В данной статье автор исследует особенности борьбы с терроризмом и экстремизмом в Казахстане и за рубежом, а также вносит предложения по совершенствованию действующего законодательства.
Борьба с терроризмом как в Республике Казахстан, так и в зарубежных странах имеют свои особенности. Нередко террористические акции основаны на чувстве религиозной неприязни, перерастают в религиозный экстремизм. В связи с этим, чрезвычайную обеспокоенность представляют общественно-опасные деяния с различного рода проявлениями экстремизма, поскольку в конечном счете, они могут привести к политическому расколу в странах, неизбежно ведущему к всестороннему кризису, гибели наций, цивилизаций, человечеству в целом [1]. «100 конкретных шагов» это ответ на глобальные внутренние вызовы и одновременно план нации по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях. «100 конкретных шагов» придадут нашей стране такой запас прочности, который позволит уверенно пройти сложный период испытаний, не сбиться с пути реализации Стратегии-2050 и укрепить казахстанскую государственность [2]. 32 шаг предусматривает создание интернет портала «карта уголовных правонарушений» на основе национальной информационной системы «Карта уголовных правонарушений». На карте будут отмечаться все уголовные правонарушения, совершаемые в стране, в сроки не позднее одной недели после совершения. Это позволит общественности контролировать эффективность работы органов внутренних дел. План нации 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева стал своего рода «путеводителем», точнее сказать, «энциклопедией» сегодняшнего дня, которая может показать истинный путь развития не только нашего государства, но и многих стран мира. В нем изложены сегодняшние реалии и перспективы. В действующей Конституций закреплено, что наше государство – светское. Светский характер государства имеет ряд проявлений…Религиозные объединения отделены от государства…Государственная система образования и воспитания в Республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер [3,10]. В связи с этим возникает вопрос, четко отграничивая религию от государства не теряем ли мы инструмент духовности, на пользу ли нам категоричность в этом вопросе? Мы используем животный и растительный мир, используем полезные ископаемые, но почему в воспитательных целях, для повышения уровня нравственности нельзя использовать ту мудрость, которая заложена в Коране. Так, Т.Мухамеджанов считает, что сегодня необходимо выработать новую систему воспитания и образования, ориентированную в первую очередь на духовную природу человека [4]. С. Дьяченко также сообщил, что сегодня многие ученые эксперты, духовные лидеры, общественные деятели обоснованно полагают, что нынешний мировой кризис во многом закономерен именно из-за упадка нравственности [5,1]. Доктор исторических наук А. Избаиров, установил следующие признаки религиозно-экстремисткой деятельности:
- агрессивность по отношению к действующим политическим институтам;
- применение метода «такфира» (обвинение в неверии и провозглашение объекта неверия «кафиром»)по отношению к существующим политическим институтам и историко-культкрным устоям общества, отторгая и обвиняя/ объявляя их как «неисламские», то есть «общество кафиров или общество периода джахилийа». То же самое относится и к простым рядовым мусульманам, которые в этом случае также рассматриваются как неверные (кафир), многобожники (мушрик) и пр.;
- трактовка положений джихада в его радикальной форме«священная война против кафиров»джихад меча;
- обоснование концепции Халмфата, как формы правления, где мусульмане смогут найти выход и решение своих социально-экономических и политических проблем;
- использование приемов психологической и семантической манипуляций, гипноз, кодирование, психотропные препараты, подтасовка фактов;
- создание четкой иерархизированной организаций, подчиняющейся своему лидеру в форме бинома «учитель-ученик», когда лидер превращается в своего рода «святого» для остальных членов организации (мессианский характер)» [6,70].
В соответствии с этими признаками мы видим, что все эти течения противоречат друг другу, существование одного не допускает существование другого и уже этим представляют собой опасность для общества, представляют собой угрозу для мирного сосуществования. В отношении таких организации на первом этапе работы необходимо провести разъяснительную работу, то есть внедрить обязательные 10 дневные или месячные курсы, что предполагает выделение определенных средств из государственного бюджета, а на втором этапе принимать жесткие меры, предусмотренные действующим законодательством.
Мы согласны с тем, что «с самого начала необходимо признать, что не существует одного изолированного фактора, ответственного за развитие и распространение экстремизма… Причины возникновения религиозного экстремизма могут быть религиозными, социальными, экономическими, политическими, психологическими, интеллектуальными. Корень проблемы может находиться в самом человеке, в его взаимоотношениях с членами семьи, родственниками, а при более глубинном анализе может быть обнаружен в противоречиях между верой и поведением, идеалами и реальностью, религией и политикой, словами и поступками, мечтами и фактическими достижениями, светским и божественным…Несомненно, что главной причиной религиозного фанатизма является отсутствие полноценного знания о целях и сути самой религии» [7,12].
На наш взгляд, одной из самых опасных и масштабных причин возникновения и развития религиозного экстремизма, наиболее скрытая и непонятная, неясная для многих это причины, находящиеся в плоскости политики. На это следует обратить особое внимание, так как это затрагивает интересы всего общества, на кону стоит вопрос о существовании или исчезновении суверенного Казахстана.
Постоянный эксперт «Комсомольской правды» писательпублицист Николай Стариков наглядно раскрыл, что задача американцев и англичан – ввергнуть весь мир в так называемый управляемый хаос, чтобы сохранить свое доминирование в политике, экономике, военной сфере. Он пишет, что «в начале ХХ века для переформатирования политико-экономической ситуации в мире использовали классовую борьбу, социалдемократию, в середине века – фашизм, сегодня – исламский фундаментализм. Его создадут, выкуют и направят в сторону границ России и Китая основных геополитических противников США. Когда американцы уйдут из Афганистана, они начнут опять финансировать талибов, исламских экстремистов. А те понесут исламскую революцию дальше. В Таджикистан, Узбекистан. В этом году исламские фундаменталисты появились в Казахстане. В Киргизии неспокойно. Раскачивается ситуация в Пакистане. Конечная цель – стравить Россию и Китай. Что касается Сирии из трех тысячи трупов 1100это солдаты и полицейские, убитые «мирными демонстрантами» из снайперских винтовок профессиональными выстрелами, в вырез бронежилета и в голову… Но на первом этапе осуществлялись классические провокации. Они были в Ливии, Йемене, Египте, Тунисе. Обманутые люди за деньги выводятся на улицы. Идет демонстрация. На крыше сидят снайперы сотрудники западных спецслужб, провокаторы. Они стреляют по этим людям. А журналисты потом показывают жертв кровавого режима, который к этому расстрелу не имеет отношения…Н.Стариков пишет, что «иногда случаются прямые подлоги. На днях посмотрел ролик «Аль-Джазиры». Снимается демонстрация в поддержку Каддафи люди с зелеными флагами. По ним начинают стрелять неизвестные. Падают убитые. Люди разбегаются. «Аль-Джазира» берет этот ролик, монтирует, вырезает зеленые флаги и говорит: идет демонстрация противников Каддафи, а его снайперы стреляют по людям. Наглая ложь» [8,7].
На наш взгляд, эти политические обстоятельства, которые никого не должны оставлять равнодушными, так как они касаются всех и каждого. К сожалению, такая информация не доводится до молодежи, которые в любой час могут стать игрушками в руках политиковгигантов. Срочно необходимо организовать повсеместное информирование населения, прежде всего молодежь в возрасте от 14 до 25 лет, о том насколько сознательно нужно подходить к появлению террористов, экстремистов в нашем государстве, чтобы знали откуда «дует ветер», и к каким последствиям может привести, само участие в придуманной нереальной борьбе за власть, тем более даже если возродить Халифат борьба за власть не приостановиться, и обстановка в стране еще более может усугубиться и простому народу придется нелегко, что это приведет к крушению независимости и государственности, пострадает мирное население и все мечты рухнут в один день. Мы все знаем, что два взрыва в Атырау ввергли в шок многих, а если это произойдет многократно, мы думаем, что такой джихад не оправдает себя ничем, и не приведет к достижению благих целей, которыми они, якобы, руководствуются. Для этих целей нужно выделить средства из государственной казны. Мы не думаем, что вся молодежь воспримет так как, хотелось бы, но мы надеемся, что у большинства из них уровень сознания измениться в лучшую сторону, возможно чувство патриотизма возрастет.
Это более приемлемый и эффективный способ, чем задерживать и допрашивать каждого бородатого или заставлять сбрить бороду, как это пытался делать аким Сузакского района Берик Мейирбеков [9,1]. Новые направления борьбы с терроризмом и экстремизмом в Казахстане и за рубежом заключаются в объединении сил и средств борьбы с этим общемировым злом и в сближений уголовного законодательства в вопросе борьбы с экстремизмом и терроризмом.
Список использованной литературы:
- Антонян Ю.А. Природа экстремизма // Уголовный запрет и его эффективность в борьбе с современной преступностью / Под ред Н.А. Лопашенко. – Саратов: Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступностью и коррупции. Сателлит, 2008. – С.
- План нации 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ Н.Назарбаева от 20 Мая 2015 http://www.inform.kz/
- Конституция Республики Казахстан. Комментарий. Под ред. Г.Сапаргалиева.Алматы: Жети-Жаргы, -432с.
- В Казахстане вырабатывают новую систему воспитания http://forumreligions.ru/
- Юридическая газета 22октября 2009 года. №161 (1758) Яна Новосельская. Духовность и нравственность превыше всего.
- Избаиров А. Деятельность нетрадиционных исламистких организаций и течений в Казахстане.// Закон и время №9 (129)2011)
- Мусин А. //«Актобе Таймс от 10.04.2008г. Религиозный экстремизм: причины, последствия, исцеление.
- Стариков Н.Почему «арабская весна» затянулась до осени. //Комсомольская правда от 20-27 октября 2011г стр.7.
- Бурдин В. Сузакский цирюльник, анекдот с бородой //Время от 10.2011года