Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Былшыкби – легенда великой степи

Былшык был самым справедливым и последнимиз степных биев нашего края. Он погиб взастенках Советской власти как враг народа

Наряду с такими великими датами, как 70-летие Победы, 550-летие Казахского ханства, 20-летие АНК и 90летие Героя Советского Союза Алии Молдагуловой, актюбинцы отмечают в эти дни и 155-летие нашего знаменитого земляка, последнего из биев Младшего жуза Былшыка Сейитулы, которого в народе с любовью называли Кенже бий.

Он был одним из знаменитых ораторов, национальных деятелей и самым ярким представителем мудрой и образованной степной интеллигенции. Былшык бий родился в 1860 году в местечке Аксу, ауле Аралтобе на территории нынешнего Айтекебийского района. За мудрость и прозорливость Былшык был признан бием еще с юношеских лет. Люди обращались к нему с самыми различными вопросами. Споры по разделу земли и скота молодой бий всегда разрешал справедливо, невзирая на степень достатка или знатность сторон.

После успешного разрешения одного из межродовых скандалов, грозивших перерасти в многолетнюю усобицу, слава о молодом бие разнеслась по всему краю и жузу. Обращавшиеся к нему истцы, приезжавшие из других мест, по возвращении рассказывали землякам о незаурядных качествах народного судьи.

На вопрос о том, кто такой Былшыкбий, библиографы, знающие его изречения, обладающие подробными сведениями о его власти, не задумываясь отвечают, что он был одним из знатных биев, знаменитых ораторов, национальных деятелей и последним бием Младшего жуза.

Биографические данные энциклопедии «Ақтӛбе» свидетельствуют, что Былшыкбий родился в 1860 году в местечке Аксу, ауле Аралтобе на территории нынешнего Айтекебийского района области. Район прежде относился к Иргизскому уезду, затем, после отделения в 1934 году Шалкара, к Карабутакскому району.

В 1845 году был заложен первый камень Иргиза. Позже, в соответствии с временным Положением, разработанным в 1868 году российским правительством для управления казахской степью, был введен в статусе уезда в состав Торгайской области. [1].

Границей между Актобе и Иргизом стали горы Мугалжары, а находившееся по их восточную сторону село Карабутак стало называться фортом. Он служил трактом для торговых караванов. Родившийся в этой местности Былшыкбий, заставший правление двух систем, верно служил своему народу в борьбе за справедливое судейство, став посредником миролюбия. 

Родословная бия: Алим – Торткара – Куламан – потомки Андагула. От Андагула произошел Тлеу, от Тлеу – Досан (некоторые называют его Жантайлаком), от Досана – Иткара, от Иткары – Мусреп, от Мусрепа – Абдибай, отАбдибая – Сейит, от Сейита – Кутаяк (Былшыкбий). [2].

Его дед Абдибай был одним из зажиточных баев той местности. Жители окрестности хорошо знали обосновавшегося в низовьях реки ОтешАбдибая, ставшего знаменитым.

Сегодня одно из святых мест, расположенных на берегу Баксайыс, тесно связано с именем Абдибая. Отец БылшыкаСейит также был известен народу своей щедростью и рассудительностью. Его знали и как современника и единомышленника ЕсетаКотибарулы, который якобы предрек великое будущее его сыну. Настоящее имя Былшык бия – Кутаяк. Второе имя он получил в простонародье за болезнь глаз («былшык» означает гной). Однако это не помешало признать его бием с юношеских лет. В совещательный орган биев он вошел как полноправный член и смог заявить о себе честным подходом к делу. Обращались к нему с самыми различными вопросами: по разделу земли, скота, с бытовыми неурядицами и т.д.

Его авторитет возрос после разрешения им скандала между шалкарцем Мырзагулом и жагалбайлинцем Дербисалы. Семнадцатилетний бий смог урегулировать вопрос так, чтобы не задеть чести представителей двух родов. Именно после этого судейства почтенные люди аула благословили и признали Былшыка настоящим бием. С этого момента не только жители этой окрестности, но и все представители Младшего жуза доверяли ему представлять высшую судебную власть.

Слава о красноречивомбие, его мудрости передавалась из уст в уста. Обращавшиеся к нему истцы, приезжавшие из других мест, по возвращении рассказывали землякам о незаурядных качествах народного судьи.

Былшыкбий хорошо знал историческое прошлое казахского народа. Об этом рассказал в своей статье «Мен де бір бәйтеректің жапырағы»[3].

«Былшыкбий очень хорошо знал историю казахского народа. На традиционных ярмарках, проходивших в укреплениях Жармола (Иргиз), Карабутак он был верховным судьей и принимал участие в разрешении скандального спора. Был главным биемБаксайысской волости. На знаменитых тоях, проводимых представителями рода торткара, первое слово обычно предоставлялось ему», — писал он.

Как мы упоминали выше, Былшыкбий застал при жизни времена правления двух эпох – царской и советской власти. Он был свидетелем принятия российской империей реформ с целью русификации, принятия оседлого образа жизни и христианства. Понимал, что колонизация казахского народа осуществлялась и через притеснение духовности посредством миссионерства, направленного на подчинение степняков единому языку и религии. Для управления казахским народом, который бы безропотно подчинялся их указам, российские чиновники применяли самые различные средства. Действовали через биев, старейшин рода, одаривая их чинами и присваивая им административные должности.

О том, что подлая политика царского правительства вызывала протест, который выливался в волнения, возникающие в дальних уголках степного пространства, свидетельствуют архивные документы и записи, сделанные российскими воинами и миссионерами. Это подтверждает и Н.Середа, который в своей статье «О волнениях в киргизской степи в 1869-1870 годах» упоминает о некрупном сопротивлении степняков, живущих на западе страны, внедрению реформ, принятых в 60-х годах ХIХ века. Первый военный губернатор Торгайской области Л.Ф. Баллезюк писал, что для приостановления сложностей, возникших в связи с реформами в Торгайском, Иргизском и уезде Елек, ему пришлось ввести военный отряд. [4]. Все эти изменения в правовом положении казахского народа, политика, направленная на русификацию национального сознания и культуры, происходили на глазах у молодого бия. Он изнутри знал бедственное положение своего народа, который царское правительство всевозможными угрозами и хитрыми уловками загнало в кабалу, а тех, кто поднимал голову, упекало за решетку, отнимало и распределяло лучшие земли пришельцам, изгоняя коренных жителей на земли с пустынной, каменистой почвой. Потому неудивительно распространение среди народа легендарных рассказов о Былшыкбие как о защитнике простого народа, испытывающего двойной нажим как со стороны российских чиновников, так и со стороны местной знати вплоть до физического насилия и применения дубинок.

Последние годы жизни Былшыкбия пришлись на период коллективизации и конфискации, ссылки крупных баев. В общую «мельницу» попали и бедняки, у которых насильно забирали единственную скотину, отправляя целыми семьями на север, а слабовольных привлекали к соучастию в преступных действиях. Все это вызывало справедливый гнев бия, который открыто выступал против таких мер советской власти. Он смело высказывал на общих сходах свои мысли о том, что политика, проводимая советской властью, является продолжением колониальной политики Российской империи по угнетению и русификации народа. За такие высказывания в 1928 году Былшыкбий как «враг народа» был арестован и отправлен в актюбинскую тюрьму.

О том, какую горечь за несправедливое заточение в тюрьму испытывал бий, писал в 1999 году в газете «Ақтӛбе» доктор исторических наук, профессор Торегали Каратаев. [5].В стихотворении-размышлении Былшык бия просматривается и обида на советскую власть, которая обрекла его на тяжелую участь, и сожаление о том, что он, который всегда являлся заступником простого народа, осужден как его враг. Несмотря на пожилой возраст, бия заточили в тюрьму, чтобы сломить его боевой дух. Это свидетельствует с одной стороны — о его непререкаемом авторитете, с другой — выставляет его как ярого защитника справедливости и прав народа, умеющего отличать черное от белого в проводимой новой властью политике. В-третьих, это свидетельствует и о том, что местная власть подвергла сомнению добрую репутацию бия, который, понимая неуместность проводимых советской системой политических кампаний, нажима со стороны административных контрольных органов, мог разрешить сложнейшие тяжбы и споры вынесением вердикта в пользу простого народа.

КутаякСейитулы – жертва политических репрессий. В год его заключения, в конце 20-х годов, за неприятие советской власти были осуждены десятки и сотни казахских граждан. Одних направляли в лагеря, других ссылали на поселение, третьих приговаривали к расстрелу. Их так же, как и Былшык бия, считали врагами народа. В результате такого приговора их имена долгое время не упоминались в истории. Но теперь, пожалуй, пришло время восстановить по отношению к ним справедливость. [6].

Настало время ознакомить широкую общественность с биографией невинно осужденного кенже бия Младшего жузаБылшыка и, собрав сведения о его жизни, вписать его имя в страницы истории.

Для этого в обязательном порядке предлагаю организовать экспедицию по сбору мудрых изречений бия, сохранившихся в памяти народа, на основе архивных данных и музейных исследований восстановить полную картину жизненного пути бия Былшыка. Затем, опираясь на результаты проведенных работ, выпустить сборник, посвященный бию, и открыть мемориальный уголок в историкокраеведческом музее.

В истории казахского народа Былшыкбий, славившийся своим красноречием, способный обратить толпу в единомышленников, справедливо разрешавший споры между родами и племенами, завоевавший почет и уважение сородичей, занимает особое место. Долг современников – помнить о личности, заявившей о себе мудрыми наставлениями, ставшей примером беззаветного служения правому делу, патриотизма и человечности.

Слава о нем передавалась из уст в уста, из поколения в поколение. А с обретением Казахстаном независимости потомки подняли вопрос об увековечении его имени. Три года назад в местном региональном издании вышла статья о Кутаяке Сейитулы. Ее автор – член Союза писателей Казахстана Мейрхан Акдаулетулы. Материал вызвал большой резонанс, и призыв о необходимости перезахоронения останков бия и строительстве на его родной земле мавзолея нашел отклик у многих актюбинцев. Была создана инициативная группа, специальный фонд для сбора средств. Нашлись и спонсоры, и добровольцы-строители. Внесли в фонд свои пожертвования простые граждане. Местный архитектор, скульптор и художник Аяпберген Карпеков разработал проект мавзолея с саркофагом.

Символично, что его строительство было начато именно в год 550-летия образования Казахского ханства, и уже в июне у въезда в село Карабутак Айтекебийского района на возвышенности близ международной трассы Западная Европа – Западный Китай поднялись стены белоснежного мавзолея с куполом. Строили, как говорится, всем миром. На открытие съехались почти из всех районов области. Накануне в Доме культуры с участием ученых, представителей интеллигенции, общественности прошла научно-практическая конференция. С места погребения Былшык-би в братской могиле в Туйе тобе потомки привезли горсть земли, которая теперь в мавзолее. Мулла прочитал молитву. В память о предке был дан ас – неподалеку от мавзолея вырос аул из десятка юрт. [7].

В подготовке к торжествам приняли активное участие десятки известных людей области и страны. Нельзя не назвать имена людей, по инициативе которых стало возможным открытие мавзолея. Это Алиби Койлыбаев, Искендер Муратханов, Умитбек Нуркин, Хамит Отеуов, Сергазы Корганбеков, Нухы Картбаев, автор и непосредственный руководитель строительства, казахстанский архитектор и художник Аяпберген Карпеков и многие другие.

Большую помощь в строительстве оказывал местный бизнесмен Гибат Кыдыралин. Большой личный вклад внес в это дело известный в Актобе человек Игилик Сагиев.

В преддверии юбилея в свет вышла книга, посвященная Былшык бию. Авторами ее стали Мейрхан Акдаулетулы, Амангельды Айталы, Светлана Смагулова, Торегали Каратаев, Алтай Тайжанов, Алиби Койлыбаев и многие другие, известные в республике люди. Специально к юбилею были изготовлены памятные медали. Они будут вручены почетным гостям и известным актюбинцам.

В мавзолее будет заложена капсула с обращением к потомкам, которая будет вскрыта в 2050 году.

Список с именами всех, кто принял свое участие в строительстве мавзолея народного бия, еще предстоит составить и сохранить для будущих потомков. Они должны знать о том, что казахский народ силен своим единством, уважением к своему прошлому и стремлением к лучшему будущему.

— Именно в таких случаях проявляется вся наша сущность и осознание общности и родства, — убежден Мейрхан Акдаулетулы. [8]. – Только тогда мы будем осознавать себя единой и сплоченной нацией и народом, когда каждый из нас поймет, что мы – единое целое. Нет чужого рода и чужого казаха – есть великая своими прошлыми, настоящими и будущими героями Нация, где каждый из нас нужен всем и о каждом из нас помнят.

 

Список использованной литературы:

  1. Энциклопедия Актобе, стр. 127
  2. С. Раш «Былшыкбий»//«Актюбинский вестник», 18.06.2015г, с.8
  3. А. Толегенов «Мен де бірбәйтеректіңжапырағы»// «Ақтӛбе», 1990 год,с. 14
  4. В. Кожухарь «Карабутак. Легенды черной ветви» // Диапазон, 2015, с. 28
  5. Т. Каратаев «Судьба Былшыкби»//«Актобе» 1999, с. 17
  6. кazpravda.kz›Казахстанская правда›…narod-pomnit-bilshik-bi1
  7. http://www.m.kazpravda.kz/articles/vi ew/narod-pomnit-bilshik-bi1
  8. kzarticle/433/

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.