В данной статье говорится о значении и роли социального государства в индустриально -инновационном развитии страны. Как подчеркивает глава государства все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами. Потому вопрос формирования общества всеобщего труда актуальна на сегодняшний день. Жизненный идеал – это труд, направленный на создание рационального способа распределения материальных благ. Мы постепенно подходим к тому, что одним из главных источников благосостояния является профессионализм.
За годы независимости в Казахстане создан крепкий фундамент социального государства. С самого первого дня становления государственности президент особое внимание уделяет вопросам социального развития, неуклонному росту благосостояния казахстанцев. Как следствие -Казахстан впервые вплотную приблизился к качественному уровню социального развития среднеевропейских стран.
Сегодня перед страной открыты широкие перспективы. Мы имеемсильную экономику, прочную политическую стабильность. Высокий международный авторитет. Однако, как подчеркивает глава государства, весь мир убедился, что идеология потребления оказалась губительной. Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса.
Общество потребления не имеет будущего хотя бы потому,что ресурсы небезграничны. Достойная жизнь, благосостояние, достижение нового качества жизни дается только через труд.Человек должен работать и зарабатывать. Именно реальный производительный труд должен быть поставлен в основу политики социальной модернизации.
Высокопроизводительный трудоснова всеобщего благополучия.В качестве альтернативы обществу потребления глава государства предлагает модель общества всеобщего труда. Предложена совершенно новая концепция развития Казахстана. В ней труд находится на первом плане как решающий фактор социальной модернизации и глобальной конкурентоспособности. Это позволит создать условия для перехода от социальной защиты к социальному прогрессу.
Лидер нации отмечает, что будущее Казахстана за технологиями, наша страна обладает большим потенциалом, создаются все условия для повышения жизненного уровня общества.
Цель и смысл социальной модернизации состоит в том, чтобы подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием страны и широким обеспечиванием общественных благ, и наконец, утвердить социальные отношения, основанные на принципах права и справедливости. Пришло время, засучив рукава работать над созданием новой социальной модели, где каждый гражданин будет трудиться, и приносить пользу обществу и государству. Президент страны отметил,что «...В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами». [1,2]
Именно ложный, фиктивный капитал, финансовые пузыри питали концепцию потребителького общества, породили массовое социальное иждивенчество в развитых странах, последствия которого оказались губительными для государств еврозоны и ряда развивающихся стран с угрозой их финансового дефолта на сегодня. Это фактически результат т.н. социального инфантилизма в финансовой политике и ложных социальных ожиданий, не подкрепленных всеобщим реальным производительным трудом и занятостью.
В этой связи следует указать на некогда популярные в ряде стран Содружества т. н. социальные программы, которые спешно выдвигались без достаточного научного обоснования и реального наполнения минимально исходных уровней социальнодифференцироавнных показателей. И главное, меры поэтапного повышения заработной платы, пенсий, монетизации социальных услуг, медицинского обслуживания непосредственно ложились бременем на государственный бюджет, не будучи подкрепленными результатами производительного труда.
Теоретически и методологически эти программы в свое время недостаточно прорабатывались. Естественно, концептуально меры оказались недостаточно обоснованы и носили во многом популистский характер, что порождало неоднозначную реакцию маргинализированных групп общества.
Поддержка государством своих граждан декларируется в разделе І, Общие положения, статья 1 Основного закона страны: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».[2,4]Экономический потенциал государства достиг того уровня, когда обеспечение социального благополучия граждан должно сопровождаться повышением качества жизнедеятельности, а также человеческих ресурсов страны.Решающая доминанта социальной политики в реализации конституционных прав граждан страны была провозглашена в послании Президента Казахстана в феврале 2012 года.
Социальная модернизация вызвана рядом внешних и внутренних причин.Одной из основных внешних причин является то, что принял затяжной характер мировой финансовоэкономический кризис.Его последствия становятся все более ощутимыми и для Казахстана, который в силу динамичного развития торгово-хозяйственных связей на региональном и глобальном уровнях, вынужден учитывать вызовы и риски, формирующиеся вне пределов страны.
«Современный мир стал в чрезвычайной степени взаимосвязанным, со всеми плюсами и минусами. Это реальность, с которой приходится считаться всем. И большим странам, и средним, и малым»,-пишет в этой связи Н.А.Назарбаев в своей статье«Социальная модернизация Казахстана:двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда». [3,3]
Все это, по мнению Президента ,требует от государства выверенной социальной политики, направленной на эффективную защиту интересов всех без исключения казахстанцев. Еще одним уроком кризиса стало возросшее значение индустриальной и инновационной политики. Реализация программы индустриально-инновационного развития немыслима без изменения подходов к решению социальных проблем.
Необходимость реализации новых подходов к решению социальных проблем обусловлена также предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО) и созданием Единого экономического пространства (ЕЭП) с рядом субъектов Содружества независимых государств (СНГ), одним из первых признаков чего является учреждение Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси.
В этой связи, Глава государства, к примеру, ставит задачу создать национальную систему профессиональных квалификаций, что очень важно в условиях неизбежного формирования общего рынка трудовых ресурсов. Казахстанцы должны быть конкурентоспособными на рынке труда.
Среди внутренних причин социальной модернизации, пожалуй, наиболее значимой является потребность в возрождении особого отношения к труду,формирования культа человека труда, способногосозидать свою судьбу, невзирая ни на какие трудности и обстоятельства.Отношение к труду является самым важным индикатором зрелости общества, его способности к саморазвитию и прогрессу. Неприятие стандартов жизнеустройства, основанных на особом отношении к труду,ведет к маргинализации общества, распространению чуждых для народа идей и воззрений.Только труд в его ответственном проявлении и воплощении может и должен выступать в качестве мерила человеческого достоинства, главной социальной ценности. Без этого невозможно создать работника, соответствующего требованиям экономики развития и задачам социальной модернизации.
Буржуазный капитализм с его трудовой этикой давно стал в западных и некоторых других странах Юго-Восточной Азии, традицией. Их опыт показывает, что приобщение населения к ответственному труду, следуя нравственным убеждениям, возможно тремя способами. Первое, когда людей воспитывают в этом (Запад, Япония, Южная Корея). Второе, когда традиция организованноимитируется (Тайвань,Малайзия). И третье, это прямое административное или законодательное принуждение (Сингапур).
В нашей стране можно применить все три способа, государство, статьей Президента страны о социальной модернизации, ясно декларировало ценностное значение ответственного труда и намерение побудить казахстанцев к его всеобщему освоению.Вопрос социальной модернизации через трансформацию психологии человека актуален для Казахстана. И для осуществления этой задачи необходимментальный сдвиг в сознании человека, который предполагает веру в прогресс, склонность к экономическому совершенствованию и росту, готовность адаптироваться к изменениям и постоянное обогащение знаний.
Как показывают примеры стран, которые за короткий срок смогли совершить скачок в своем развитии, этой ценностью является некое гражданское творчество, проявляемое увлеченными трудоголиками по призванию. Например, Япония и Германия перед сотворением своего экономического чуда сумели нарастить уровень социального капитала, и в нем центральное место заняли меры по культивированию труда.
Труд–это главная мировоззренческая ценность, один из «отцов-основателей» США, Бенджамин Франклин первый объяснил развивающее значение труда, сформированное им в знаменитых тринадцати заповедях, в основе которых лежат такие ценности как умеренность, порядок, трудолюбие, бережливость, справедливость и спокойствие.Пропагандируя свой образ жизни, Франклин впервые ввел в оборот ныне всем известный принцип «сделай самого себя». Позднее М.Вебер описал влияние протестантского отношения к труду на капиталистический дух. Вспомним основные характеристики ценностных ориентиров гражданина, способного своим образом жизни укрепить капиталистические ценности. Жизненный идеал – это труд, направленный на создание рационального способа распределения материальных благ. Само дело становится необходимым условием существования, когда человек существует для дела, а не дело длячеловека. Богатство как результат не столь значимо по сравнению с чувством «хорошо исполненного долга в рамках своего предназначения».
Неутомимая деятельность дает уверенность в избранности. И самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени, потому что жизнь человека коротка и драгоценна. Так как жизнь должна быть использована для реализации своего призвания.
Поэтому формирование таких капиталистических ценностей в человеке как в исполнителе и субъекте экономических отношений является недостающим ресурсом развития экономики и общества в целом.
Но есть положительная тенденция, что мы в настоящей своей реальности постепенно подходим к тому, что одним из главных источников благосостояния является профессионализм. И чтобы стать асом в наше ускоряющееся время необходимо непрерывно продолжать самообразование, верить в свое предназначение через профессиональное самовыражение.Ведь оно наряду с такими качествами как трудолюбие, ответственность и стремление к богатству позволяют человеку сделать самого себя успешной личностью.
Социальная модернизация в случае ее успешной реализации, вне всякого сомнения, будет стоять в одном ряду с такими достижениями нашей страны, как обретение суверенитета и создание рыночной экономики, которые неразрывно связаны с именем Первого Президента независимого Казахстана Н.А. Назарбаева.
Список литературы:
- Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана:Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда //Казахстанская правда, 10 июля, 2012 года.
- Конституция Республики Казахстан.Алматы, 2012
- Назарбаев Н.А. Казахстанский путь.Алматы, 2011