Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Основные аспекты ансамблевого исполнительства на народных инструментах

Ансамблевое исполнительство на народных инструментах имеет многовековую историю, однако как самостоятельный жанр инструментальной музыки сформировалось немногим более 100 лет назад. Вековая история развития оркестров и ансамблей народных инструментов изобилует подъёмами и спадами, разрушением одних и возникновением других. Несмотря на это, исполнительство на народных инструментах продолжает своё развитие.

Современное состояние культуры носит явно техногенный характер, определяющий приоритеты в жизни общества. Постоянно возрастает роль технического прогресса, совершенствуются различные средства массовой информации, и одновременно сокращается объём непосредственного личностного общения. Нарастающий процесс дегуманизации бытия, ведущий к отчуждению личности, усложняющий для неё возможности социального взаимодействия, коммуникации, общения, что, в свою очередь, создаёт предпосылки для возникновения различных проявлений асоциального поведения. Прагматизм, эгоцентризм, рост потребления, смещение ценностных доминант в сторону обретения достатка и материального благополучия настоятельно обращают систему образования к проблеме гуманизации, созданию предпосылок для формирования готовности личности к совместной сотворческой деятельности в пространстве культуры, межкультурному диалогу.

Ансамблевая культура как синтез этического и эстетического начал в значительной степени определяет возможность осуществления «духовного сотворчества», ведущего к созданию пространства «соучастия бытия». Термин «духовное сотворчество» интерпретируется в философии и психологии художественного творчества как сознаваемая потребность и способность к диалогу, к взаимодействию в творческисозидательной деятельности в пространстве культуры.

Ансамбль народных инструментов представляет собой коллектив единомышленников, объединённых общностью целей и задач, вырабатывающих в процессе совместной деятельности художественные принципы. Каждый участник ансамбля является по существу солистом, поэтому коллектив и личность в инструментальном ансамбле необходимо рассматривать в диалектическом единстве, как две стороны одного явления, развитие которых обусловлено друг другом. Для этого необходимо в практических занятиях, кроме внешней стороны – работы над музыкальным произведением видеть внутренний смысл взаимоотношений партнёров в коллективе, их развитие и становление как творческих личностей.

В самом понятии «ансамбль», прочно вошедшем в художественное пространство культуры и происходящим от французского «ensemble» (что в переводе на русский язык обозначает «вместе»), уже заложены как этическая составляющая, определяющая потребность в духовном общении, так и эстетическая, несущая в себе поиск гармонии и красоты в устремлённости к общему идеалу.

В общем контексте затрагиваемой темы основополагающим аспектом изучения является ансамблевая техника, объединяющая общность принципов в достижении исполнительского мастерства, несмотря на всё многообразие и специфические отличия всех ансамблевых форм. Ансамблевая техника способствует развитию качества исполнения, музыкального мышления, эстетического вкуса музыкантов, совершенствует индивидуальные музыкальные навыки исполнителей, развивает коммуникативные способности личности, является основой ансамблевого исполнительства.

Универсальное и особенное в системе ансамблевой техники являющейся основой коллективного исполнительства определяется её включенностью в процесс эстетического, психологического, педагогического и исполнительского взаимодействий, в связи с чем формирование необходимых технических ансамблевых навыков происходит последовательным образом и осуществляется при помощи упражнений, а также благодаря осознанию многоуровневости и иерархичности элементов системы.

Специфика процесса становления необходимых ансамблевых навыков определяется следующими условиями: а) целенаправленностью развития всего комплекса исполнительских способностей; б) необходимостью вырабатывать на моторно двигательном уровне метроритмическую, артикуляционную, темповую и кинетическую синхронность; на слуховом уровне синхронность динамическую, тембральную и интонационную; на психическом уровне эмоциональную и сценическую; в) использованием инструктивного материала (гаммы, упражнения), который следует рассматривать как важнейший фактор качественного преобразования ансамблевых навыков; г) разграничением анализа многоуровневых навыков ансамблевой техники на всех уровнях её функционирования: моторно двигательном, слуховом, эстетическом, психическом.

Занятия в ансамблевом классе способствуют скорейшему развитию слуховых навыков: тембрально динамического, интонационного слуха; дисциплинирует метроритмическую природу исполнителей. Улучшает регулятивную функцию артикуляционных процессов; в психологическом и эстетическом аспекте стимулирует становление коммуникативных качеств личности, формирует поведенческие навыки, манеру и стиль концертного выступления исполнителей.

Развитие ансамблевой техники является необходимейшим условием совершенствования исполнительского мастерства, целостного развития личности музыкантаисполнителя, в независимости от дальнейшей направленности его профессиональной деятельности.

Каждый исполнитель, обладая своей музыкальной техникой, вступает во взаимодействие со своими партнёрами по ансамблю, которые, в свою очередь, обладают музыкальной техникой отличной от других ансамблистов. В результате происходит смешение индивидуальных навыков, привидению их к общему знаменателю, к выработке законов функционирования новой системы, складывающейся как следствие взаимодействия различных индивидуумов.

Индивидуальная музыкальная техника, функционируя в ансамблевой системе, обогащается совершенствованием определённых элементов, давая одним исполнителям возможность определить своё призвание, сферу приложенных сил, другим – избавиться от многих, как чисто инструментальных, так и общеисполнительских недочётов. Вследствие этого педагогическая ценность развития ансамблевой техники заключается в её универсальности.

Такой подход охватывает всё многообразие ансамблевых навыков и даёт основание утверждать, что ансамблевая техника это многоуровневая система навыков, возникающая как результат взаимодействия индивидуальных техник ансамблистов, проявляющаяся посредством концептуального, психического, слухового и моторно – двигательного уровня, направленная на воплощение и материализацию музыкальной мысли.

Одним из важнейших элементов ансамблевой техники признаётся синхронность, которая присутствует абсолютно на всех её уровнях, являясь организующим временным принципом, упорядочивающим всю вертикаль временных процессов в музыке. Ансамблевая синхронность проявляется на моторно – двигательном, слуховом, психическом и эстетическом уровне. Осознание многоуровневой системы синхронности способствует лучшему анализу ансамблистами своих действий, выявлению истинных причин совершаемых неточностей, быстрейшему устранению и коррекции нежелательного звукового результата. На моторно – двигательном уровне синхронность может быть метроритмической, артикуляционной, темповой и кинетической. На слуховом уровне синхронность бывает динамической, тембральной и интонационной. На психическом уровне проявляется эмоциональная и сценическая синхронность.

С точки зрения развития музыкальной культуры ансамбль представляется сложным явлением, взаимодействующий с различными направлениями музыкального искусства. Многообразие функций, которые выполняет инструментально – ансамблевая культура, определяют основные аспекты в данной области, а именно:

Исторический аспект включает две взаимосвязанные функции:

а) Просветительская функция. Ансамблевое исполнительство, имея ряд преимуществ перед исполнительством сольным, является средством распространения музыкальной культуры, естественной потребностью для выражения накопившихся чувств, средством творческого общения и самовыражения. Доступность музыкального языка для широкого круга слушателей, ясность мелодической линии, чёткая функциональность ансамблевых партий позволили ансамблевым формам утвердиться, завоевав всеобщее признание. Прослеживается тесная взаимосвязь между демократичностью ансамблевых инструментов и развитием слушательской культуры, где ансамблю принадлежит роль носителя культурных традиций;

б) Следующая функция рассматриваемого аспекта стимулирует на создание своего самобытного репертуара непосредственно самими участниками или руководителями коллективов.Создаются оригинальные произведения, делаются переложения, аранжировки, инструментовки уже существующего музыкального материала адаптированного непосредственно для определённого состава, что даёт возможность услышать новую колористику в известных произведениях.

В связи с этим, основываясь на личном опыте руководителя детского ансамбля народных инструментов, следует отметить проблему подбора репертуара. Которая главным образом должна быть мотивирована на адекватное восприятие музыкального материала слушательской аудиторией. Опыт работы показывает, что обращение к жанрам народного песенного и танцевального творчества в ансамблевом исполнительстве и введение их в репертуар уже в обработанной и аранжированной форме имеет сценический успех и популярность у слушателя, даже неподготовленного. Такого рода творческая направленность в полной мере может являться альтернативой проблеме, обусловленной тем обстоятельством, что в последние десятилетия отмечаются негативные тенденции, связанные с распространением низко художественных форм поп-культуры, навязываемые обществу средствами массовой информации.

Кроме того, свободная, в достаточной степени, обработка и трактовка народных произведений позволяет инструментовать их с учётом не только тембральных и других особенностей инструмента, но и, корректируя каждую партию в зависимости от технических возможностей исполнителя. Особую актуальность эта специфическая проблема приобретает в детских коллективах и коллективах художественной самодеятельности.

Исполнительский аспект включает в себя две функции – эстетическую и акустическую:

а) Выступление инструментального ансамбля следует расценивать не только сточки зрения адекватного звукового результата, но и, руководствуясь поведенческими характеристиками коллектива, его способностью «заражать» слушателя использованием дополнительных средств выразительности. Благодаря такому взаимодействию, общению ансамбля со зрителями, и формируются эстетические вкусы слушателей и нормы сценического поведения у музыкантов;

б) Специфические требования к звуковой стороне ансамблевого исполнительства определяются тремя главными критериями: политембровостью, синхронностью и стереофоничностью. Акустическая ценность, возникающая в процессе поиска оптимального звукового результата, будет во многом зависеть от правильно найденных тембральных сочетаний. Поиск новых художественно оправданных тембральных комбинаций напрямую зависит от конкретных сценических условий, акустической среды. Акустическая синхронность в ансамбле играет решающую роль в определении качественного уровня исполнителей. Стереофоничность звучания в ансамбле возникает в силу естественных обстоятельств, так как расположение исполнителей на сцене осуществляется на определённом расстоянии одних музыкантов от других, в результате чего и возникает стереофонический эффект. Такая естественная стереофоничность во многом определяет специфику ансамблевого исполнительства, создаёт то особое звуковое качество, которое во многом характеризует ансамблевое искусство как самостоятельную форму исполнительства.

Педагогический аспект. Важнейшая функция данного аспекта заключается в воспитании не только узкопрофессиональных навыков, но и в формировании коммуникативных качеств личности, умении достигать психологического компромисса. Педагогическая функция в ансамбле основывается на общности взглядов музыкантов, на способности к толерантности к своим партнёрам. В ходе общения в ансамбле происходит взаимовоспитательный процесс – внутренний мир каждого музыканта чем-то обогащается и отдаёт что-то взамен, развивается культура человеческих отношений, усиливается внутренняя работа исполнителей над своими личностными качествами.

Тем не менее, следует обратить внимание на развитие узкопрофессиональных ансамблевых навыков, на формирование моторно – двигательного аппарата. Важнейшим элементом данного уровня признаётся ансамблевая артикуляция. В исполнительском процессе, эта функция определяется как совместное произношение отдельных элементов музыкальной формы, возникающая в результате взаимодействия комплексных штриховых комбинаций, определяемых приёмами игры, синхронизацией звуковых фраз. В зависимости от количества участников и разнообразия инструментария возникает необходимость учитывать специфические свойства в произношении (артикулирования) музыкальной мысли.

Точная реализация трёхфазности звука – взятия, стационарной части и завершения звука является важнейшим ансамблевым навыком, определяющим качественный уровень артикуляционных процессов. Для достижения высшего артикуляционного качества процесс трёхфазности звука в ансамбле необходимо вырабатывать в различных темповых комбинациях, сознательно изменяя продолжительность той или иной фазы. Данный принцип необходимо соблюдать при использовании всей штриховой палитры – от связных до раздельных штрихов. Особое внимание следует уделять медленному темпу, так как метроритмические процессы, замедляясь во времени, увеличиваются в пространстве, что вносит ясность в их структурные характеристики, способствует осознанию происходящих в исполнительском акте неточностей.

Опыт руководителя детского коллектива в полной мере доказывает эффективность проведения нескольких индивидуальных занятий с каждым участником ансамбля. Количество занятий зависит от личных способностей учащихся и степени готовности партий. Такого рода занятия способствуют более детальному рассмотрению нотного материала. Кроме того, при разучивании партий, руководителю необходимо проигрывать с учащимся произведение в дуэте, что даёт,уже на начальном этапе, представление об особенностях формообразования, динамики, метроритмики и других нюансах исполнения.

В формировании метроритмических навыков следует отметить несколько закономерностей, остающихся неизменными в любых ситуациях. Так, при наличии различных ритмических структур в медленном темпе ориентиром для его удержания должна служить партия с более мелкими длительностями. И, наоборот, в быстром темпе крупные доли будут стабилизировать темповую устойчивость, упорядочивая мелкие. Таким образом, при разучивании произведения в дуэте с учащимся, в своей партии педагог должен использовать фактурные особенности различных партий ансамбля, в противоположной зависимости от функциональной специфики партии ученика (аккомпанирующей, подголосочной, солирующей).

Совершенствование качества слуховых навыков у музыкантов напрямую зависит от степени развитости всего комплекса их способностей на этом уровне. Процессы, протекающие в ансамблевом исполнительстве, управляются и подконтрольны целиком и полностью благодаря слуховой активности. Так, приоритетными видами слуха в ансамбле можно считать интонационный и тембрально-динамический слух.

Ансамблевая интонация выступает в качестве синтаксического элемента упорядочивающего смысловую функцию музыки. Культура звука, содержательное интонирование, сознательное и одухотворённое произношение музыкальной мысли должны быть главными критериями оценки ансамблевого профессионализма, важнейшей целью педагогического процесса. Интонирование – как процесс выражения внутренних переживаний, тесно связан не только с владением техническими средствами, но и с содержанием внутреннего мира музыкантов, что требует дополнительной работы по расширению кругозора, овладению стилистическими особенностями интонации.

Формирование и совершенствование навыка интонирования должно опираться на индивидуальные способности исполнителей. Необходимо знать отличия темперамента, характера, исполнительских наклонностей учащихся, чтобы эти особенности не были помехой в коллективном интонировании, а наоборот, наилучшим образом проявились бы со своими отличными качествами в музыкальном контексте. Закреплению процесса интонирования в конкретном произведении способствует использование ассоциативной памяти, образного мышления, умственной техники, внутреннего интонирования.

Фразировка как частный случай интонационного процесса должна быть чётко согласованна и закреплена в репетиционном процессе.

Тембрально-динамическая нюансировка в ансамблевом исполнительстве во многом представляет собой процесс субъективного выражения эмоционального переживания исполнителями содержания музыкального произведения. Теснейшая взаимосвязь между тембром и динамикой звуков определяет неразрывность анализа данных процессов.

Формирование технических навыков происходит гораздо эффективнее в определённом тембрально-динамическом диапазоне, что обусловлено спецификой воспринимаемых человеческим ухом частот. Критерием динамической уравновешенности ансамблевого звучания должен служить процесс равномерного слухового восприятия. Интонирование звуков большей частоты требует больших динамических усилий и наоборот, что следует учитывать в формировании устойчивых тембральнодинамических ансамблевых отношений. Развитие активности слуховых навыков на занятиях необходимо ограничивать во времени, так как это является трудным и утомительным процессом, требующим огромной концентрации внимания и больших затрат психической энергии.

Одними из важнейших в формировании ансамблевых навыков являются аспекты психического и эстетического уровня. В связи с этим, необходимо учитывать круг проблем, связанных с публичным выступлением инструментального коллектива на сцене. Вся продолжительность концертного выступления разбивается на три этапа. Первый этап включает в себя, непосредственно, сам выход и поклон зрителям. По своему эстетическому воздействию этот этап не менее важен, чем само исполнение и напрямую выполняет функцию эстетического воспитания слушательской аудитории. Особое внимание необходимо акцентировать на общности и слаженности выхода музыкантов на сцену, синхронности ансамблевого поклона, что целесообразно осуществлять в репетиционных условиях.

На втором этапе немаловажное значение для музыкального и эстетического восприятия ансамбля имеет расположение ансамблистов на сцене. При огромной вариативности существующих ансамблевых форм, следует отметить общие для всех составов правила «посадки» на сцене. Первое, что необходимо учитывать – это акустический фактор: музыканты должны в первую очередь хорошо слышать друг друга. Второе необходимое условие – это визуальный фактор: музыканты должны быть хорошо видимы зрителям, а также иметь возможность визуального контакта друг с другом. Такое взаимодействие создаёт условия для общения, возникновения разнообразных кинетических и драматургических действий, а также проявления сценической активности, что в целом обогащает образное содержание музыки, придаёт ей игровое начало. Поэтому на сцене рекомендуется рассаживаться полукругом, что позволяет реализовать как акустический, так и визуальный фактор.

Третий этап – уход исполнителей со сцены включает в себя поклон после исполнения и, непосредственно, сам выход за кулисы. Следует подчеркнуть важность идентичности эмоционального состояния, в котором будет произведён поклон с тем образным строем, в котором было исполнено музыкальное произведение. Ансамблистов необходимо воспитывать синхронно исполнять поклон, выполнять эстетические жесты. Следует обратить более пристальное внимание на развитие и закрепление внемузыкальных средств воздействия исполнителей на публику, к которым относятся кинетические движения музыкантов на сцене – жесты и мимика, которые, будучи эстетически согласованы с образным содержанием музыки, содействуют выражению музыкальной мысли, дополняют уровень слухового восприятия зрительным. Необходимость творческого начала в коллективном исполнительском процессе следует рассматривать как консолидирующий фактор. Существуют необходимые условия, наличие которых позволяет говорить о возможности проявления в ансамблевом исполнительстве творческого импульса. К этим условиям относятся: а) наличие творческой индивидуальности у каждого члена ансамбля; б) синтез всех творческих индивидуальностей в ансамбле на основе взаимопонимания; в) способность к взаимности и открытости в общении со своими партнёрами по ансамблю. Для исполнителей, выступающих на сцене, кроме того, существует также дополнительный стимулятор творческой энергии – общение со зрителями. Находясь вне внутреннего мира музыкантов, фактор присутствия большого количества публики в зале является важнейшим стимулом, необходимейшим катализатором в раскрытии исполнительского потенциала ансамблистов. Ансамблевая техника, как совокупность моторно-двигательных, слуховых, психических и эстетических навыков является средством передачи исполнительского замысла слушателям.

Таким образом, структурная многоуровневость основных элементов ансамблевой техники позволяет сделать вывод об её универсальности в педагогическом применении кразличным ансамблевым формам, так как во всех формах и жанрах сохраняются общие принципы её формирования. Основным элементом ансамблевой техники признаётся синхронность, определяемая как процесс одновременной реализации многоуровневых исполнительских приёмов ансамблистами. Синхронность является организующим временным принципом, упорядочивающим всю структурную вертикаль временных процессов происходящих в ансамблевом исполнительстве. Формирование синхронных элементов осуществляется последовательным образом параллельно на всех уровнях их функционирования, что в итоге и обеспечивает качественное становление профессиональных ансамблевых навыков. Выделяются следующие виды синхронности: на моторнодвигательном уровне – метроритмическая, артикуляционная, темповая и кинетическая синхронность; на слуховом уровне – синхронность динамическая, тембральная и интонационная; на психологическом уровне проявляется эмоциональная синхронность.

Развитие ансамблевой техники имеет огромноепедагогическое значение. Важнейшая функция заключается в воспитании не только узкопрофессиональных качеств ансамблистов, но и в формировании коммуникативных качеств личности, расширении общемузыкального кругозора, умении достигать психологического компромисса. Нахождение общих точек психологического соприкосновения выступает как организующий, консолидирующий фактор ансамблевой гармонии. Дискуссионная форма общения признаётся приемлемой и психологически оправданной. Формирование ансамблевой артикуляции, ансамблевого интонирования следует рассматривать как важнейшие компоненты в становлении исполнительской культуры, одну из основ развития ансамблевого профессионализма.

Поэтапное рассмотрение и осознание законов функционирования ансамблевого исполнительства позволяет более ясно понять природу и роль профессиональных ансамблевых навыков в коллективном творчестве, облегчив, тем самым, процесс становления ансамблевого мастерства музыканта-исполнителя.

Обозначенная многоаспектность ансамблевой культуры, позволяет говорить не только о значимости ансамблевого искусства в рамках исполнительства, но также о её важности в процессе общемузыкального становления и формирования музыкальной культуры в целом – композиторского творчества, просветительства, пропаганды репертуара, педагогического процесса.

 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Альшиц Ю.Л. Ансамбль и творческая индивидуальность: автореф. дис. .канд. искусствоведения: 17.00.05. М., 2003.
  2. Андрюшенков Г.И. Формы и методы работы с самодеятельным инструментальным ансамблем. Л., 1983.
  3. Благой Д.Д. Искусство камерного ансамбля и музыкально-педагогический процесс / Камерный ансамбль. Педагогика и исполнительство. М., 1979.
  4. Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1958. Вып.2.
  5. Имханицкий М.И. Новое об артикуляции и штрихах, учеб. Пособие по курсу методики / РАМ им. Гнесиных. М., 1997.
  6. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика: Социологические проблемы современной концертной жизни: исследования. Л.: «Музыка», 1985.
  7. Максимов Е.И. Оркестры и ансамбли Русских народных инструментов: исторические очерки. М., 1983.
  8. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники: избр. ст.2-е изд., испр. и доп. М.: «Сов. Композитор», 1983.
  9. Ханецкая Н.В. Основы профессиональной подготовки учителя музыки: межвуз. сб. науч. тр. Сарат. пед. ин-та. 1999. Вып. 4.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.