Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Методологическая основа исследования музыкального образования:цивилизационный и культурологический подходы

Аннотация

В статье рассматриваются методологические подходы (цивилизационный и культурологический в изучении истории музыкального образования. Особенность применения методологических подходов в изучении истории музыкального образования состоит в том, что предмет находится в пространстве двух областей исторического знания - истории образования, педагогической мысли и истории музыкальной культуры, частью которой является история музыкального образования. Данная специфика обусловила необходимость обращения к методологическому арсенал}, используемому в каждой из указанных отраслей исторического знания, главным образом к тем познавательным средствам, позволяющих на современном научном уровне изучать, интерпретировать прошлую действительность.

На различных этапах развития художественного знания в целом и педагогической науки в частности были приоритетными различные концептуальные модели осмысления историко-педагогического процесса. Методологически обосновывая проблему музыкального образования, считаем необходимым, прежде всего, уделить внимание историко-педагогическим изменениям, происходивших в конце XX веке:

  • смена образовательных парадигм, обусловленная интенсивными изменениями в политико-экономической и социально-культурной сферах;
  • характеристика педагогической образовательной системы, способствующая эффективности ее развития, понимаемая как степень удовлетворения потребности личности, запросов общества, заказа государства [1, с.5О].

C нашей точки зрения нашего исследования выявить закономерные связи и отношения к изучаемым положениям, позволят методологические подходы. Методология на философском уровне трактуется как «тип рациональнорефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах духовной и практической деятельности» [2, с.553]. Различают общенаучную методологию и методологию частных наук. В поле зрения общей методологии находятся вопросы обоснования научного знания независимо от того, в какой конкретно отрасли науки оно получено. Частная методология исследует методологические проблемы отдельных наук или их узких групп [3]. К числу частных относится методология истории, изучающая природу, принципы и методы исторического познания [4]. В этом ряду находится и методология истории педагогики, в том числе истории музыкального образования.

Обоснование выбора и раскрытие сущности методологических подходов к изучению исследуемой проблемы необходимо начать с анализа процессов, протекавших в методологии исторической и историко-педагогической науки последнего десятилетия XX - начала XXI века. Указанный период - это годы активной разработки теоретико-методологических проблем исторического знания. Об этом свидетельствует рост числа публикаций, количества «круглых столов», научных конференций и семинаров, посвященных вопросам методологии истории образования и педагогической мысли. Интенсивность исканий была обусловлена произошедшими в стране кардинальными трансформациями в обществе, что вызвало необходимость поиска новых методологических ориентиров, в познавательный арсенал которого вошли ранее не применявшиеся научные подходы, в том числе цивилизационный, парадигмальный, аксиологический, гендерный и др. Для методологического мышления характерными стали отрицание жесткого линейного детерменизма, отказ от методологических крайностей и абсолютизации тех или иных познавательных средств, отход от гносеологического монизма, ориентированность на диалогическую форму исторического познания, доминирование культурологической тенденции над сциентической. Методологическая мысль стала ориентировать исследовательскую практику в антропологическое русло, нацеливать на проведение исторических исследований на макро и микро уровне, на расширение предметного поля научных изысканий, за счет обращения к истории ментальностей, истории повседневности, истории детства и др.

Важным результатом методологического поиска 1990-х годов стало признание историками следующих положений:

  • не существует единого, универсального метода познания, способствующий без ущерба для научной объективности исследовать все многообразие процессов и явлений исторической действительности;
  • все научные теории, исследовательские подходы, методы содержат рациональные зерна, обладают познавательным потенциалом и могут быть в определенных границах использованы в исследовательской практике;
  • при изучении исторических реалий целесообразно обращаться к разным исследовательским стратегиям, применять разные научные подходы, необходим синтез этих подходов, их генерирование [1, с.51].

Особенность применения методологических подходов в изучении истории музыкального образования состоит в том, что предмет находится в пространстве двух областей исторического знания - истории образования, педагогической мысли и истории музыкальной культуры, частью которой является история музыкального образования. Данная специфика обусловила необходимость обращения к методологическому арсеналу, используемому в каждой из указанных отраслей исторического знания, главным образом к тем познавательным средствам, позволяющих на современном научном уровне изучать, интерпретировать прошлую действительность.

В историко-педагогической науке рубежа XX-XXI веков с ее приоритетным вниманием вопросам преемственности исследования, проблеме человека входит цивилизационный и антропологический подходы, а в истории музыкальной культуры - культурологический подход. Методологическую платформу нашего исследования составили цивилизационный, культурологический, антропологический, аксиологический и гендерный подходы. В данной статье раскроем цивилизационный и культурологический подходы.

Цивилизационный подход представляет собой особое измерение исторического процесса, которому присуще принципиально новое представление «соотношение миров экономики, политики и культуры, роли духовного фактора в истории» [4]. Включенность в орбиту цивилизационного подхода духовной сферы делает его особенно необходимым при изучении феноменов духовной деятельности, одним из которых является музыкальное образование. Базовым в цивилизационной теории является понятие «цивилизация». Оно известно с античности, введено в научный обиход в XVIII веке, имеет множество определений, трактовок, типологии. Присущее цивилизации особенности воплотились во всех сферах социокультурной практики, включая педагогическую и оказали свое воздействие и на музыкальное образование. Суть цивилизационного подхода изучения процесса развития, функционирования музыкального образования заключается в рассмотрении этого процесса в контексте основных характеристик цивилизации, в выявлении и объяснении влияния принципов самобытности на музыкально-образовательную теорию и практику. Рассмотрение с этой позиции базовой черты цивилизации, как приверженность к духовным ценностям, помогает во многом понять, почему мыслители, передовая педагогическая практика всегда отстаивали мысль о необходимости введения искусства в семейное и школьное образование, о важности приобщения всех детей к музыке.

Следовательно, обращение к цивилизационному подходу с содержащейся в нем идеей исторической преемственности, связи времен способствует прояснению целого ряда принципиальных аспектов теории и практики преподавания музыкального искусства в учебных заведениях (школа, колледж, институты, университеты и т.п.). Опора на базовые принципы цивилизации помогает во многом понять и объяснить своеобразие, особенности, присущие отечественному музыкальному образованию в прошлом, а также осмыслить его современное состояние и, отчасти, предвидеть развитие в будущем.

В научной литературе, подчеркивается, что цивилизация основывается и вырастает на культуре между которыми наблюдается органическая связь и взаимопроникновение. В свою очередь, цивилизация создает условия, базу для развития культуры, реализации различных форм культурной деятельности [6]. Поэтому изучать историю музыкального образования следует опираясь на адекватные культуре исследовательские средства, т.е. культурологический подход, в основе которого лежит фундаментальное понятие «культура», имеющая множество интерпретаций:

Для нашего исследования наибольший интерес представляют интерпретации, отражающие человекотворческую функцию данного феномена, «...как сотворенную человеком материальную и духовную среду его обитания, способ преобразования его природных задатков и возможностей, условие развития творческих способностей личности и гуманизации общества» [7, с. 143].

В приведенном определении культура рассматривается в тесной связи с образованием и содержит огромный ресурс для развития личности, совершенствования образовательного процесса. Образование, будучи базовым институтом культуры, обеспечивает трансляцию культурных норм и ценностей, вводит человека в мир культуры [8]. На основе взаимосвязи образования и культуры создаются культуроцентристские модели образования, включающие в себя уровни и подсистемы. Важнейшее место в ее пространстве принадлежит духовной культуре, в сферу которого входят просвещение, наука, мораль, религия, другие формы духовной жизни. Неотъемлемый элемент духовной сферы - художественная культура, и ее разновидности, присущие свойства.

Музыкальная культура, «есть единство музыки и ее социального функционирования» [9]. А.Н.Coxop рассматривает музыкальную культуру как сложную систему, включающую:

  1. музыкальные ценности (произведения и их исполнительские трактовки);
  2. все виды деятельности по их созданию, распространению, усвоению (автор, интерпретатор, обучающийся);
  3. специальные институты и учреждения, обеспечивающие эту деятельность (театры, филармонии, издательства и др.);
  4. всех субъектов, участвующих в музыкальной практике [10].

Субъектами музыкальной культуры выступают «композитор - исполнитель - слушатель», то есть создатели, трансляторы, потребители музыкальных ценностей (в трактовке Б.В.Асафьева). Участники данной «триады» получают подготовку к деятельности в мире музыки через сферу общего или специального музыкального образования. Обе ветви музыкального образования также представляют собой важный и неотъемлемый компонент музыкальной культуры. При этом общее музыкальное образование одновременно является частью общего школьного образования. Сущность культурологического подхода как познавательного средства состоит в соотнесении изучаемого явления с пространством культуры, «встраивания» этого явления в определенный историко- культурный контекст, нахождении связей, взаимодействий предмета изучения с различными областями культуры [11]. Применительно к нашему исследованию это означает необходимость сопряжения феномена музыкального образования с отечественной музыкальной культурой, а также осмысление процессов взаимодействия и взаимовлияния данных сфер.

Опора на культурологический подход позволяет установить влияние процессов, происходивших в музыкальной культуре на развитие музыкального образования - на его ценностные ориентации, целевые установки и содержание; предусматривает рассмотрение и обратной связи - влияние музыкального образования на музыкальную культуру; помогает прояснению вопросов воздействия музыки на распространение ценностей музыкальной культуры; содействует воспроизводству потребителей музыкального искусства. Культурологический подход нацеливает на осмысление вопросов теории и практики преподавания музыки не только в пространстве музыкальной культуры, но и в сопряжении с другими сферами социально-культурной практики, прежде всего с областью общего образования - базовым институтом трансляции культуры.

Следовательно, значение культурологического подхода состоит в том, что, ориентируя на рассмотрение исследуемой проблемы в широком культурном контексте, способствует прояснению роли и места музыкального образования в казахстанском культурном пространстве, выявлению взаимодействий этого образования с различными культурными сферами, прежде всего музыкальной культурой и общим образованием как ведущими детерминантами развития музыкально-образовательной практики.

Из вышеизложенного следует, что особенность, многоаспектность решаемых задач способствовали применению цивилизационного и культурологического подходов, которые под определенным углом зрения дают возможность познавать, интерпретировать исследуемое явление. Применение цивилизационного подхода позволяет прояснить смысл и сущность изучаемой проблемы через призму базовых принципов цивилизации. Культурологический подход открывает возможность соотнести с пространством культуры, «встроить» это явление в определенный историко-культурный контекст, показать связи, взаимодействия исследуемого феномена с различными культурными сферами, прежде всего с музыкальной культурой и областью образования. Избранные подходы в нашем исследовании составляют методологическую основу, позволяющую в полной мере, адекватно реконструировать и объяснить исследуемую историческую реальность.

 

Литература:

  1. Момбек А.А. Педагогика и психология, №3 (24). - Алматы: ¥лагат, 2015.
  2. Швырев В.С. Методология //Новая философская энциклопедия: в 4 т. - M.: Мысль, 2001. Т.2.
  3. Кудрявцев В.Н. Об особенностях методологии социальных и гуманитарных наук //Новая и новейшая история. - M., 1995, №3.
  4. Ивин А.А. Методология науки //Философия: энциклопедический словарь. - M.: Гардарики. 2004.
  5. Толстых В.И. Цивилизация //Новая философская энциклопедия. - M.: Мысль, 2001, Т.4.
  6. Мчедлов М.П. Культура и цивилизация //Российская цивилизация. - М.
  7. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. 2-е изд. - M.: Наука. 2003.
  8. Чубарьян А.О. Культурология образования как новое направление в науке //Учит.газета. M.. 2004. №22.
  9. Coxop А.Н. Социология и музыкальная культура //Coxop А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. - Л.: Сов.композитор, 1980, Т.1.
  10. Coxop А.Н. Музыка - культура - музыкальная культура //Coxop А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. - Л.: Сов.композитор, 1980, Т.1.
  11. Александрова Е.Я. Художественное образование в России (историкокультурологический анализ): Автореф. дис...д-ра культурологии. -M.. 1997.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.