Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Стилистическая роль эпитетов в художественном тексте Ф.М. Ддостоевского как средство портретных характеристик

Сведения об авторах. Батырхан Айгерим Бауржанқызы студентка специальности «Русский язык и литература» Казахстанско-Американского свободного университета; Мошенская Наталья Алексеевна – магистр, преподаватель Казахстанско-Американского свободного университета.

Аннотация. В статье рассматривается изучение литературы как один из способов познать мир, человечество и самого себя. Литература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности, она выпрямляет душу и дает нравственный заряд человеку. Каждый писатель создаёт свой художественный мир, с которым соприкасается читатель. Именно для проницательного читателя художник слова создает проникновенные картины жизни, образы героев, которые дают жизненные уроки. Авторы считают, что с помощью эпитета Достоевский не только «подновляет» слово или поясняет его, но в соответствующем окружении придает ему какой угодно оттенок. Достоевский-психолог, Достоевский-полифонист пытался зафиксировать тончайшие оттенки самых различных переживаний, противоречивых, неоднозначных чувств, мыслей, идей отсюда и такое разнообразие эпитетов, принадлежащих к разным стихиям и стилистикам. Однако, несмотря на то, что он всячески оттенял чувства и поступки своих героев, каждый остается для нас загадкой. В данной статье авторы приходят к выводам, что Достоевский с помощью удвоения, усиления эпитета добавочными словами (чрезвычайно, самый), использования как превосходной степени, так и понижения смысловой ценности высказывания, а также неопределенного местоимения «какой-то» добивается особой речевой полифонии, расширяя при этом его спектр до космических размеров бесконечности. Как замечает Г. Померанц, у многих его героев есть двойные мысли, трагическое мешается с комическим, идеал Мадонны соседствует с содомским. Притом что подчас низменные, чувственные мысли, приводят к противоположным, высоким (от страсти к нежности). Актуальность литературы в том, что это искусство слова, которое доставляет читателю радость и бескорыстное наслаждение. Особое внимание уделяется эпитету как средству формирования представлений о человеке в творчестве Ф.М. Достоевского на уроках в старших классах. Любое время, отраженное в литературе, для читателя всегда будет важным, а поступки героев, которые он может оценить, помогут ему выбрать правильный путь в жизни.

Изучение литературы в целом это один из способов познать мир, человечество и самого себяЛитература как нельзя лучше передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности, она выпрямляет душу и дает нравственный заряд человеку. Каждый писатель создаёт свой художественный мир, с которым соприкасается читатель. Именно для проницательного читателя художник слова создает проникновенные картины жизни, образы героев, которые дают жизненные уроки. Актуальность литературы в том, что это искусство слова, которое доставляет читателю радость и бескорыстное наслаждение.

Изучение литературы в школе сложный и многогранный процесс. В школе данный предмет изучается с 1 по 11 класс. По мнению Твардовского, литература в школе – это то же, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика. Литература – это могучее оружие, которое может исцелять. Литература указывает нам пути самосовершенствования.

Именно литература – мощный источник воспитания духа и личности. Актуальность литературы обусловлена тем, что она даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи, помогает понять, «что такое хорошо и что такое плохо». Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ художником слова. По мнению М. Горького: «... цель литературы – помогать, человеку понимать самого себя. Поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине. Бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...». И в этом сила и значимость литературы.

За многолетнюю историю своего существования литература накопила богатый арсенал разнообразных приемов и средств, с помощью которых создается художественный образОдним из важнейших средств характеристики героя является его эпитет и портрет. Внешний облик создает первое ощущение о персонаже и становится ступенью на пути постижения внутреннего мира человека. Культура портретных характеристик складывалась постепенно и имела прямую связь с непосредственными оценками автора. Наиболее ослепительно это проявляется в фольклоре: положительные герои сказок всегда ослепительно красивы. Фантастическая красота добра в устном народном творчестве контрастирует с гиперболизированным уродством зла.

На ранних этапах развития литературы портреты изобилуют метафорами, сравнениями, яркими эпитетами. Несмотря на свою красочность, подобная портретная живопись не являлась точным отражением индивидуальных особенностей персонажа.

Главная задача литературы как искусства «найти самого себя», так как литература учит каждого читателя пониманию его собственного характера, одобрению или осуждению поступка героя. Именно через нее человек познаёт самого себя, показывает свое отношение к характеру литературного образа и вслед за писателем выстраивает свои психологические личностные суждения.

Кроме того, литература является отражением эпохи, выявляет социальные проблемы не только личностные, не только народные, но и общечеловеческие, глобальные. Литература в числе первых отвечает на вызовы времени, она озвучивает, осмысливает всё, происходящее в сердце человека, всё, происходящее в стране и в мире. Опыт литераторов бесценен: мы можем с помощью литературы почувствовать себя современником любой эпохи, мы можем объемно и объективно увидеть современный мир.

В литературе выражается все многообразие жизни. Любое время, отраженное в литературе, для читателя всегда будет важным, а поступки героев, которые он может оценить, помогут ему выбрать правильный путь в жизни.

Опыт проницательного читателя поможет ему понять красоту человеческой мысли художника слова, гуманную устремленность передовой науки как литературы и найти вопросы, которые помогут ему понять идею и идеал человечества. Художественный мир литературного произведения не имеет ничего общего с материальной реальностью, но любое художественное произведение строится на понятии художественной ценности и языкового аспекта. Именно новизна в восприятии литературного произведения поможет читателю высказать свое мнение о поступках героев и стать на ступень сотворчества, соавторства и рефлексивного, критериального оценивания художественного слова.

Ведь слово в литературе – это основной материал для создания шедевра. С помощью кружевных хитросплетений словесных оборотов, автор увлекает читателя в свой мир. Заставляет его переживать, соболезновать, радоваться и грустить.

Тесны связи литературы и русского языка: язык – исток литературы, ее «строительный материал»; литература прочно связана со школьными курсами истории и обществоведения. Изучение литературы постоянно нуждается в знаниях о процессе и законах общественного развития, об исторической обстановке, социальных проблемах.

В стилистическую роль эпитетов в художественном тексте вкладывается смысл понятия «художественный образ». «Это называемый признак, сопутствующий какомунибудь слову», то есть в простейшей форме это прилагательное при существительном.

Эпитет индивидуализирует, характеризует явление, выделяет в нем те признаки и свойства, которые кажутся писателю важными и значительными на основе его представления об этом явлении, понимания и знания его, отношения к нему. Благодаря эпитетам писатель выделяет те свойства и признаки рисуемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя.

Роман «Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету и страдания обездоленных, бесчеловечность и жестокость современной ему жизни. Трагическому содержанию романа соответствуют образные средства, используемые писателем. Это портреты героев, их речевая характеристика, описание их комнат, городские пейзажи.

Особое место в этой системе занимает образ Петербурга, возникающий на страницах романа. Этот образ важен для понимания как романа «Преступление и наказание», так и всего творчества великого писателя. Петербург Достоевского существует наряду с

такими понятиями, как грибоедовская Москва, пушкинский и гоголевский Петербург.

Начиная читать произведение, мы сразу окунаемся в душную атмосферу «вонючего, пыльного» (одорические, тактильные эпитеты) Петербурга, узкие грязные улочки, бедный квартал (изобразительные эпитеты), в котором обитает несчастный студент. Эти эпитеты не только фон, на котором развертываются драматические события, но и как бы душа этих событий, символ ненормальной жизни, неблагополучной, безнравственной.

Петербург предстает сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это Петербург узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных дворов-колодцев, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный, серый столичный пейзаж становится фоном, конкретной бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, придает ему особо напряженный и мрачный колорит.

Важную роль в образном строе романа играет цвет. Особенно интересно то, что автор использует в произведении всего несколько цветов. Самый важный цвет в романе – желтый, это цвет предательства, горя, болезни. Критик Соловьев, специально занимавшийся изучением цветового фона произведений Достоевского, пришел к выводу, что

«Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого фона. Этот желтый фон – великолепное дополнение к драматическим переживаниям героев, это цвет бездуховности и реальной жизни. «Желтый цвет уже сам по себе создает, вызывает, дополняет, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, болезненности, печали», – делает вывод Соловьев. Эти эпитеты помогают передать панораму Петербурга, его «духовный» пейзаж и мир, в котором живет человек.

Действительно, Петербург Достоевского болен, и больны, нравственно и физически, большинство персонажей его произведения. Важной чертой, по которой мы узнаем «больную» обстановку и больных людей, является неприятный, навязчивый, нездоровый желтый цвет, которым полны описания в романе. Это желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, «желтое от постоянного пьянства» лицо Мармеладова, встреченного Раскольниковым в распивочной, желтая, «похожая на шкаф или на сундук», производящая гнетущее впечатление каморка самого Раскольникова, женщинасамоубийца с желтым испитым лицом. С развитием действия желтого цвета становится все больше. В комнате у Сони – «желтоватые обшмыганные и истасканные обои». В кабинете у Порфирия Петровича – «мебель из отполированного желтого дерева» (цветовые). В номере гостиницы, где остановился Свидригайлов, – желтый цвет обоев. И даже перстень на руке у Лужина украшен желтым камнем. Эти детали – цветовые эпитеты, отражают безысходную атмосферу существования главных героев и предвещают что-то недоброе. Даже Сонечка Мармеладова живет по желтому билету, который олицетворяет все низкое, подлое, унизительное и грешное в жизни. Следует обратить внимание также на сопоставление двух однокоренных слов – желтый и желчный, текстуальные эпитеты, которые не раз встречаются в романе рядом. О Раскольникове, например, говорится:

«Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам», «Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке». Писатель показывает взаимодействие внутреннего и внешнего, мироощущения героя и окружающего мира. В этом взаимодействии, видимо, и заключен тот сложный смысл, который приобретает в романе желтый цвет.

Писатель наглядно изображает при помощи эпитетов место обитания своих героев, в которых обездоленному человеку душно, нечем дышать. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, в их уме зарождаются преступные мысли. В каморке, похожей на шкаф или на гроб, где часами лежал и думал свои тяжкие думы Раскольников, созрела у него идея убийства.

Бедное жилище Раскольникова в романе называется каморкой, морской каютой, углом, шкафом, сундуком, гробом: «...там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца...» «...дурная квартира... точно гроб...» «...тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова...» «...ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору...» Об обстановке в каморке Раскольникова известно следующее: «Вся его комната была такого размера, что можно было снять крюк, не вставая с постели» (то есть снять крюк к двери) «... с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик. Трудно было более опуститься и обнеряшиться...» «... лежавшего на мизерном грязном своем диване...» «... он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку...» «... поражена была бедною обстановкой Раскольникова...»,

«Раскольников оборотился к стене, где на грязных желтых обоях с белыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками...», «Он оглядел эти желтоватые, обшарканные обои, эту пыль, свою кушетку...» Известно, что в каморке Раскольникова есть окно с унылым видом на внутренний двор. По ночам через окно Раскольникова слышны вопли пьяниц: «...вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном, в третьем часу». «Он подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. Но двор был пуст, и не было видно стучавших. Налево, во флигеле, виднелись кой-где отворенные окна; на подоконниках стояли горшочки с жиденькою геранью. За окнами было вывешено белье... Всё это он знал наизусть. Он отвернулся и сел на диван». Бедная комната Раскольникова, без сомнения, отрицательно влияет на его психологическое состояние. По словам матери Раскольникова, комната наполовину виновата в меланхолии молодого человек: «...я уверена, что ты наполовину от квартиры стал такой меланхолик...».

Тусклое освещение придает всей комнате зыбкость. Слова «что-то», «как-то», «куда-то» усиливают это впечатление, и кажется, что контуры и краски на полотне художника размыты. Эпитет «ужасно» не просто синоним слова «очень», он аналогичен эпитетам: «безобразно тупой угол», «что-то уродливое». Невольно рождается представление о темной силе, которая калечит героев.

Как видим, интерьер, как и городской пейзаж, желтый навязчивый цвет, не только рисует быт социальных низов, но они связаны с раскрытием психологии героев романа.

Как уже говорилось выше, действие романа разворачивается на убогой стороне города. Эта мрачная арена как бы сдавлена мертвым кольцом Петербурга парадного, господствующего над людьми. Лишь однажды, но очень выразительно рисуется его панорама перед глазами Раскольникова, когда он смотрит с Николаевского моста на Исаакиевский собор и Зимний дворец. Изобразительные эпитеты помогают читателю понять состояние героя и города.

«Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина»Этот же Петербург окружает и Евгения в «Медном всаднике» Пушкина. Перед Раскольниковым и всеми героями романа Петербург это «немой и глухой» город, давящий все живое.

С помощью эпитетов: изобразительных, цветовых, эмоционально – экспрессивных, тактильных, одорических писатель создает и решает главную задачу – протест против господствующего зла, против ненормально устроенного современного ему общества. Автор подчеркивает какие-то характерные признаки и свойства описываемого объекта (города Петербурга, жилище героев); поясняет, уточняет признаки, отличающие предмет (цветопись и звукопись данного города); использует в качестве основы для создания контрастных эпитетов по смыслу слов; позволяет выразить свое отношение к описываемому явлению, дать свою оценку и передать это восприятие читателям.

Обобщая роль эпитетов в художественной речи, можно выделить 8 основных пунктов их воздействия на текст:

  • усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

В поэтике писателя эпитет играет важнейшую роль. Можно сказать, такую же, как у поэта-романтика метафора. А.Н. Веселовский делил все эпитеты на тавтологические («солнце красное», «белый свет») и пояснительные.

Пояснительные эпитеты он подразделяет на эпитет-метафору и на синкретический эпитет. Эпитет-метафора предполагает параллелизм впечатлений. Синкретизм есть ассоциация чувственных восприятий.

В своей работе Веселовский останавливается в основном на истории развития эпитета, а также на эпитетах усиливающих и поясняющих, в то время как в творчестве Достоевского роль эпитета не ограничивается двумя этими видами.

Наиболее ранняя из известных работ статья Л.П. Лобова «Из наблюдений над словесными приемами Достоевского». Об эпитетах здесь, правда, сказано всего несколько слов. Автор указал на насыщение эпитета у писателя путем добавления слова самый (самый гадкий).

Уже в послевоенное время появилась работа П. Бицилли «К вопросу о внутренней форме романа Достоевского».

Говоря об эпитетах, автор замечает у Достоевского «контрастность объектов, которые на самом деле не могут быть сопоставляемы», и приводит пример: «... в несколько рябом, но довольно неглупом и даже приятном лице».

Кроме того, пишет Бицилли, для Достоевского характерно «нанизывание заимствованных из совершенно разнородных речевых стихий эпитетов: «Ее плечи и руки античные, ножка соблазнительная, поступь королевская». Возьмем эту мысль о «разнородности речевых стихий» себе на заметку.

Бицилли замечает также у Достоевского употребление эпитетов «уменьшительных» и «снижающих смысловую вескость предметов высказывания» (глупенькое впечатление, гниленький франтик, гнусненькое падение). При «сведении трагедии к трагикомедии» большую роль играют «доминутивные формы» («просьбица, щекотливенькая она, а важная»).

В 50-е годы об эпитетах у Достоевского, уже более подробно писал А.В. Чичерин. В работе «Поэтический строй языка в романах Достоевского» он сделал ряд интересных наблюдений, которые можно распределить по степени важности следующим образом:

  1. Настойчивость эпитета (эпитет словно вдавливается в сознание читателя).
  2. Повторение эпитетов.
  3. Слова-усилители к эпитетам («чрезвычайно» и др.) 4.Употребление превосходной степени (-айш, -ейш).
  4. Употребление удвоенной превосходной степени (самая серьезнейшая).
  5. Эпитеты раскрывают устойчивые свойства характера (так, Соня стыдливая). Однако, эпитеты, относящиеся к портрету человека, в моей работе рассмотрены не будут это особая тема.

Надо заметить, что Достоевский придавал колоссальное значение художественности своих романов. Вот что он писал по этому поводу:

«Произведение нехудожественное никогда и ни под каким видом не достигает своей цели»; «Любая идея в искусстве должна быть выражена средствами самого искусства. Только при этом условии образы людей в произведении художника приобретут кровь и плоть, станут живыми и впечатляющими»; «...художественность есть самый лучший, самый бесспорный и наиболее понятный для массы способ представления в образах именно того самого дела, о котором вы хлопочете, самый деловой, если хотите».

Таким образом, только художественный текст, по мнению писателя, может быть доказательным и убедительным. Только художественность позволит сделать его образы и монологи до чрезвычайности узнаваемыми. Так, что читатель внутренне воскликнет: да, это так, я это чувствовал, переживал!

И здесь не последнюю роль играет эпитет, который дает нужные оттенки и блики точь-в-точь как иконописцу на иконе. Он же служит у Достоевского для создания особенно острого и убедительного впечатления; передает напряженность момента, интенсивность чувств и ощущений.

При этом приверженность писателя к необъясняющим, нечетким эпитетам дает ему возможность касаться самых противоречивых, часто необъяснимых чувств, намерений и поступков.

Возьмем несколько примеров:

  • Вещи странные какие-то;
  • Волнение странное внутреннее;
  • Гордость какая-то тайная;
  • Желание – странное;
  • Ощущение какое-то внезапное.

Эпитет «странный» наиболее часто употребляемый Достоевским, обычно в сочетании с неопределенным местоимением «какие-то» придает чувствам и поступкам героев тот самый оттенок таинственности и недосказанности, который так ценится читателем. Зачастую именно подобные эпитеты вводят нас в пространство поэтики Достоевского.

Ряд эпитетов в сочетании со словами «обстоятельство», «цель», «события» служат ступенькой к завязке романа в целом или какой-то тайне. Именно эпитет становится одним из важнейших элементов занимательности рассказа (обстоятельства странные и необыкновенные; частные, могущественные; цель особая, существенная; события странные).

«Композиция его свелась целиком к двум основным принципам: значительность философского замысла и занимательность внешней интриги», замечает Л. Гроссман.

Да, Достоевский постоянно интригует читателя с помощью все того же эпитета. Для этого к слову «факт» он добавляет «необразимый» и «ужасный», «подавляющий»,

«безобразный и неумолимый»; к слову «соображение «какие-то особенные». Этим эпитетам вполне подходит название «интригующие».

Эпитеты у Достоевского служат, как правило, для усиления различных чувств, а не для описания происходящего (решительное негодование, чрезвычайная, особенная ненависть, чрезвычайная грусть, безмерная любовь, мистический ужас, мучительная тоска, судорожный порыв любви, ужасное смущение, невыразимая болезненная тоска и таких примеров можно привести множество).

В целях еще большего усиления эпитета Достоевский часто добавляет к ним слово «чрезвычайно» (чрезвычайно скверный вид, чрезвычайно важное известие, чрезвычайно глупое и недостойное положение, чрезвычайно искренняя черта).

Усилению эпитета служит и превосходная степень прилагательных (глупейшие приманки, тяжелейшие впечатления, ужаснейшее горе, подлейшие «ихние приличия», веселейшая и хитрейшая улыбка). Но Достоевский не ограничивается одной превосходной степенью. Он удваивает ударную силу эпитета добавлением определительного местоимения «самый» (самый развязнейший вид, самый непринужденный и остроумный вид, самые неожиданные выражения, самая неотразимая уверенность).

В чисто фактический, осведомительный тон рассказа у Достоевского часто вплетаются слова и эпитеты, свойственные лишь самому герою. Такие слова Достоевский выделяет курсивом или кавычками. «Он превосходно знал, что сойдись только обстоятельства и назавтра же он, вслух, несмотря на все таинственные и благоговейные решения своей совести, преспокойно отречется от всех эти «высших причин» и сам, первый, подымет их на смех, разумеется, не признаваясь ни в чем».

«Да, он дошел и до этого, он бился теперь с какими-то причинами высшими, о которых прежде и не задумался бы».

Есть у этого писателя и постоянные, упорно повторяющиеся эпитеты. Так, близость всегда «особенная», Воображение расстроенное, Желание странное,

История прегадкая, Наклонности дурные, Негодование решительное, Основания особые, Подробности скандальные, Решимость страстная, Связь странная,

Ум оригинальный.

Причем они просматриваются как в ранних вещах («Бедные люди»), так и в последних его романах.

Достоевский испытывает особую любовь к таким сильным снижающим эпитетам, как: прегадкая (сцена, история), гнусная (козни, клевета), воображение грязное, скверное; глупенькое и позорное впечатленьице; замашка подлейшая, положение чрезвычайно гнусное и недостойное; поступок смешной и недостойный, низкий, скандальный.

Он склонен к неоднозначным, уточняющим эпитетам (какой-то слишком веселый вопрос; впечатления болезненные или, лучше неправильные; какая-то тайная, себе неведомая гордость; свойство какое-то неприятное, почти неприличное; случай пустой, а может быть и смешной). Нередко встречаются и двойные эпитеты: мысли странные смешные; привычка глупейшая светская; счастье невинное беззаботное; тосканеизъяснимая страшная.

Речь героев отличается от авторской не только интонацией, но и характерными для каждого эпитетами. Например, в речи Дергачева («Подросток») часто встречаются такие эпитеты, как: ловкий, обыкновенный, второстепенный, справедливый; в речи Тихомирова: математический, патриотический, общечеловеческое (дело). Интересна в этом смысле речь подростка Коли из «Братьев Карамазовых»: «духовное колбасническое раболепство перед авторитетами», «эгоистическое самолюбие, подлое самовластие» эпитеты, много говорящие не только о герое, но и самом писателе.

Следует отметить еще одну особенность употребления эпитета у Достоевского: в момент самого действия или диалога писатель словно избегает их, зато в монологах, рассказе, завязке романа их предостаточно.

С помощью эпитета Достоевский не только «подновляет» слово или поясняет его, но в соответствующем окружении придает ему какой угодно оттенок. Достоевскийпсихолог, Достоевский-полифонист пытался зафиксировать тончайшие оттенки самых различных переживаний, противоречивых, неоднозначных чувств, мыслей, идей отсюда и такое разнообразие эпитетов, принадлежащих к разным стихиям и стилистикам. Однако несмотря на то, что он всячески оттенял чувства и поступки своих героев, каждый остается для нас загадкой.

«Герои Достоевского всегда поражают нас тем, что они говорят или делают, и хранят в себе до конца вечную тайну бытия. Достоевский никогда не объясняет своих персонажей полностью», писал Оскар Уайльд. Да и возможно ли до конца объяснить человека? его поступки? Если помнить, что каждый есть вселенная, неразгаданная, непознанная микрокосм. Поэтому столь важным становится употребление Достоевским неопределенного местоимения «какой-то», «какая-то»само наименование «неопределенный» указывает на невозможность точно определить свойство, качество, чувство героя, иными словами на неопределимость человеческой личности и его поступков.

Удивительная тайна творчества Достоевского в том и состоит, что как бы подробно ни рассказывал о себе герой, как бы ни останавливался на мельчайших, тончайших оттенках своих намерений и переживаний, мы никогда не знаем, что он совершит в следующий момент. Нечеткие эпитеты типа «какой-то странный» сохраняют интригу и дают возможность автору варьировать его дальнейшие решения и поступки. Кроме того, они размывают границы воображения, освобождая его от каких бы то ни было рамок, так что читатель волен трактовать образ героя и его поведение по своему усмотрению.

Итак, мы видим, что Достоевский с помощью удвоения, усиления эпитета добавочными словами (чрезвычайно, самый), использования как превосходной степени, так и понижения смысловой ценности высказывания, а также неопределенного местоимения «какой-то» добивается особой речевой полифонии, расширяя при этом его спектр до космических размеров бесконечности. Как замечает Г. Померанц, у многих его героев есть двойные мысли, трагическое мешается с комическим, идеал Мадонны соседствует с содомским. Притом что подчас низменные, чувственные мысли, приводят к противоположным, высоким (от страсти к нежности).

Думается, что нижеследующее высказывание Нильса Бора как раз о случае с Достоевским: «Причина, по которой искусство может нас обогатить заключается в его способности напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа. Можно сказать, что литература, изобразительное и музыкальное искусства образуют последовательность способов выражения, и в этой последовательности все более полный отказ от точных определений, характерных для научных сообщений, представляет больше свободы для игры фантазии».

 

ЛИТЕРАТУРА
  1. Достоевский А.М. Воспоминания А.М. Достоевского / Под ред. А.А. Достоевского. – Л.Изд-во писателей, 1989.
  2. Белик А.П. Художественные образы Достоевского. Этические очерки. М.: «Наука», 1974.
  3. Башкеева В.В. Русский словесный портрет: Лирика и проза конца XVIII первой половины XIX века. Докт. дисс. – М., 2000.
  4. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т.4. – Л.: «Наука», 1972.
  5. Белопольский, В. М. Достоевский и философская мысль его эпохи: Концепция человека Текст. / В. М. Белопольский; отв. ред. В. В. Курилов; Рост. гос. ун-т им. М. А. Суслова. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1997.
  6. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1990.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.