Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Основы духовности и нравственности академика Т.Н. Волкова (к 95-летию со дня рождения)

Исследование духовно-нравственной культуры, в условиях глобального духовно-экономического кризиса, детерминировано тем, что в современных реалиях наблюдается увеличение потребительского интереса к жизни, разрушение этнической самобытности, социальная дезадаптация молодёжи. Нравственность - это человечность, связанная с этнопедагогикой, регулирующая поведение человека во всех сферах жизни, закреплена в сознании как норма морали, проявляющаяся как совесть, важнейшая константа этнокультуры, ностальгия по добру.

Основы духовности и нравственности академика Г.Н. Волкова были заложены в семье, продолжались всю его жизнь. Он учился преодолевать самого себя, актуализироваться путём духовных усилий, на основе изучения традиций, педагогической культуры родного и других народов, сформировался как яркая индивидуальность, интересующаяся (помимо научной деятельности), различными сферами человеческих отношений. Признаком духовного здоровья Г.Н. Волкова, является бережное отношения к окружающим людям, окружающему миру.

Духовно-нравственные качества личности академика Г.Н. Волкова, оказывают огромное влияние на формирование молодёжи, на дальнейшее развитие образования и культуры народов, включение в действие глубинных, генетических детерминированных процессов, приобретает статус фундаментальной идеи безопасного развития общества и личности в условиях глобализации.

Все народы, во все времена, имели множество практик, направленных на формирование духа, раскрытие духовно-нравственного потенциала, души (сознания). «Духовность» и «духовное» - глобальные категории различных мировоззрений Востока. Быть духовным, значит быть наполненным, активированным. Духовность основополагающее качество Г.Н. Волкова, свойство его души. Его духовное развитие продолжалось всю жизнь. Это мы видели в его устремлённости к моральным и духовным общемировым и этнокультурным ценностям, в его картине мира, в гуманистическом отношении к явлениям окружающего мира, к людям. Он глубоко изучил учение Будды и Конфуция, учился преодолевать самого себя, актуализироваться путём духовных усилий, учился дальнейшему духовному совершенствованию. По своему мировоззрению, он был последователем Будды, а по результатам труда по значению и вкладу, он сопоставим только с Конфуцием, который настойчиво изучал древность, упорядочивал её, считал, что процесс образования заключается в трансфере духовного наследия, т.е. того нового, что вырастает из глубин старого. Г.Н. Волков на основе изучения традиций, педагогической культуры родного народа, пропагандирует педагогические традиции других народов, разрабатывает и реализует этнопедагогическую основу воспитания народов.

В западной философии, дух состоит из: субъективного духа (в человеческом индивидууме), объективного духа (в «объективных формах» права, морали, религиозных и научных сферах активности) и абсолютного духа (формы общественного сознания: искусство, религия, философия), и соответственно различается в его субъективности, объективации и абсолютности [2, с. 40].

Носителя объективного духа обычно называют личностью, которая гармонизуется, обретает целостность и реализует свои желания, исходя из Духа. Все конечные феномены духа, весь мир культурных ценностей человечества, преемственность поколений и единение людей, находят свой смысл в Абсолютном духе, который провозглашается «окончательной истиной», философией духовной культуры. Носителя абсолютного духа обычно называют индивидуальностью, его основой является духовность, а его истинное «Я», основополагающее качество человека [11, с. 639]. У Гегеля дух проходит стадии субъективного, объективного и абсолютного духа. Абсолютный дух не может быть сформированным, без объективного духа, он должен опираться на него.

Духовность, понимается как отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа, состоящая в стремлении к неким высшим целям индивидуального и общественного развития в соответствии с нравственными нормами, позволяющими жить и оперировать вечными ценностями; взаимосвязана с одухотворенностью, высшим достоянием человеческой души, сердцем личности. [9, с. 239].

Он, помимо научной деятельности, живо интересовался политикой, литературой, искусством, этнографией, другими сферами жизни человеческих отношений. Г.Н. Волков смотрел и в прошлое, и в будущее, мыслил большими расстояниями, большими пространствами, видел связи самых отдаленных во времени и пространстве объектов. У него было немало ценностей, отдаленных от него во времени и пространстве, ради которых он способен затрачивать силу, энергию, здоровье. Широта его кругозора - основа его духовности. «Полнота жизни требует большего, чем просто "Я": ей нужен дух». [12, с. 274].

Нам посчастливилось увидеть его во время духовного подъема, в моменты творческого озарения, максимального проявления его творческого начала, как особого состояния его психики. «Духовной жаждою томим!» (А.С. Пушкин). Духовность - свойство природы Г.Н. Волкова, это системная целостность, включающая: самоанализ поступков и переживаний; стремление к идеалам, достижению целей на основе добра, любви и гармонии.

Проявлением духовности Г.Н. Волкова, признаком его духовного здоровья, является бережное отношения к окружающим людям, окружающему миру. Человек духовен в той степени, в какой он задумывается над этим вопросом и стремится получить на него ответ. Он говорил: «Я сын честного, настоящего коммуниста, анализируя прошлое, могу сказать, что за всю свою жизнь, я не совершил ни одного бесчестного поступка». Истинное здоровье духа заключается в совершенстве и полноте воспоминаний. [11, с. 725]

В мире духовного Г.Н. Волков, как «публичный интеллектуал», руководствовался сознанием, волей, разумом и мышлением, миром человеческих идей - единым целостным потоком, который составлял его особенность. Духовность - способность ставить цель, проектировать действия, мыслить, является свойством мозга, фактором одаренности, связана с высшим уровнем развития личности.

Основы духовного развития закладываются в семье и условно в этом процессе выделяют несколько этапов [6, с.305]. Чем выше духовное развитие родителей, взаимная любовь, желание иметь ребенка и любовь к ребенку, тем более сильный духовный потенциал они передают душе своего ребёнка. Уже до рождения у ребенка формируется физический, психический, духовный, энергетический потенциал, приобретаются многочисленные способности и таланты, и бесчисленные ограничения. Наследственные факторы, внешняя среда, воздействуют на развитие мозга, на его деятельность в течение всей последующей жизни. В период рождения, происходит встреча ребенка с миром, формируются их взаимоотношения.

После рождения, духовное развитие ребёнка тормозится обществом и системой воспитания, ему просто не дают духовно развиваться, и все усилия социума сосредотачиваются на его физическом и интеллектуальном развитии, духовнонравственное развитие остаётся без внимания. Это период формирования эго (EGO) я, части личности, с которой индивид наиболее полно себя идентифицирует, родители начинают предъявлять ребенку определенные требования и знакомить его с традициями той культуры, к которой принадлежит семья [13, с. 183], закладываются основы духовности и нравственности ребёнка.

Это единение с душой, высшим «Я», наступает у небольшого числа людей и в первую очередь у тех, кто стремится к совершенствованию. У людей с адекватно сформировавшимся эго, формируется суперэго. Содержание суперэго ребёнка, зависит, от содержания суперэго родителей и от тех отношений, которые установились у ребенка с родителями. Чем более тесная эмоциональная связь у ребенка с родителями, тем больше степень идентификации с ними и тем больше в итоге нормы и идеалы ребенка совпадают с нормами и идеалами родителей [13, с. 186.]. Суперэго Геннадия Никандровича формировали: авторитет отца, тепло материнских рук, ее голос, родное слово, песни матери и сказки бабушки. Человек, со сформировавшимся суперэго, воспитанный в духовно-нравственном отношении, сознательно контролирует себя, учитывает интересы других людей, подчиняет повседневность возвышенным целям (Такого человека мы называем интеллигентом).

Духовность всегда нравственна и предполагает целостное развитие человека. Геннадий Никандровнч был талантлив даже в своей скромности, как истинный педагог, он учил и воспитывал ненавязчиво, незаметно для себя и для окружающих, воспитывал своим сердечным, искренним отношением к окружающим, к делу.

Осуществление суперэго или надличностного идеала, как полагали Г. Гегель, И. Кант, И. Фихте, требует определённого морально-правового порядка не только в обществе, но и в душе человека. У Канта этот феномен обозначен как нравственный императив, как внутреннее, исходящее из совести повеление, которое человек обязан выполнять категорически, не взирая на особенности ситуации, в которой он находится, ни от конкретных условий места, времени и обстоятельств. Он выделил три аспекта нравственного императива [3, с. 196]: «всегда поступать так, чтобы твой поступок мог стать нравственным образцом для всех» (основное требование предъявляемое к учителю); «не делать другим ничего такого», что он «не хотел бы претерпеть со стороны других» («Золотое правило педагогики»); не «рассматривать и использовать других людей как средство достижения собственных целей» (не манипулировать людьми даже ради самых высоких целей).

Духовность - высшее достояние человеческой души, питательной почвой которого, является «душа народа», обычаи и традиции этнокультуры, которые передаются от поколения к поколению. Духовный человек - это прежде всего гражданин и патриот, знающий свою собственную культуру, свои истоки, родной язык. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Потеря национальной гордости непременно сопровождается потерей и человеческого достоинства, что неминуемо приводит к падению нравов, к духовному оскудению. [10, с. 375].

Человек, оторванный от национальных духовных корней, - теряет многие духовные и нравственные качества личности. «Нравственность не может не быть национальной, качества: честность, правдивость, трудолюбие, доброжелательность, - это общие схемы нравственной деятельности. Их содержание всегда наполняется национально» [4, с. 122]. «Вне характеристической, особой системы воспитания нет и не может быть народа. Население - явление количественное, народ - явление качественное. Без народной системы воспитания народ перерождается в население, представляющее собой феномен без рода, без племени, без прошлого и без будущего, довольствующего убогим, бездуховным существованием вне своей истории, без национального самосознания и самочувствия [1, с. 59]. Без приверженности духу своего народа вырастают поколения образованных интеллектуалов-грабителей, использующие свой интеллект для личного обогащения, а не для развития и блага своего народа.

По существу, нравственность — это человечность, но не закрепленная в законе, возникающая и существующая в межличностном общении, связанная с этнопедагогикой, регулирующая поведение человека во всех сферах жизни. Нравственность закреплена в сознании как нравственная норма, норма морали, рассматривается как личностная характеристика, формирующаяся на основе морали - совокупности обязанностей, обязательств и запретов, которые мы добровольно налагаем на себя вне зависимости от ожидаемой награды или наказания и не надеясь ни на что. [5, с. 644].

Моральные нормы проявляются как совесть, «сама себя судящая моральная способность суждения» [3, с. 196], дополнительная гарантия морального поведения, одна из важнейших констант культуры, отраженных в языке. Угрызения совести напоминают ностальгию по добру [5, с. 324.]. «Разрушение совести приводит к снижению способностей, подрывает и разрушает нравственную память (фундамент интеллекта). Монолит ума без цемента совести распадается на фрагменты (блоки). До времени эти блоки могут оставаться весьма крупными. Поэтому глубинное разрушение способностей к подлинному творчеству, связанных с духовно-нравственным состоянием, может происходить в латентной (скрытой) форме». [8, с. 178].

Природа духовности, нравственности - наиболее актуальная проблема образования, решающая задачи выживания человека как представителя определённого этноса в условиях глобального духовно-экономического кризиса. Воспитание нравственности немыслимо без использования этнокультурных традиций, формирования политики духовно-нравственного воспитания детей, без образования, адекватного потребностям этноса и её отдельных индивидов. Это интенциональное формирование у учащихся морального сознания, развитие духовно-нравственных чувств и выработка навыков и привычек духовно-нравственного поведения, требующее этнокультурной коннотации содержания образования, учебно-воспитательного процесса, которая позволяет учитывать возрастные и индивидуальные особенности, условия жизни обучаемого, а также влияние окружающего этносоциума. [7, с. 219].

Защита и сохранение этнокультурной основы образования, духовно-нравственного наследия народов, традиций и нравственных норм жизни; формирование политики духовного и нравственного воспитания детей на основе традиций, имеющих целостный характер и представляющих собой систему нравственных норм. Нравственная личность, оказывает огромное влияние на формирование личности молодёжи, на дальнейшее развитие образования и культуры народов, включение в действие глубинных, генетических детерминированных процессов, выведение этих процессов на уровень выхода из духовно-нравственного кризиса. Воспитание духовно-нравственной личности сегодня приобретает статус фундаментальной идеи безопасного развития нашего общества и личности в условиях глобализации.

 

Список литературы

  1. Волков Г.Н. Этно педагогическая пансофия: Монография. - Элиста: Калмыцкий государственный университет, 2009. - 576 с.
  2. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3 т. Т. 3. Философия духа. - M., 1977. - 469 с.
  3. Кант И. Религия в пределах только разума. СПб. Издание В.И. Яковенко. 1908. - 308 с.
  4. Колесов В.В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб, Петербургское Востоковедение, 2006. - 624 с.
  5. Конт-Спонвиль. А.С. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. - M.: Этерна, 2012. - 752 с.
  6. Корнеенков С. С. Духовное и интеллектуальное развитие в структуре интегральной личности // EuropeansociaiscienceJoiwnal. 2012. № 7 (23). - С.305-314.
  7. Панькин А.Б. Этнокультурная коннотация образования [Текст]: Монография / А.Б. Панькин. - Элиста: Калм. гос. ун-т. 2009. - 380 с.
  8. Слободчиков В.И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2009. - 264 с.
  9. Толковый словарь современного русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАН: Под ред. Г.Н. Скляревской. - M.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 894.
  10. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. М.-Л. Издательство АПН РСФСР, 1948. - 655 с.
  11. Шопенгауэр А. Собрание сочинений: Мир как воля и представление; О четверояком корне закона достаточного основания / Артур Шопенгауэр: (пер. с нем.). - M.: Престиж Бук, 2011. - 1032 с.
  12. Юнг, К.Г. Дух в человеке, искусстве и литературе / К.Г. Юнг. - Минск. 2003. - 384 с.
  13. Юрасова ЕН. Динамика и механизмы формирования нравственности с позиций психоанализа // Нравственность для XXI века: Сб. ст. / Под ред. Ю.М. Антоняна. - M.: Аспект Пресс, 2008. - 288 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.