Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Музыкально-технические основы использования скрипичного вибрато как средства художественной выразительности

Полноценное художественное раскрытие образного содержания музыкального произведения является основной задачей исполнительского искусства. Музыкальное произведение не является по своей природе самостоятельно существующим результатом художественного творчества. Для воссоздания (исполнения) того или иного музыкального произведения необходим музыкант-исполнитель, значение которого трудно переоценить в цепочке «композитор-исполнитель». Без исполнительского искусства музыка существовать не может.

Вместе с тем, прослеживается и обратная связь и взаимовлияние исполнителя и композитора: качественный уровень творческих и профессиональных возможностей музыканта-исполнителя обуславливает эстетическую ценность художественного произведения.

Содержание исполнительского искусства заключается в интонационно убедительном звуковом воссоздании музыкального произведения. Так же, как человек обладает определенной манерой говорить, так и в музыкальном исполнительстве приемы использования выразительных средств характеризуют определенный тип звукообразного мышления, творческую индивидуальность, стиль данного исполнителя.

Средства художественной выразительности в музыке многообразны и многоплановы. Но все они призваны решать вопросы создания полноценного музыкального образа, заложенного композитором в музыкальном произведении. Раскрывая музыкальный образ наиболее близкими его художественной и личностной индивидуальности выразительными средствами, музыкант-исполнитель формирует свой вариант прочтения музыкального произведения. Отношение исполнителя к окружающему миру, его темперамент, особенности мышления отражаются в характере создаваемого им музыкального образа, его эмоциональной насыщенности.

Для создания ярких, художественно убедительных трактовок музыкальных произведений необходимо использовать весь арсенал выразительных и технических возможностей инструмента. Степень проникновения в образную сферу произведения является основным критерием при оценке исполнения. Начальная стадия построения концепции художественно образного содержания музыкального произведения предполагает осознание исполнительских задач. Затем зарождается звуковой образ и появляется первая эмоциональная реакция исполнителя на произведение. Как следствие, появляется исполнительская гипотеза, которая является опорой интонационной выразительности. Следующим этапом, после определения формообразующего начала произведения, является подбор средств музыкальной выразительности.

Сегодня с ростом исполнительского мастерства расширяется и обновляется и круг приемов игры. Придать исполнению истинно выразительный характер значит не только всемерно овладеть динамическими и тембровыми средствами. Основой музыкального исполнительства является звукоизвлечение, то есть каждый музыкант-исполнитель должен уметь извлекать полноценный звук, обладающий определенными выразительными качествами, который в наибольшей степени соответствовал бы стилю, характеру, содержанию музыкального произведения. Ничто так не украшает игру музыканта, как певучий, осмысленный и содержательный тон одно из наиболее впечатляющих средств передачи образов, чувств и настроений, выражения глубины и содержательности исполнения.

Нахождение «звукового фона» произведения составляет одну из самых глубоких и интересных творческих задач исполнителя. «Звуковой фон» связан с выражением эмоционального состояния, преобладающего на протяжении всего произведения и наиболее характерного для его основных образов (2, с. 23).

Певучесть – наиболее привлекательная особенность скрипичного звука. Это качество необходимо культивировать и воспитывать как важнейшую сторону мастерства скрипача-исполнителя. Самым большим достижением для скрипача является приближение извлекаемого им звука к тембру человеческого голоса. Певучей должна быть не только кантилена, но и виртуозная техника скрипача, что вытекает из самой природы смычковых инструментов. Но в игре обучающегося скрипача певучесть тона появляется не сразу, а развивается в результате длительного процесса формирования и развития исполнительских навыков. Скрипачи, работающие над достижением певучести тона, должны, прежде всего, уяснить характер взаимодействия правой и левой рук в образовании звука. Извлечение звука, связанное с движениями правой руки, является собственно материальной основой звучания, от которой зависят протяженность звука, сила, чистота, характер соединения звуков, их артикуляция. С движениями левой руки связаны те свойства тембра, которые определяются вибрацией, придающей звуку жизненность, теплоту, одухотворенность.

По мере общего музыкального развития и укрепления технического аппарата, в первую очередь пальцев левой руки, начинает появляться вибрация, а с нею и первые проблески скрипичного тона. Педагоги прошлого и современности особое внимание уделяли и уделяют качеству и выразительности скрипичного тона своих воспитанников: именно в звучании инструмента наиболее ярко проявляется индивидуальность исполнителя, богатство его художественной натуры, уровень мастерства. Поэтому настоящий музыкант, не жалея ни времени, ни сил, стремится не только овладеть всей совокупностью звуковых средств выразительности динамических, колористических, экспрессивных, на которую способна его скрипка, но и полностью подчинить их своим художественным намерениям. В идеале любой отрезок смычка должен быть подвластен исполнительской воле музыканта.

В правильном сочетании и взаимодействии двух главных компонентов – ведения смычка и вибрации – заключается разрешение проблемы певучего, выразительного тона. Воздействуя на звук средствами динамики, акцентировки, придавая ему при помощи вибрации определенные тембровые качества, мы можем выразить различные душевные состояния, выявить подлинный характер музыкального образа (4, с. 26).

Особым элементом звуковой палитры смычковых инструментов является прием вибрато, определяющий в значительной степени как тембральное качество звука, так и его эмоциональное наполнение. Эмоциональная наполненность скрипичного звучания сильно возросла благодаря интенсивному и разнообразному применению вибрации. Вибрация – это прием исполнения на струнных инструментах (с грифом); равномерное колебание пальца левой руки на прижатой им струне, вызывающее периодичные изменения в небольших пределах высоты, громкости и тембра звука. Одно из первых упоминаний о скрипичном вибрато содержится в методическом труде М. Мерсенна «Универсальная гармония» (1636 г.). Преподаватели и исполнители классической школы скрипичной игры XVIII века рассматривали вибрато лишь как разновидность украшений и относили этот прием к орнаментике.

В эпоху романтизма вибрато из «украшения» превращается в средство музыкальной выразительности, становится одним из важнейших элементов исполнительского мастерства скрипача. Широкое использование вибрато, начало которому положил Н. Паганини, естественно вытекало из колористической трактовки скрипки композиторами и исполнителями романтиками. В XIX веке, с выходом музыкального исполнительства на эстраду большого концертного зала, вибрато прочно входит в практику игры.

Прием вибрато сегодня используется чрезвычайно широко. В отличие от Ауэра, который рекомендовал: «Желательно только наиболее умеренное использование вибрации; слишком частое применение этого средства уничтожает цель, ради которой его употребили...», современные скрипачи выступают преемниками Ф. Крейслера, который, как констатировал С. Регер, вибрировал все ноты, продолжительностью превышающие четверть секунды. (6, с. 90). Это способствует преодолению «этюдности», сухости звучания.

Вибрато является основным средством для озвучивания самых выразительных точек мелодии. Вибрато придает звукам особую окраску, певучесть, повышает их выразительность, а также динамичность, особенно в условиях большого концертного помещения. Характер вибрато и способы его использования определяются индивидуальным стилем интерпретации и артистическим темпераментом исполнителя, поскольку ощущения от вибрирования очень субъективны. Поэтому скрипач выстраивает аппликатуру исходя из собственного опыта. Непременно должен быть провибрирован хотя бы один из звуков, соединяемых посредством певучего скольжения. Большая или меньшая насыщенность вибрато обуславливается конкретной художественной задачей и корректируется тембровым окружением.

Если правая рука решает точно определимые, доступные контролю нашего сознания задачи, образуя свободные колебания струны, выявляя ритмическую структуру и оттеняя динамику звуковой ткани, то обязанность левой руки заключается, кроме возможного более точного нахождения высоты звуков, еще в том, чтобы тесно связать наши личные переживания со звуковыми явлениями. Это достигается применением приема вибрации, т.е. колебательных движений левой руки, которые не могут быть письменно выражены ясно и точно и, в зависимости от их характера, скорости и интенсивности, предоставлены воле исполнителя.

Проблема игрового движения может рассматриваться лишь в неразрывной связи с конкретными задачами художественного процесса игры на инструменте. В конечном счете, она и определяется ими. Вне этих задач основное содержание данной проблемы неизбежно сужается, т.к. игровое движение – это движение профессиональное, специально воспитанное в процессе обучения, предназначенное для воплощения художественного замысла. Инструментальное движение отлично от бытового и совершается в пределах самостоятельной сферы сознания и действия, в единой системе «человек-инструмент». Игровые движения должны допускать вариантность решений, а их выполнение должно быть предельно точным. Они требуют специального приспособления рук к инструменту, создания особой системы выработки и поддержания навыков (3, с. 65-66).

В технологическом отношении вибрато представляет собой автоматизированное колебательное движение части левой руки, передающееся пальцу, в результате которого периодически с определенной частотой и амплитудой изменяется высота взятого звука, что обогащает его качественные характеристики. Зонная природа нашего слуха позволяет при этом, несмотря на порой весьма широкие границы колебаний высоты звучания, сохранять ощущение выразительной точности, художественности звучания.

В вибрации принимают участие главным образом три части руки: пальцы, кисть и предплечье. Колебания одного пальца, без содействия кисти, дает чрезвычайно мелкое вибрато, в то время как колеблющаяся кисть способна исполнять значительно более широкие движения. Поэтому быстрое вибрато исполняется главным образом пальцами или предплечьем, медленное же – движениями кисти. Вибрато, в зависимости от включенности в него тех или иных частей рук, имеет различные формы. Различают четыре основных формы вибрато: кистевую, локтевую, пальцевую и смешанную. При кистевой форме амплитуда вибрато наиболее широкая, разнообразная, палец может стоять на струне относительно мягко, легко, поперечная составляющая его движения достаточно велика. При локтевой форме амплитуда значительно уже, а частота выше, звучание интенсивнее, больше высоких обертонов, палец должен более плотно стоять на струне, поперечная составляющая его движения менее выражена. При пальцевой форме давление пальца на струну наиболее значительно, что и вызывает необходимое напряжение для автоматизированного движения. Каждый крупный скрипач вырабатывает в связи со своими слуховыми художественными представлениями наиболее близкую его идеалу форму вибрато.

Вибрато имеет несколько параметров, определяющих его качественные характеристики: частота колебаний, зависящая от скорости автоматизированных колебательных движений групп мышц; амплитуда колебаний звуковысотности или размах движения пальца на струне; форма вибрато, то есть протекающий во времени процесс комплексных изменений не только звуковысотности, но и динамики, тембра. Сложная, нелинейная форма вибрационного процесса определяет неповторимый, индивидуальный характер вибрато скрипача, его звук (1, с. 35).

Педагоги-практики указывают, что вибрато труднее испортить, чем поставить. В психологическом отношении вибрато одна из самых сложных, самых трудных проблем скрипача. Быстрота и мелкая амплитуда вибрационного движения делают трудным анализ и внешний контроль над ним. Вибрато входит в область подсознательного навыка и с большим трудом поддаётся осмыслению. Педагог должен видеть сложности, которые будут стоять перед левой рукой, состояние руки, постановку пальцев.

В технологическом отношении основа не движение, а первоначальный импульс. Он может быть кистевым, локтевым, смешанным, но передатчиком импульса всегда является палец. Очень важно иметь свободу в фаланге, палец нельзя сильно прижимать к струне, ощущение мягкости и эластичности должно быть также и во всех остальных частях руки. При более зажатой руке возникает локтевая вибрация, при гибкости кистевая. Дефекты в вибрато связаны, прежде всего, с не устранённой зажатостью руки. Исправить этот дефект можно только освободить захват шейки скрипки, плотности пальцев на струне и упражнения для освобождения большого пальца передвижением его вдоль грифа и смены позиции лучшее средство для снятия зажатости. Ещё один приём вести смычок медленно и свободно вести левой рукой вдоль грифа без постановки пальцев на струну. Для освобождения фаланги играть хроматические гаммы. Исправить слишком мелкую вибрацию можно путём успокоения руки, применяя широкие вибрационные движения кисти и наоборот широкое вибрато исправляется созданием более интенсивного движения в локте, активизацией импульса. Следует развивать вибрато всеми пальцами, во всех позициях. Иногда ученик не может овладеть вибрато не из-за отсутствия способности к нему, а вследствие недостатка потребности выражать свои переживания. В таком случае нужно укреплять волю к вибрато.

Вибрато должно быть разнообразным, иначе оно станет навязчивым, и не будет выполнять художественную функцию. Янкелевич говорил, что наивысшим мастерством умения применять вибрато по желанию, извлекать тот звук, который хочешь услышать, а не пассивно радоваться звуку, который извлекаешь, как бы он красив не был. Чтобы добиться различной формы вибрато нужно сначала применять вибрато в нижней позиции, стараясь запомнить форму вибрации, потом тем же пальцем провибрировать в высшей позиции или наоборот, не изменяя при этом формы движения руки. Так как естественная форма движений в разных позициях иная, но при таком упражнении можно получить более управляемое движение и иной характер звучания. Для полного освоения вибрато необходимо, чтобы в упражнениях были следующие элементы:

  1. Вибрато во всех промежуточных элементах – локоть, кисть, пальцы;
  2. Медленное и быстрое вибрато;
  3. Ускоряющее и замедляющее вибрато;
  4. Узкое и широкое по размаху вибрато;
  5. Вибрато с постепенным увеличением и уменьшением размаха;
  6. Все виды вибрато исполнять на всех нюансах в процессе их изменения;
  7. Все возможные комбинации использовать на всех пальцах;
  8. Возможные комбинации использовать в двойных нотах;
  9. Все упражнения производить в разных позициях;
  10. Упражняться не только на одном пальце, но и во время перемены пальцев, добиваясь непрерывного вибрато туда и обратно.

Вибрато является важнейшим исполнительским навыком, составной частью пальцевой техники, придающим звучанию певучий, выразительный, красочный характер, в широких рамках меняющий тембровые, динамические, агогические и звуковысотные качества. Вибрато в наибольшей степени связано с интуитивной стороной деятельности, непосредственным, тонким воплощением живого дыхания музыки, личными художественными представлениями и переживаниями. Именно в нем ярче всего проявляется индивидуальная сущность исполнительского таланта скрипача.

Сфера выразительности вибрато чрезвычайно широка. В своей работе «Основы оркестровки Н. Римский-Корсаков отмечает, что «...драгоценная способность к связному последованию звуков и вибрации зажатых струн делает смычковую группу представительницей певучести и выразительности по преимуществу перед остальными оркестровыми группами, чему способствуют теплота, мягкость и благородство тембра» (5, с. 14). Вибрато разнообразит звуковую палитру исполнителя, расширяет возможности интерпретации произведения и усиливает его эмоциональное воздействие на слушателя.

Отсутствие вибрато в кантиленных эпизодах является своеобразной «антикраской» и используется композиторами и исполнителями в целях противопоставления художественных образов, желанием особо выделить эпизод в общей концепции произведения, создать специфическое «белое» звучание.

Целесообразное использование приема вибрато является важнейшей задачей скрипичной техники, а его художественное применение – одно из труднейших проблем скрипичного исполнительства.

 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Агарков О.М. Вибрато как средство музыкальной выразительности в игре на скрипке. М., 1956.
  2. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. Л., 1988.
  3. Григорьев В. Некоторые проблемы специфики игрового движения музыкантаисполнителя. В сб. Вопросы музыкальной педагогики выпуск 7. М., 1986.
  4. Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М., 2006.
  5. Римский-Корсаков Н.А. Основы оркестровки. М.-Л., 1946, т. 1.
  6. Ямпольский И. Фриц Крейслер. М., 1975.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.