Аннотация
В статье рассматривается влияние разработанной программы стимулируемого развития координационных способностей построенная на основе внедрения упражнений художественной гимнастики в учебный процесс по физической культуре учащихся школы. Предложены объективные методики контроля развития координационных способностей. В процессе педагогического эксперимента был получен значительный прирост уровня развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста.
Тенденция снижения уровня физической подготовленности подрастающего поколения, принимает все новые черты, наряду с низкими результатами в кондиционных способностях наблюдается аналогичная картина и в уровне развития координационных способностей, что еще, в большей степени, отрицательно влияет на эффективность учебной, спортивной и других видов деятельности детей и подростков. Особую тревогу вызывает уровень развития двигательных способностей детей младшего школьного возраста, в котором закладываются основы полноценного развития и формирования жизненно важных двигательных умений и навыков.
В младшем школьном возрасте у детей происходит быстрый рост и активное изменение форм и функций организма, наступают сенситивные периоды для развития двигательных способностей, среди которых ведущее место занимают координационные способности, не развивать которые в этом возрасте просто не допустимо. Вместе с тем, анализ учебных программ показывает, что направление совершенствования методики развития координационных способностей, у детей младшего школьного возраста, остается мало разработанным. Урок физической культуры по прежнему ориентирован на развитие кондиционных способностей.
Все выше сказанное позволяет говорить об объективно существующей потребности развития КС как основополагающего направления всей системы физической подготовки в младшем школьном возрасте. Резервы развития КС необходимо искать в популярности и доступности многих сложно-координационных видов спорта. Одним из таких видов является художественная гимнастика, упражнения которой ни кого не оставляют равнодушными. Это объясняется тем, что яркие по содержанию и эстетически привлекательные упражнения, из арсенала средств художественной гимнастики, не только развивают двигательные способности, но и воспитывают у детей потребность к сознательным и систематическим занятиям физической культурой в школе и дома.
Заслуженным тренером РФ И. А. Винер с коллегами была разработана авторская программа по физической культуре для начальной школы [3], в основе которой общеразвивающий комплекс учебно-образовательных и игровых занятий художественной гимнастикой. Программа апробирована во многих регионах и получила положительную оценку специалистов. Предлагаемая нами программа стимулируемого развития координационных способностей также построена на основе внедрения упражнений художественной гимнастики в учебный процесс учащихся 3 класса. Программа развития координационных способностей состояла из 5 комплексов гимнастических упражнений, количество которых обусловлено гимнастическими предметами:
Комплекс L Упражнения со скакалкой
- Вращение скакалки в лицевой, боковой и горизонтальной плоскости.
- Манипуляция « Удочка».
- Манипуляция « Эшапэ» в боковой плоскости.
- Манипуляция «Восьмерка» в лицевой плоскости.
- Манипуляция открытой скакалки вокруг шеи.
- Прыжок через скакалку, вращая ее вперед (назад)
- Прыжок через скакалку скрестно, вперед (назад)
- Прыжок через скакалку сложенную вдвое
- Прыжок с поворотом через скакалку
- Бросок скакалки «толчком» в боковой плоскости
Комплекс 2. Упражнения с обручем
- «Качалочка» обруча на внутреннем ребре ладони.
- «Восьмёрка» обручем в лицевой плоскости
- Вращение обруча на шее.
- Вращение обруча на руке в лицевой, боковой и горизонтальной плоскости.
- Вертушка обручем на полу.
- Вертушка обруча на руке.
- Обратный кат обруча по полу.
- Перекат обруча по спине.
- Перекат обруча по одной руке.
- Бросок обруча двумя руками в горизонтальной плоскости.
Комплекс 3. Упражнения с мячом
- Удержание мяча на ладони.
- Круговые движения мячом
- «Выкруты» (восьмёрки) в очень медленном темпе;
- Вращение мяча между кистями рук перед собой
- «Обволакивание» мяча с помощью руки.
- Перекат мяча по двум рукам
- Перекат мяча по спине.
- Имитация броска двумя руками
- Небольшой бросок мяча.
- Переброска мяча из руки в руку перед собой.
Комплекс 4. Упражнения с булавами
- Вращение булав в лицевой, боковой и горизонтальной плоскости
- Разноимённые вращения булав
- «Фонарики» булавами
- Упражнение «мельница» в горизонтальной плоскости
- «Улитка» одной булавы в вертикальной области
- «Улитка» двумя булавами в горизонтальной плоскости
- Вращение булавы в горизонтальной плоскости на открытой ладони
- Перекаты булав от груди по двум рукам
- Небольшой бросок булавы
Комплекс 5. Упражнения с лентой
- Круговые вращения лентой в лицевой, боковой и горизонтальной плоскости
- «Спираль» вовнутрь и наружу
- «Змейка» по полу (4-5 гребней)
- «Цветочек» в лицевой плоскости
- «Цветочек» по полу
- Бег через «змейку» по полу
- Перекат палочки по руке, с последующим вращением
- «Труба» без выброса
- «Этапе», с последующим отмахом
- Небольшой бросок ленты
Реализации предлагаемой методики развития КС предшествовала процедура оценки уровня развития КС. Блок тестовых заданий (п-9) был составлен на основе ранее апробированных методик, которые широко представлены в научных и методических работах известных авторов [1,2,4]. Данные тесты позволяют объективно оценить уровень развития основных базовых КС.
- Перекладывание мячей;
- Поза Фламинго;
- Передвижение в упоре лежа сзади;
- Перешагивание через гимнастическую палку;
- Воспроизведение заданного ритма прыжков;
- Прыжок по методике Старосты;
- «Шэнэ» по прямой;
- Повороты на гимнастической скамейке;
- Разность прыжка в длину с места, стоя лицом и спиной вперед.
Проведенное тестирование показало, что уровень развития координационных способностей чаще всего соответствует низкому уровню, или ниже среднего, что еще раз подтвердило необходимость целенаправленного развития координационных способностей. Реализация программы проходила в подготовительной и основной части урока, основными методами организации учащихся были фронтальный и групповой. По окончанию эксперимента было проведено повторное тестирование, которое показало значительный прирост уровня развития координационных способностей (таблица 1).
Таблица 1. Темпы прироста уровней развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста в процессе педагогического эксперимента
Тесты |
Исходный результат |
Исходный уровень |
Итоговый результат |
Итоговый уровень |
Процент прироста |
|
1 |
Перекладывание мячей |
7.32 |
НИЗКИЙ |
5,27 |
выше среднего |
28% |
2 |
Поза Фламинго |
9.34 |
низкий |
10,35 |
средний |
10% |
3 |
Передвижение в упоре лежа сзади |
4.62 |
низкий |
4,01 |
выше среднего |
14% |
4 |
Перешагивание через гимнастическую палку |
13,4 |
низкий |
П,5 |
средний |
15% |
5 |
В оспроизведение заданного ритма прыжков |
1,05 |
низкий |
1,02 |
ниже среднего |
3% |
6 |
Прыжок Староста |
410 |
средний |
450 |
выше среднего |
9% |
7 |
Шэнэ |
50,46 |
ниже среднего |
37,15 |
выше среднего |
27% |
8 |
Повороты на гимнастической скамейке, или |
9,37 |
низкий |
8,34 |
средний |
11% |
9 |
Разность прыжка в длин}' с места, стоя лицом и спиной вперед |
62,6 |
низкий |
49.9 |
средний |
21% |
Проведенное по окончанию эксперимента анкетирование и интервьюирование учителей физической культуры показало, что все они положительно оценивают проведение уроков с использование средств и методов художественной гимнастики. Дети, по их мнению, с удовольствием выполняют сложно-координационные упражнения с предметами, наиболее востребованными из которых являются упражнения со скакалкой и лентой, в особенности различные манипуляции и вращения этими предметами.
Полученные экспериментальные данные свидетельствуют об эффективности предлагаемой нами программы, в основе которой стимулируемое развития координационных способностей детей младшего школьного возраста посредством включения упражнений художественной гимнастики в учебный процесс по физическому воспитанию.
По мнению преподавателей, педагогически обоснованный и организованный процесс развития координационных способностей, у учащихся младшего школьного возраста, значительно повысил интерес к урокам физической культуры. Произошло существенное увеличение моторной плотности занятий, повысился эмоциональный фон занятия, а практическое выполнение упражнений часто напоминало творческий процесс, где учащиеся выступали не только в роли исполнителя, но и как режиссеры своих выступлений с гимнастическими предметами.
Литература:
- Ботяев В.Л. Взаимосвязь координационных способностей с показателями технического мастерства в гимнастике на различных этапах спортивной тренировки (на примере спортивной и художественной гимнастики) / В.Л. Ботяев // Теория и практика физической культуры. - 2011. - №11. - С. 71-76.
- Ботяев В.Л. Координационные способности как критерий отбора и оценки технических возможностей юного спортсмена / В.Л. Ботяев // «Олимпийский спорт и спорт для всех»: материалы XVIII Междунар. науч, конгресса. T.1. - Алматы, 2014. - С. 362-366.
- Винер И.А. Физическая культура. Гимнастика» 1-4 класс: учебная программа / И.А. Винер. - M.: Просвещение, 2016. - 127 с.
- Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - M.: Дивизион, 2006. - 290 с.