Историко-педагогические исследования в области формирования нравственных качеств дают возможность не только использования результатов педагогической мысли, но и решения вопросов современной молодежи, учитывая опыт предшествующих поколений.
С.И. Ожегов раскрывает историографию как «совокупность исторических исследований, относящихся к какой-либо проблеме» [2]. Современный подход к построению предполагает раскрытие генезиса проблемы в науке и практике, что выражается в выделении этапов ее развития, а также в определении характеристических особенностей деятельности ученых на каждом из них в [4].
Процесс накапливания опыта воспитания, основанный на народной педагогике, был активным в древнерусской общине, в которой основным аспектом в плане трудового, нравственного, эстетического, физического и религиозного воспитания были традиции. При этом нужно отметить роль средств формирования нравственных качеств: колыбельных песен, поговорок, сказок - которые присутствовали в быту людей. Вопросы развития возможностей педагогической мысли, пристального внимания к проблемам обучения находят решение на Руси в 11 веке. Развиваются вопросы формирования патриотизма, осознания важности взаимоотношения образования и воспитания с жизненными ориентирами личности. Одним из свидетельств, в котором раскрыты возможности народной педагогики на Руси, явилось «Поучение Владимира Мономаха», в Казахстане была выпущена аналогия - трактат Юсуфа Баласагунского «Кутадгубилиг»(«Благодатное знание») и древнетюрский письменный памятник Махмуда Кашгари «Диван лугатат-тюрк» («Словарь тюркских слов или наречий»).
Во временной промежуток 15-17 века в России быстрыми темпами формируется феодализм. В данный период на развитие воспитательного процесса как духовную жизнь общества оказала отрицательное влияние позиция угнетения в эпоху правления Ивана Грозного [1]. В это же время народы Средней Азии оказались под воздействием татаро-монгольского нашествия. В период существования Золотой Орды на воспитание нравственных качеств оказали влияние труды Дастана «О Бабыре», Хорезми «Мухаббатнама», Саифа Сарая «Гулистан».
В Казахском ханстве в 15-17 веках вопросы воспитания в плане развития нравственных качеств рассматривали известные жырау, кочевые философы - Асан-Кайгы, Шалкииз, Жиембет, Бухар-жырау. Основой, определяющей нормы в воспитании, был свод законов Тауке-хана «ЖетиЖаргы» (Семь кодексов).
Особый вклад в развитии теории воспитания внес К.Д. Ушинский, который разработал и внедрил методику использования новаторских идей в области этнопедагогики в образовательный процесс Гатчинского института и Смольного института благородных девиц [3]. В Казахстане особое внимание вопросам формирования нравственных качеств уделяли Ыбрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев.
Формирование новых аспектов в социально-культурной политике, которая была бы основана на демократических принципах, потребовала Февральская революция 1917 года, активизировавшая вопросы создания демократической школы, организованной на этнических традициях. А.А. Мусин, В.П. Вахтерев и ряд других ученых исследуют данные аспекты в области этнопедагогики.
Следует отметить, что в советский период марксистско-ленинская идеология играла большую роль в развитии педагогики: именно это учение о возможности достижения нравственного воспитания общества являлось основой положений теории формирования нравственных качеств. Именно в это время был внедрен этнический принцип в основу государственного деления: в основе такой политики было заложено «национальное строительство», в рамках которого открывались национальные школы. Но с принятием в 1936 году Конституции СССР наблюдается унификация народных культур.
В 50-60-е годы решения 20 съезда КПСС о массовой реабилитации вызывают большой резонанс в вопросах изучения различных воздействий этнопедагогики в плане воспитания нравственных качеств, исследованиями которой занимались В.А. Сухомлинский, Я.И. Ханбиков.
В 1970 г. в педагогике появился термин «этнопедагогика», введенный Г.Н. Волковым, который разграничил понятия «этнопедагогика» и «народная педагогика».
На фоне проявившегося застоя в течение 80-х гг. все более ярко стала проявляться исчерпанность морально-психологических возможностей советского воспитания.
В 80-е годы в системе образования сложилась ситуация, ведущая к дальнейшему обострению противоречий между реальными интересами, потребностями отдельной личности и официальными направлениями подготовки подрастающего поколения в образовательных учреждениях.
В бывшем СССР задачи воспитания были установлены в соответствии с целями политики коммунистической партии. Вследствие тяжелой социально-политической обстановки, включающей и обострение этнических проблем, возросла тенденция обращения к народным истокам воспитания в сфере образовательной политики государства, которые в своих исследованиях рассматривали М.Е. Ержанов, В.Н. Николаев, И.С. Портнягин, А.Н. Яковлева.
На закате «перестройки» в стране провели реформы в социальной, духовной сферах, итогом которых стал анализ исторического опыта послеоктябрьского развития, поисков новых подходов в сфере воспитания.
Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян и казахстанцев контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. Обострился процесс понижения уровня воздействия аспектов воспитания в российской и казахстанской культуре, искусстве, образовании – важных факторов формирования нравственных качеств.
Историографическая ситуация стала изменяться в лучшую сторону лишь в начале нового 21 столетия, которое характеризуется качественными переменами в практической работе со студенческой молодежью. Воспитание в системе образования, как в России, так и в Казахстане в последние годы стало одним из приоритетных направлений в деятельности органов управления, учебных учреждений всех типов и видов. В документах министерства, выступлениях его руководителей дается высокая оценка роли и места формирования нравственных качеств, как важного аспекта личности обучающегося в современных условиях.
Литература
- Киселева Т.Р., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность / Т.Р. Киселева, Ю.Д. Красильников – Москва: МГУКИ, 2004. – С.291.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Москва: «А ТЕМП», 2004. – С. 944.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6 Т. /К.Д. Ушинский. – Москва: Педагогика, Т.2, 1988. –С. 416.
- Яковлев Е.В. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения / Е.В. Яковлев. – Москва: ВЛАДОС, 2006. – С.239.