Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему толерантности как центральную на рубеже третьего тысячелетия. Все эти процессы в полной мере обнаруживаются в Казахстане. Специфические характеристики здесь имеют миграционные процессы, людей других национальностей.
Сложно происходит формирование новых и утверждение старых этноструктур, сопровождающееся порой межэтническими конфликтами, ростом сепаратизма и другими явлениями, угрожающими безопасности страны. Именно в связи со всем этим установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в Казахстане особую важность и смысл. И особенно актуальна эта проблема в организации воспитания молодого поколения. Это обусловлено не только общей остротой реального положения этой проблемы в стране, не только необходимостью сохранения жизненно важных позиций, но и тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения.
Значительная часть истории — Казахстана - это история этнического и культурного взаимодействия населяющих его народов. В Казахстане проживают представители более 130 национальностей, которые относятся к различным этнолингвистическим семьям и группам, имеют разное вероисповедание, собственную культуру, свою, нередко сложную и драматичную, историю. Здесь накоплен уникальный опыт мирового сосуществования народов, цивилизаций, культур и различных вероисповеданий в одном государстве.
Главное же заключается в том, что в силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них. Мы должны понимать, что современные дети живут в новых условиях: в новых условиях существования этноса, к которому они принадлежат (в частности, нередко в отрыве от территории, на которой сформировался этнос), в условиях не двуязычия, а многоязычия информационного пространства, в которое они включены, в ситуации пересечения многих культурных каналов, в которые они включаются через СМИ и которые далеко не всегда регулируются родителями и школой, обществом (в малой степени государством), в условиях контактов с разноязычными сверстниками и т.д.
Нельзя не учитывать также новые темпы взросления детей и более выраженное их стремление к самоутверждению, когда этнический компонент становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой - четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов. Одним словом, реальное положение в стране, значимость задач, ответственность за будущее и особенности социального положения молодого поколения делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений остроактуальной и значимой, хотя и чрезвычайно сложной, особенно в связи с предъявлением высоких требований к способам и уровням её решения.
В международном сообществе Казахстан признан как страна, ведущая последовательную внутреннюю политику, направленную на обеспечение толерантности, межконфессионального и межкультурного согласия представителей всех национальностей, проживающих в Казахстане и представляющих единый народ Казахстана — народ, который активно строит современное и конкурентоспособное светское государство. Казахстан заинтересован в расширении и углублении так называемого диалога цивилизаций, всегда поддерживал и сам выражал готовность выступить с международными инициативами, направленными на сближение понимания между Востоком и Западом по ключевым проблемам современного мироустройства.
Решение новых задач, возникших в современном обществе, требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития человека, не только обладающего комплексом знаний, навыков и т.д., но способного к широкому общению, в том числе в многонациональной среде, в духе гуманистических традиций и идей, на сегодняшний день обществом осознаётся необходимость обеспечения толерантного мироустройства. Именно толерантность сегодня должна стать основой построения гуманного общества, где высшей ценностью является человек, его интересы и способности, нравственные и духовные качества, создание возможностей для познания личностью себя и самореализации.
В «Декларации принципов толерантности», принятой ЮНЕСКО, подчеркивается, что «конструктивное взаимодействие социальных групп может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия» [1].
На этом фоне Казахстан является примером взаимоотношений, характеризующихся взаимопониманием различных общественных групп, недопущением проявлений ненависти и насилия. Не случайно одной из главных идеологических опор Глава нашего государства определяет укрепление межнационального мира и согласия, наличие уникального межконфессионального диалога представителей различных религий [2].
Президент Нурсултан Назарбаев подчёркивает тот факт, что «в стремлении к единению и толерантности заключается великая мудрость народа нашей страны» [3, с. 2]. Глава государства, выступая на Совещании ОБСЕ по межкультурной, межрелигиозной, межэтнической толерантности в Алматы, подчеркнул особую значимость толерантности: «Именно толерантность стала решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана. Для нас принцип толерантности является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государства, который мы самым решительным образом поддерживаем и укрепляем» [4, с. 2].
В Доктрине национального единства, принятой в 2009 году, отмечено: «Обеспечение межэтнического и межконфессионального согласия, гражданского единства является важным условием развития Казахстана, реализации стратегических задач социально-экономической и политической модернизации страны. Сегодня в Казахстане сформирована собственная модель межэтнического согласия, получившая высокую оценку в мировом сообществе» [5].
Целью стратегии Ассамблеи народа Казахстана является укрепление стабильности и согласия в обществе и процессе формирования казахстанского народа, его сильной государственности, открытого гражданского общества. Основная задача - формирование казахстанской идентичности путем консолидации этносов Казахстана на основе гражданской и духовно-культурной общности при стержневой роли государственного языка и культуры казахского народа [6].
Казахстанское государство стремится проводить сбалансированную национальную политику, направленную на обеспечение толерантности, межкультурного и межэтнического согласия. Жизнедеятельность страны с ее народом, полиэтническим по составу, в условиях обновляющегося мира и процессов глобализации, все большего взаимопроникновения, взаимоотношения и диалога культур, идей может быть тем активнее, чем более подрастающее поколение будет носителем как национальной, так и общечеловеческой культуры, и духовности. В этой связи задача воспитания толерантной личности школьника ныне приобретает все большую актуальность.
Итак, наша страна многонациональная, этнически многообразная, поэтому на первый план выдвигается потребность формирования у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании. Образовательная среда с ее внутренним и внешним пространством актуализирует проблему воспитания этнической толерантности, остро требующей практического решения и его научного обоснования, толерантных качеств у подрастающего поколения. Решение этой задачи требует новых подходов к организации образовательного процесса, его направленности на решение проблем воспитания и развития человека, не только обладающего комплексом знаний, умений и навыков, но и способного адаптироваться к полиэтнической среде, приобщаться к гуманистическим идеям и традициям. Это чрезвычайно важно для воспитания личности, способной проявить готовность к пониманию и сотрудничеству, терпимость к инакомыслию, основанные на моральных ценностях, что в значительной степени активизирует процесс социализации личности, способствует продуктивному социальному взаимодействию.
Литература:
- Декларация принципов толерантности // Генеральная конференция ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
- Амребаев А. Казахстанский опыт толерантности // Казахстанская правда. 2014. - 17 ноября.
- Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» // BNeyvs.kz «yvyy yv.bnews.kz».
- Калилаханова К. Выбор Казахстана: толерантность и созидание // Казахстанская правда. 2013.-29 декабря.
- Доктрина национального единства Казахстана. - Астана, 2009.
- Стратегия Ассамблеи народов Казахстана на долгосрочный период (до 2011 года) // Утверждена Указом Президента Республики Казахстан № 856. - 2002. - 26 апреля.