Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Методологический анализ ценностей идеи «Мəңгілік Ел» в контексте использования в патриотическом воспитании

Статья посвящена анализу методологических оснований патриотического воспитания школьников. Авторами определены особенности патриотического воспитания в контексте методологических установок. Обращено внимание на центральный принцип патриотического воспитания – опора на этнокультурные особенности страны. Этот принцип позволяет структурировать методологическое поле анализа. Основное внимание уделено ценностям, которые содержатся в общенациональной идее «Мəңгілік Ел» и патриотическом акте. Ценности эти рассмотрены в методологическом ключе, каждая проанализирована с точки зрения того, как ее необходимо преподносить школьникам с учетом их возрастных особенностей. Кроме того, все ценности включены в контекст воспитательного процесса. Ценности «Мəңгілік Ел» подробно проанализированы с позиции патриотического воспитания школьников. В статье данные коннотации представлены в конкретном ключе. Результаты исследования могут быть полезны учителям школ, родителям, преподавателям педагогических специальностей вузов.

Патриотическое воспитание школьников является обязательным элементом воспитательной работы в средней школе. Именно патриотизм – любовь к родине, к стране и в целом к миру — формированию других позитивных качеств личности: уважение к старшим, учителям, родителям; бережное отношение к природе, ее богатствам; экономное использование ресурсов: воды, света, времени; ответственное отношение к учебе, к жизни в целом. Все эти качества могут быть и должны быть поняты в контексте отношения к родной земле, частью которой являются все ее граждане, сама личность, природа и ее составляющие.

В патриотическом воспитании важны несколько аспектов: образовательный, подражательный, практический. Поскольку речь идет о формировании и становлении личности, прежде всего, необходимо рассказать школьникам о том, какое значение имеет для каждого человека родная земля, страна где человек родился. Образовательный аспект особенно интенсивно может быть реализован через такие предметы, как география, история страны, литература, родной язык.

Очень важен в патриотическом (как и в любом другом) воспитании аспект подражательный. Взрослые – родители, учителя, родственники – должны на собственном примере показывать уважительное отношение к стране, ее обычаям и традициям, языку, природе. При этом особенно важно, чтобы наши благие призывы никогда не расходились с нашей же позицией по всем, даже самым мелким вопросам. Например, если вы объясняете своим детям о величии казахского народа и в то же время пренебрежительно отзываетесь о соседе, который из другого рода, то такое воспитание даст обратный эффект.

Наиболее важным является практический аспект, ведь мы должны не только и не столько рассказывать и призывать, а на практике, вместе с детьми, реализовывать свою патриотическую интенцию. Например, вместо многих слов о любви к природе более полезны совместные походы, работа в саду или в огороде, защита деревьев от вредителей или от мокрого снега зимой.

В этом отношении большое подспорье – это ценности «Мəңгілік Ел». Каждая из ценностей может быть интерпретирована в контексте патриотизма и использована в патриотическом воспитании. Например, когда мы говорим об Обществе Всеобщего Труда, мы непременно имеем в виду и наше собственное отношение к труду как ценности, к трудолюбию как родовому качеству человека, воспитываем на собственном примере уважительное отношение к домашнему труду, труду в школе, на приусадебном участке.

Основной смысл заключается в том, чтобы ценности общенациональной идеи не были для школьников сухими, безжизненными идеологическими постулатами, а стали определяющими принципами в их повседневной поведенческой практике.

Ценностями в научном смысле занимается такая часть философского знания, как аксиология. Она изучает ценности в качестве основополагающих, смыслообразующих конструктов в формировании личности. С этой точки зрения именно ценности определяют, каким будет человек, как сложится его судьба, карьера, личная жизнь и т.д. Все больше людей в современном мире понимают, что ценности – это не материальные блага: деньги, золото, дорогие машины, дома и пр., а наши принципы, наше отношение к жизни и простые («человеческие») ценности: уважение детей и любовь близких, семейное счастье, хорошие отношения с родственниками, соседями, коллегами, уважение других людей и т . д .

Подобная методологическая установка предполагает, что процесс воспитания и есть процесс привития ценностей. При этом ценности имеют несомненное культурно-историческое содержание, поскольку сформированы в длительном процессе становления народа и отражаются предметно в обычаях и традициях, формах общения, песнях и обрядах, народных играх и многом другом.

Безусловно, никто не собирается отменять общечеловеческие ценности, их принятие является неотъемлемой частью всех мировых культур. Однако это лишь самые общие принципы, которые имеют в своем содержании родовые качества человека как такового: его жизнь, свободу, достоинство, личное пространство и имущество. Многие другие ценности имеют этническое происхождение и могут значительно различаться от культуры к культуре. Поэтому никакой глобализацией нельзя оправдывать навязывание ценностей, к примеру, западной цивилизации всем жителям земли.

Некоторые из ценностей западного мира в своей радикальной, абсолютизированной форме могут порождать проблемы, существующие сегодня в молодежной среде. Так, ценность личной свободы при абсолютизации может порождать такие негативные явления, как склонность к суициду и насилию, наркомания и проституция, неуважение к родителям и другие.

Таким образом, основным методологическим принципом при использовании ценностей в воспитательном процессе является акцентирование на их конкретно-историческом содержании, опора на традиции и обычаи народа, на особенности этнической ментальности [1].

В настоящем исследовании мы предполагаем провести подробный методологический анализ семи ценностей идеи «Мəңгілік Ел» в разрезе их особенностей с точки зрения использования в патриотическом воспитании. Как известно, это государствообразующие, общенациональные ценности: Независимость Казахстана и Астана; национальное единство, мир и согласие в нашем обществе; светское общество и высокая духовность; экономический рост на основе индустриализации и инноваций; Общество Всеобщего Труда; общность истории, культуры и языка; национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем [2].

Независимость как ценность может восприниматься в основном в двух уровнях: личная независимость и свобода, независимость страны. Для нашей ментальности независимость страны есть необходимое условие личной свободы [3]. Это связано с особенностями кочевой формы хозяйствования, при которой индивид в одиночку не мог не только вести хозяйство, но и элементарно выжить.

Независимость страны есть ценность для многих народов, но особенно чувствительны к ней этносы, которые долгое время ее не имели. Наша недавняя (по историческим меркам) история, когда мы находились в составе Российской империи, а затем – Советского Союза, достаточно убедительно доказала нам, что только независимое развитие может привести к развитию народа, к углублению его исторического самосознания, к обретению им национального достоинства. Современные школьники могут не понимать значимости независимости именно потому, что они родились уже в независимом государстве. Поэтому для современной молодежи аргументационная база в определении ценности независимости будет несколько иной, чем для старшего поколения. Молодежи, во-первых, надо показывать преимущества независимого развития государства в контексте современных процессов. Например, только независимое государство может быть членом международных организаций, иметь посольства в разных странах мира, защищать своих граждан вне зависимости от того, где они находятся. Во-вторых, государственная независимость должна сопрягаться с личной свободой и независимостью. В этом плане можно привести немало примеров того, как независимое государство обеспечивает своим гражданам свободу перемещений в мире, возможность обучения в престижных университетах, свободу творческого самовыражения и др.

Независимость страны связана с Астаной в двух аспектах. Прежде всего, Астана – это главный город, который обеспечивает нашу независимость, т.е. в Астане принимаются наиболее важные политические решения, которые укрепляют экономическую, политическую, духовную независимость страны.Далее, сам перенос столицы государства в Астану стал возможен только в условиях независимости и, в то же время, выступил наиболее ярким символом независимой государственной политики.

В практическом ключе независимость означает, прежде всего, ментальную свободу. Необходимо прививать школьникам критическое мышление и творческий подход. Это может начинаться с самых простых вещей: умение сомневаться, задавать вопросы, попытаться самому разобраться в любом сложном вопросе. Творческий же настрой может проявиться тоже в элементарных поделках, рисунках, стихах и т.д.

Сегодня во многих музеях страны есть разделы или отдельные стенды, посвященные Астане. Посещение школьниками музеев, а также рассказы о столице в школьных курсах географии, истории станут практическими способами формирования патриотического восприятия главного города страны. В этом контексте, на наш взгляд, было бы правильно организовать в столице музей города, музей Астаны и показать в нем историческую хронологию становления столицы Казахстана.

Ценность национального единства в таком полиэтническом государстве, как Казахстан трудно переоценить [4]. При этом с самых ранних лет необходимо объяснять, что национальное единство означает единство гражданское, единство всех граждан страны, независимо от их этнической принадлежности.

Национальное единство должно иметь точкой концентрации тюркскую конно-кочевую цивилизацию, ценности тюркского мира, казахские традиции и обычаи, государственный язык. Это обычная мировая практика, когда в унитарном государстве ценности государствообразующего этноса становятся общепринятыми.

Вместе с тем, мир и согласие, бесспорно, невозможны без толерантного отношения всех этнических групп друг к другу, без уважения к языкам этнических групп страны, их культуре и обычаям [5].

Особое значение в воспитательной работе имеет использование праздничных дат. Например, в контексте формирования ценности национального единства большое значение и смысл приобретают празднование Наурыза (21–23 Марта), Дня благодарности (1 Марта), Дня единства народа Казахстана (1 Мая). В День благодарности можно посетить со школьниками Монументы «Қазақ халқына мың алғыс», которые сегодня есть в нескольких городах страны. В День единства можно организовать фестивали этнических костюмов и этнической кухни.

При этом надо обратить внимание на то, что такая очень важная и требующая неустанных усилий ценность, как национальное единство должна формироваться в каждодневной практике общения. Уважительное отношение к каждому школьнику, к его этнической принадлежности, языку, культуре и обычаям, недопущение насмешек и неуместных шуток — все это позволит сформировать толерантную среду общения школьников.

Казахстан – светское государство, так записано в нашей Конституции [6]. Поэтому у школьников необходимо формировать светское сознание, которое отличается двумя особенностями. Первое – светское сознание не означает антирелигиозное; это сознание, признающее существенную роль религии в нравственном воспитании, в приоритете духовных ценностей. Светское сознание должно сочетаться с уважением к религиозному выбору школьников.

Второе — светское сознание не допускает «выпячивания» религиозной принадлежности, ее нарочитой манифестации. Светское сознание не совместимо с мнением о превосходстве какой бы то ни было религии, оно признает равно уважительное отношение ко всем религиям, а также к нерелигиозности, атеистическому мировоззрению [7].

Эти методологические установки важно прививать именно в школьном возрасте, когда формируются мировоззренческие установки личности. Другое обстоятельство – распространение в Интернете множества ложных сведений о религии, о вере в целом, о религиозных конфессиях, «истинной вере» и других.

Светское сознание способствует патриотическому воспитанию, поскольку формирует адекватное восприятие традиционных религий, основанное на тесной связи религии с культурой этноса, с его обычаями и традициями. Кроме этого, многие нетрадиционные течения пытаются заманить молодежь разными способами: открытием курсов иностранных языков, участием в молодежных лагерях, красочными брошюрами и интересной музыкой. Все это должно поставить воспитательную работу в школе и формирование светского сознания на приоритете традиционных религиозных ценностей, многие из которых являются общечеловеческими ценностями.

Сегодня в школах стоит острая проблема с религиозной одеждой и атрибутикой. Приверженцы ислама, причем его радикальных форм, настаивают на посещении школ в хиджабах и никабах. Однако согласно внутреннему распорядку школ, которые имеют обязательную силу, одежда школьников не должна подчеркивать их религиозную принадлежность. Это не имеет отношения к свободе совести, а означает, что в Казахстане школа является светским учреждением [8].

Очень важная ценность – высокая духовность. В общем, она понимается как наличие высоких нравственных качеств у личности, с одной стороны, и стремление к знаниям, образованность и широкий кругозор — с другой. Для школьников высокая духовность выступает в качестве первостепенной ценности, потому что именно в этот период жизни приобретение знаний и воспитание лучших качеств является их смысложизненной ориентацией.

Высокая духовность есть стержень патриотического воспитания, поскольку для уверенного развития стране нужно образованное, высокопрофессиональное, с крепкими моральными устоями молодое поколение.

Ценность экономического роста необходимо показывать через его связь с социальным благополучием казахстанских семей. Школьникам должно быть ясно, что только экономический рост может способствовать развитию всех сфер общества: образования, здравоохранения, наличию хороших дорог и комфортного жилья, а также росту материального благосостояния граждан.

Устойчивый экономический рост, который приводит к росту ВВП, является основным индикатором, определяющим место страны в мировой «Табели о рангах». Поэтому чувство патриотической гордости за страну должно основываться именно на таких измеряемых индикаторах, как уровень ВВП на душу населения, или рейтинг страны по показателю Doing Business.

Также очень важно со школьных лет воспитывать склонность к инновационному мышлению. От идеи о том, что только основанный на инновациях экономический рост будет продолжительным, постоянным и эффективным, необходимо плавно перейти к мысли о жизненной важности инновационности [9]. Инновационное мышление, нацеленность на придумывание чего-то нестандартного, креативность помогают не только в повседневной жизни, но и в овладении знаниями, при профессиональном росте.

Одна из важнейших ценностей для подрастающего поколения – ценность труда, трудолюбие [10]. Важно воспитывать трудолюбие как в школе, так и в семье. Только совместные усилия родителей, учителей помогут воспитать в детях уважительное отношение к труду.

Необходимо, прежде всего, воспитать отношение к учебе как к труду (а не только как к игре), обозначая четко необходимость воспитания в себе упорства и решительности, стремления к преодолению трудностей, последовательности. Надо формировать уважение к труду учителя, педагога, к интеллектуальному труду в целом. Необходимо напоминать, что только наличие большого числа интеллектуально развитых, занимающихся наукой, творчеством, другими инновационными видами труда граждан может сделать страну процветающей.

Вместе с тем, нельзя забывать и о физическом труде. Физический труд для школьников должен стоять на той же высоте, что и труд интеллектуальный. Этого добиться непросто, особенно в наш век бурного роста информационных технологий, однако совместные усилия семьи и школы дадут результаты. Прежде всего, важно воспитывать уважительное отношение к домашнему труду, обязательно вовлекать детей в домашние дела по уборке квартиры или дома, приготовлению пищи, уходу за одеждой и т. д. Очень полезна работа на приусадебном участке, в саду и огороде, в уходе за домашними животными. Во многих аспектах высок воспитательный эффект от участия детей в воспитании младших братьев и сестер.

Дети, получившие такое трудовое воспитание в семье, отнесутся с пониманием и к физическому труду в школе. Родители при этом должны понимать, что ребенок, участвующий в уборке снега или класса, будет помогать и дома, в целом вырастет трудолюбивым.

Также очень важно сформировать у школьников понимание труда как всеобщей ценности, т.е. нужен и почетен любой труд: дело не столько в профессии, сколько в отношении к ней как к своему любимому делу. Поэтому надо ориентировать школьников на получение не только высшего образования. Профессионально-техническое образование, которое с 2017 г. в Казахстане бесплатно, гораздо лучше, чем безработица.

Ценность общности истории, культуры и языка весьма высока у нас в стране. Эта общность имеет несколько измерений и формировалась весьма длительное время. Прежде всего, у нас в стране надо говорить об общности истории, культуры и языка тюркских народов. История тюркских народов уходит корнями в эпоху тюркских каганатов, а если брать во внимание историю предков, тех племен, которые населяли Казахстан издревле, то это история гуннов, саков и других народов. Культура,обычаи и традиции, памятники письменной культуры, устные предания являются общим наследием всех тюркских народов.

Здесь очень важен такой методологический подход к истории и культуре, как общность культурного наследия. Поэтому именно для школьников важно донести того, что великие аль-Фараби и Жусуп Баласагун, Махмуд Кашгари и Кожа Ахмет Яссауи, Ибн-Сина и Низами не принадлежат какому-то одному народу, их неверно причислять к современным казахам, уйгурам, узбекам или таджикам. Они общее интеллектуально-культурное достояние всего нашего региона, Центральной Азии.

Общность тюркских языков с времен тюркских каганатов нашла отражение в общих для наших народов Орхоно-Енисейских письменных источниках. Усилению патриотического воспитания будет способствовать знакомство школьников с образцами тюркской литературы, начиная с ОрхоноЕнисейских памятников до произведений на тюркском языке периода Золотой Орды и позже.

Общность истории и культуры связывает не только тюркские, но и другие этносы страны. Наша общая история началась с начала XX в., когда вначале русские и украинские переселенцы, затем репрессированные этносы, потом участники целины и комсомольских строек заселяли территорию современного Казахстана, и только братская помощь казахов помогла выжить в те тяжелые годы корейцам и немцам, чеченцам и ингушам, туркам и балкарцам и др. Поэтому всех казахстанцев сегодня объединяет общность истории в XX в.

Национальная безопасность есть одна из значимых ценностей в контексте патриотического воспитания. Именно сохранение безопасности есть первое условие для развития государства. Эту патриотическую идею очень важно доносить до современных школьников. Необходимо показывать, что, несмотря на глобализацию как тренд в международных отношениях, на мирную и многовекторную внешнюю политику нашей страны, добрососедские отношения с соседними государствами, национальная безопасность требует укрепления. Необходимо ответственное отношение к нашим границам, которые со всеми нашими соседями не только прошли делимитацию, но и демаркацию. Требуют постоянного внимания и укрепления наши Вооруженные силы. Кроме того, есть ряд специфических аспектов укрепления национальной безопасности (например, разведка и контрразведка), которые также должны быть знакомы школьникам в меру доступности информации в открытых источниках. Это позволит пробудить интерес у школьников к военным профессиям, что может сыграть весьма важную роль как в усилении их патриотических настроений, так и при выборе жизненного пути.

Таким образом, проведенный анализ позволил прийти к следующим выводам.

Патриотическое воспитание школьников является одной из наиболее важных задач современной школы и родителей. Патриотическое воспитание должно быть основано на ценностном подходе. Наиболее значимыми ценностями для нас являются те, что обозначены в общенациональной патриотической идее «Мəңгілік Ел».

Каждая из ценностей может и должна быть использована в учебном и воспитательном процессе в контексте патриотического воспитания. Для большей эффективности нужен тщательный анализ учебного материала гуманитарных и общественных дисциплин в контексте задач патриотического воспитания школьников. Кроме того, необходимо изучение форм и методов внеклассной работы в контексте патриотического воспитания.

Обновление содержания учебных дисциплин предполагает включение в содержание учебного процесса тем «Мəңгілік Ел» в контексте идей Главы государства Н.А. Назарбаева в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Кроме того, многие темы могут быть дополнены или пересмотрены. В контексте открытости сознания и других идей Елбасы должны быть переосмыслены методы и формы воспитательной работы школьников.

Актуальными остаются вопросы выработки практических предложений по обновлению содержания и модернизации форм и методов обучения и воспитания обучающихся в контексте ценностей общенациональной идеи «Мəңгілік Ел» и Программы «Рухани жаңғыру» [11].

Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Методология патриотического воспитания школьников на основе ценностей «Мəңгілік Ел» гранта Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Методология патриотического воспитания школьников на основе ценностей «Мəңгілік Ел» гранта Министерства образования и науки Республики Казахстан.

 

Список литературы

  1. Телебаев Г. Т. «Мəңгілік Ел» идеясы — ұлттық бірегейлігіміздің мызғымас негізі / Г. Т. Телебаев // MIRAS NN journal. — 2018. — № 3(47). — 2018. — Астана, 2018. — 41–46 б; Телебаев Г.Т. Мəңгілік Ел» идеясы жəне Наурыз мейрамы. «Наурыз — Ел ұлықтаған Ұлы күн» атты респ. ғыл. конф. материалдары. — Астана, 2018. — 296 б. — 247–251 бб.
  2. Послание Президента Республики Казахстан — Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан–2050»: новый политический курс состоявшегося государства». — 2012. — 14 дек. // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.akorda.kz; Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на XX сессии Ассамблеи народа Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2050»: один народ — одна страна — одна судьба». — Астана, 2013. — 24 апр. / Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.akorda.kz; Послание Главы государства народу Казахстана «Казахстанский путь–2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». — 2014. — 17 янв. // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.akorda.kz.
  3. Слово о Независимости: выступление Президента Республики Казахстан на торжественном собрании, посвящ. Дню Независимости РК 15 декабря 2014 г. // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.akorda.kz; Декларация двадцатипятилетия Независимости Республики Казахстан. — Астана, 2016. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz; Телебаев Г.Т. Мəңгілік Ел: Елбасы идеясының тарихи тамыры // Первый Президент Республики Казахстан — Елбасы: стратегия государственного управления и феномен лидерства: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. (Алматы, 11 ноября 2017 г.) / под общ. ред. М.Б. Касымбекова. — Астана: Библиотека Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы, 2018. — 67–75-б.; Телебаев Г.Т. Конфессиональный фактор в обеспечении национальной безопасности государства // Национальная безопасность Республики Казахстан: политика, экономика, информация: сб. науч. тр. / под ред. проф. Л.М. Иватовой и проф. Г.О. Насимовой. — Алматы, 2016. — 600 с. — С. 95–103.
  4. Телебаев Г.Т. Жас ұрпақты қазақстандық біртектілік тұрғысынан тəрбиелеу: жалпыұлттық «Мəңгілік Ел» идеясы / Г.Т. Телебаев // Білім — Образование. — 2017. — № 1 (80). — Астана, 2017. — 50–56-б.
  5. Телебаев Г.Т. Казахстанская модель межэтнической толерантности в условиях глобализации // XI Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. (Екатеринбург, 2–5 июля 2015 г.) / отв. ред.: В.А. Тишков, А.В. Головнёв. — М.; Екатеринбург: ИЭА РАН, ИИиА УрО РАН, 2015. — 504 с.; Телебаев Г.Т. Межэтническое согласие через систему образования: казахстанская модель толерантности // К саммиту ШОС. Россия и Казахстан: проблемы и перспективы межгосударственного сотрудничества в образовательном пространстве: сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (18–20 февраля 2015 г.). — Уфа: Информреклама, 2015. — 352 с. — С. 284–288.
  6. Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://online.zakon.kz/.
  7. Алияров Е.К. Межконфессиональные и межэтнические отношения в Казахстане: состояние и перспективы развития [Электронный ресурс] / Е.К. Алияров, Т.Б. Калжеков. — Режим доступа: http://www.sarap.kz/index.php/ru/pol-ob/religyi-iobshestvo/336.
  8. Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года № 483-IV [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kodeksy-kz.com/ka/o_religioznoj_deyatel_nosti.htm.
  9. Текуева М .Т. Инновации как инструмент обеспечения устойчивого роста экономики // Экономическая система XXI века: проблемы и перспективы развития: IV Междунар. науч.-практ. конф. // Вестн. междунар. науч. конф. — Йошкар-Ола, 2015. — № 7 (11). — С. 17–22.
  10. Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда [Электронный ресурс] / Н.А. Назарбаев // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. — Режим доступа: www.akorda.kz.
  11. Методическое пособие по разъяснению патриотического акта «Мəңгілік Ел». — Ассамблея народа Казахстана, РГУ «Қоғамдық келісім» при Президенте Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта РК, Министерство образования и науки РК. — Астана, — 2013. — 50 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.