о сущности нравственности, смысле человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и отношений, воспитания высоконравственной личности. Алтынсарин придавал большое значение Трудовому воспитанию. Смысл труда не в том чтобы обеспечить личное благополучие, удовлетворение, а должно быть социальное значение. В педагогической деятельности Алтынсарина большое место занимают вопросы воспитания и обучения детей. Он придавал огромное значение роли учителя как главного двигателя всего учебного и воспитательного процесса в школах. Он считал, что учителя должны любить своих учеников и быть любимы своими учениками и их родителями. И тогда можно будет достигнуть целей, стоящих перед воспитанием и образованием.

Основа нравственности - образование и воспитание. Педагог-энтузиазист Ибрай Алтынсарин свою практическую деятельность сочетал с широкой пропагандой идей просвещения, культуры, прогресса, приобщения казахского народа к культуре и науке русского народа.

В его педагогических произведениях четко прослеживаются идеи народности, гуманизма, любви к родине. Они глубоко проникнуты и идеей воспитания человечности. Педагог-просветитель показал великое значение труда и утвердил целью воспитания — уважение к труду.

Согласно Ч.Валиханову, только знания и образование придают человеку силы и являются великим орудием в борьбе за просвещение и благосостояние народа. Только просвещение может вывести казахский народ на путь свободного и нравственного совершенства.

Выдающийся казахский поэт и демократ, просветитель XIX века Абай Кунанбаев оставил нам, потомкам, свое многогранное наследие. Он сумел познать специфику складывающейся веками духовной культуры казахского народа и прежде всего — его фольклора.

Абай считал одним из главных средств воспитания — труд. Он подчеркивал важность овладения знаниями, что духовное совершенствование личности во многом зависит от просвещения.

Заслуга Абая Кунанбаева состояла в том, что он искал пути обновления человека, старался поднять его духовность, усовершенствовать его нравственные качества. Его призыв к утверждению идеалов общечеловеческой справедливости «Адам бол!» («Стань человеком!») сохранил свою актуальность и в наше время.

Абай придавал особое значение приобретению положительных нравственных качеств людей и подчеркивал особую роль личной заинтересованности каждого отдельного индивида в достижении уровня «совершенного человека». Путь к ней лежит через знание, через нравственное и духовное совершенствование.

Жизнь и борьба за правду должны стать основой жизненного пути, который ведет к знанию. Только просвещенный человек старается добыть хлеб свой насущный честным трудом, стремится к справедливости и не делает зла другим, вырабатывает в себе нравственные качества, противостоящие порокам.

Абай - наставник и учитель, выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, цель которого сделать из ребенка труженика, патриота, разносторонне развитого, высоконравственного человека, живущего интересами, мыслями и чаяниями родного народа. Труд и просвещение народа, по мнению Абая, - это средства достижения нравственного идеала. Абай упорно стремился утвердить идеал нового человека — деятеля разума и просвещения, поборника труда и науки, заступника слабых и угнетенных.

Абай Кунанбаев затрагивал и многие другие темы. Он размышляет также о достоинстве человека, о вере и неверии, о воспитании молодежи, об отношении к людям других национальностей, о необходимости культуры и просвещения.

В огромном наследии Абая важное место занимают «Слова назидания» — плод его многолетних раздумий — представляющие собой философско- моралистические, психолого-педагогические высказывания поэта.

Главная мысль в «Словах назиданиях» - утверждение красоты человеческого духа, неисчерпаемых возможностей личности. «Качества духовные — вот что главное в человеческой жизни», — утверждал Абай.

Его «Двадцать первое слово» пронизано идеями патриотизма и демократизма. Патриотизм можно определить как нравственное качество человека.

Народ является хранителем патриотических традиций созданных многими поколениями.

Патриотическое воспитание способствует приобщению людей к материальной и духовной культуре народа; укрепляет черты национальной психологии, тем самым воспитывает у людей уважительное, почтительное отношение к своему народу, к своей Родине. Любовь к Родине, единство — это первооснова нравственности. Сегодня, особо следует акцентировать внимание на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма. Передовые представители казахского народа всегда отличались патриотизмом и любовью к народу. Доказательством этого являются патриотические идеи казахских мыслителей Ч. Валиханова, Ы. Алтынсарина, А. Кунанбаева.

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что в прошлом столетии Чоканом Валихановым, Ибраем Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым были провозглашены нравственные нормы, возвышая любовь к труду, борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки и к образованию, их высшие нравственные принципы не утратили своего значения и в наше время, и мы сегодня относимся к ним с высоким уважением, потому что они не утрачивают своей актуальности, требуют самого пристального научного изучения.

Так И. Алтынсарин стремился, чтобы школа по своей идейной направленности служила принципу народности и воспитывала детей в духе любви к Родине. Он утверждал, что образование должно быть гуманным и народным, доступным и богатым и бедным. Мысли просветителя совпадали с взглядами его современников Ч. Валиханова и А. Кунанбаева.

Нравственные позиции Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева являются теоретико-методологическим источником развития основ теории нравственного воспитания школьников Казахстана. В своих взглядах на нравственное воспитание школьников казахские просветители опирались на принципы гуманизма, демократии, патриотизма, оптимизма, воспитания в труде. Основными факторами нравственного воспитания личности считали среду и воспитание. Цель формирования морального облика человека видели в воспитании нравственно ориентированной личности, задачи - в воспитании нравственных качеств личности.

Культура любого народа невозможна без осознания прошлого, собственных исторических корней. C этой точки зрения, мысли, идеи, высказывания казахских мыслителей, педагогическое наследие просветителей XIX века актуальны и в настоящее время, когда перед образованием стоят задачи, требующие формирования личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Памятники литературно-педагогической сокровищницы казахов являются предпосылкой поиска эффективных средств воспитания на народных традициях и обычаях.

Наследие - это необходимый фундамент для построения будущими поколениями новой культуры. Настоящее поколение обогащается опытом прошлого и передает его будущему человечеству. И этот вечный круг трех единств не замыкается, пока живет народ.

Создание духовного общества, основанного на общечеловеческих благах и национальных ценностях, является обязанностью каждого из нас. Сегодня поднятие духа и идеологии страны, формирование патриотических чувств является важной задачей для нашего независимого государства. Для этих целей нам необходима национальная идея, укрепляющая духовные основы нации и высокие цели.

Таким образом, изучение наследия казахских просветителей, их нравственных позиций, показывает, что моральные нормы, осуждающие подлость, нечестность, лень, злобу, возвышающие любовь к труду, честность, национальное самосознание, упорное стремление постичь науку - высшие нравственные идеалы не только не утратили своей значимости в наше время, а приобрели новую силу значения и требуют самого пристального изучения, анализа и овладения ими.

 

Литература:

  1. Концепция государственной молодежной политики Pecm блики Казахстан.
  2. Жарикбаев К. Б.. Калиев С. К. Антология педагогической мысли Казахстана. - А., Рауан. 1995,-с. 78-90.
  3. Мамырбекова А. Нравственный оптимизм Философских воззрений Абая.//Мысль. 2007. № 8. с. 55.
  4. Каракузова Ж. К.. Хасанов М. Ш. Космос казахской культуры. - А., 1993, - с. 5.
  5. Кабдуев А. Воспитание личности и право.//Мысль.2005. № 6. с. 39.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.