В статье отражены основы ментальности казахского народа, современное отношение к ментальности общества и его проявление.
В последнее время в общеупотребительном обороте и научной лексике утвердилось понятие ментальности. Рассмотрим сущность данного термина, происходящего от латинского mens, mentis, «разум, ум, интеллект», Ментальность предполагает обозначение понятия, например, от английского mind, переводимого как склад ума, подразумевающего устойчивые интеллектуальные и эмоциональные особенности отдельного индивидуума. Также ментальность может рассматриваться в контексте способа восприятия мира, в котором мысль не отделена от эмоций, и представляет собой особое мироощущение, мировоззрение, стиль мышления [1].
Понятие ментальности присуще как отдельному индивидууму, так и сообществу в целом, региону, нации, государству. Мы можем рассматривать ментальность на уровне отдельной личности, которая обуславливается исторически формирующейся и сложившейся, психологической средой, экономико-социальными демографическими факторами, а также на формирование менталитета оказывает влияние технологический уровень развития общества, религиозные воззрения, научное мировоззрение и множество факторов и компонентов, формирующих отдельную личность.
В силу сложившихся связей родоплеменного характера, совместной среды обитания, единства исторических процессов, традиций и культуры, общей судьбы нации формируется менталитет определенной общности, общества, нации, народа, государства. Менталитет отдельной нации определяет общие черты характера ее представителей.
К примеру, Ромен Роллан в своем бессмертном произведении «Кола Брюньон» пишет о жизнелюбии французского народа, высоком галльском духе, несмотря на все невзгоды, сохранившим неистребимый оптимизм. Это истинный образ француза, человека из народа, сохранившего силу духа и моральные устои, не скованные ханжеским налетом.
Великий казахский поэт о казахском народе говорит «Мың ӛліп – мың тірілген». Тысячу раз умиравший – тысячу раз воскресший., Это выражение характеризует силу духа казахского народа, подвергшегося на протяжении веков великим бедствиям, потерявшим в годы джунгарского нашествия две трети населения и большие потери чиссленности населения в годы коллективизации и репрессий, и до сих пор не восстановивший прежнюю численность, и период коллективизации годы часть казахов рассеяна по всему миру. В настоящее время политика возвращения оралманов на родную землю реализуется на государственном уровне.
В историческом плане формирование казахского менталитета слагается из менталитета кочевника и воина, пастуха и создателя мировых империй. В этом смысле она, благодаря консервативности патриархально-родового сознания, сродни менталитету кочевника эпохи скифов и гуннов до собственно казахского периода, начавшегося с XV в. Ибо казахи не могут быть осмыслены в отрыве от кочевой цивилизации, яркими представителями которой они являлись.
Но менталитет не есть устойчивое понятие. На формирование менталитета казахов большое внимание оказывает множество факторов. Процессы глобализации, вхождение в открытое мирокультурное пространство, факторы урбанизации для казаха, воспитанного в определенной среде родного аула, района, связанного с историческим прошлым родных мест, духовным наследием своих предков оказывает кардинальное воздействие на его менталитет, подвергая испытанию на прочность.
Следует отметить в условиях открытости мирокультурных связей и проникновения иной культуры, для неподготовленного человека очень важно и восприятие мировых культурных ценностей, без должного культурного воспитания и образования не позволяет отделить зерна от плевел. Поэтому влияние на молодых людей мировой культуры, ее лучших образцов должно сопровождаться культурологическим воспитанием. Усвоение мировой культуры должно быть построено на осознании собственной национальной культуры и традиций, что особенно важно в условиях глобализации. Утрата национального менталитета, культуры ведут к формированию космополита, без всяких связей с родной историей и народа. В то же время образ человека мира, гражданина мира всей планеты несколько шире понятия космополитизма, так как гражданин мира сохраняет связь с родной землей и своей культурой и традициями, самобытность культуры своего народа, а главное сохраняет родной язык.
С развитием научно-технического прогресса, кардинальным изменениям в образе жизни происходили и соответствующие изменения в веками сложившемся менталитете. В казахской среде было неприятие сиротства, как такового, и неуважения к родителям. Сегодня мы имеем детские дома, продажу собственных новорожденных младенцев и брошенных родителей. В казахской среде ребенок оставшийся без родных обязательно входил в семью ближайших родственников, не как усыновленный, а как равноправный член семьи и не испытывал никакого дискомфорта в среде своих двоюродных или даже троюродных братьев и сестер, или в семьях дедов, дядей как с отцовской так и материнской стороны. Но следует отметить, что основное право на усыновление ребенка быдо со стороны отца. Этим и отчасти объяснялась практика «амангерлик», когда после кончины старшего брата, его младший брат женился на вдове. Таким образом дети сохранялись в семье рода. Это один из примеров сохранения традиций и фактор, характеризующий ментальность народа. К слову такое бережное отношение к осиротевшим детям характерно вообще для восточного тюрского менталитета.
Происходщие, как было отмечено выше изменения в структуре традиций и быта, усиление процессов глобализации оказывают все большее негативное влияние особенно на молодое поколение. Рушится связь поколений, теряется язык и традиции. Этому пытается активно воспрепятствовать зарождающаяся сейчас в обществе тенденция усиления трайбазизма и религиозность общества. По нашему мнению, первое может наооборот способствовать разобщенности среды и возродить деление народа на жузы, имевшее в определенные этапы исторического развития объективную необходимость. И в наше время трайбализм может разделить общество по территорииальным группам рассления казахов и создать определенные причины для соперничества. Однако, положительным моментом в тайбализме является то, что, знание истории своего рода, сохранение духовного наследия, памяти предков споосбствует формированию достойного продолжателя и носителя идей народа. Это не просто пафосные строки, но оно заключается в исконном, подспудном желании нас, наших отцов, дедов сохранить и преумножить духовный потенциал народа.
Активизация исламского воздействия на казахский менталитет имеет как позитивные и негативные последствия. Менталитет казахского народа не отличался ортодксальной приверженностью к исламу. В религиозности казахов, по чистоте духа и устремлений, изначально были заложены уважение, мягкость характера, а богатство природы, просторы земли, тесная связь с природной средой обитания проявились в тенгиранстве кочевника. Активизация исламского культа породила в среде мусульманства казахов и принятие элементов арабской культуры, которая была также обусловлена природно- климатическими условиями жизни бедуинов. Казахские женщины, единственные среди всех женщин востока, никогда не закрывали лицо. По головному убору женщины могли судить о ее замужестве.
Менталитет рассматривается в неразрывной связи с особенностями исторического развития общества. Так, Ботагоз Туреханова, директор департамента политической работы центрального аппарата НДП «Нур Отан» об особенностях казахского менталитета говорит в пафосном тоне, как о жизнеутверждающей ментальности казахов. «…Про особенности казахстанского менталитета можно говорить много и долго. Мы – гостеприимный, радушный народ, полный оптимизма и жизнелюбия, обладающий душевной стойкостью и мужеством. Мы отличаемся философским отношением к жизни, особым мироощущением взаимосвязанности всего сущего, восприятием картины мира во всей ее полноте и целостности, где каждый ее элемент – неотъемлемая часть жизни, часть целого. Все это берет начало в кочевом прошлом нашего народа, когда человек существовал в гармоничном взаимодействии с природой»- утверждает автор.
Не случайно особенностью нашего национального характера является толерантность, которая, на мой взгляд, действительно имела и имеет определяющее значение для нашего прошлого, настоящего и будущего» [2]. Ментальность народа проявляется и в общественных отношениях. В менеджменте в системе корпоративной культуры, делового общения менталитет выражается особенно ярко. Особенности менталитета накладывают отпечаток на методы делового общения, в среде бизнес-отношений, условия так называемых джентльменских отношений строятся на взаимном доверии, уважении и почитании. При этом помимо проявления внешней формы этикета в деловом общении первостепенное значение имеет внутренняя культура, психологический настрой и морально-этические характеристики партнера. Эти факторы определяются, в том числе и ментальностью определенной среды или общности, а также менталитетом их представителя. Так, Виктор Ямбаев, президент Алматинской ассоциации предпринимателей, говоря о менталитете общества и его влиянии на деловые отношения, отмечает: «… Мешает ли нам двигаться ментальность? Конечно, да. Государственная политика сложилась таким образом, что у народа отбили всю охоту трудиться. Это при всем притом, что глава государства сказал, что те, кто мешает развитию малого и среднего бизнеса, идут против моей политики» [3].
Говоря о том, что сложившаяся в настоящее время проблема развития в обществе потребительского отношения к труду, невнимание к физическому созидательному труду, а гонка за лишь экономической выгодой, сиюминутной прибылью, прагматизм в человеческих отношениях, характеризуют некий образ современного «делового» человека без национальных особенностей, космополитических убеждений и принципов. Современная среда и система социума порождает зачастую отношение к материальному производству, основному двигателю экономического прогресса нигилистическое отношение и во главу отношений ставится коммерциализация общественной деятельности в худшем понимании этого понятия. Хотя сама по себе коммерциализация предполагает достижение экономического эффекта с использованием торгово- экономических отношений, что само по себе не является чем-то негативным, так как торговля являлась в эпоху меркантилизма и зарождения раннего капиталистического общества эффективным рычагом развития внешнеэкономических связей. Но коммерциализация внутри общества, где не производится материальная продукция, и созданный продукт, не подвергаясь технологическим переделам, а создает новый продукт, не привнося никаких трудовых усилий в сфере производства и обрастая дополнительными издержками многозвенной цепочки посредников - проводников продукции от начального производителя к конечному потребителю. Такая система производит общество потребителей и, в конечном счете создает только сферу услуг, вторичную экономику, даже экономику третьего сектора и в конечном счете непосредственно порождает менталитет общества потребителей без всякого намека на национальный характер и социальные установки. Хотя потребительское общество также и обладает определенной ментальностью, но лишенного нравственных установок, которые создаются лишь в процессе производства и воспроизводственных отношений в стремлении к научно- техническому прогрессу и новым знаниям и устремлением к постижению сущности бытия и место каждого человека в нем.
Не случайно в Послании Президента определены направления социальной модернизации Казахстана как Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда в качестве глобального тренда социальной модернизации [4]. Влияние менталитета на культурологическую сферу и среду выражается через определенные категории, непосредственно проявляющиеся в теоретических и практических исследованиях. В сфере экономических отношений и в бизнес- среде влияние менталитета проявляется не в меньшей степени, чем в культурологической среде.
Среда делового общения, функции и факторы управления несут на себе характерные особенности того или иного способа общения, ведения деловых переговоров. Особенности менталитета оказывают свое воздействие и отрасли, далекие от гуманитарных, например, архитектурные проекты и архитектурно- планировочные и конструктивные решения жилых домов, даже планировка производственных помещений определяется менталитетом потребителя. Так, многосемейность и традиции гостеприимства предполагают просторные помещения, и, в первую очередь, большой холл, гостиная, зал и кухня, столовая, место традиционного сбора всего семейства и гостей.
Распространяется менталитет степняка и пристрастие к просторным производственным помещениям, офисам, вспомогательным помещениям и пр. Ерлан Сейтимов, бизнес-консультант отмечает, что ментальность не бывает плохой. Наличие ментальности в любом случае характеризует национальные черты человека, создает ему определенный имидж, национальную самобытность.
Менталитет нации и государства два неразрывно связанных понятия. Не всегда менталитет государства и народа могут совпадать. Но казахи как титульная нация и государствообразующий этнос несут высокую моральную ответственность за имидж государства за рубежом на международной арене, как в государственных контактах, в сфере деловых отношений, в личных взаимоотношениях, на государственном уровне, в среде образования, в туристической сфере, спорте, культуре и т.д. Активно муссируемый за рубежом образ так называемого Бората порожден негативным поведением отдельных лиц, готовностью желтой прессы опорочить страну, недавно появившуюся на межждународной арене. Успехи Республики Казахстан на международной арене и окрытость политического курса, проведение множества имиджевых мероприятий международного уровня заставили говорить о республике, ее народе, и нации.
Список литературы
- Ментальность: [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/698/- (дата обращения: 04.2014).
- Куанов А. Рассуждения о казахстанской ментальности //Литер. – 2008. - 28 августа. – С.4.
- Кшибеков К.Д. Истоки ментальности казахов. – Алматы: Дайк-Пресс, 2006. – 130 с.
- Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда//Казахстанская правда. - 2013. - № 79-80. – С.9.