Аннотация
В данной статье рассматривается урбанистическая тема в «городской прозе» XX века. Особое внимание уделено анализу мотива «квартирный вопрос». Были проанализированы статьи и очерки исследователей по данному вопросу. В ходе анализа выявлены истоки выражения «квартирный вопрос» и мотива обмена.
Город отражает жизнь общества, специфику исторического и национального колорита. Первые упоминания о городе в литературе относятся к древнейшим временам, вспомним сборник новелл "Декамерон" Д.Боккаччо. В результате влияния городской среды на жизнь общества и конкретного человека появились известные художественные произведения - "Отец Горио" О.Бальзака, "Дэвид Копперфильд" Ч.Диккенса, "Идиот" Ф. Достоевского, "Будденброки" Томаса Манна, "Чума" А. Камю, "Петербург" А. Белого и т.д.
Тема города в литературе была предметом многих исследований. В результате сложилось целое научное направление, рассматривающее особенности изображения города в художественных произведениях. Описание города (улиц, архитектурных строений, дорог и т.д.) в литературе в разные исторические периоды наполнено особым смыслом и имеет свою специфику.
В русской литературоведческой науке интерес к проблеме описания и изображения города в литературе появляется в XIX веке (статьи В.Белинского, А.Григорьева, очерк "Город и деревня" Ф.Глинки). Кроме выбора определенного материала из жизни, тяготения к «своему» типу персонажей, системе конфликтов, мастера слова в отдельных статьях выделяли специфику осмысления действительности в образе деревни и города. Необходимо отметить, что уже в XIX веке противопоставляли деревню городу как две различные концепции личности и пространства, в котором происходит «превращение» героя.
В процессе изучения городской среды сформировалась целая научная отрасль под названием урбанология, которая вбирает в себя открытия из разных областей науки, изучает их представителей, в сферу интересов которых входит исследование процессов и результатов урбанизации, и возводит наблюдения над физиологией, духовной жизнью города на уровень философских обобщений. В литературе изображение и описание города является одной из важных тем, отражающих процессы территориальной миграции и культурных изменений общества, а в дальнейшем и сам город становится неким условием, при котором появляются новый стиль повествования, приемы изображения, ракурс рассмотрения той или иной проблемы и формируется так называемая особая поэтика урбанизма, где город является ключевой фигурой.
В литературоведческой науке под урбанизмом понимается некое взаимодействие технологических новшеств и мира вещей с культурой, впоследствии чего этот процесс становится предметом рассмотрения писателей, который они перекладывают на художественный текст. Изучение поэтики урбанизма в русской литературоведческой науке основывается на западноевропейской урбанологии, в частности, на трудах Г. Зиммеля, О. Шпенглера, М. Нордау, Л. Мэмфорда, Ф. Броделя, А. Тойнби, М. Вебера. В основе концепций этих мыслителей заложено противостояние старого уклада жизни, когда человеку было достаточно связи с природой и благ, которые он от нее получает и современного стиля жизни, где человек строит эти блага самостоятельно своими руками. Философы поясняют, что урбанизация неизбежна, так как время не стоит на месте и всему свойственно меняться. Но в то же время, они подчеркивают, что урбанизация не должна затрагивать духовную и культурную жизнь человека, вытесняя личностные качества и ценности. Идею урбанизации в русской литературе подхватили и воплотили исследователи феномена городской культуры Н.П. Анциферов в работах «Душа Петербурга» (1922) и «Быль и миф Петербурга» (1924), в которых автор пытается дать духовное описание Петербурга. Данные исследования были созданы синтезом научной литературы и авторских сочинений и знакомили с петербургской действительностью, которая изображалась и описывалась в текстах Пушкина, Некрасова, Гоголя, Достоевского и Блока. В 1984 году появляется такое понятие как «петербургский текст» [6,7], которое приобрело статус термина благодаря статьям В.Н. Топорова «Пространство и текст» и Ю.М. Лотмана «Символика Петербурга и проблемы семиотики города», в которых Петербург как город рассматривается в двух аспектах - пространства и времени.
Ю.М. Лотман, объясняя возникновение текстов с помощью феномена города, говорит о принципиальной семантической и семиотической эклектике урбанистической среды. Св. Барышников прокомментировал концепцию «городского текста» Лотмана и высказал мысль, что возможности этого текста проявились благодаря современной урбанизации, которая городские ценности поставила главенствующими для всего общества в целом (даже если человек жил в деревне, он должен был стремиться к идеалам горожанина).
В русской литературе XX века «городской текст» развивался благодаря целому периоду, который носит название «городская проза». В это время происходит резкое противопоставление города деревне. В XX веке люди из маленьких деревень начали активно переезжать в крупные города. Перед людьми стоял острый жилищный вопрос. «Квартирный вопрос» - именно такое словесное выражение появляется в одной из центральных структур «городской прозы».Актуальность квартирного вопроса как бытовой реалии была зафиксирована еще дореволюционной литературой, однако после революции 1917 года эта проблема предельно обострилась и в литературе получила новое прочтение и репрезентацию в виде мотива. Выражение «квартирный вопрос»чаще всего принято соотносить с текстом романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. Однако прежде "Мастера и Маргариты" истоки этого выражения обнаруживаются в "Рассказе неизвестного человека" А.П.Чехова. ("Обед приносили из ресторана, квартирного вопроса Орлов просил не поднимать..." [1, с.130]). Такой двойственный источник выражения (более известное для читателя - булгаковское и менее известное - чеховское) символичен. Это только одно незначительное из множества проявление принципа повествования, когда "мотив, раз возникнув, повторяется затем множество раз, выступая при этом каждый раз в новом варианте, новых очертаниях и во всё новых сочетаниях с другими мотивами" [2, с.30].
«Квартирный вопрос» в литературе «городской прозы» носит в себе множество смысловых течений, мотивов, красок и оттенков. Это прежде всего коммунальная перенаселённость, благоустройство жилья, семейные отношения, недовольство качеством жизни, безработица и т.д. Однако самым распространенным оказался мотив обмена, который вошёл в литературу «городской прозы» вместе с романами, повестями и рассказами Ю.Трифонова, В.Маканина, Л.Петрушевской, В.Пьецуха и др. Это весьма узнаваемая и распространенная жизненная ситуация, связанная с сомнительными сделками, договорами по обмену квартир. Происходили постоянные переезды в другие города, разводы, свадьбы, рост благополучия семей - и все это требовало размена, увеличения или же наоборот уменьшения жилплощади. В 70-80-е годы, когда доход для большинства законопослушных граждан был ограничен (люди могли рассчитывать только на заработную плату, получаемую по постоянному месту работы) и практически соответствовал среднестатистическому уровню, квартира оказалась чуть ли ни единственной вершиной, которая могла бы указать на твой материальный достаток. Это была своего рода одна из немногочисленных возможностей приобретения каких-то реальных ценностей, которые измерялись в квадратных метрах. Обмены, покупка кооперативной квартиры превращались для людей в манящую цель, источником обогащения и наживы, наполняли жизнь смыслом, становились своего рода "маленькими трагедиями" и "маленькими радостями" этой эпохи.
Следует отметить, что "истоки" мотива обмена восходят так же и к петербургской линии русской литературы XIX века. Образ дома в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского и других писателей имеет различные формы воплощения и изображения. Мы встречаем и убогие, нищенские каморки для бедных студентов из деревни, учащихся в крупном городе, и холодные, сырые притоны - ночлежки для бездомных людей и лиц с непостоянным сомнительным заработком, и сдающиеся внаем грязные, неухоженные комнаты при трактирах и для небогатых постояльцев, и громадные внутренние пространства аристократических особняков. Кроме такого вида интерьеров, который хоть как-то может соотноситься с образом дома, связан и мотив поиска жилья, пригодного для жизни. Так, например, в романе Ф.М.Достоевского "Подросток" одно из главных действующих лиц - Аркадий Долгорукий - пытается найти даже не квартиру, а угол, где можно было бы хотя бы повернуться. Завышенные цены, сомнительные и странные развязные соседи, неуместные, неудачные ответы на расспросы хозяев - вот те ничтожные мелочи жизни, с которыми сталкивается герой Ф.М.Достоевского и которые мешают ему снять обычную комнату. Безуспешные поиски Аркадием хоть какого-то жилья воспринимаются читателем и критиками в "контексте" общей неустроенности петербургской жизни.
Герои произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М. Достоевского постоянно ощущают временность своего настоящего «местообитания». Для них поиски квартиры не столько конкретная форма обыкновенного действия, вызванная насущными потребностями и возможностями, а сколько реакция на неустойчивость своего социального положения. Иными словами, на подсознательном уровне у героев заложена готовность к возможному вынужденному переезду, смене жилья.
Что касается литературы XX века, то наиболее яркое звучание мотив обмена в «городской прозе» получил прежде всего в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита". Из сюжета романа нам известно, что во время сеанса черной магии на сцене Варьете мессир Воланд произносит одну очень важную фразу, ставшую крылатой: "...Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... В общем, напоминают прежних... квартирный вопрос только испортил их..." [5]. «Квартирный вопрос» в романе М.Булгакова получает особое художественное воплощение. Его первый аккорд - не имеющие успеха попытки Максимилиана Андреевича Поплавского, которого считали одним из умнейших людей в Киеве, обменять свою квартиру в столице Украины на площадь поменьше, но в Москве.
Следует отметить, что бытовой вопрос о квадратных метрах связан и с таинством смерти. Гибель племянника жены Поплавского - Берлиоза неожиданно предоставляет возможность унаследования заветной московской квартиры. Для героя романа жилая площадь в столице становится целью и смыслом жизни. Изображая характер, который одержим "квартирным вопросом", Булгаков несколько ироничен... "Квартира в Москве! Эго серьезно..." [5]. Поплавский начинает терять вкус к жизни: его перестали радовать "весенние разливы Днепра", его уже не трогала красота пробуждающейся природы, он перестает замечать солнечные пятна, играющие на кирпичных дорожках Владимирской горки. Герой "хотел одного - переехать в Москву" [5].
Для Булгакова в прямой зависимости находятся узкий внутренний мир Поплавского, из которого исчезает объятие красоты окружающего, и возрастающее желание героя получить заветные долгожданные квадратные метры.
Прозаичный «квартирный вопрос» в фантастическом пространстве романа М.Булгакова приобретает и необъяснимые явления. На интересный вопрос Маргариты, как же на обычной московской жилой площади могут размещаться такие необъятные апартаменты Воланда, Коровьев рассказывает не менее невероятную и интересную историю о чудесах, которые способны расширить метраж квартиры. "...Один горожанин, получив трехкомнатную квартиру на Земляном валу... превратил ее в четырехкомнатную... он обменял на две отдельные квартиры в разных районах Москвы - одну в три и другую в две комнаты. Согласитесь, что их стало пять..." [5]. Как мы видим, Коровьев дает запутанный ответ, который не сразу умещается в сознании Маргариты, но в нем все звучит логично, правильно и обоснованно. Таким образом, обмен позволял еще внесколько раз преумножить состояние, свои квадратные метры.
Традиции, заложенные в литературе А.П.Чеховым, продолжил Юрий Трифонов. В своём цикле «московских» повестей Ю. Трифонов изобразил картину обыденной, каждодневной жизни человека, которая наполнена рутинными делами. Бытовая жизнь окончательно подчинила себе таких трифоновских героев, как Виктор Лукьянов («Обмен»), Геннадий Сергеевич и Рита («Предварительные итоги»), которые оказались способными на сделки со своей честью и совестью. Проанализировав рассказы А.П.Чехова, Л. Маркина отметила, как время и быт могут быть опасны для человека, если он не находит в себе силы бороться и противостоять им. Но трифоновские герои, такие как Лора, Ксения Фёдоровна Дмитриева, Татьяна («Обмен»), Ольга Васильевна («Другая жизнь»), Григорий Ребров («Предварительные итоги») смогли найти в себе силы, чтобы противостоять обыденности, разрушающей их жизни.
Ю.Трифонов в цикле «Московские повести» изобразил поступки и характеры действующих лиц несколько иначе, чем в произведениях о жизни простых советских людей в 30-40-е годы («Дом на набережной», «Исчезновение», «Время и место»). Главной проблемой этих героев в 60-70-е годы стала «урбанистическая» теснота, излишняя «заполненность» жизненного пространства, а в качестве отрицательного фактора рассматривалось даже совместное проживание с близкими людьми. Так Ольга Васильевна в повести «Другая жизнь» после кончины мужа была вынуждена жить вместе со своей свекровью. Жизнь по соседству с тещей Верой Лазаревной в произведении «Обмен» стала поводом для серьезных конфликтов в семье Дмитриевых, так как оборачивалось оно постоянным вмешательством в их жизнь. Персонажи Ю. Трифонова оказываются в такой ситуации, когда теснота не даёт им возможности побыть наедине с самими собой, своими мыслями.
В середине - конце 1990-х годов появилось большое количество произведений, которые имели прямое отношение к теме изображения города ("Мальчик. Роман в воспоминаниях, роман о любви, петербургский роман в шести каналах и реках" О.Стрижак, "Последний герой" А.Кабакова, "Слепые песни" Н.Садур и др.).
Тема города ждёт своего нового писателя-лидера, каким был Ю.Трифонов в 70-ые годы XX века. 1990-ые годы стали интересным и увлекательным периодом в «городской прозе», и, можно сказать, предисловием к новым писателям, которые будут работать в этом направлении в XXI веке. Таким образом, «квартирный вопрос» был и остается актуальным мотивом для писателей во все времена.
Список литературы:
- А.П.Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти томах. Сочинения. Том 8. «Рассказ неизвестного человека» M.: "Наука", 1986-С. 130
- М.Л. Гаспаров. Работы Б.И.Ярхо по теории литературы» - M.: 1969 - С. 30.
- Трифонов Ю.В. Избранные произведения. В 2-х томах. Т.2. Повести. Очерки и статьи. - M., «Худож.лит.», 1978г. - С.573
- Достоевский Ф.М. Подросток // Ф.М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1990. Т. 8. С. 139-692.
- Булгаков М. Мастер и Маргарита. - M., Художественная литература, 1991г. - С.303
- Топоров В.Н. Пространство и текст. Текст: семантика и структура. - M., 1983г. С. 227-284.
- Ю.М. Лотман. Символика Петербурга и проблемы семиотики города.-С-Петербург: «Искусство СПБ», 2002 - С768