Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Исследование особенностей гражданской идентичности молодежи восточного Казахстана

Для современного Казахстана характерной чертой является транспарентность открытость межэтнических и межконфессиональных отношений, а также толерантность как важный фактор успешного и уверенного развития государства. Эти позиции отражают дух и внешней, и внутренней политики страны. В своих выступлениях президент Казахстана Н. Назарбаев определяет казахстанскую идентичность как идентичность, в которой тесно связаны культуры всех этносов, проживающих в Казахстане. Главный принцип внутренней казахстанской политики "Единство через многообразие". Именно он позволил за годы независимости сохранить всем этносам свой язык и культуру, не подвергаясь угрозе ассимиляции или какой-либо дискриминации.

Вопросы развития культуры толерантных отношений тесно связаны с перспективой гражданской идентичности. Эта связь вполне просматривается в отношениях «Мы» и «Они» («Я» и «Он, Они»). С приобретением государственной независимости Казахстана вопрос об этнической принадлежности занял особое место. Новая концепция национальной идентичности акцентирует не этническое происхождение, а гражданские чувства принадлежности к стране. Идея эта, в целом, встретила понимание со стороны всех этнических групп, которые расценивают её как способ унификации этнической идентичности. Этническая принадлежность остается доминантной формой социальной категоризации в структуре индивидуальной и групповой идентичности населения Казахстана. Для граждан страны разделение на «мы» и «они» означает принадлежность к группам на базе, прежде всего, этнических признаков. В этих условиях процесс категоризации усиливает идентификацию и чувство принадлежности к эндогруппе (Мы), и в то же время усиливает у них дифференциацию от экзогруппы (Они). Таким образом, категоризация акцентуирует различия между категориями у индивидов, что отражается на их представлениях о гражданской идентичности. С получением независимости Казахстаном местные русские и представители других национальностей вынуждены вырабатывать новые стратегии идентификации и новое отношение к «Другому» через признание казахского языка как государственного, а русского как языка межнационального общения. Отсутствие напряженного характера межгрупповых отношений объясняется также переосмыслением самой русской идентичности. Переосмысление означает не только новое осознание собственной группы (Мы), но и переоценку образа другой группы (Они).

Цель нашего исследования состояла в том, чтобы выявить отношение к казахстанской идентичности у молодежи города Усть-Каменогорска – административного центра Восточного Казахстана, где незначительно преобладает русскоговорящее население и русский язык является основным в межэтническом общении. Мы стремились изучить, какие социальные представления о национальной идентичности формируются у разных этнических групп школьников и студентов. Предполагалось, что у местных казахов, русских и других имеются по этому поводу разные взгляды. Для получения первичных сведений был проведен опрос в городских учебных заведениях.

Задавая вопрос «Согласны ли Вы убрать графу «национальность» (этническое происхождение) из паспорта и удостоверения личности?», мы попросили учащихся письменно аргументировать их ответы («Каким бы ни был Ваш ответ, объясните почему?»). В своем большинстве опрошенные казахи (40,1%) поддерживают идею убрать графу «национальность» из официальных документов и более спокойно относятся к этой теме, чем остальные группы. Вместе с тем, русские и представители других этнических групп в большинстве желали бы сохранить пункт о национальности в паспорте и в других официальных документах. При этом и 36,9% казахов также дали отрицательный ответ. Это достаточно высокий показатель. Следуя анализу содержания письменных ответов, мы установили, что патриотизм и выражение этнической идентичности, по мнению казахов, неотделимы. Удаление графы «этническое происхождение» не представляет опасности для их культурной идентичности, поскольку слова «казах» и «казахстанец» синонимичны: «Потому что я того же происхождения» (респондент жен., возраст 16 лет). «Потому что я сам – казах и все мои предки были казахами. Kaзахстан – это моя Родина» (муж., 17 лет). По их мнению, удаление этой графы только усилит чувство патриотизма и будет способствовать единению народа, как в других странах мира: «Я нахожу пункт "казахстанец" более патриотическим» (респондент жен., возраст 21 год). «Я согласен на эти изменения, потому что "казахстанец" объединит все этносы в одну единственную нацию. Может быть, наш народ станет более сплоченным» (муж., 20).

Нет на земле народа, который хотел бы ассимилироваться и исчезнуть. Да, процессы ассимиляции идут во всем мире, но это процессы, длящиеся столетиями, а не одномоментное действо. Даже когда народ утрачивает в этом процессе язык, он сохраняет свою идентичность, во всяком случае, на долгий период. Здесь возникает главный вопрос: является ли графа в паспорте гарантией от ассимиляции? Национальность чувство святое и понятие святое, включающее в себя родной язык, характер, вековые обычаи, культуру, свою историю, великие даты и имена. Многие молодые граждане Казахстана разных национальностей рассматривают идею исключения графы «национальность» из паспорта как попытку ассимиляции.

Как показывают наши исследования, таких не так много, но именно они не воспринимают гражданство Казахстана как стабильный компонент в структуре их идентичности. С их точки зрения, этничность – это важное понятие, которое всегда напоминает о культурных корнях, связанные с историей предков: «"Этничность" показывает принадлежность к самому себе, а "казахстанец" показывает принадлежность к стране, и у тебя уже больше не будет личности» (жен.20). «Много людей гордых их происхождением. Происхождение и гражданство – это две разные вещи» (муж., 21). Как объяснила одна русская девушка в анкете: «... этничность, полученная с рождения, является понятием более широким и духовным», чем гражданство, которое ограничено границами государства и может быть изменено: «Просто я не хочу. Мне не стыдно за мое происхождение, пусть все знают, что я русская» (жен., 18).

Таким образом, для казахстанской молодежи этническое происхождение связано с историей семьи, с их народом и удаление «национальности» из официальных документов будет означать утрату культурной идентичности и символический разрыв с предками. Кроме того, мы подметили, что, по мнению казахов и русских, наличие этого пункта в паспорте является предметом гордости. Аргументы респондентов «за» и «против» удаления пункта «национальности» из паспорта и удостоверения личности выглядят следующим образом:

  • казахи «за» проявление патриотизма; хорошо для единения народа; борьба против дискриминации; предупреждение межэтнических конфликтов; международный опыт (Франция, США);
  • казахи «против» отстаивание этнического разнообразия; сохранение культурных традиций; гордость своим происхождением; дань уважения предкам;
  • русские «за» ликвидация дискриминации; интеграция народа; проявление патриотизма и гордости;
  • русские «против» различение этнической и гражданской принадлежности; гордость быть русским; страх ассимиляции и потери идентичности; уважение к этническим меньшинствам; родовая связь с прошлым;
  • другие национальности «за» интеграция граждан и единство; международный опыт; равенство и мир в стране; ликвидация дискриминации и предрассудков;
  • другие национальности «против» - напоминание о предках и культурных корнях; призыв к уважению и признанию меньшинств; гордость своим этническим происхождением; защита от ассимиляции.

Отношение к Казахстану как независимому государству определяется в немалой степени у молодежи отношением к гражданству страны. В анкету мы включили вопрос «Горды ли вы быть гражданином Казахстана?». Результаты опроса показали, что среди казахов положительные ответы встречаются немного чаще, чем у других этнических групп. Всего 91,5% опрошенных казахов выразили чувство гордости быть гражданином своей страны. Среди аргументов у них преобладают, прежде всего, идентификация со страной и гордость быть казахстанцем. Эта гордость усиливает их чувство патриотизма и идентификацию с Казахстаном.

Несмотря на преобладание также положительных ответов у русских (75,6%) и других групп (66,7%), доля несколько ниже. В своих объяснениях опрошенные выражают, прежде всего, гордость из-за экономического развития страны и проведения ее политики: «Да, я горд тем, что проживаю в Казахстане. Эта страна развивается, и я чувствую себя хорошо здесь» (муж., 17). «Казахстан занимает важную позицию в мировом экономическом и политическом пространстве. Я горда, что наша страна преуспела достичь такого уровня за очень короткий период (несмотря на то, что есть много негативных аспектов)» (жен., 21).

В то же самое время, в отличие от казахов, русские и представители других групп больше говорят о наличии социальных проблем и в казахстанском обществе. Русские критикуют этнократическую систему Казахстана, так как казахи, по мнению некоторых, имеют больше шансов преуспеть: «У меня нет никого из родственников казахов, тогда как я считаю, что это важно для карьерного роста в нашей стране» (жен., 18). Не все молодые казахстанцы чувствуют себя интегрированными в систему общественных отношений государства. Некоторые опрошенные чувствуют себя исключенными из общественных и политических процессов страны и поэтому не имеют патриотических чувств к стране. Они думают, что в России им будет лучше: «Так как я – русская, то я хотела бы, чтобы моя Родина была Россия» (жен.20 лет). Неуверенность в своем будущем проявляется в следующих ответах: «Скоро я буду россиянином» (муж., 21). «После окончания учебы я уеду в Россию» (жен., 21). «Моя мечта – уехать в Германию, поэтому я не знаю, нужно ли гордиться или нет. Я не вижу подъема нашей страны, нашего региона в частности» (жен., 20). Аргументы респондентов, ответившие «да» или «нет» на вопрос, горды ли Вы быть гражданином Казахстана:

  • казахи «да» гордость быть казахом; гордость за свою Родину; уважением и признание к предкам;
  • казахи «нет» никакой причины быть гордым не вижу, просто родился здесь;
  • русские «да» гордость за страну из-за её положительного имиджа в мире; чувство патриотизма; гордость за экономические успехи;
  • другие национальности «да» гордость за политику страны; гордость за экономический рост;
  • другие национальности «нет» чувства исключенности, враждебности, отторжения; неудовлетворенность из-за социальных проблем.

Полученные результаты наводят на мысль том, что интеграция казахстанской нации еще не завершена. В изученном регионе, а, возможно, и в Казахстане в целом, этническая принадлежность все еще является практически единственной доминантой в структуре идентичности подавляющего большинства молодежи. Для казахов представления о казахстанской идентичности базируются на основе казахской этничности, поэтому этническая идентичность для них важна и рассматривается как объект гордости. Быть казахом – означает иметь привилегированный статус. В то же время, казахи более спокойно относятся к удалению из персональных документов пункта об этнической принадлежности, так как у них сильна идентификация со страной. Названия «казах» и «казахстанец» для многих казахов обозначают одно и то же.

Согласно ответам большинства русских и представителей других нетитульных этнических групп, они не воспринимают официальную модель казахстанской идентичности именно на базе казахского этнического компонента. А посему для них казахстанское гражданство всегда такая же ценность, как этническая принадлежность. С точки зрения молодых казахстанцев не казахской национальности, этничность должна фигурировать в документах, удостоверяющих личность, чтобы напоминать о культурных корнях. Тем не менее, все они рассматривают казахстанское гражданство как гарантию успешного будущего и стабильности.

В инструментарий исследования проводимого в рамках проекта «Развитие культуры толерантных отношений молодежи Республики Казахстан в процессе межличностного взаимодействия» коллективом, осуществляющим данный проект, был включен вопрос, измеряющий оценку отношений различных категорий казахстанской молодежи к вопросам толерантных отношений на различных уровнях, проживающих в Восточно-Казахстанской области. По этой причине мы включили вопрос и в наш инструментарий количественного исследования, гайдов фокус-групп и экспертных глубинных интервью. Анализ полученных данных свидетельствует наличие у некоторых групп молодежи обостренного восприятия вопросов толерантных отношений на социальном, личностном и этническом уровнях. Данные показывают рост интереса молодых граждан к вопросу межнациональных взаимоотношений, что подчеркивает актуальность работы над реализуемым проектом.

Вместе с тем, методика исследования включала проведение опросов, в которых изучались особенности толерантных отношений и их культуры. В качестве основы проведения исследования была взята методика экспресс-опросника «Индекс толерантности» (авторы Солдатова Г.У., Кравцова О.А., Хухлаев О.Е., Шайгерова Л.А). Согласно данной методике, для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы

("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.

100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы:

  1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21.
  2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20.
  3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22.

Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру.

В результате проведения исследования было выявлено, общий индекс толерантности различных групп молодежи составляет 68 балла, что соответствует согласно методике интервалу среднего уровня (61-99). Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях межличностного взаимодействия они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. Наиболее высокие баллы в исследовании уровня толерантности были зафиксированы у учащейся молодежи (84,3).

При анализе распределения респондентов по категориям молодежи в границах среднего значения индекса толерантности было определено, что студенты высших учебных заведений более тяготеют к интолерантности, а студенты средних профессиональных учебных заведений, наоборот, приближены к высокому индексу толерантности.

Средний уровень толерантных отношений характеризовал взаимодействие у работающей молодежи (68,8), что также соответствует среднему уровню толерантности. Наиболее высокие баллы были получены у молодых преподавателей (96,4), что соответствовало близость границ высокого уровня толерантности.

Таким образом, согласно используемой методике, можно выделить, этническую, социальную и личностную толерантность. В результате проведенного исследования было выявлено, что на сегодняшний день индекс толерантности различных категорий молодежи средний, но существует тяготение к интолерантности у студентов высших учебных заведений, особенно юридических специальностей, поэтому необходимо запланировать комплекс мероприятий, ориентированных на развитие толерантности у студенческой молодежи.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.