Статья рассматривает законодательство о коррупционных правонарушениях Республики Казахстан, в соответствии с которым ими признаются нарушения, связанные в первую очередь со сферой государственной службы. А так же коррупцию в частной сфере общества.
В соответствии с законодательством Республики Казахстан коррупционными правонарушениями признаются нарушения, связанные в первую очередь со сферой государственной службы и это не случайно. Закон Республики Казахстан "О борьбе с коррупцией" дает следующее определение коррупции – это «…не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ» [1].
Возникает вопрос, почему казахстанский законодатель не распространяет сферу действия данного закона на частную сферу деятельности общества? Древнегреческий философ и мыслитель Платон, говоря о коррупции, писал: "корыстолюбие это один из важнейших социальных пороков, который совершенно недопустим не только для правителей, но и для воинов. Этот порок питается собственностью, поэтому пока те, кто обладает властью и силой, лишены собственности, а те, кто производит материальные блага, не имеют силы и власти, государство процветает. В противном случае происходит его вырождение" [2].
Данное изречение, на наш взгляд, знаменательно само по себе не предложением борьбы с коррупцией в виде своеобразной «декларации доходов», а тем, что указывает на её причину – корыстолюбие, и на то, что это один из важнейших (т.е. жизненно необходимых) стремлений общества. Как экономика – это базис человеческой цивилизации, так и корысть (стремление обладать большим) – это своеобразный базис мотивации практически каждого человека. Данным обстоятельством можно разъяснить, почему в мире не существует стран, где нет коррупции, а наибольшие успехи были достигнуты в небольших странах (возможность организации контроля) с развитой экономикой (экономическая обеспеченность большинства населения). Например, по рейтингу восприятия коррупции международной организации «Транспаренси интернешнл» в 2011 году наибольшие баллы получили – Новая Зеландия, Дания, Финляндия, Швеция, Сингапур [3].
Непродуманное распространение законодательства о борьбе с коррупцией на частную сферу деятельности общества привело бы к усилению административного пресса на предпринимателей, что создало бы условия не для снижения, но для роста коррупции. Существует мнение, что появление коррупции связано с моралью общества. Мораль это форма коллективного сознания. В ней находят свое отражение взгляды, представления, ценности и нормы поведения членов общества. И её влияние на распространенность коррупции очевидно. Как можно бороться с коррупцией в обществе, где законодатель почти всегда вынужден быть честнее избирателя, объявляя преступлениями то, что стало социальной нормой. За завышенными карательными притязаниями и лозунгами значительной части населения, относящимися к коррупции, нередко скрывается нежелание и неспособность увидеть коррупцию в самом себе, так называемые «двойные стандарты».
Традиционными коррупционными предрассудками являются оправдание взятки, данной за: получение лучшего ухода и большего внимания по отношению к себе или своему близкому в медицинском учреждении, получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена или неудовлетворительных навыках вождения, выставление положительных аттестационных оценок при отсутствии или недостатке профессиональных знаний и умений, более внимательное и снисходительное отношение учителя к ребенку, поступление в престижный государственный вуз, освобождение от наказания за преступление или его смягчение, освобождение от ответственности за любое правонарушение, получение вне очереди любых благ «причитающихся по закону», • попустительство по работе со стороны руководителя. Простая аналогия, услуги коррупционера – это товар (поскольку приобретается за блага), следовательно, рост его предложения напрямую зависит от спроса. Вместе с тем, необъективно мнение, что казахстанское общество склонно к коррупции из-за своей культуры и традиций гостеприимства. Здесь можно привести пример генерала Обасанджо, бывшего президента Нигерии, подвергшего критике тех, кто пытается объяснить практику щедрого одаривания чиновников национальными и культурными традициями: «Я содрогаюсь при мысли о том, что традиционный аспект нашей культуры может быть использован для объяснения и оправдания преступных и заслуживающих осуждения поступков. Согласно африканским традициям, подарок, вручаемый в знак благодарности или гостеприимства, обычно носит чисто символический характер. Требовать подарки не принято. А ценность подарка обычно измеряется духовными, а не материальными параметрами. Подарки, как правило, преподносятся открыто, а не тайно. Если подарок слишком дорогой, чтобы служить просто знаком традиционного гостеприимства, то это создает неловкую ситуацию, и подарок возвращается. Как бы там ни было, коррупция извратила и разрушила эту часть нашей традиционной культуры» [4].
Таким образом, коррупция как социальное явление непобедима, до тех пор, пока в обществе не сформируется менталитет нетерпимости к подобным явлениям и только построение правового государства и гражданского общества может по-настоящему решить эту проблему.
Противодействие коррупции обязанность каждого гражданина Коррупция как социальное явление продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира независимо от политического развития, в том числе и в Казахстане, различается лишь масштабами. Коррупция тормозит процесс социально экономического развития, строительства рыночной экономики, привлечения инвестиций. Негативно воздействует на политические и общественные институты демократического государства, представляет собой серьезную угрозу будущему развитию страны. Борьба с коррупцией определена в качестве одного из основных приоритетов государственной политики в Казахстане. В целях формирования у студентов антикоррупционного мировоззрения в университете на постоянной основе работает штаб «Чистая сессия». Главной идеей деятельности штаба, является проведение встреч с молодежью и разъяснение антикоррупционного законодательства, понятия коррупции, совершенствование мер по противодействию коррупции, установление законности и антикоррупционной дисциплины среди студентов, воспитание в духе противодействия коррупционным явлениям. Хочется верить, что знания, приобретённые молодежью, помогут им в жизни не соприкоснуться с любыми проявлениями коррупции.
Список использованной литературы:
- «О противодействии коррупции» Закон Республики Казахстан от 02.07.98 г. №267// Ведомости Парламента РК, 1998 г., N 15
- Политическая коррупция. Руководство (справочник) // Под ред. В.Т. Левайна. НьюБруксвик Оксфорд. 1999, стр. 63;
- Индекс восприятия коррупции за 2011 год [Электронный ресурс] // сайт Общественного фонда Транспаренси Казахстан – режим доступа http:// www.transparencykazakhstan.org (link is external).
- Речь на Форуме африканских лидеров «Коррупция, демократия и права человека в Африке» (Бенин) см.: Книга по борьбе с коррупцией, [Электронный ресурс] // сайт Общественного фонда Транспаренси Казахстан – режим доступа http://www.transparencykazakhstan.org