Реформы, происходящие в Республике Казахстан, в области образования, наряду с разработками новых образовательных стандартов, введением новых учебных дисциплин, новых учебников и учебных пособий, ведут к изменениям в методике преподавания.
Современный педагог, независимо от преподаваемого предмета или учебной дисциплины, должен владеть необходимыми интерактивными методами обучения и уметь использовать их в учебном процессе. Не смотря на то, что сегодня разработано множество учебных программ и учебных пособий для реорганизации учебного процесса на основе современных компьютерных технологий, при необходимости любой учитель может разрабатывать свои программы, учебные и дидактические материалы.
Широкое вовлечение, благодаря Интернету, огромного числа пользователей в мультимедийную среду, позволяет этому направлению быть всегда актуальным, обращаться к наиболее современным интерактивным методам обучения.
В западной науке жанр мультимедийного искусства в свой короткий исторический период (примерно пятьдесят лет) успел поменять несколько названий: digitalart (цифровое искусство), mediaart (искусство медиа), computerart (компьютерное искусство), multimediaart (мультимедийное искусство), interactiveart (интерактивное искусство). В последнее время используется термин newmediaart (искусство новых медиа), что подчеркивает процесс постоянного обновления в этом виде творчества и включения в него кроме художественной деятельности иных областей, которые могут рассматриваться отдельно.
Важными условиями при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе являются - постановка целей и задач. В качестве основной цели использования компьютерных технологий в системе общего музыкального образования, можно рассматривать цельактивизации познавательной и творческой деятельности обучающихся. Следовательно, очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ученик активно, с увлечением и интересом занимался на уроке музыки. Оказать помощь учителю в достижении этой цели может использование традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
Работа с персональным компьютером на уроке музыки, несомненно, оказывает сильное эмоциональное воздействие на учащихся особенно в процессе восприятия произведений искусства, воспитывая интерес к музыкальной культуре, формированию духовного мира.
Сегодня художественный образ не ограничивается визуальными параметрами. Цифровой формат позволяет дополнить визуальный ряд звуковым содержанием, а интерактивность проектов определенно воздействует на цветомузыкальную синестезию учащегося, развивая творческие способности. Роль цветомузыкальной синестезии в развитии творческих способностей заключается в возможности соединения двух видов деятельности - музыкальной и изобразительной. Почему вообще нужно при исследовании музыкального восприятия принимать во внимание зрительную модальность? Б.М. Теплов отмечал, что эмоциональная отзывчивость на музыку лежит в основе музыкальности как необходимого условия для занятий музыкальной деятельностью и развития творческих способностей и что цветовые образы также являются эмоциональными по своей природе [1].
Проблема развития творческих способностей людей привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Исследуется вопрос развития творческих способностей через соощущения (синестезию) разных модальностей единовременно, то есть полимодальное восприятие окружающего ребенка мира. Однако, обозначенный вопрос не нашел должного освещения в аспекте развития творческих способностей на основе синестезии с использованием компьютерных технологий. Анализ литературы по теме показывает, что вопрос влияния компьютерных технологий на развитие синестезии и творческих способностей детей остается недостаточно разработанным. В их числе: недостаточная четкость в понимании сущности влияния медиасреды на развитие синестезии, например цветомузыкальной синестезии в развитии творческих способностей детей. Отсутствуют системность в использовании компьютерных технологий в развитии цветомузыкальной синестезии, а также в развитии творческих способностей.
Противоречия между потребностью развития синестезии в целях развития творческих способностей средствами компьютерных технологий и недостаточной реализацией методических возможностей использования компьютерных технологий в таком мало изученном вопросе как синестезия вообще и цветомузыкальная синестезия в частности, позволяют констатировать актуальность темы.
До ХХ века под изобразительным искусством понималось творчество, которое воздействует лишь на зрительный аппарат человека: живопись, графика, архитектура, скульптура и декоративно-прикладные жанры. «Мудьтимедийному творчеству в этих рамках сегодня тесно. Мультимедийные технологии могут использоваться в театральных постановках или кино, и включают набор экспериментальных параметров, не свойственных традиционным визуальным искусствам. Поэтому возникает необходимость рассматривать мультимедийное проектирование, как гетерогенный жанр, имеющий синестезийную основу. Современная техногенная культура плоских экранов монитора и телевизора усилила необходимость постоянно формировать «заэкранный» мир, что создает многослойную фантазийную картину человеческого сознания: сложные комплексы ощущений часто опираются на вырванные из контекстов образы»[2].
Синтез звукового и видео рядов представляет собой комплекс возможных воздействий на сенсорный аппарат человека. Важнейшей составляющей разработок в этой области является знание законов музыкальной гармонии, позволяющее использовать те модальности и субмодальности, которые существуют на стыке музыкальных и визуальных образов. Это, прежде всего: ритм (ровный ритм, синкопы, затакт), высота, громкость, тембр, длительность, консонанс, диссонанс, и многое другое. С помощью этих модальностей возможно создавать оригинальные модификации контрапунктов либо с четким соотношением родственных характеристик (консонанс), либо противопоставлением разнохарактерных элементов, создающим деструктивную ситуацию в произведении (диссонанс). Синтез звука и цвета определяет динамику напряжения человеческих чувств: зрительного и слухового аппаратов, волновых вибраций, воздействующих на поверхность кожи человека, его вестибулярного аппарата, и даже обоняния и вкуса, функционирующих ассоциативно косвенным образом.
Создание необходимых педагогических условий является одним из важнейших факторов развития творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием компьютерных технологий.
К педагогическим условиям, способствующим эффективному развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием компьютерных технологий в процессе учебной деятельности можно отнести:
- Подбор специальных заданий с использованием средств компьютерных технологий, позволяющих развивать быстроту, гибкость, оригинальность и точность музыкального мышления, воображение.
- Обеспечение благоприятной творческой атмосферы на уроке музыки, способствующей свободному проявлению дивергентного мышления.
- Совершенствование специальной подготовки преподавателей в области современных мультимедийных технологий.
Литература
- Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. – М.: Наука, 2003. – 282 с.
- Шустрова Ольга Иосифовна. Способы визуализации экранного изображения с помощью новых и традиционных технологий // «Известия РГПУ им. А.И. Герцена», № 119, 2009. - с. 300-304.
- Лукьянец Н.Г. Цветомузыкальная синестезия в развитии творческих способностей. Костанай, 2014 – 61 с.