Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Англия и Ирландия: XIX-XXI вв. Историография международного взаимодействия

В статье рассмотрены вопросы историографии международного взаимодействия Англии и Ирландии на протяжении последних двух веков. Англо-ирландские отношения отличаются чрезвычайной сложностью и своеобразием. Исторические судьбы Англии и Ирландии оказались на сотни лет тесно переплетены. XIX и начало ХХ веков в контексте англо-ирландских отношений — это время колониальной зависимости, роста национального самосознания ирландцев, борьбы за национальное освобождение, принимавшей разные формы. В центре внимания автора историографический анализ англоирландских отношений на протяжении нового и новейшего времени, который позволит выявить дискуссионные вопросы и нерешеные проблемы, дать новую интерпретацию исследованиям. Автором всесторонне исследованы историографические проблемы серьёзных социальных, национальных и религиозно-политических противоречий, которые оказывали существенное влияние на развитие Великобритании, англо-ирландских отношений, приковывали к себе внимание политических и общественных кругов во многих странах мира. Автор аргументирует тезис о том, что активное развитие исследований по англо-ирландскому международному взаимодействию делает актуальным необходимость переосмыслить развитие историографии, проследить изменения в подходах к вопросам западноевропейской интеграции, характере и перспективах внутриевропейских связей, их влиянии на европейскую безопасность и интеграцию. Ученый приходит к выводу, что научное изучение истории и настоящего англо-ирландских отношений отягощено национальными, религиознополитическими пристрастиями. Перспективы решения «ирландского вопроса», историческая судьба объединенной Ирландии («острова-государства»), политика Великобритании, Ирландии, Европейского союза в новых реалиях требуют дополнительного исследования.

Англо-ирландские отношения отличаются чрезвычайной сложностью и своеобразием. Исторические судьбы Англии и Ирландии оказались на сотни лет тесно переплетены. Как сказал в своё время французский ученый Видаль де Лаблаш: «Ирландия слишком большая, чтобы быть поглощенной и слишком близко расположена к Англии, чтобы от неё ускользнуть, она оказывалась вечным заложником своего географического положения». С XII в. начнутся активные попытки колонизации острова со стороны Англии, которые успешно довершат насильственные действия Кромвеля в середине XVII в. Ирландия, фактически, стала первой колонией Англии.

XIX и начало ХХ вв. в контексте англо-ирландских отношений (разумеется, внутри британской империи) — это время колониальной зависимости, роста национального самосознания ирландцев, борьбы за национальное освобождение, принимавшей разные формы. ХХ век — получение статуса доминиона, независимости в форме Ирландской Республики и раскол страны, потеря Северной Ирландии, которая осталась в составе Соединенного королевства.

На протяжении длительного времени в Ирландии часто возникали серьёзные социальные, национальные и религиозные противоречия, которые оказывали существенное влияние на развитие Великобритании, англо-ирландских отношений, приковывали к себе внимание политических и общественных кругов во многих странах мира. С учетом так называемого Brexit^, выхода Великобритании из Евросоюза, сепаратизма Шотландии, политической нестабильности в Северной Ирландии, возникает настоятельная необходимость дальнейшего научного анализа различных аспектов англоирландских отношений в экономической, политической и военной сферах.

Такой подход актуализирует историографический анализ англо-ирландских отношений на протяжении двух веков, который позволит выявить дискуссионные вопросы и нерешенные проблемы, дать новую интерпретацию исследованиям.

Историографию англо-ирландского взаимодействия со второй половины ХХ в. по настоящее время условно можно разделить на три этапа. Первый этап включает в себя исследования, проведённые советскими и зарубежными специалистами в период «холодной войны» и конфронтации двухсверхдержав, СССР и США, вплоть до конца 80-х годов. Наблюдается определённая идеологическая направленность этих работ, характерная для указанного периода.

Второй этап длится в течение 90-х гг., в период распада биполярной системы и установления нового мирового порядка. Как следствие кардинальных сдвигов в социально-политической системе, имеем в наличии методологический, проблемный, историко-философский плюрализм, лишение исторической науки идеологической функции. Для работ данного периода характерно обновление основного комплекса источников, расширение проблематики.

Третий этап совпадает с началом нового века. Исследования современного периода охватывают большой спектр рассматриваемых проблем истории международного взаимодействия Великобритании и Ирландии. Появляется всё больше работ, выражающих самые разные точки зрения и содержащих интересные дискуссии.

В 50-60-е гг. ХХ в. в советской историографии были заложены традиции активного обращения к англо-ирландской тематике. Вышел ряд обобщающих работ и специальных статей [1]. В общих трудах по истории Англии XIX века такие видные историки, как Н.А.Ерофеев, К.Б.Виноградов, Л.Е.Кертман, К.Д.Петряев, В.Г.Трухановский концентрируют своё внимание на социальных аспектах истории Англии первой половины XIX века, на проблемах рабочего и, особенно, чартистского движения [2].

Ирландский народ вёл, по мнению Дж.Конноли, самую долгую в истории борьбу за национальное освобождение [3; 69]. Восемь веков длилась эта борьба. В XIX в. каждое поколение оказывалось свидетелем попытки восстания против английского правления. Каждый такой заговор или восстание черпали большую часть своих сторонников из низших слоёв населения города и деревни [3; 80]. Во главе освободительного движения, считает Дж.Конноли, стояла революционная демократия. От неё борьба перешла к поколению ХХ века, к революционерам-марксистам.

Незаконченную «Историю Ирландии» Ф.Энгельса Л.И. Гольман трактует как историческое обоснование позиции I Интернационала в ирландском вопросе [4]. Ирландия в XIX веке была одним из очагов революционного движения в Европе, её прошлое и настоящее представляло, по мнению Л.И. Гольмана, богатый материал для изучения марксистами революционных возможностей крестьянства. История англо-ирландских отношений много давала и для марксистской теории развития капитализма, методов его колониальной политики [5].

Английский лейбористский историк Е.Норман утверждает, что нищета Ирландии чрезмерно преувеличивалась, потому что её положение сравнивали с положением Англии. Но Англия была, по его мнению, для того времени исключением, а Ирландия - обычным явлением [6].

В историографии англо-ирландских отношений данного периода историками 50-60-х гг. отражались схожие проблемы: Закон об унии между Ирландией и Англией, политика метрополии в отношении сельского хозяйства в Ирландии, отсутствие земли у ирландского крестьянина, реформа 1829 г., известная как «эмансипация католиков» [7], голод 1846-1847 гг. [8].

Национальное движение и политическая история Ирландии периода Унии представлены в работе Н.А. Ерофеева [9]. Сведения по экономической истории «голода» и британской политике в Ирландии отражены в классическом издании «Английские исторические документы, 18331864 годы» [10]. Интерес представляют работы Е.В.Тарле, посвященные истории Ирландии XIX века, в которых уделяется внимание и проблеме «голода» [11].

Проблемам эмиграции ирландцев в США, Британию и другие страны в период «голода» посвящены работы советских авторов Л.А. Баграмова [12], Ш.А. Богиной [13], Н.А. Ерофеева [14].

Часть западных историков сходится в выводах относительно колониального характера британского присутствия на острове. Западные исследователи утверждают, что два последующих столетия обострили ирландский вопрос и ухудшили положение нации, а принятие Унии в 1801 г. и «Великий голод» в 1845-1849 гг. сыграли немаловажную роль в её истории [15].

Три важных аспекта ирландского вопроса: аграрный, освободительный (национальный), религиозный рассматривали в эти годы А.И.Косарев [16], И.Е.Немова и В.Н.Фомичев [17], Е.Б.Черняк [18].

На вторую половину XIX в. приходятся события, связанные с борьбой ирландского народа против его дискриминации по национальному и религиозному признаку: движение фениев в конце 5060-х гг., принятие британским парламентом Билля об ирландской церкви в 1869 г., аграрная реформа 1870 г., деятельность крупнейших национальных организаций Ирландии в 70-80-е гг. — Земельной лиги, Лиги гомруля, Национальной лиги.

По мнению В.Н.Виноградова, либеральная партия традиционно была более склонна к поддержке интересов Ирландии, а консерваторы, тесно связанные с лендлордизмом, решительно сопротивлялись любым изменениям в области земельного законодательства [19].

В.В. Согрин изучал деятельность лидера либеральной партии У. Гладстона, который выступал за реформы для Ирландии с конца 60-х гг. В итоге парламентом были приняты Земельный билль 1870 г. и Акт об отделении церкви от государства в Ирландии 1869 г. Эти меры, по мнению В.В. Согрина, дали либералам возможность смягчить остроту англо-ирландских отношений [20].

К тематике Ирландской революции обращается в 60-е гг. А.Д.Колпаков, который подробным образом рассмотрел её предысторию, основные события и процессы, происходившие в Ирландии в начале ХХ века. А.Д.Колпаков считал, что в то время решался вопрос не только национального освобождения, но и борьбы за некапиталистический путь, а революция должна была стать антиимпериалистической и социальной. А. Д. Колпаков затронул вопрос о движущих силах революции, анализировал эволюцию политических взглядов Патрика Пирса, делая вывод о его симпатиях идеи социальной революции [21].

Отметим ирландские работы 1960-х гг., связанные с национально-освободительной революцией, развернувшейся в 1916-1923 гг. В центре внимания историков были, как правило, борьба политических группировок, общественные настроения, деятельность организаций культурного возрождения, действия колониальной администрации, жизнеописания лидеров освободительной борьбы [22]. Движущей силой борьбы за независимость ирландские историки считали освободительные устремления ирландского народа, «принципы национальной свободы», «дух республиканизма».

Англо-ирландские отношения в научных исследованиях 70-80-х гг. ХХ века получили новый импульс, появились значительные работы. В.Э. Кунина в жанре политической биографии писала о Майкле Девитте, о сути аграрного переворота в Ирландии в середине XIX в., приводит его мнение о том, что только земельный вопрос мог объединить весь ирландский народ [23].

В работе Н.А. Ерофеева освещаются вопросы политики Англии в Ирландии с начала XIX в., анализируются малоисследованные стороны взаимоотношений этих стран [24]. Английская политика в Ирландии, по мнению Н.А. Ерофеева, всегда диктовалась интересом метрополии. Мощным давлением на ирландскую экономику, считает учёный, явился Закон об унии между Ирландией и Англией 1801 г., принятый английским парламентом после подавления восстания 1798 г. и имевший целью предотвратить в дальнейшем любые поползновения ирландского народа к независимости. Ирландия была лишена всякой возможности законодательным путём защитить свой внутренний рынок.

Окончательная концепция ирландской революции как составной части мирового социального революционного процесса представлена в монографии А.Д.Колпакова «Ирландия на пути к революции (1900-1918 гг.)» [25]. Автор внимательно анализирует формы и методы экономического ограбления Ирландии британской метрополией, показывает содержание и специфику аграрной проблемы в Ирландии в XIX — начале ХХ вв., в частности, её тесную связь с хозяйственными потребностями британской экономики. Ученый обосновал тезис о том, что в рассматриваемый период англоирландский антагонизм достиг своей кульминационной точки, сопровождаемый процессом формирования ирландской нации, что и предопределило революционно-националистический взрыв 19191923 гг. По мнению автора, национализму колониальных стран свойственна идея некапиталистического пути развития. Несмотря на идеологические стереотипы, в книге подняты существенные проблемы, требующие осмысления и реинтерпретации.

1980-1982 гг. отмечены выходом в свет сразу двух обобщающих работ по истории Ирландии: одной коллективной [26] и одной авторской [27].

При изучении англо-ирландских отношений и процессов формирования общественного мнения в XIX веке необходимо обратить внимание на стереотип ирландца, сложившийся в Англии. Ссылки на особенности ирландского характера, по мнению Н.А.Ерофеева, получили широкое распространение в английском обществе, а обращение к стереотипам помогло политикам контролировать и направлять общественное мнение [28]. Тот образ ирландца, что существовал в конце XIX в., в большей степени оформился не раньше XVII-XVIII вв., что, по всей видимости, связано, считает Н.А.Ерофеев, с колониальным положением Ирландии. В XIX в. «ирландец» в большей мере перестал быть воплощением дикости, но всё чаще осуждался за лень, импульсивность, пьянство, агрессию, внушаемость, глупость и тому подобное.

О подъёме национально-освободительного движения в Ирландии в 80-е г. XIX в. писали К.Б.Виноградов и С.А. Кушнир [29]. Провал законопроекта о предоставлении Ирландии самоуправления 1886 г., по мнению авторов, был предопределен объединением в одном законопроекте и политической, и аграрной программы.

М. E. Орлова исследовала события Ирландской революции в связи с рабочим движением Великобритании [30]. В монографии показано изменение степени поддержки ирландского националистического движения рабочими, коммунистическими и социалистическими силами Англии. Отмечается наличие движения солидарности, развернувшегося к 1920 г., которое подразумевало одобрение исключительно предоставления самоуправления Ирландии в рамках Британского Содружества наций в обход независимости Ирландии. Таким образом, М.Е.Орлова констатировала, что левые силы в основном выступали против силового решения ирландского вопроса, не поддерживая полное отделение Ирландии.

Политику Д.Ллойд Джорджа в отношении Ирландии анализирует К.Б.Виноградов [31]. Автор рассматривает проблему апреля 1912 г., когда правительство внесло на рассмотрение парламента новый Билль о гомруле для Ирландии, события дублинского «Пасхального восстания», попытки Ллойд Джорджа в 1920 г. решить ирландский вопрос с позиции силы и раскол страны в 1922 г.

Е.Ю. Полякова выявляет исторические корни ольстерского вопроса, начиная с XVII века. Автор приходит к выводу, что истинные причины ольстерской проблемы кроются не в религиозных различиях ирландского населения, а в серьёзных социально-экономических и политических процессах [32]. В работе подробно рассматриваются события, предшествовавшие англо-ирландской войне, и сама война. Причиной войны E. Ю. Полякова считает рост национального самосознания и движение за независимость в Ирландии, с одной стороны, а с другой – попытки Великобритании сохранить своё господствующее положение на «Зеленом острове».

В работе отражены деятельность ИРА, её основные военные акции, позиция рабочего движения, изменения в политической обстановке Англии и Ирландии за 1919–1921 гг. Е.Ю.Полякова делает вывод, что главным результатом англо-ирландской войны стало прекращение «безраздельного британского господства в стране». Однако для Ирландии война, а также договор 1921 г. имели, по мнению советского ученого, и отрицательную сторону — закрепление раздела страны, который принес огромный экономический, социальный, политический и культурный ущерб обеим частям страны [32].

В.Н. Истратов и А.Д.Колпаков анализируют ситуацию в Северной Ирландии в 1950–1970-х гг., политику Великобритании и позицию реакционно настроенной части протестантов [33]. Чтобы выявить причины кризиса авторы обращаются к истории колонизации Ирландии Англией и к факту раздела страны в 20-е гг. XX в. Юнионистский режим В.Н.Истратов и А.Д.Колпаков определяют как «полицейскую диктатуру буржуазно-помещичьей верхушки», основой которой был союз буржуазии с протестантскими рабочими, привлекаемыми с помощью пропаганды религиозного фанатизма и предоставления привилегий по сравнению с католиками [33].

Ольстерский кризис 1968 г. усугубил, по мнению авторов, негативные тенденции в социальноэкономических областях жизни провинции. В таких условиях английское правительство сделало ставку на политику репрессий, что активизировало усиление протестантских военизированных формирований и ответные террористические акты «временной» ИРА. Основным результатом кризиса авторы признают «крах неоколониальной политики Британии в Северной Ирландии» [33].

Монография «Рабочее движение Великобритании: национальные и расовые проблемы» (1982), представляет собой исследование позиций рабочего движения в Великобритании в национальном и расовом вопросах [34]. Один из разделов книги посвящен изучению отношения рабочего класса Великобритании к борьбе ирландского народа за независимость и единство страны с конца XIX в. по конец 70-х гг. XX в.

В работе предпринята попытка показать английское рабочее движение как силу, поддерживающую стремление ирландцев к национальному самоопределению. Однако в книге признаётся, что рабочее движение Великобритании не стало «действенным помощником, союзником борцов за демократию в Северной Ирландии». Такая оценка соответствовала существовавшей позиции как руководства тред-юнионов, так и самих рабочих по ольстерскому вопросу.

Э.Н. Матюнин истоки североирландской проблемы видит в проводившейся Англией колониальной политике, которая получила наиболее яркое выражение в Акте об управлении Ирландией и в Англо-ирландском договоре 1921 г. [35]. Особенности социально-экономического развития Ольстера и преобладание в этой провинции протестантского населения отмечается автором как причина раздела страны. Основой ольстерского кризиса, по мнению Э.Н.Матюнина, является дискриминационная по отношению к католикам политика юнионистов. ИРА Э.Н.Матюнин характеризует как «экстремистскую организацию», идеологической платформой которой является мелкобуржуазный анархизм.

Книга Н.П.Грибина «Трагедия Ольстера» (1980) является глубоким и всесторонним исследованием североирландской проблемы. Проблема Северной Ирландии, ольстерский кризис неразрывно связываются со всей историей Ирландии, с многовековой борьбой ирландского народа за национальное освобождение. В работе рассматриваются основные черты антидемократической политики английских правящих кругов в Северной Ирландии, которые и явились, по мнению автора, основной причиной ольстерского кризиса [36].

Осложнение ситуации в Ольстере было вызвано, по мнению Н.П. Грибина, нежеланием английского правительства удовлетворить требования борцов за гражданские права, с одной стороны, а с другой — его тактикой поддержки «умеренных» деятелей юнионистской партии. Оценивая политику Великобритании после введения прямого правления, Н.П. Грибин отмечает отсутствие коренных социально-экономических преобразований в Северной Ирландии, а свидетельством отсутствия реальной программы он считает применение силы в качестве выхода из кризиса.

Автор полностью стоит на позициях поддержки борьбы католиков за свои права и за единство страны. Н.П. Грибин считает, что террор был «импортирован в Ольстер британской армией и действия «временной» ИРА являются ответом на этот массовый террор» [36; 154].

В.Н. Истратов исследует место национальных проблем в идеологии и политике лейбористской партии, процесс формирования и проведения её курса в Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе, роль в этом процессе различных группировок партии [37]. Автор отмечает, что до второй половины 60-х гг. лейбористы не занимались североирландским вопросом, так как считалось, что с подписанием Договора 1921 г. он больше не существует. Основной подход лейбористов к Северной Ирландии, по мнению В.Н. Истратова, политика «невмешательства», предоставление свободы действий юнионистскому режиму.

Результатом лейбористского курса стало, по мнению автора, дальнейшее ухудшение положения в провинции, углубление кризиса. В.Н. Истратов признаёт бесперспективность попыток со стороны английского правительства урегулировать вопрос, так как основным стремлением Англии остаётся сохранение своего влияния в Ольстере, что было невозможно при проведении коренных социальноэкономических и политических преобразований в провинции [37].

В монографии И.Д. Бирюкова «Ольстер: кризис британской империалистической политики (1968–1984 гг.)» анализируется ольстерский кризис 1968–1972 гг., политика Великобритании после введения прямого правления, расстановка политических сил в Северной Ирландии [38]. Автор исходит из того, что сущностью североирландского конфликта является не только борьба католиков за свои права и репрессии против них, но и наличие глубокого противоречия – «между британским империализмом и ирландским народом в целом». Жесткой критике подвергается юнионистский режим, основой которого, по мнению автора, были тоталитаризм и дискриминация.

Рассматривая основные партии Северной Ирландии – Национальную парламентскую партию, Лейбористскую партию Северной Ирландии, Шин Фейн, И.Д. Бирюков избегает негативных оценок, однако отмечает ограниченность их программных требований. Автор делает вывод о том, что Англия не предполагала ликвидации коренной причины ольстерского кризиса – раздела страны. Хотя Лондон и предпринимал попытки провести социально-экономические и политические преобразования, они, по мнению И.Д. Бирюкова, не имели результатов из-за мощного сопротивления протестантов, особенно ультраправых [38].

С приходом правительства во главе с М.Тэтчер была сделана ставка на решение проблемы силовым путём. Такая позиция, считает И.Д. Бирюков, была выгодна монополиям, занятым производством оружия и боеприпасов, а сложившийся союз генералитета и монополий способствовал милитаризации методов решения североирландской проблемы [38].

О.Л. Шахназаров анализирует конституционное устройство Ирландии, её основные партии. При рассмотрении североирландской проблемы ученый определяет самый простой, на его взгляд, путь её решения – уход Великобритании из провинции и, как следствие этого, объединение Ирландии. В то же время он признаёт маловероятным такой путь, так как с этим не согласится протестантское большинство Ольстера, различные политические силы в Англии и Северной Ирландии; сложные англоирландские отношения также не могут, считает О.Л.Шахназаров, способствовать такому решению вопроса [39].

Х.Загладина изучает ситуацию в Северной Ирландии после подписания в 1985 г. Хиллсборского соглашения. И хотя, как отмечает автор, это соглашение ничего не меняет в статусе Ольстера, юнионисты встретили его очень враждебно, так как увидели в нём угрозу своему положению — возникли опасения, что Лондон согласится на воссоединение Ирландии [40]. Росту активности протестантов, по мнению автора, способствовали теракты ИРА, которая через обострение межобщинного конфликта хотела прийти к «национальному освобождению Ольстера».

Х.Загладина видит выход из сложившей ситуации в реализации программы, предложенной КПИ: вывод английских войск из Северной Ирландии, отмена репрессивного законодательства, создание ассамблеи. Конечная цель — создание единой Ирландии.

В отличие от других исследователей, С.В.Толстов не поддерживает безоговорочно католическое меньшинство и считает, что при урегулировании проблемы необходимо учитывать интересы и протестантской общины, как наиболее крупной части ольстерского населения [41]. Он видит три основных направления в политике по отношению к североирландскому вопросу: правоконсервативное, реформистское, буржуазно-националистическое.

Приверженцы правоконсервативного направления считают, по мнению С.В.Толстова, что территориальный и политический раскол Ирландии необходим, британское господство в Ольстере незыблемо. Выход из кризиса они видят в подавлении всех форм оппозиции [41; 49]. Реформистское направление рассматривает кризис как следствие межобщинного конфликта, а следовательно, решить проблему можно через деполитизацию общества и примирение враждующих группировок.

Для буржуазно-националистического течения, по мнению С.В.Толстова, вначале были характерны требования безоговорочного вывода британских войск, единство страны, а в 80-е годы представители этого направления из-за страха перед республиканским движением демонстрируют готовность к сотрудничеству с Англией по решению Ольстерского вопроса [41; 50]. Сам автор считает, что Англии нельзя уходить из Ольстера, иначе это спровоцирует гражданскую войну.

Английские, североирландские и ирландские историки начали изучение национального аспекта ольстерской проблемы с первых лет существования нового государственного образования в шести графствах Ольстера. Англо-ирландский договор 1921 г., узаконивший раздел острова, не смог примирить враждующие стороны. П.Риделл, анализируя истоки нового конфликта в Ольстере, возлагал всю вину на католическое население, отрицал наличие в Северной Ирландии антикатолической дискриминации. Стремление католиков развалить Северную Ирландию как государственное объединение стало, по мнению П.Риделла, причиной разрастания конфликта в Ольстере [42].

Предпринимались попытки рассмотреть и другие аспекты североирландского кризиса. Р.Роуз приводит результаты опросов общественного мнения обеих сторон, как протестантской, так и католической. Свою главную задачу Р.Роуз определил, как поиск социальных корней кризиса. Он сделал вывод о том, что конфликт носит разносторонний характер — религиозный, национальный, классовый [43].

Р.Харрис изучала межобщинные и внутриобщинные отношения, стремясь проследить причины противоречий и найти пути выхода из кризиса. По её мнению, при изучении североирландской ситуации нельзя ставить во главу угла политический или экономический анализ, так как общество здесь расколото по религиозному признаку [44].

Историков лейбористского направления объединяют патриотический настрой и стремление проследить ольстерскую проблему с периода колонизации Ольстера. Л.де Пеа опровергает теорию о религиозном характере ольстерского конфликта. Проблема Северной Ирландии, на его взгляд, — это колониальная проблема, и «расовое» различие между колонистами и коренным населением лишь принимает религиозную форму. Чтобы сохранить колонию в качестве таковой, необходимо сохранять и поддерживать это различие, делает вывод Л.де Пеа [45].

М.Уоллес охарактеризовал раскол в ольстерском обществе не как религиозный, а как политический, так как большинство протестантов традиционно поддерживали юнионистскую партию, а католики голосовали за националистов [46].

Л.О'Коннор [47], Д.Бултон [48] доказывают преднамеренность политики британского правительства, направленной на раскол рабочих и фермеров Ирландии по религиозному признаку. В основу этой политики, на их взгляд, были положены колониальные привилегии протестантских слоёв населения. По мнению Д.Гривза, ольстерский кризис явился результатом сложного переплетения целого комплекса проблем: экономических, политических, конституционных, юридических, этнических и культурных [49].

В конце ХХ в. для всех участников североирландского конфликта стало очевидным, что выход из тупика может быть найден только путём мирных переговоров. Эта тенденция нашла своё отражение в работах исследователей 90-х гг. Новая тематика, стремление понять и обосновать позицию обеих враждующих сторон, отказ от категорических суждений характеризуют произведения, опубликованные в этот период. Центр изучения конфликта, созданный на базе Ольстерского университета, предпринял ряд обзорных исследований по различным проблемам. Авторы установили тесную связь между такими явлениями, как национальное самоопределение, религиозная принадлежность, политические взгляды и социальная стратификация в ольстерском обществе [50].

По мнению А.Керра, ответ следует искать в истории формирования национального мировоззрения в этом регионе. В своей книге «Восприятия. Культуры в конфликте» А.Керр особое внимание уделил тому, что люди различных культур, вероисповеданий и политических взглядов трактуют одни и те же события совершенно различным образом [51].

Российский исследователь Е.Ю.Полякова обозначает несколько проблем, которые возникли в Ольстере в результате раздела страны и отрицательно влияют на обстановку в этой провинции: экономическая депрессия, безработица, низкая продолжительность жизни, высокая детская смертность, высокий уровень эмиграции [52]. По её мнению, ольстерский кризис — это результат действия нескольких факторов: национальных, социально-экономических, политических и религиозных, которые «фокусируются в проблеме двух общин: протестантской и католической» [52]. Окончательно проблема может быть решена, по её мнению, через демократизацию общества и ликвидацию религиозной дискриминации.

При изучении английской политики в отношении Северной Ирландии М.Е.Орлова акцентирует внимание на мирных средствах урегулирования вопроса. По её мнению, первым шагом на пути мирного урегулирования было подписание в 1985 г. Хиллсборского соглашения. Она положительно оценивает попытки привлечь к переговорам Шин Фейн при условии прекращения огня ИРА и отказа партии от насилия в деле воссоединения страны [53]. Как считает М.Е.Орлова, мирному урегулированию способствует и рост в начале 90-х гг. антитеррористических настроений, как среди католиков, так и среди протестантов.

В другой работе М.Е.Орлова анализирует изменения, происходящие в католической и протестантской общинах. По её мнению, католическая община начинает обретать готовность к участию в гражданских акциях, гибкость в политических взглядах, приверженность к конституционным формам действия. В то же время у протестантов становятся ярко выраженными черты нетерпимости и религиозного экстремизма. М.Е.Орлова считает, что в 1990-е гг. происходят процессы фрагментации юнионизма и консолидации католической общины, которые являются предпосылками для мирного урегулирования [54].

Среди общих работ, наиболее комплексно рассматривающих ольстерскую проблему, следует отметить фундаментальный труд английского историка Б.Бэлла «Ирландские беспорядки», который рассматривает развитие ольстерского кризиса с момента его возникновения и до 1993 гг. [55], а также монографию североирландских ученых П.Бью и Г.Пэттерсона «Британское государство и ольстерский кризис: от Вильсона до Тэтчер» [56].

Проблема политического насилия и защиты гражданских прав - одна из наиболее актуальных тем в изучении североирландского кризиса. М.Макдональд и Л.Куртис рассматривают причины возникновения и особенности политического насилия в Северной Ирландии, а также роль СМИ в условиях политического кризиса [57]. Т.П.Кугэн предпринял одно из наиболее полных исследований ИРА, произвёл серьёзный анализ политических процессов в Северной Ирландии и Ирландской Республике [58].

Западные авторы 90-х гг. ХХ в. были в основном едины в оценке конфликта, определяя его характер как религиозно-политический. Причину конфликта они видели в основном в столкновении центробежных и центростремительных тенденций в регионе. Ряд исследователей рассматривали конфликт как сугубо этнический, подразумевая под этим синтез лингвистических и религиозных противоречий [59].

Российские исследователи отходили от классовых характеристик североирландского конфликта и склонялись к его оценке как образцу биполярного конфликта. В частности, М.Е.Орлова, признавая религиозно-политический характер конфликта, отмечала, что содержание и происхождение ольстерской проблемы не может быть связано только с религиозно-политическим делением. Суть проблемы,на её взгляд, в противодействии традиционных политической и социальной культур технической и политической модернизации, что в конечном итоге привело к дезинтеграции общества [60].

Одним из ярких проявлений национально-освободительной борьбы ирландского народа в XIX веке явилось движение фениев. Именно оно заставило правящие круги Великобритании прийти к выводу о необходимости определенных уступок ирландскому народу, чтобы сохранить Ирландию в составе Великобритании. Наиболее серьёзная попытка рассмотреть позиции общественнополитических сил Великобритании по отношению к Ирландии в период движения фениев была предпринята А.В.Мирошниковым [61]. Российский учёный заключил, что, несмотря на разницу в методах и планах, у либералов и консерваторов было единство взглядов на Ирландию как на землю, законно принадлежащую англичанам. Поэтому преобладающим настроением в общественном мнении Великобритании было антифенианство. В Ирландии ещё не созрели условия для победоносной национально-освободительной революции, и это, по мнению А.В.Мирошникова, обусловило и политику английских либералов, хотя фенианство заставило их по-новому посмотреть на Ирландию и сформировать модель ирландской политики, которая, наряду с репрессиями, предусматривала и некоторые реформы [61; 198].

В.Н.Виноградов считал, что не только расстановка сил в парламенте и накалённая обстановка в Ирландии, но и убеждение в несправедливости лишения Ирландии атрибутов государственности побуждали Гладстона обратиться к решению ирландского вопроса, что принятые им меры способствовали тому, что к кануну Первой мировой войны Ирландия «очистилась» от системы лендлордизма и в ней упрочилось мелкое фермерство с высоким уровнем товарного производства [62].

В 2005 г. была переиздана книга одного из «столпов» английского либерализма Дж.-Ст.Милля «Англия и Ирландия», в которой представлена общая концепция либералов по ирландскому вопросу, невозможность и невыгодность для Великобритании продолжать управлять Ирландией старыми, отжившими методами [63].

Одним из важнейших вопросов в истории Ирландии был аграрный. Наиболее удачным в последние годы произведением, посвященным земельной проблеме, является книга К. О’Града. В своём исследовании он анализирует многочисленные аспекты социально-экономической истории ирландского общества, представляет образ жизни различных слоёв города и сельской провинции, пытаясь отойти от националистического направления в научной литературе, стараясь найти объективное толкование прошлому Ирландии [64].

Религиозные реформы 20-х гг. XIX в. в Англии, эмансипация католиков в Ирландии стояли в центре внимания Т.С.Соловьевой [65].

Таким образом, вопросы политики Англии в отношении Ирландии в XIX — начале XXI вв., англо-ирландского международного взаимодействия получили достаточное историографическое отражение, особенно сюжеты, связанные с борьбой ирландского народа за национальную независимость, расколом Ирландии, ольстерским кризисом [66], религиозными проблемами. В то же время перспективы решения «ирландского вопроса», историческая судьба объединенной Ирландии («острова- государства»), политика Великобритании, Ирландии, Европейского союза в новых реалиях требуют дополнительного исследования.

 

Список литературы

  1. Колпаков А. Д. Ирландия в русской и советской исторической литературе / А. Д. Колпаков // Новая и новейшая история. — 1967. — № 2. — С. 138-145.
  2. Трухановский В.Г. Новейшая история Англии / В.Г. Трухановский. — М.: Соцэкгиз, 1958. — 592 с.; Петряев К.Д. Курс лекций по истории Франции, Германии, Англии, Ирландии и США, 1871-1914 гг. / К.Д. Петряев. — Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1958. — 443 с.; Ерофеев Н.А. Очерки по истории Англии 1815-1917 гг. / Н.А. Ерофеев. — М.: ИМО, 1959. — 263 с.; Кертман Л.Е. География, история и культура Англии / Л.Е. Кертман. — М.: Высш. шк., 1968. — 544 с.
  3. Конноли Дж. Рабочий класс в истории Ирландии. Отвоевание Ирландии / Дж. Конноли. — М.: Прогресс, 1969. — 303 с.
  4. Гольман Л.И. Ирландский вопрос в I Интернационале и борьба Маркса и Энгельса за принципы пролетарского интернационализма / Л.И. Гольман // Из истории борьбы Маркса и Энгельса за пролетарскую партию. — М.: Политиздат, 1955.
  5. Гольман Л.И. Маркс и Энгельс о колониальном закабалении Ирландии Англией в период английской буржуазной революции / Л.И. Гольман // Из истории марксизма: сб. ст. к 140-летию рождения Ф.Энгельса. — М., 1961; Гольман Л.И. Разоблачение Ф.Энгельсом буржуазных фальсификаторов Ирландии / Л.И. Гольман // Новая и новейшая история. — 1960. — № 3. — С. 54-70.
  6. Norman E.R. A History of Modern Ireland (1603-1923). — London, 1966. — P. 22, 23.
  7. Brose O. Church and Parliament / O. Brose. — London, 1959. — P. 10; McCaffrey L.J. Daniel O'Connell at the Repeal Year / L.J.McCaffrey. — Kentucky, 1966. — P. 425.
  8. Mansergh N. The Irish question 1840-1921 / N. Mansergh. — London, 1965; Woodham-Smith C. The Grate Hunger. Ireland 1845-1849 / C. Woodham-Smith. — New York, 1962. — 264 p.; Beckett J.C. The Making of Modern Ireland, 1600-1923 / J.C. Beckett. — London, 1966. — 286 p.
  9. Ерофеев Н.А. Чартизм и колониальная политика Англии / Н.А. Ерофеев // Новая и новейшая история. — 1957. — № 1. — С. 75-93; Ерофеев Н.А. Английский колониализм в середине XIX века: очерки / Н.А. Ерофеев. — М.: Наука, 1977.256 с.
  10. English historical documents, 1833-1864 / Ed. by G.M.Young, W.E.Handcock. — London, 1956. — Vol. XII.
  11. Тарле Е.В. Ирландия в середине XIX века / Е.В. Тарле // Книга для чтения по истории нового времени. — М., 1917.Т. 5; Тарле Е.В. Ирландия от восстания 1798 г. до аграрной реформы нынешнего министерства / Е.В. Тарле // Собр. соч.М., 1957. — Т. 1.
  12. Баграмов Л.А. Иммигранты в США / Л.А. Баграмов. — М.: Наука, 1957. — 157 с.
  13. Богина Ш.А. Ирландцы в США (50-60-е гг. XIX в.) / Ш.А. Богина // Новая и новейшая история. — 1962. — № 6. — С. 149-153.
  14. Ерофеев Н.А. «Великий голод» 1846-1848 гг. в Ирландии / Н.А. Ерофеев // Новая и новейшая история. — 1956. — № 1. — С. 59-72.
  15. Beckett J.C. The making of modern Ireland 1603-1923 / J.C. Beckett. — London, 1966. — 343 p.; The course of Irish history / Ed. by T.W.Moody, F.X.Martin. — Cork, 1967. — 419 p.; Woodham-Smith C. The Great Hunger. Ireland 1845-1849 / C. Woodham-Smith. — New York, 1962. — 452 p.
  16. Косарев А.И. Избирательная реформа 1867 г. в Англии / А.И. Косарев // Вестн. Москов. ун-та. — 1958. — № 2. — С. 54-71.
  17. Немова И.Е. Обзор газетных материалов по ирландскому вопросу из архива Ф. Энгельса / И.Е. Немова, В.Н. Фомичев // Ф. Энгельс и его время. — М., 1969. — 246 с.
  18. Черняк Е.Б. Массовое движение в Англии и Ирландии в конце XVIII — начале XIX вв. / Е.Б. Черняк. — М.: Наука, 1962. — 267 с.
  19. Виноградов В.Н. У истоков лейбористской партии: 1889-1900 / В.Н. Виноградов. — М.: Наука, 1965. — 444 с.
  20. Согрин В.В. Британский либерализм: этапы развития и течения / В.В. Согрин // Новая и новейшая история. — 1966. —№ 4. — С. 28-42.
  21. Колпаков А.Д. Красная пасха / А.Д. Колпаков // Вопросы истории. — 1966. — № 4. — С. 213-216; Колпаков А.Д. Ирландия — остров мятежный / А.Д. Колпаков. — М.: Наука, 1965. — 191 с.
  22. O'Hegarty P.S. A History of Ireland under the Union. 1801-1922 / P.S. O'Hegarty. — London, 1952. — 716 p.; Leaders and Men of the Easter Rising: Dublin, 1916 / Ed. By F.K. Martin. — London, 1967; 1916. The Easter Rising / Ed. by O.D.Edwards, F.Pyle. — London, 1968. — 345 p.; Forth the banners go. Reminiscences of William O'Brien as told to Edward MacLisaght. — Dublin, 1969; Fifty years of liberty hall / Ed. Cathal O'Shaixnon.-Dublin, 1959. — 378 p.
  23. Кунина В.Э. Майкл Девитт — сын ирландского народа: 1846-1906. Страницы жизни и борьбы / В.Э. Кунина. — М.: Мысль, 1973. — 159 с.
  24. Ерофеев Н.А. Английский колониализм в середине XIX века: очерки / Н.А. Ерофеев. — М.: Наука, 1977. — 256 с.
  25. Колпаков А.Д. Ирландия на пути к революции, 1900-1918 гг. / А.Д. Колпаков. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 280 с.
  26. История Ирландии / отв. ред. Л.И. Гольман. — М.: Мысль, 1980. — 390 с.
  27. Сапрыкин Ю.М. Английское завоевание Ирландии (XII — XVII вв.): учеб. пособие / Ю.М. Сапрыкин. — М.: Высш. шк., 1982. — 176 с.
  28. Ерофеев Н.А. Английский колониализм и стереотип ирландца в XIX веке / Н.А. Ерофеев // Новая и новейшая история. — 1980. — № 5. — С. 57-68.
  29. Виноградов К.Б. Чарлз Парнелл. Страницы политической биографии / К.Б. Виноградов, С.А. Кушнир // Новая и новейшая история. — 1982. — № 5. — С. 139-155.
  30. Орлова М.Е. Рабочий класс Великобритании и освободительная борьба ирландского народа / М.Е. Орлова. — М.: Наука, 1983. — 255 с.
  31. Виноградов К.Б. Дэвид Ллойд Джордж / К.Б. Виноградов. — М.: Мысль, 1973. — 159 с.
  32. Полякова Е.Ю. Ольстер: истоки трагедии / Е.Ю. Полякова. — М.: Наука, 1982. — 164 с.
  33. Истратов В.Н. Трагедия Ольстера / В.Н. Истратов, А.Д. Колпаков // Новая и новейшая история. — 1982. — № 2. — С. 39-55.
  34. Заборов М.А. Рабочее движение Великобритании: национальные и расовые проблемы / М.А.Заборов. — М.: Наука, 1982. — 327 с.
  35. Матюнин Э.Н. Ольстер: истоки кризиса и современность / Э.Н. Матюнин. — Л.: Знание, 1983. — 19 с.
  36. Грибин Н.П. Трагедия Ольстера / Н.П. Грибин. — М.: Междунар. отношения, 1980. — 192 с.
  37. Истратов В.Н. Лейбористы и национальные проблемы в Северной Ирландии, Шотландии, Уэльсе / В.Н. Истратов. — М.: Изд-во Москов. ун-та, 1984. — 143 с.
  38. Бирюков И.Д. Ольстер: кризис британской империалистической политики (1968-1984 гг.) / И.Д. Бирюков. — М.: Мысль, 1985. — 260 с.
  39. Шахназаров О.Л. Ирландия: нерешенные проблемы / О.Л. Шахназаров. — М.: Наука, 1986. — 79 с.
  40. Загладина Х. Ольстер — новая фаза конфликта / Х. Загладина // Мировая экономика и международные отношения.
  41. 1987. — № 3. — С. 83-87.
  42. Толстов С.В. Ольстерский кризис: буржуазные модели политического урегулирования / С.В. Толстов // Новая и новейшая история. — 1988. — № 1. — С. 33-50.
  43. Riddell P. Fire over Ulster. — London, 1970.
  44. Rose R. Government without consensus. An Irish perspective / R. Rose. — London, 1971. — 254 p.
  45. Harris R. Prejudice and tolerance in Ulster. A study of neighbours and «strangers» in a border community / R. Harris. — Manchester, 1972. — 321 p.
  46. Де Пеа Л. Расколотый Ольстер / Л. де Пеа. — М.: Прогресс, 1974. — 233 с.
  47. Wallace M. Northern Ireland: 50 years of self-government / M. Wallace. — Newton Abbot, 1971. — 296 p.
  48. O'Connor Lysaght D.R. The Republic of Ireland / D.R. O'Connor Lysaght. — Cork, 1970. — 360 p.
  49. Boulton D. The UVF 1966-1973. An anatomy of loyalist rebellion / D. Boulton. — Dublin, 1973. — 258 p.
  50. Гривз Д. Ирландский кризис / Д. Гривз. — М.: Прогресс, 1974. — 319 с.
  51. Hewitt C. Catholic grievances, catholic nationalism and violence in Northern Ireland during the civil rights period: a reconsideration / C. Hewitt // British Journal of Sociology. — 1981. — Vol. 32. — No. 3. — P. 362-380; O'Hearn D. Catholic grievances, catholic nationalism: a comment / D. O'Hearn // British Journal of Sociology. — 1983. — Vol. 34. — No. 3. — P. 438-445; Hewitt C. Discrimination in Northern Ireland: a rejoinder / C. Hewitt // British Journal of Sociology. — 1983. — Vol. 34. — No. 3. — P. 446-451.
  52. Kerr A. Perceptions. Cultures in conflict / A. Kerr. — Derry, 1996. — 183 p.
  53. Полякова Е.Ю. Северная Ирландия: истоки конфликта / Е.Ю. Полякова // Новая и новейшая история. — 1990. — № 6. — С. 43-53.
  54. Орлова М.Е. Северная Ирландия: опыт преобразования в расколотом обществе / М.Е. Орлова. — М.: Наука, 1994. — 156 с.
  55. Орлова М.Е. Модернизация и мирный процесс в Северной Ирландии / М.Е. Орлова // Полис: политические исследования. — 1998. — № 2. — С. 48-58.
  56. Bower Bell J. The Irish Troubles. — New York, 1993. — 872 p.
  57. Bew P. The British state and the Ulster-crisis: from Wilson to Thatcher / P. Bew, H. Patterson. — London, 1985. — 311 p.
  58. MacDonald M. Children of wrath: Political violence in Northern Ireland / M. MacDonald. — Oxford, 1986. — 194 p.; Curtis L. Ireland: the propaganda of war: the British media and the battle for hearts and minds / L. Curtis. — London, 1984. — 336 p.
  59. Tim Pat Coogan. IRA. — London, 1995. — 712 p.
  60. Horowitz D.L. Conflict and the incentives to political accommodation Northern Ireland and politics of reconciliation / D.L. Horowitz. — Cambridge, 1994. — 313 p.
  61. Орлова М.Е. Трудные поиски мира в Северной Ирландии / М.Е. Орлова // Политический процесс и его противоречия. — М.: Наука, 1997. — 172 с.
  62. Мирошников А.В. Восстания и реформы. Ирландский национализм от установления Унии до Братства фениев (1800-1858) / А.В. Мирошников. — Воронеж: ЦЧКИ, 2001. — 301 с.
  63. Виноградов В.Н. Человек у власти. У.Э. Гладстон в российской и советской справочной и учебной литературе / В.Н. Виноградов // История мировых цивилизаций: человек во власти и перед лицом власти. — Красноярск, 2009. — 194 с.
  64. Милль Дж.Ст. Англия и Ирландия / Дж.Ст. Милль; пер с англ. — Харьков, 2005. — 49 с.
  65. O'Grada. Ireland. A new economic history. 1780-1939. — Oxford, 1995. — 284 p.
  66. Соловьёва Т.С. Религиозная политика либеральных тори в Англии (20-е годы XIX в.) / Т.С. Соловьёва. — М.: Изд-во МГУ, 1999. — 305 с.
  67. Иванов О.А. Североирландская проблема и её изучение отечественными историками (1980-1990-е гг.) / О.А. Иванов // Метаморфозы истории. 2003. — Вып. 3. — С. 248-265.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.