Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Лиричность и подробность в прозе (на основе романа М. Ауэзова «Абай»)

В статье анализируются психологические переживания главного героя произведения «Абай» и лирическая направленность подробностей. Основное внимание уделено таким разным лирическим подробностям, которые освещаются с точки зрения рассказчика и образов. Абай был «главным поэтом» казахов. Использование возможностей лирической линии в эпическом романе, центром которого стал художественный анализ жизни и творчества поэта, создававшего лирические произведения, не может считаться простым совпадением. В романе писатель отразил лиричность подробностей с нескольких сторон: с позиции образов, с позиции автора или образа-повествователя, описанием природы, внутренних переживаний основных участников, в особенности главного героя, и т.д. Лиричность в каждой из этих условных групп, в которых главным является подробное описание, служит для раскрытия настроения образов в конкретных ситуациях.

Как отмечала известная немецкая писательница ХХ века А.Зегерс, Мухтар Ауэзов, чья автобиография подобна учебнику истории [1, 11], в своей художественной прозе, особенно в романе «Абай», с большим мастерством использовал возможности лирического стиля.

Были определенные причины, побудившие писателя обратиться именно к лирическому стилю. Некоторые из них достойны более подробного рассмотрения. В первую очередь следует отметить, что главным героем эпического романа является Абай. Как известно, Абай был общественным деятелем, просветителем, переводчиком и писателем. Наряду с этим, он является также великим мастером, изменившим дух и направление поэтических поисков, которые велись в казахском литературном процессе. Как отмечал А.Байтурсынулы, Абай был «главным поэтом» казахов [2]. Использование возможностей лирической линии в эпическом романе, центром которого стал художественный анализ жизни и творчества поэта, создававшего лирические произведения, не может считаться простым совпадением. М.Ауэзов создал роман «Абай» в 1942-1947 гг. Писатель подвергался неоднократным преследованиям и давлению, ряд эпизодов в романе, жизнь и характерные черты образов подверглись коренным изменениям [3, 182-183]. Давление на мастера – с одной стороны, отсутствие самого человека в центре художественного анализа богатой, сложной и противоречивой натуры – с другой… На этом фоне требовалось создание образа идеального советского человека. Такое требование приводило к отсутствию в художественном произведении описания человеческих взаимоотношений, естественных чувств и переживаний. Естественно, подобная ситуация в литературной жизни требовала от авторов поиска путей выхода из положения. Одним из них стало повествование о человеке с использованием различных способов – лирического, лирико-психологического и прочих. М.Ауэзов постарался в полной мере использовать это обстоятельство. В результате в романе значительное место было уделено лирико-психологическому анализу. Конечно, лирико-психологический стиль нас интересует, прежде всего, в связи с темой, то есть с точки зрения согласования отдельных подробностей и деталей с требованиями этого стиля.

В романе писатель отразил лиричность подробностей с нескольких сторон: с позиции образов, с позиции автора или образа-повествователя, описанием природы, внутренних переживаний основных участников, в особенности главного героя, и т.д. Лиричность в каждой из этих условных групп, в которых главным является подробное описание, служит для раскрытия настроения образов в конкретных ситуациях. Принимая во внимание, что главным героем этого романа-эпопеи является Абай, Ауэзов большинство подробностей связал или непосредственно с ним самим, или же отразил их с призмы его видения. «Холодный ветер дует с гор — холодное дыхание

бушующей там жизни, полной жестокости. Звуки бабушкиной песни, такие теплые и трогательные, встречаются с его порывами и растворяют в себе их леденящий холод. В песне

  • сокровенная великая сила…

Луна нырнула в тучу сверху, выплыла на мгновение, снова спряталась и снова вынырнула. Она подпрыгивала, вертелась, металась словно играла в жмурки; то спрячется совсем, то выскочит из-за черного полога, сияющая, улыбающаяся; еще мгновение — и снова ныряет вглубь. Вот она прищурилась, будто поддразнивая кого-то, плавно поплыла по небу, чуть поблескивая серебряным краем, — и внезапно кинулась в тучу… Первый раз а жизни Абай видел такую вертлявую луну. И когда она чуть заметной полоской опять сверкнула и мгновенно исчезла, он невольно усмехнулся: луна напомнила ему расшалившегося ребенка…» [4, 135].

Само описание ясно говорит о том, что писатель каждую использованную им подробность включил в произведение неспроста; он действовал целенаправленно. Говоря о приведенном выше подробном описании, следует учесть некоторые особенности. Во-первых, метания луны были изложены с позиции главного образа – Абая. Во-вторых, эти детали служат цели показать переживания Абая. Этим читатель видит, что Абай видит и чувствует красоты, которые не видны другим людям. Это, в свою очередь, является показателем того, что он является ценителем и любителем красоты, это – человек, обладающий поэтическим даром. В-третьих, в соответствии с условиями и переживаниями образа подробность была применена в лирическом плане. Выведение лирического стиля на первый план было обосновано, с одной стороны, красотой самой природы, а с другой – внутренней красотой личности, способной ее увидеть. Как известно, любое слово, выражение, предложение, изображение, деталь, которые включены в поэтическую систему любого художественного произведения, напрямую связаны с желанием самого мастера, являются результатом его стремления и воли, выражением авторской позиции. Мнение «стиль… также является позицией мастера» [5, 440]. лишний раз доказывает, что преобладание в художественной прозе мастерских приемов, в том числе лиризма (или юмора, сатиры и т.д.) является выражением авторской позиции. Как правило, творцы в живых человеческих образах описывают пере-житые ими в реальной жизни эмоции. Наряду с этим, они стараются на основе этих эмоций создать представление о характерных индивидуальных чертах созданных ими образов.

Лиризм в романе М. Ауэзова «Абай» является одной из составных частей его индивидуального стиля. В произведении соблюдается такая характерная особенность лирики, что образ в художественном произведении выступает не только как объект описания, но и в то же время «участвует как субъект, включенный в эстетическую структуру произведения» (6, 6). В эпизоде, анализ которого приводится выше, Абай таков – он выступает не только как объект описания, но и как субъект.

В романе нашла отражение почти вся жизнь Абая – с детских лет и до конца жизни. Как было отмечено, писатель охарактеризовал образ с различных аспектов, среди которых важное место занимает любовь и создание семьи. Из произведения известно, что Абай женится не на девушке, в которую он впервые влюбился, а на той, на которую указал его отец. Он не видел ее лица, в душе у Абая была лишь пустота. Лишь после женитьбы на Дильде Абай влюбился в Тогжан и прочувствовал всю возвышенную красоту любви.

Писатель уделил большое место описанию этих двух событий. Хотя описание эпизодов в романе приводится по-очереди, за основу взята позиция Абая. Такой поход, естественно, создал возможность для сравнения. Очередность подготовила условия как для сравнения, так и для возникновения объективной веры в естественность, искренность переживаний образа.

«Шейка нежная, как пух сокола», — так старались соблазнить его и растревожить его мысль о невесте. Дильда… его невеста… Что происходит?! И чистый, безоблачный мир его юных грез тускнеет… «Невеста!» Это прекрасное, святое слово тоже теряет свой прежний смысл. В нем поднималась обида и за себя и за Дильду. Не только обида — гнев…» [4, 181].

Абай не может противиться воле отца. Он вынужден жениться на нелюбимой Дильде. Главный герой романа думает о предстоящей помолвке и свадебных обрядах. Не успев пережить радостей настоящей любви, молодой человек думает о «потускнении безоблачного мира». В то время, как слово «невеста» в его понятии приравнивалось к понятию любви, при мысли об этом слове в связи с Дильдой чувство радости в его душе сменяется не только грустью, но и гневом. Приведенная в данном

эпизоде лирическая деталь отражает беспокойства грустного и разгневанного Абая.

«Любимая…

Взволнованный, он поднял лицо к звездному небу. С гор доносилось ароматное дыхание весны. Абай жадно вдохнул его свежую струю.

Луна была на ущербе. Она медленно подымалась к зениту, недоступно высокая, уплывающая вверх. Она манила и сердце туда, в высоту, ясную и безоблачную. Лунный свет проникал в душу и наполнял ее радостью и грустью.

С Верблюжьих горбов виднелись отроги Чингиза. Лохматые горы, посеребренные лунным светом, замерли в неподвижной дремоте.

Огромные стада овец вокруг аула лежали спокойно. Они дремали, беззвучные, утихшие. Асылбек и Адильбек ушли спать. Тундуки юрт были плотно закрыты. Белые юрты дремали в лунном сиянии.

Суюндик с Карабасом хлопотали где-то около лошадей. В свежем дуновении весенней ночи Абай почувствовал приближение утра, необычайного, прекрасного, которое должно наступить только для него одного…

«Любовь ли это? Она ли?.. Если это — любовь, то вот колыбель ее: мир, объятый спокойствием ночи…» Так говорит взволнованное сердце.

Лунная ночь словно купается в молоке. Грудь Абая не вмещает могучего прибоя чувств. Трепещет и замирает сердце…» [4, 198].

В романе лирично и подробно описанные пейзажи встречаются периодически. В приведенном эпизоде мы также сталкиваемся с подобным пейзажем. Как и ранее, в этом описании пейзаж (помимо его проявления как пространства) «используется и как средство авторской оценки событий, и как отражение чувств героев, порой показатель его духовных возможностей или свидетельство широты духовной жизни (и, конечно, ее глубины). При этом писатель, естественно, не может избежать и некоторых влияний того направления, той литературной школы, в манере которой пишет, и потому пейзаж романтический, натуралистический или реалистический будут созданы разными средствами и будут характеризовать различные стороны внутреннего облика героев» [7].

Лирические подробности характеризуют внутренний мир героя, однако, как уже отмечалось, в сравнении с другим эпизодом, связанным с тем же вопросом, они еще более выражены. Луна, во многих случаях (особенно, в романтизме) использующаяся как символ печали, для переживающего радость и счастье первой любви Абая является символом не только печали, но и радости. Абай влюблен всем своим существом и волей сердца. Поэтому природа радует его во всех своих проявлениях. Чувствующий счастье слова «невеста» в Тогжан Абай никак не может применить его к Дильде.

В действительности, деталь невесты носит двойственный характер. Во-первых, выбранная из подробного описания деталь создает определенное представление об образах, которые непосредственно не участвуют в эпизоде. На основе этого представления читатель чувствует, что Дильда и Тогжан своими внешними и духовными качествами отличаются друг от друга, однако не получает полной информации. Конечно, именно из-за различия между ними Абай влюблен не в Дильду, а в Тогжан. Однако влюбленность главного героя ничего не говорит об их человеческих качествах, Дильда может быть хорошей девушкой, а Тогжан – еще лучше. Герой произведения обладает чувствительной душой, это молодой человек, обладающий талантом писателя. Читатель, знающий в той или иной степени Тогжан, до этого эпизода не знаком с Дильдой. Отношение будущего поэта к любимой девушке и той, которая станет его невестой, говорит о том, что они обладают различными человеческими качествами. В последующих эпизодах романа это различие выражается как в их разговорах и манерах, так и в описании их морально-нравственного мира.

Во-вторых, раздумья Абая об этих девушках имеют большое значение и для знакомства с ним самим. Применение подробного описания именно в лирическом плане сделало возможным столь точное описание внутренних переживаний Абая, его страданий из-за того, что не может осуществить свою мечту о создании на основе свободной любви семьи, его боли и мук, психологического состояния, исходящего из невозможности противостоять решению отца по молодости лет.

Мы уделяем любовной линии столько внимания потому, что в самом романе этой линии выделено большое место. На протяжении всего романа писатель особо подчеркивает ту роль, которую первая любовь сыграла в жизни Абая: любовь ускорила его поэтические стремления, вдохновила его, увеличила его любовь к красотам жизни. Однако, в то же время, любовь нанесла его душе непоправимую, неизлечимую рану. Поэт до конца жизни не смог забыть свою первую любовь, все увиденные им и хоть чем-то похожие на Тогжан девушки вновь заставляли его душу трепетать.

«Это светлое лицо полно свежести. Мягкий вдумчивый взгляд проникает в душу. Продолговатые темные глаза, лучистые и глубокие, окружены легкой голубоватой тенью, которой природа изредка дарит светлые женские лица с матовым оттенком кожи. Дымка эта — недолговечный спутник юности и чистоты: время идет — и она исчезает безвозвратно. Часто встречаются красивые черные глаза, но редкие из них наделены такой трогательной особенностью. Абай все еще не может налюбоваться на эту дымку вокруг глаз Айгерим и подолгу восхищенно на них смотрит. «Они – как птенцы, впервые выглянувшие в мир из теплого гнезда», — каждый раз думает он…» [4, 516].

Лиричная подробность превратилась в один из основных способов создания портрета Айгерим, которая пробудила в душе поэта новые чувства. Ее портрет напоминает Абаю его первую любовь. Он даже женится на Айкерим не только из-за ее красоты, неповторимого голоса, высоких морально-нравственных качеств, но и по причине ее схожести с Тогжан.

Как мы видим, мастерское использование различных потенциалов подробностей, в том числе способности создавать лирическое представление, создает возможность живо, колоритно описать образ, раскрыть его сложный, неповторимый внутренний мир. Применив такие способы художественного описания и выражения, выдающийся казахский писатель М.Ауэзов смог создать произведение, которое по сей день сохраняет свою содержательную и художественную ценность.

Выводы. В романе Мухтара Ауэзова «Абай» отражена жизнь в Казахстане в ХХ веке, а также национальные обычаи и традиции. Для более живого, колоритного описания этого писатель в полной мере использовал методы, создающие лирические сцены и детали. Именно на этом фоне, с точки зрения отражения жизни реальной, полной, произведение получилось очень насыщенным, сильным.

Научная новизна. Тема подробного и детального описания в романе Мухтара Ауэзова «Абай» исследуется в нашей республике впервые. Изучение и привлечение к исследованию приемов писателя, использованных для создания лиричности и применения подробного описания, является научной новизной для отечественного литературоведения.

Практическая значимость. Статья может быть использована специалистами, занимающимися изучением и исследованием романа Мухтара Ауэзова «Абай», а также всего литературного наследия писателя.

 

Литература

  1. Анастасьев Н.А. Трагедия триумфатора: Мухтар Ауэзов-судьба и книги. – Алматы: Атамyра, 2007.
  2. Baytursunulı A. “Kazakların Başşairi” (Aktaran: M.Oner) TDK Türk Dünyası Dil ve Edebiyyat Dergisi. – 1996. – № 2. – С.378-385.
  3. Oner Mustafa. XX yuzyıl Turkistan Edebiyyatının Anıtı: Muhtar Evezov (1897-1961). «Bilig». – Türk Dünyası Sosial Bilimler Dergisi. – Bahar, 2006. – Sayı/37.
  4. Ауэзов М. Путь Абая. – Алма-Ата: Жазушы, 1978.
  5. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. – М.: Наука, 1975. 6 Гинзбург Л. О лирике. Советский писатель. – Москва – Ленинград, 1964.
  6. Соллертинский Е. Пейзаж в прозе Лермонтова. http://lermontov.niv.ru/lermontov/kritika/sollertinskij-pejzazh.htm

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.