Аннотация
В статье предметом анализа становится концепт удаль, один из уникальных концептов русской языковой картины мира. Рассмотрены основные контенты и коннотации исследуемого концепта. Выявлена семантическая структура и наполняемость концепта удаль в русской языковой картине мира.
В настоящее время исследование языковой картины мира в рамках антропоцентрической парадигмы привлекает повышенное внимание ученых- лингвистов. Ее репрезентация осуществляется путем анализа ключевых концептов, а именно художественных, поэтических концептов, поскольку им присущи индивидуальные, эмотивные особенности, особый психологизм. Несмотря на распространённость термина «концепт», единой точки зрения на определение его понятия в науке нет. В нашей статье мы будем опираться на определение профессора З.П. Табаковой: «Концепты репрезентируются словами, однако вся совокупность речевых средств не даёт полной картины концепта. Слово своим значением в языке представляет лишь часть концепта. Структура концепта гораздо шире понятия слова» [1, с. 170]. По мнению ученого, семантическая структура концепта включает понятие, совпадающее с лексическим значением, ментальное содержание, этническую составляющую, интеллектуальный компонент и отражение субъективно-авторского восприятия картины мира.
В работе мы проанализируем концепт удаль. Для понимания семантической структуры и наполняемости концепта удаль в русской языковой картине мира, нам необходимо изучить его словарные дефиниции. Рассматриваемый концепт относится к безэквивалентной лексике русского языка. По мнению лингвиста Н.М. Шанского, согласно этимологического аспекта, лексема удалой - исконно русская, суффиксально-производная от удаться; удалой буквально — «такой, кому все удается».
Ожегов трактует удаль как «безудержную, лихую смелость». В Новом толковословообразовательном словаре русского языка, автором которого является Т. Ф. Ефремова, дается следующее толкование: «удаль - безудержная смелость в сочетании с бойкостью, ухарством». Словарь синонимов под редакцией Абрамова содержит множество лексем, синонимичных по семантике исследуемому концепту: храбрость, отвага, мужество, молодечество, прыть, неустрашимость, решимость, удальство, ухарство.
Для более полного понимания статуса концепта удаль в русской языковой картине мира необходимо обратиться к паремиологическому фонду русского языка. Это закономерный шаг, поскольку пословицы и поговорки являются отражением мировосприятия и менталитета народа. В них с присущей народу мудростью, юмором, образностью и выразительностью отображены различные аспекты народной жизни: быт, аксиологические черты, традиции и духовное наполнение. Именно этот жанр фольклора составляет значительную часть культурной жизни и памяти народа. В.И. Даль утверждал, что пословицы - «это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселье, горе и утешение в лицах» [2, с. 14]. По мнению Н.В. Гоголя, «еще ни в ком не отразилась вполне та многосторонняя поэтическая полнота ума нашего, которая заключена в наших многоочитых пословицах, умевших сделать такие великие выводы из бедного, ничтожного своего времени, где в таких тесных пределах и в такой мутной луже изворачивался русский человек, и которые говорят только о том, какие огромные выводы может сделать нынешний русский человек из нынешнего широкого времени, в которое нанесены итоги всех веков и, как неразобранный товар, сброшены в одну беспорядочную кучу». [3, с. 166]
В схватке удаль - великое дело.
К удалому и счастье бежит.
Удалого по приему знать.
Удалой долго не думает.
Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
Удалому все нипочем.
Иной раз и бегство - удаль.
Удаль молодецкая из одной только могилы не выносит, а из огня, из воды выносит.
Необходимо отметить, что в пословицах и поговорках присутствует эмоционально-экспрессивная окраска, положительная коннотация. Об этом говорит использование лексем «счастье», «великое», «богатырь», «славятся».
В литературе наиболее раннее употребление лексемы «удаль» и производных от нее «удалой», «удаленький» встречается в былинах. В народно-поэтическом творчестве появляется постоянный эпитет к лексеме молодец - «удалой добрый молодец». Именно в былинах мы встречаем наиболее частотное употребление этих слов.
... Идет по улице по широкой;
Навстречу ему удалый добрый молодец,
По имени Добрыня Никитич млад.
Пухову шляпу снимал, низко кланялся:
«Здравствуешь, удалый добрый молодец, По имени Василий сын Казимерский!..» («Добрыня и Василий Казимирович»)
Или:
... А скочили, молодцы, они на добрых коней,
Как съезжаются удаленъки добры молодцы;
А они билися ведь палочками буёвыми,
Рукояточки у палочек отвернулися,
Они тем боем друг дружку не ранили.
Говорыт тут стары казак Илья Муромец:
«Мать сыра да земля дак потряхается, Где-то борются удалы есть добрые молодцы».
(«Бой Добрыни с Дунаем»)
В поэтических текстах XIX-XX вв., написанных Пушкиным A. C., Лермонтовым М.Ю., Толстым А.К., Есениным С. А., Суриковым И.З., Тарловским М.А., Полонским Я.П., Никитиным И.С., мы также находим довольно частотное употребление концепта «удаль». Это, в первую очередь, стихотворения, посвященные историческим событиям, битвам, защитникам отечества. Авторы намеренно стилизуют свои произведения под форму народных песен, былин, памятуя о русских богатырях и славных сражениях.
Как удалой варяжский князь
Врагов о битве предваряет
И те, лукаво сторонясь,
Ему дорогу затворяют...
(М.А. Тарловский «Кубок»)
А утихнет бой — не ищи меня
В удалой толпе боевых друзей,
Ты ищи, сестра, ворона коня, Он копытом бьет в тишине полей.
(А.А. Блок «Словно молнъи луч, словно гром из туч...»)
Непременным условием проявлением удали являются большие территории, открытые пространства, ширь полей. Уже давно стало традицией связывать особенности «русской души» с бескрайними российскими просторами. Анализируя специфическую природу нации, Бердяев подчёркивает, что в нации природная действительность переходит в культурно-историческую реальность. Так, в статье «О власти пространства над русской душой» автор выдвигает следующие тезисы: «В русском человеке нет узости европейского человека, концентрирующего свою энергию на небольшом пространстве души, нет этой расчётливости, экономии пространства и времени, интенсивности культуры. Власть шири над русской душой порождает целый ряд русских качеств и русских недостатков» [4, с. 386]. На широких русских просторах храбрость, отвага и мужество принимают концентрированный характер, превращаясь в удаль, нечто безудержное, бесшабашное, лихое. Такие эпитеты еще больше усиливают экспрессивную сему, заложенную в лексеме, описывая особую природу удали - храбрость напоказ, без страха и сомнений, отчаянную и дерзкую отвагу.
Толпы врагов
C зарею двинулись с холмов;
Неукротимые дружины,
Волнуясь, хлынули с равнины
И потекли к стене градской;
Во граде трубы загремели,
Бойцы сомкнулись, полетели
Навстречу рати удалой,
Сошлись — и заварился бой.
(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»)
Концепт «удаль» содержит в себе контент «быстрое передвижение», ведь типичным проявлением удали для русского человека является быстрая езда на лошади. Как тут не вспомнить знаменитую неудержимую гоголевскую «птицу- тройку» или «удалую кибитку» Пушкина. Все эти образы рождены на просторах русской земли.
Зимой бывало в ночь глухую
Заложим тройку удалую,
Поем и свищем, и стрелой
Летим над снежной глубиной.
(А. С. Пушкин «Братья-разбойники»)
В данных поэтических строках скорость движения подчеркнута фразеологизмом «лететь стрелой», т.е. передвигаться очень быстро, стремительно. Однородные сказуемые, выраженные глаголами несовершенного вида, создают ощущение непрерывного быстрого действия, которое усиливается мистическим, пугающим описанием окружающего пейзажа: «глухая ночь», «снежная глубина».
Однако концепт удаль содержит и отрицательную коннотацию. Эпитет удалой, лихой часто использовался для описания разбойников, преступников. Они часто становились героями народных песен, сказаний, поэты посвящали им свои произведения (Н.Рубцов «Разбойник Ляля», А.С. Пушкин «Братья-разбойники»), Однако в русском сознании образ разбойника обрел некий романтический ореол, поэтому и ощущается некая амбивалентность персонажа, неоднозначная оценочная позиция.
То правда, в шайке удалой
Кипит дух буйный, нрав крутой,
Все разных званий, разной веры;
Им чужды общие примеры;
Но простота, без лести речь,
Покорность власти, верный меч,
Душа, которая стремится
Бесстрашно с гибелью сразиться...
Таким образом, концепт удаль относится к одному из важнейших концептов в русской языковой картине мира, характеризуя одну из ключевых национальных особенностей русского характера, необъяснимой русской души. Семантическое поле концепта вбирает в себя такие контенты, как «храбрость напоказ», «отчаянная отвага», «быстрая езда», «разбойничество». Также концепт характеризуется неоднозначной оценочной позицией.
Литература:
- Табакова З.П., Овчинникова К.Н. Структура и топология концепта «музыка» в поэтическом тексте// Вестник Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова, №1-2, 2013, 169-175
- Даль В.И. Напутное. // Пословицы русского народа: Сборник. M.: Государственное издательство художественной литературы, 1957 - 992 с.
- Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Составление, комментарии, вступительная статья Воропаева В.A. -M.: Советская Россия, 1990.
- Бердяев Н.А. Судьба России: опыты по психологии и национальности. - M., 1990.
- Фольклор: Песенное наследие / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького; Редкол.: В. А. Бахтина, В.М. Гацак, А.Л. Налепин (отв. ред.). - M.: Наука, 1991. - 261 с.
- Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 9. - M.: Государственное издательство художественной литературы, 1962.