Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Философские истоки политико-психологических исследований

Политическая психология как область научного знания возникла и развивалась вместе с возникновением и изменением реальных форм политической жизнедеятельности общества, а также под влиянием развития философско мировоззренческих и философско-методологических представлений. Поиски философских истоков политической психологии позволяют глубже понять корни современных политико-психологических представлений, проникнуть в логику развития этой актуальной и перспективной области современного научного знания.

мифах, пословицах и поговорках. Интересные данные на этот счет также могут дать результаты психолингвистических исследований древних языков. Тем не менее, научные знания о древнем и средневековом периоде истории развития политикопсихологических представлений, претендующие на достоверность, возможны только, начиная со времени появления первых письменных источников1.

Истоки многих политико психологических идей и недавнего прошлого, и современности, а также различных современных подходов к исследованию можно

Не исключено, что вопросы из предметной сферы политической психологии интересовали мыслителей Древнего мира уже в дописьменную эпоху и нашли отражение в первобытной культуре – религиозных верованиях, традициях и обычаях, эпосе и фольклоре. Косвенно можно говорить о подобного рода элементах сознания древних людей на основании изучения тех или иных погребальных обрядов или ритуалов, иной информации, содержащейся в могильниках, а также на основании некоторых фрагментов сохранившихся древних произведений устного народного творчества, представленных в сказаниях, легендах,

1 Проблема изучения политико психологических характеристик различных субъектов общественного сознания и их политико-психологических представлений с появлением письменных источников несколько минимизировалась, но и по сей день не имеет адекватного решения. Длительное время (до появления широко доступных средств письма, книгопечатания и повсеместного распространения начального образования) в письменных источниках находит отражение лишь политическая психология определенных немногочисленных слоев общества.

обнаружить в дошедших до нас учениях мыслителей Древнего Востока, в философских, публицистических и художественных произведениях эпохи Древней Греции и Рима, в произведениях средневековых схоластов, в работах мыслителей Нового времени. В сущности, уже на ранних этапах известной нам «письменной» истории интерес к политико-психологическим проявлениям социальной жизни был достаточно заметен. Так, уже в древнейшем из сохранившихся письменных источников, древнеегипетском папирусе, известном под названием «Беседа разочарованного со своим духом» содержится не просто констатация значимости для правителя (политического лидера) политической воли и управленческой решительности, но и содержатся практические управленческие рекомендации и рецепты политического успеха, например, в форме такого поучения: «Сгибай толпу, уничтожай пыл, исходящий от нее». Древнеегипетский автор очень точно подметил, что толпа способна создавать особую психо-социальную атмосферу с высокой психо-эмоциональной энергетикой, успешно противостоять которой можно только лишь применяя определенные психо-эмоциональные приемы поведения. Для низших слоев населения предлагались другие стратегии политико-психологического поведения. Это были призывы к покорности, примирению, обузданию политической ненависти (широко представленные, например, в буддистских и конфуцианских источниках).

Если в доантичную эпоху авторы высказываний о политике и политической психологии недалеко выходят за рамки рассуждений о воле богов, конкретных исторических констатаций, прагматических обобщений и поучений, то в античном мире уже различимы, по крайней мере, два подхода к описанию и осмыслению политико-психологических феноменов: мифологический и философский.

В античном мифе во многом продолжены доантичные традиции, поэтому в них широко используются конкретно ситуативные объяснения как вымышленных, так и реальных политических событий влиянием богов Олимпа. Психологичность описания политических событий в античном мифе связана с представлениями их создателей о том, как устроен мир богов и каковы принципы их взаимодействия.Согласно античным мифам, причины различных поступков богов коренятся в их иерархических статусах и отношениях, устойчивых чертах характера, этических особенностях и доминирующих ценностях. В таком подходе ярко проявляется отмеченный многими исследователями античного мифа антропоморфизм пантеона богов, а также родовой социоморфизм2.

Анализируя античные мифы в ракурсе политической психологии, можно сделать вывод, что их психологическая направленность и характер психологии взаимоотношений между богами, богами и людьми во многом спроецированы как антропоморфизмом, так и эго-ориентацией. Античные боги большей частью импульсивны, реактивны, обладают ярко выраженным политическим темпераментом; для них характерны высокая скорость принятия решений, огромная воля к власти, часто – политическая беспринципность и агрессивная эмоциональность. Античные боги в основном эгоцентричны и авторитарны, демократические установки в описаниях поступков богов практически не прослеживаются. Разве что иногда, по собственному произволу, боги отдают свои решения на волю случая или предписывают выполнение определенных, часто – нереализуемых, условий с тем, чтобы дать небольшой шанс зависимым от них персонажам мифа.

Весьма важно обратить внимание на то обстоятельство, что в античной мифологии очень ярко проявляется полиполитизм, который прослеживается через детальное разделение зон политического влияния между богами3, а также разделение и иерархию политических функций4 и политиче-

2 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высшая школа, 1981. – С. 17.

Бог мертвых – Гадес (Аид), богиня мира – Эйрена (Пакс), бог моря – Посейдон (Нептун), бог леса – Пан и т.д.

4 Общеполитические функции выполняют Зевс, Афина и Гера. Частные политические функции выполняют: Пифии – жрицы, возвещавшие волю Зевса людям; Пенаты рим-

ских статусов, которые в античном мифе представлены как передаваемые по наследству или приобретаемые вследствие изменения социального положения5.

Сравнительно-исторический анализ описаний поступков богов, представленных в древнегреческих и древнеримских мифах, показывает, что политическое сознание древних римлян было более детализированным и, по всей видимости, более развитым. Пантеон римских богов имел значительно большее политическое крыло6, пользовавшееся огромным социальнополитическим влиянием. Некоторые персонажи древнеримских мифов, «отвечающие» за состояние души человека, напрямую выполняют функции, имеющие явную политико-психологическую направленность. Так, греческий демон ужаса Деймос вместе со своим братом, демоном страха Фобосом, должны были постоянно сопровождать бога войны – Ареса в битвах. Роль Мании – женского персонажа античной греческой мифологии, именем которой обозначались необузданность, неистовство, безумие, как объяснение яростного, сверхсамоуверенного, необъяснимого поведения тоже связывалась с осуществлением власти и властных полномочий. В этой связи есть достаточно много оснований согласиться с мнением Д. Вико, считавшим, что представления, заключенные в форму мифов, «должны быть историями первых народов». Эволюция мифов, по-видимому, запечатлела эволюцию самих древних обществ. В этой связи Д. Вико, доказывая общую природу наций, следующим обра-

лян – хранители семьи и государства; Фемида – богиня законного порядка; бог войны – Арес (или лат. – Марс); Виртус – римская богиня воинской доблести; Гонор – римская богиня гражданской чести; Конкордия – римская богиня политического согласия граждан (IV в. до н.э.); Либертас – римская богиня свободы (III в. до н.э.); Нике – богиня победы; Сильван и Термин – римские

5 Например, Персефона вышла замуж за царя Аида, став владычицей царства мертвых.

КонкордияГонорСильванТерминЮстицияВиртус и др.

зом охарактеризовал эволюцию народов:

«природа народов сначала жестока, затем мягка, после утонченна, наконец, распущена»7. Впрочем, нам такой обобщающий вектор психологический эволюции представляется весьма остроумным, но требующим аргументированных доказательств.

Д. Вико сделал замечательный анализ эволюции политической ментальности древних народов (египтян) и – в соответствии с ней – эволюции политико-правовых норм и систем. В качестве главной детерминанты этой эволюции, по мнению Д. Вико, выступает генеральная политическая установка (или убеждение) относительно политического равенства: убеждение, что миром и людьми управляет исключительно божественная воля сменилось убеждением, что в обществе царствуют герои, принципиально отличающиеся по своей природе от людей. А это убеждение, в свою очередь, сменилось признанием, что люди равны по своей природе8.

В отличие от античной мифологии, в античной философии суждения о политике представляются достаточно рациональными. Мыслители этой эпохи пытаются найти не только субъективные, но и объективные причины политических катаклизмов и предложить способы их предотвращения. По сути, именно древнегреческие философы положили начало политическому детерминизму. К примеру, Демокрит (ок. 460

  • ок. 370 до н.э.), сравниваякак бы мы сейчас сказалиразличные социальные ценностиутверждалчто демократия значимеепредпочтительнеечем материальное благополучие Политический детерминизм древнегреческой философии был не лишен психологической окраски как в досократический (Пифагор, 570–490 до н.э.), так иособеннов сократический период своего развитиякогда во главу угла были поставлены важнейшиене утратившие своего значения и сегодняфилософско-

7 Вико Д. Основания новой науки об обществе и природе наций. – ЦитпоФилософия историиАнтологияУчебпособие для студентов гуманитвузов СостЮ.АКимелев. – М.: Аспект Пресс, 1995. – С. 35. 8 См.: Там же. – С. 31–38.

мировоззренческие (и одновременно – философско-методологические) принципы:

«Познай самого себя» (Сократ, 469–399 до н. э.), «Человек – мера всех вещей» (Протагорок. 490 – ок. 420 до н.э.) и др.

Древнегреческих философов интересовали самые различные проблемы философского, политического, психологического характера. Например, стоики, которые вслед за Сократом акцентировали внимание на анализе человеческих, нравственных ценностей, затрагивали проблемы политических отношений и норм. С точки зрения философов–стоиков, наивысшей ценностью является такая социально политическая ценность как благо государства, которое, по их мнению, неизмеримо выше личного блага и личного благополучия, тем самым заложили основы психологии государственности9, являющейся своего рода дефицитом во многих современных обществах.

Именно психология государственности лежит в основе идей Платона (428/7– 348/7 до н.э.)который в своей модели идеального государства («Государство»«Законы») пытался предусмотреть такие формы политического и социальноэкономического устройства общества, направленные на искоренение источников возникновения психологических основ для конфликтов, формирования противоположных интересов в обществе. Платон ратовал за создание таких политикопсихологических механизмов управления и политической социализации каждого гражданина, которые могли бы сделать общество гармоничным (идеальным). Платон предполагал гармонизировать общество посредством ряда социально-психических подсистем, в том числе:

  • через системы политических ценностей;
  • через системы политико психологических установок (своего рода политикопсихологическое социальное моделирование);
  • а также через системы интеллекту-

9 К слову, в древнегреческой философии для поиска социальных детерминант достаточно широко применялся сравнительный анализ.

ального и психо-этического механизмов отбора руководителей (лидеров).

Платона можно считать одним из основоположников системного подхода в политической психологии, возможно, именно благодаря системности мышления Платону удалось сделать достаточно много весьма существенных и практически значимых догадок в сфере управления политикопсихологическими процессами, в частности, он предположил, что:

  • психологический фактор является важнейшей из детерминант социального поведения для каждого человекаособенно он важен для правителей;
  • политическую психику необходимо формировать с самого раннего детства;
  • видение и понимание социальных проблем связано с социальным и имущественным положениемпоэтому необходимо вводить принцип обязательной сменяемости правителей через каждые лет («дабы каждый пожинал плоды своего правления»);
  • правители наряду с интеллектуальным отбором должны проходить несколько этапов психо-этического отбора и др.

Поиски более совершенных форм правления продолжил Аристотель (384–322 до н.э.)но уже не через политическую утопию, а через сравнительный анализ имеющихся в различных обществах форм правления («Афинская полития»)10. Аристотель первым обратил внимание на такое явление как политический инфантилизм и положил начало политико психологическому сравнительному анализу характеристик отдельных социальных слоев. Так, Аристотель обратил внимание на то, что по объективным причинам (род занятий, образ и ритм жизни, территориальная разбросанность) представители социального слоя земледельцев предпочитают не участвовать

10 Аристотель может считаться основателем социологии политики, так как его описание конституционного устройства 158 греческих городов–государств и анализ, приведенный в «Афинской политии» фактически наметил новый предмет и метод исследования политической сферы жизни общества.

в управлении государством, тогда как другие слои это делают с большой готовностью.

В конечном итоге, заслуга античной философии в развитии знаний о политикопсихологических закономерностях жизнедеятельности общества заключается прежде всего в том, что она положила основание объективному изучению политической психологии, ее основных элементов, ее роли в сознании и жизнедеятельности общества.

Дальнейшее развитие политического сознания и представлений о политической психологии обычно связывают с эпохой Нового времени. Европейская средневековая мысль, несмотря на пристальное внимание к проблемам души и духовного мира личности, не оставила очень значимых идей в данной области. Видимо, это связано со специфическим теоцентрическим пониманием сути политики, власти и властных отношений. Политическая деятельность и политическое устройство сакраментальны, политические ценности вторичны, политические мотивы грешны – эти политические установки сознания приветствовались и широко закреплялись самыми различными средствами в средневековом обществе.

С другой стороны, в течение более двадцати веков человечество с переменным успехом и в различных формах осваивает морально-политические ценности и психоментальные программы, сформировавшиеся и отшлифованные в религиозной христианской идеологии эпохи Средневековья. Объединяя философские традиции западного и восточного мышления, своеобразно восприняв и переработав политические идеи Платона, Аристотеля, стоиков, киников и, отчасти, позднего эпикуреизма, христианство придало этим идеям более доступную широким слоям населения психологическую форму.

Дискуссии эпох Средневековья и Возрождения о приоритете веры или авторитета, о разделении духовной и светской власти, о возможности и условиях оправдания противовластной деятельности, в которых приняли участие Аврелий Августин Блаженный (354–430), Пьер Абеляр (1079–1142), Фома Аквинский (1225/6–1274), Ян Гус (1371–1415), Мартин Лютер (1483–1546), оставили заметный след в истории социально-политической мысли. В определенных формах в средневековой философии была продолжена критика государства и основанных государством социальных отношений. Так, Августин резко выступал против государства как основанного на человеческом эгоизме и бесконечной братоубийственной борьбе, а П. Абеляр, рассматривавший государственные связи и отношения как искусственные, размышлял о мере ответственности за совершение политического (государственного) преступления и подчеркивал, что оценки политических действий относительны и могут кардинально меняться.

По мере освобождения светской политической власти от жесткого подчинения церковным иерархам появляется возможность освободиться от тотальной сакраментализации политической власти и исследовать политику как любую другую сферу социальной деятельности.

Именно поэтому переход от средневекового к новому миропониманию был ознаменован появлением очень ярких мыслителей и практических политиков, которые внесли большой вклад в исследование политической психологии. Попытка поновому взглянуть на политику начинается с нового взгляда на политические функции, статус и психо-социальные роли первого лица в политике – государя, короля, царя. Исследованию роли государя в обществе посвящают свои работы Э. Роттердамский, Н. Макиавелли, позже – Ж.-Ж. Руссо.

Н. Макиавелли в работе «Государь» утверждал, что ничтожными являются правители, не способствующие процветанию и единению своего народа и отстаивал необходимость проведения активной и изобретательной политики, а не «варварского господства». Именно Н. Макиавелли положил начало новому пониманию сути политики как отношений не столько по поводу господства и подчинения, но, прежде всего, как отношений по поводу управления. Варварское господство не нуждается в политико-психологических изысканиях, тогда как изобретательная политика, наоборот, нуждается в них. Макиавелли привлек внимание своих современников и к проблемам выбора инструментов внешней и внутренней политики, в частности, к применению манипулятивных приемов, включая психологические приемы манипуляций.

В этот период активного экономического роста в европейской философии особенно остро ставится вопрос о войне и мире как политических стратегиях. Мнения авторитетных мыслителей на этот счет расходятся. Э. Роттердамский считал, что мирно и только мирно следует решать все вопросы, а поэтому следует навсегда договориться о границах (за исключением необходимости обороны от агрессивных соседних государств). Н. Макиавелли, напротив, полагал, что мир не представляет собой наилучшее состояние общества. Логика рассуждения о закономерностях политики приводит Н. Макиавелли в конечном счете к признанию неизбежности войн вследствие природных дурных качеств человеческой души, ее агрессивности и злобности11. Таким образом, вслед за Платоном, Н. Макиавелли также проводил параллели между психологическими состояниями субъектов политики и господством конкретных форм политического правления12.

Угрозу политической стабильности философы и мыслители этой эпохи видели не только в неправильной деятельности политических лидеров, не только в агрессивной природе человека и общества, но и в создании таких форм и способов решения политических проблем как использование наемной армии (Н. Макиавелли) с ее особенной психологией и двойной моралью.

11 Позже эти идеи будет развивать И. Кант, исходивший из признания изначальности зла и эгоизма в человеческой природе («Об изначально злом в человеческой природе», 1792), не видевший способов их преодоления и, частично в силу этого, отрицавший любые формы противодействия народа правителю (возмущение, терроризм, революцию). Затем к этим идеям обратится и Ф. Ницше («Воля к власти»«Утренняя заря»). 12 На внимание Н. Макиавелли к политикопсихологическим вопросам указывал еще В.И. Рутенбург, исследовавший жизнь и творчество знаменитого политика. См.: Макьявелли Н. История Флоренции. – Л., 1973. – С. 343–347.

Мыслители особо предупреждали, что формирование наемной армии как политического инструмента, увеличение численности войск, а также несправедливое и жестокое отношение к варварам может грозить полным уничтожением целых народов (Ш. Монтескье). Проблема мирного сосуществования цивилизаций, на которой заострял свое внимание Ш. Монтескье, и сегодня чрезвычайно актуальна, представляется трудной, сложной и едва ли разрешимой в ближайшем историческом будущем.

В эпоху Нового времени достижение мира связывается с ростом торговли (Э. Крюсе, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо), созданием международных ненаступательных организаций (Э. Крюсе, Ж.-Ж. Руссо), утверждением демократических и республиканских форм правления (Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо) и разделением властей (Ш. Монтескье, Т. Гоббс).

В этой связи философов интересует также проблема происхождения государства, появляется договорная теория происхождения государства (М. Падуанский –

«Защитник мира», Г. Гроций, Д. Локк, Т. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо). Параллельно с этим, мыслители этой эпохи стремятся переосмыслить роль психологических факторов политической жизни общества. В качестве причин войн и других разрушительных политических процессов рассматриваются такие психо-социальные характеристики, как:

  • жестокость людей (Э. Крюсе, 1590– 1648);
  • витальные человеческие потребности и стремление к самосохранению (Г. Гроций, 1583–1645);
  • глупость, вооруженная насилием и произволом (Э. Роттердамский, 1469–1536; ИБентам, 1748–1832);
  • «недостаток уверенности» в намерениях другого государства (Ш.-ИСенПьер, 1658–1743);
  • психологические аффекты (Б. Спиноза, 1632–1677)13;

13 Еще в дореволюционных отечественных исследованиях философского наследия Б. Спинозы обращается внимание на то, что Б. Спиноза связывает возникновение государства как с пассивными («Политический

  • честолюбие, властолюбие и корыстолюбие (И. Кант, 1723–1804).

В данный период проблемы политической психологии начинают привлекать все большее внимание мыслителей. Это, видимо, объясняется тем, что было накоплено множество фактов о психологических проявлениях в политической жизни и сложилось определенное представление о возможности влияния психологии на общественное сознание и социально политическую жизнь общества в целом. При этом возникает достаточно много подходов и теоретических концептов.

К примеру, выдающегося немецкого философа Г. Лейбница к анализу психологических проблем приводит его философская монадология. Г. Лейбница можно считать провозвестником системно структурного подхода в психологии, так как в его учении о душе одновременно как о целостной монаде и как о состоящей из скоординированных взаимодействующих монад было заложено основание современного понимания сути системно-структурного подхода к исследованию психических процессов и явлений. Впоследствии на идеи, заложенные в работах Г. Лейбница, в той или иной мере опирались психологи И. Гербарт, и В. Вунд14.

Значительный вклад в развитие политико-психологических представлений внес Б. Спиноза своим учением об аффектах. В отличие от Н. Макиавелли, Б. Спиноза не считал, что в основе политической деятельности лежит греховная природа человека.

Страсти и аффекты, с точки зрения Б. Спинозы, реально существуют, их необходимо учитывать и ими необходимо учиться управлять. Л.С. Выготский в этой связи подчеркивал, что у Б. Спинозы присутствует «единство описательной и объяснительной психологии чувства»15.

В интерпретации различного рода политических аффектов Б. Спиноза придерживался гуманистической ориентации, он считал, что люди допускают ложь, обман, зло в основном по неведению, неведение же может быть устранено.

Применительно к политической сфере деятельности он предлагает рецепт, который перекликается со значительно более поздними теориями плебисцитарной демократии и харизматического лидерства М. Вебера. Б. Спиноза считает, что политическими лидерами (советниками) следует выбирать «тех, чье личное достояние и польза зависят от общего благоденствия и мира»16.

Другим, не менее важным способом устранения негативного из политической сферы деятельности, по его мнению, является умение управлять аффектами, точнее – удовольствием (или неудовольствием) от удовлетворения (или неудовлетворения) человеческих потребностей.

Для своего времени Б. Спиноза исключительно точно уловил возможность появления цепей зависимости от имеющихся у человека потребностей, которые проявляются в различных формах, в том числе – в одной из «крайних» форм их проявления в политической аддикции.

Для современных теоретических и научно-прикладных исследований в сфере политической психологии по-прежнему весьма значимыми и актуальными остаются гносеологическая теория аффектов17 Б.

15 Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии. – 1970. – № 6. – С. 130.

16 Спиноза Б. Избранные произведенияВ

трактат»), так и с активными («Богословско-политический трактат») аффектами. – См.: Кечекьян С.ФЭтическое мировоззрение Спинозы. – М., 1914.

14 В том числе – идея бессознательного,

позже разрабатываемая И. Гербартом и З. Фрейдом; идея порога восприятия, проработанная впоследствии И. Гербартом, а еще позже – Г. Фехнером и Г. Эббингаузом.

2-х т. – М., 1957. – С. 326.

17 Гносеологическую теорию аффектов

следует упомянуть потому, что в основе ее лежит универсализация познания как фундаментальнейшего из всех аффектов и также потому, что Б. Спиноза именно в познании и анализе аффектов видел способы нивелирования, устранения, коррекции негативных аффектов.

Спинозы и его учение о структуре18 и видах аффектов19.

Следуя логике Р. Декарта, Б. Спиноза склоняется к признанию того, что государство должно выполнять инструментальные и манипулятивные функции, направленные на обеспечение сплоченности всех граждан и равновесия политической системы20. С его точки зрения основным способом политического управления является управление аффектами (прежде всего – но не исключительно – аффектом страха).

Помимо общих теоретических вопросов, в этот период особенно остро ставился вопрос о возможности практического исследования политико-психологических процессов и событий. Наиболее значимыми в этой связи представляются философскометодологические поиски Г. Лейбница и Б. Спинозы, а также в дальнейшем – Т. Джефферсона (1743–1826) и Г. Гегеля. Как известно, споры о методах исследования сознания в основном развернулись в плане общего спора рационализма и эмпиризма. Но и в рамках каждого из этих двух направлений не было единодушия, что порождало также известные компромиссы при решении данного вопроса. Например, в

«Политическом трактате» и в некоторых других работах Б. Спиноза подтверждает необходимость эмпирических методов познания, но заметив несовершенство этих методов, развивает учение о рациональной интуиции.

Методологические поиски Б. Спинозы и Г. Лейбница, безусловно, проложили прямой путь к исследованию внутренних, субъективных психологических состояний. Более того, работы этих двух выдающихся философов фактически положили начало теоретическому обоснованию взаимозави-

18 В качестве элементов в структуру аффектов Б. Спиноза включал потребности, знания, волю, чувства.

19 Пассивные аффекты, проистекающие из неудовольствия от неудовлетворения потребностей и активные аффекты, включая: активные аффекты–стремления и активные аффекты–удовольствия (радость, любовь, познание и проч.).

20 Идеи, которые в ХХ в. найдут развитие в концепции Т. Парсонса.

симости материальной и духовной субстанций человеческой деятельности. В частности, Б. Спиноза, склоняясь к мысли, что душа зависима от тела, напрямую открывает путь к развитию психофизиологических исследований.

Вслед за мыслителями эпохи античности (Аристотель, Цицерон, Лукреций) в Новое время, в эпоху французского просвещения и немецкой классической философии исследуется мера влияния образа (стиля) жизни и национального характера народа на политическое устройство государства (Ш. Монтескье, Г. Гегель), а также предпринимаются попытки объяснения и обоснования связи государственно политического устройства с господством тех или иных психо-социальных факторов. Например, Ш. Монтескье (1689–1755), рассматривая различные формы правления, полагал, что и демократия, и аристократическая республика опираются на добродетель, тогда как монархия основана на принципах чести.

Г. Гегель (1770–1831) в своей «Феноменологии духа» (1807) поставил проблему различения философского (понятийного) и исторического методов исследования, что, в свою очередь, способствовало более глубокому исследованию структуры общественного сознания.

Существенно и важно отметить, что в философских исследованиях политики ХVIII – начала ХIХ вв. преобладал рационалистический подход, однако в начавшей активно развиваться психологии господствовали эмпиризм и ассоцианизм21. Ассоциативный подход, предложенный английским медиком Д. Гартли (1705–1757) на базе материалистического подхода22 к бессознательному, открывал возможности исследования зависимостей между вербаль-

21 Позже – теории суггестии, основу которой заложили Д. Беркли (1685–1753) и ТБраун (1778–1820).

22 Более широко представленный в последующих научных исследованиях материалистический подход К. Марса и его последователей заслуживает, на наш взгляд, отдельного внимания, перепрочтения и переосмысления с учетом современных научных достижений.

ной и невербальными формами политической деятельности.

Значительными для всего последующего развития психологии в целом и, в частности, политической психологии были идеи П. Кабаниса (1757–1808) о трех уровнях поведения (рефлекторноеполусознательноесознательное); рефлекторное учение ЧБелла (1774–1842), ИМюллера (1801–1858) и МХолла (1790–1857). Исключительно значимой для возникновения количественных методов эмпирического исследования политико-психологических процессов была идея И. Гербарта (1776– 1841) о возможности количественных измерений психологических процессов, состояний и явлений. Таковы, в общем смысле, позитивистские подходы к решению политико-психологических проблем, сложившиеся к ХIХ веку.

Иные пути, далекие от формирования позитивистского сциентизма, открываются в решении аналогичных вопросов с позиций мировоззренческого психологизма и волюнтаризма. В противовес немецкой классической философии рождаются идеи, по существу, близкие к экзистенциалистскому миропониманию. Оптимистический рационализм и эмпиризм, господствующие в социально-философской и политикопсихологической мысли в прежние эпохи, уступают место новым философско мировоззренческим и исследовательским установкам. Показательными в данном отношении являются концепция мира как воли и представления А. Шопенгауэра (1788– 1860) и концепция мира как свободного альтернативного выбора С. Кьеркегора (1813–1855). В качестве отправного теоретического постулата возникает множество философских «миров» феноменологического типа: подразумеваемый мир или своего рода «мир в скобках» в феноменологии Э. Гуссерля (1859–1938), мир единой личностной установки в понимающей философии и в «философии жизни» В. Дильтея (1833–1911) и др. Наконец, появляется философия последователя А. Шопенгауэра – Ф. Ницше (1844–1900) с ее онтологизацией психологических феноменов, нигилистической парадоксальностью и отрицанием моральных, а вместе с ними, и научных ценностей, человека и человечества23.

Завершая краткий обзор философских истоков политико-психологических идей, во-первых, необходимо констатировать, что вплоть до начала ХХ в. отсутствовали специализированные исследования в сфере политической психологии. Большая часть политико-психологических фрагментов в учениях предшествующих веков была тесно переплетена с одной стороны, с общефилософскими и социальноэтическими рассуждениями о справедливости, равенстве, честности, благе, добре и зле, подлинной и мнимой свободе (Т. Гоббс, Б. Спиноза), а с другой стороны – с конкретно-историческими объяснениями и обоснованиями политической деятельности и политических процессов.

Во-вторых, нельзя не заметить, что подходы исследователей к анализу политико-психологических проявлений во многом обусловлены их политико-правовым, социальным и имущественным статусами и поэтому нередко отличаются узостью взгляда и нежеланием посмотреть на те же проблемы глазами представителей другого сословия (класса, группы). Большая часть представителей политической мысли рассматриваемого периода в той или иной форме оправдывали крайние и нежелательные, с позиций сегодняшнего дня, проявления политической агрессивности или политического инфантилизма и покорности. Политико-психологические представления многих мыслителей базировались на теоретических апологиях существующему политическому устройству – законы и нравы были таковы, что любое неосторожное в политическом отношении высказывание могло привести к исключительной мере наказания не только для самого исследователя, но и его сторонников и родственников. Это, тем не менее, не означает, что в рассматриваемый период истории не существовало попыток разобраться в действи-

23 «Не есть ли наука только увертка от пессимизма?.. Нелогичное необходимо... Несправедливость необходима... Заблуждение о жизни необходимо для жизни...» и т.д. // Ницше ФСочиненияВ 2-х т. – Т. 1. – С. 49, 259–260.

тельных политико-психологических механизмах власти.

В-третьих, важно отметить, что в некоторых социально-политических учениях Древнего мира, эпох Средневековья и Нового времени присутствуют элементы политического алогизма, двойственности в подходе к анализу политических событий и их оценке. Представляется, что эта особенность может быть связана как с динамичностью изменения политических взглядов, так и с попытками в такой противоречивой форме развивать прогрессивные демократические идеи, например, идеи политического равенства и политической справедливости (Ф. Аквинский).

В-четвертых, можно утверждать, что, несмотря на наличие научных коммуникаций, имело место относительно изолированное развитие политических учений и психологических теорий, методов и подходов к исследованию политико психологических феноменов и процессов. Отчасти это объясняется необходимостью описательного этапа изучения предмета исследования, отчасти – необходимостью теоретического анализа и выявления его природы и основных механизмов функционирования; отчасти – отсутствием социальной востребованности политико-психологических исследований, которая сформировалась лишь во второй половине ХIХ века и была осознана как настоятельная необходимость лишь к середине ХХ века – как форма социальной саморефлексии и попытка осмысления событий Первой мировой войны, а также Октябрьской революции 2017 г. в России и последующих политических событий.

Обобщая, можно сказать, что в конечном счете вся предшествующая новейшему времени история политико психологической мысли может рассматри ваться как длительный, трудный путь осознания необходимости всестороннего, глубокого, систематического и объективного изучения закономерностей внутренней и внешней политики и психологических механизмов ее функционирования.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях в свете современной психоневрологии // Вопросы философии. – 1970. – № 6.
  2. Кечекьян С.Ф. Этическое мировоззрение Спинозы. – М., 1914.
  3. Макьявелли Н. История Флоренции. – Л., 1973.
  4. Мифы Древней Греции и Древнего Рима. – М., 2016.
  5. Ницше Ф. СочиненияВ 2-х т. – М., 1990.
  6. Спиноза Б. Избранные произведенияВ 2-х т. М., 1957.
  7. Философия истории: Антология: Учеб. пособие для студентов гуманитвузов СостЮ.АКимелев. – М.: АспектПресс, 1995.
  8. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М.: Высшая школа, 1981.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.