Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Общенациональные символы Казахстана в реализации идеи «Мәңгілік ел»

Некоторые предметы материального мира, а также явления духовной культуры, которые ассоциируются в общественном сознании с историей, современностью и будущим тех или иных народов, стран и государств становятся их олицетворением, символами, делающими их узнаваемыми. Так, например, монумент «Байтерек» в Астане – символ возрождения независимого Казахстана.

Яблоки сорта «Апорт» символ г. Алматы. Состязание акынов – певцов-импровизаторов – символ устного творчества только казахов.

Таких примеров можно перечислять бесконечно долго, если иметь ввиду символы в историческом контексте.

В казахской степи возвышаются горы Улытау. По географическим параметрам – это центр Казахстана. Но это не рядовой природный объект. По народным приданиям горы Улытау содержат в себе более глубокий, сакральный смысл. На горе возвышается мавзолей Алаша-хана, ставшего мифологическим символом единого истока казахских жузов. Согласно легенде у могущественного хана родился Алаша (пегий), ставший в последствии единым ханом трех жузов. И на вершине этой горы он был ритуально поднят на белой кошме в знак избрания ханом. С тех пор Улытау стала сакральным местом восхождения на ханский престол. Кроме того, по легенде Улытау приняла и стережет покой великих правителей степи – Тохтамыш-хана, Едиге батыра, эмира Тимура.

Посещение священного для всех казахстанцев Улытау дало Н.А. Назарбаеву пищу для размышлений. Первое о чем подумал Н.А. Назарбаев, не как Президент страны, а как аксакал, накопивший богатый жизненный опыт, молодежь обязательно должна знать свою историю. Иначе народ будет как сирота, без отца и матери. А Улытау – это как вечная книга, страницы которой писали наши предки на камне и скалах еще в бронзовом веке. Тюрки и кыпчаки строили государственность, казахи, как достойные потомки грозных, уникальных кочевых цивилизаций, продолжили историю предков. Улытау – свидетель борьбы казахских жузов за свою землю. Здесь батыры получали духовную силу и бата благословение и под девятибунчужным знаменем казахского хана Хак-Назара отстаивала каждую пядь земли, жертвуя в этой борьбе своими лучшими сыновьями. Отсюда в 1730 году казахское ополчение трех жузов выступило и разгромило джунгарское войско, и с тех пор это место называется «Калмак кырылган».

Оказывая дань уважения Улытау, сыгравшему важную роль в истории народа и сохранении государственности, Н.А. Назарбаев, подбирая место для будущей столицы, специально приезжал в Улытау, но, исходя с позиций экономики, пришел к выводу, что без должной инфраструктуры строительство новой столицы потребовало бы больших средств. Однако как священная земля казахов этот край всегда останется духовной столицей. Здесь будет центр туризма, сюда будут приезжать люди, дабы поклониться памяти великих предков [1].

Древняя символика казахов сохранилась в тотемах, тамгах, орнаменте, украшениях. Некоторые из них сохранились до сегодняшних дней и символизируют общеказахстанские ценности. Так, например, орнамент «кошкар муйыз» (рог архара), нанесенный на многочисленные изделия, начиная от предметов домашнего обихода до продукции высокотехнологического производства, безошибочно указывает на страну их производства – Казахстан.

Уникальные инструменты духовного творчества кобыз и домбра, сопровождавшие кочевника в течение всей его жизни на протяжении столетий, стали символами народа, приверженного к музыкальному отражению происходивших процессов. Незатейливые по конструкции, простые в обращении они с древности звучали в каждой семье кочевника, сопровождая музыкой и счастливые и горестные дни. И в настоящее время трудно встретить казахскую семью, где эти инструменты не занимали бы почетное место.

Все эти и множество других символов, олицетворяющих казахов и их страну Казахстан, играли роль своеобразного опознавательного знака. Но многие из них, особенно родовые тамга и тотемы, не становились общенациональными символами. В отдельные исторические периоды, особенно в годы вооруженного противостояния внешним силам, некоторые символы, такие как, например, боевой клич «Алаш» становились общими для всех казахов, мобилизуя их на борьбу с неприятелем. Знамя казахов, как символ борьбы за свободу, гордо несли Кенесары-хан, Амангельды Иманов и другие.

Между тем, их правовое оформление в современном понимании, как общенационального символа не осуществлялось. Например, цвет флага и рисунок на нем, определялись предпочтениями правителей соответственно конкретно историческим условиям. Например, белый флаг Атиллы и Абылай-хана. Но в любом случае они были созвучны идее «Мәңгілік ел», суть которой состояла в независимом, благополучном развитии страны на пути к вечности.

В период присоединения Казахстана к Российской империи былое значение государственных символов значительно ослабло, что вполне логично объясняется распадом Казахского ханства с последующим кратковременным возвышением политической роли жузов, которые уже не были государственными образованиями. Прежние символы использовались эпизодически в периоды национально-освободительной борьбы. При этом сохранились общенациональные символы, олицетворяющие культуры и быт казахов. А символы, отражающие государственно-властные аспекты общественной жизни вытеснялись из обихода.

И лишь после включения Казахстана в состав СССР он обрел свой государственный символ, отражающий необходимость союза рабочего класса и крестьянства и следования курсом к светлому благополучному будущему (серп и молот) коммунизму, строительство которого начиналось после победы социалистической революции (восходящее солнце), и могло быть успешным при объединении пролетариев всех стран (ленты на колосьях). Но это путь должен был пролегать через социалистическую федерацию СССР, на гербе которого были надписи всех союзных республик на их родных языках.

Государственные символы советского периода отражали стремление идеологов коммунизма к процветающей жизни людей в мировом масштабе, что созвучно идее «Мәңгілік ел» в понимании Атиллы и Чингис-хана, стремившихся через завоевание обозримых ими территорий привести народы к Мәңгілік ел.

Однако, теоретически, то есть абстрактно, привлекательная идея коммунистического рая не была реализована с первой попытки, то ли по причине слишком длительного пути, которое предстояло пройти народам, то ли из-за заведомо негодных способов достижения этой цели.

Верховным советом Республики Казахстан были утверждены государственные символы Республики Казахстан. В государственном флаге, государственном гербе и государственном гимне были отражены основные принципы национальной идеи.

Взгляд на современные государственные символы Республики Казахстан с позиции «Мәңгілік ел» показывает, что в них отражаются основные ценности «Мәңгілік ел».

Крылатые кони – тулпары, постоянные спутника казаха-кочевника. Еще в глубокой древности люди изображали лошадей в наскальных изображениях. Они несут своего хозяина, как на крыльях, по бескрайним степным просторам Казахстана. Кони – символ богатства, процветания, достатка и благополучия. Мысль о достатке и процветании дополняют колосья, которые просматриваются в крыльях коней.

На государственном флаге не много элементов: солнце, орел и орнамент, все они находятся на голубом полотне, символизирующем Вечное синее небо. Это один из древнейших символов. Вечное синее небо впервые упоминается в тюркских стелах. Кроме того, синее небо символизирует мир, спокойствие, мирное небо над головой, единый гостеприимный народ, открытый для всех. Небо одно для всех, его нельзя поделить, его нельзя захватить, отобрать, завоевать. Это особенно важно помнить сейчас, когда вопреки ожиданиям, в ХХI веке стало возрождаться деление казахов самими казахами на три жуза, сыгравших в свое время позитивную политическую роль. Но сейчас оно приобрело новые формы. Как не печально, демократические процессы запустили механизм родового протекционизма, родовых и территориальных лобби в органах исполнительной власти, в финансовых и коммерческих сферах. Современная родоплеменная идеология – это опасная форма внутринациональной дезинтеграции и дезориентации. Для преодоления родовых стереотипов есть необходимые факторы: исторически сложившаяся национальная государственность, унитарное государственное устройство, территориальная целостность, многовековая культура. Об этом писал Н.А. Назарбаев в 1993 году в книге «Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана» [2].

Орнамент кошкар муйыз позволяет отличить казахстанский флаг от любого другого. Орнамент несет в себе закодированную информацию о народе. Архар символизирует стремление к благополучию и достатку. Казах-кочевник никогда не прятал свое богатство в сундуке, оно исчислялось в количестве овец в стадах, пасущихся на богатых жайляу.

Орел или беркут это символы свободы, независимости.

Солнце, по сложившимся геральдическим канонам, символизирует богатство и изобилие.

Самым важным элементом символики государственного герба Республики Казахстан является шанырак. У всех кочевых тюркских народов шанырак символизирует дом, Родину. Здесь заложен глубокий смысл – Казахстан – это наш общий дом. Мы все его дети. Мы должны его беречь, делать крепким и передать его своим детям.

Уыки и кереге, элементы юрты, наполнены богатым смысловым содержанием. Казахский народ делится на три жуза, которые в свою очередь состоят из множества племен и родов, которые как уыки держат свод юрты. Эта историческая символика применительно к современному Казахстану может быть интерпретирована следующим образом: многочисленные этнические группы Казахстана как уыки удерживают свод юрты. На их руках держится наш дом. Каждый этнос сам по себе не проживет, не устоит перед натиском природной стихии или коварного врага. Но объединившись в одно целое, как кереге, народ Казахстана будет непобедим.

Единственный верный путь к реализации общенациональных интересов заключается в равенстве всех народов при интегрирующей роли казахской нации. В связи с этим ключевой идеологической задачей стало сохранение межнационального согласия. Необходимо разработать концепцию национальной политики страны с целью наш минус сделать плюсом, чтобы полиэтничность Казахстана стала фактором, консолидирующим общество. Внутри идеи консолидации казахстанского общества Н.А. Назарбаев выделяет идею укрепления внутринационального единства, то есть внутри казахского народа.

Все элементы государственных символов не случайны. Каждый из них несет глубокую смысловую нагрузку. В целостном понимании мы видим, что они тесно переплетены с национальной идеей «Мәңгілік ел».

Государственные символы являются важнейшими инструментами консолидации нации. Это положение было принято во внимание разработчиками Доктрины единства народа Казахстана (2010 г.). В ней большая роль отводится пропаганде символов государственности, направленной на усиление чувства патриотизма, уважения к культуре и традициям народа Казахстана [3].

Дух патриотизма способствует укреплению любого государства, консолидации общества, в котором царит гордость за свое государство. Казахстанцам следует с детских лет воспитывать патриотический дух, уважительное отношение к государственным символам, возрождать государственные традиции [4].

Патриотический акт «Мәңгілік ел» был принят в апреле 2016 года на XXIV сессии АНК, прошедшей в Астане под председательством Президента РК, Председателя Ассамблеи Нурсултана Назарбаева.

Граждане Казахстана, исходя из высших интересов общества и государства, связанные одной судьбой и исторической памятью на древней казахской земле, являясь продолжателями славной истории и традиций Ұлы Дала Елі – Страны Великой Преображенной Степи, осуществив мечту многих поколений о Независимости и осознавая свой священный долг перед будущими поколениями, важность мира и согласия, единства и сплоченности, в год 25-летнего юбилея Независимости принимаем настоящий Патриотический акт – Мәңгілік Ел. С гордостью называем себя гражданами Независимого Казахстана – сильного и успешного государства. Граждане Казахстана, едины в своем стремлении созидать Нацию Единого Будущего – Мәңгілік Ел. В основе Мәңгілік Ел – простые, понятные и самые ценные для каждого из нас истины: благополучие наших семей, гостеприимство и трудолюбие, стабильность, безопасность и единство, уверенность в завтрашнем дне [5].

Патриотический акт призывает укреплять, хранить и передавать от поколения к поколению семь незыблемых основ Мәңгілік Ел: Мәңгілік Ел – это Независимость и Астана; Мәңгілік Ел – это Общенациональное единство, мир и согласие; Мәңгілік Ел – это Светское Государство и Высокая Духовность; Мәңгілік Ел – это устойчивый экономический рост на основе инноваций; Мәңгілік Ел – это Общество Всеобщего Труда; Мәңгілік Ел – это общность Истории, Культуры и Языка; Мәңгілік Ел это Национальная безопасность и глобальное участие Казахстана в решении общемировых и региональных проблем.

Политический акт призывает следовать священным ценностям Мәңгілік Ел, гордо нести небесный стяг нашей Родины, поднимать его на новых вершинах достижений нашей страны. Это отражение трепетного отношения к государственным символам страны, как символам Мәңгілік Ел. Это осознанный выбор во имя будущих поколений, благополучия и процветания народа Казахстана! Пусть будет сильна наша единая нация – Мәңгілік Ел! Пусть будет благословенна вечная земля Казахстана – Ұлы Дала Елі!

Таким образом, в казахстанской геральдике прослеживается сущность национальной идеи Мәңгілік ел, которая представляет историю казахского народа, как государствообразующей нации Республики Казахстан Қазақ елі. Одновременно с этим история современного Казахстана как многонационального государства, стремится к мировому признанию и занятию своего достойного места в геральдической культуре.

Казахстанская геральдика, олицетворяющая историю прошлого и настоящего, историю и культуру казахского народа, становится компонентом идеологии, влияет на формирование казахстанского патриотизма, выступает в роли фактора, консолидирующего общество.

 

Список литературы

  1. 1.Размышления у подножия Улытау: Н.Назарбаев о будущем Казахстана http://www.inform.kz/rus/ article/2699345
  2. 2.Назарбаев Н. Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана. – Алматы, 1993
  3. 3.Доктрина национального единства Казахстана, 2010 г.
  4. 4.Концепция формирования государственной идентичности Республики Казахстан. // Казахстанская правда. 1996. 29 мая.
  5. 5.Патриотический акт «Мәңгілік ел» // Казахстанская правда. 2016. 26 апреля.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.