Истоки научного понимания проблемы саморазвития человека во все времена являлись одними из центральных проблем исследований. Подобное положение является закономерным, поскольку всегда были и будут оставаться актуальными вопросы формирования личности, способной к постоянному совершенствованию в любых жизненных, экономических, социальных, политических и иных обстоятельствах. И в данном случае ценность и актуальность вопроса развития, привития и прогрессии у людского капитала способностей к саморазвитию в любом государстве являются неоспоримыми.
Проблема саморазвития различных систем поднималась философами с древнейших времен, где сущность процесса саморазвития предстает в разных философских системах как духовно-практическая деятельность, направленная на внутреннее самооблагораживание, на обретение высокой адаптационной и предметнопреобразовательной способностей, на духовное самовосхождение и др.
В широком, (философском) смысле саморазвитие это всякое развитие, движущими силами которого выступают внутренние противоречия.
Аристотель писал: «Необходимо душу признать сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью» [1, с.36]. Проблему саморазвития человека рассматривал и Г.В.Ф. Гегель, заимствовавший идею кругооборота у Аристотеля и видевший форму движения по спирали. Человек, согласно представлениям Гегеля, развивается и формируется как результат собственной деятельности. Гегель указывает на то, что процесс формирования сознания человека и самого человека, в том числе, есть социально организованная деятельность.
Анализ психолого-педагогических работ показал, что существует огромное разнообразие определений, с целью систематизации которых, мы прибегли к их контент-анализу.
Таб. 1. Контент-анализ понятия «саморазвитие» в трудах ученых исследователей (1981-2011гг.)
Данный контент-анализ охватывает анализ работ за период с 1981 до 2011 года и раскрывает прогрессию понятия саморазвития, произошедшую за обозначенный период.
Исходя из представленного контент-анализа, нам становится очевидным, что в педагогических мыслях он также представляет собой сложный многокомпонентный и многовариантный процесс, сопряженный с рядом факторов и условий, акцентуация которых ведет к некоторой детализации и интенсификации данного процесса.
- Аристотель. О душе. М., 1937. С.36-37