На определенном этапе развития деятельности субъект относятся к свойствам не просто через другие свойства предмета. Другими словами, опосредование субъекта уже совершается не внутри этого предмета, в соотношении одного его свойства к другому, а переходит к более сложной форме отношений, когда субъект начинает относиться к одному предмету через другой предмет. Это опосредование не свойством, а опосредование предметом. Естественно, когда содержанием самой деятельности субъекта выступает отношение между предметами, между вещами, то это содержание и есть содержание разумное, потому что культура интеллектуального труда есть отражение действительности во всех ее связях и отношениях и отношения выступают в самом действии как разумное содержание.
В статье «Культура интеллектуального труда как основа профессиональной деятельности будущего специалиста» действие лежит в основе формирования культуры интеллектуального труда, основным положением которого служит положение о том, что мысль рождается не из ощущения, восприятия, памяти, а из действия. Действие выступает как необходимое условие формирования смысла культуры интеллектуального труда, их расширения и углубления. В действии и взаимодействии предметы раскрывают свое истинное лицо, скрытые в самом действии значения и смыслы. В ходе дальнейшего развития действия необходима автономизация значении и смыслов от его предметно-практической ткани и, возможно, появление противоположных и циклически повторяющихся процессов, состоящих в означивании смыслов и осмысливании значений. Следовательно, в действии заключено начало рефлексии. Наконец, действие трансформируется в поступок и становится главным формообразующим фактором и одновременно единицей анализа личности, ее социального и эмоционального интеллекта.
Основная идея статьи заключается в том, что культура интеллектуального труда не только связана с действием, но и сама является действием даже тогда, когда приобретает относительную самостоятельность: Культура интеллектуального труда это деятельность, в которой субъект выходит за пределы, за границы собственного сознания, в котором он относится определенным образом к объекту, воздействует на объект и испытывает сопротивление этого объекта. Для формирования культуры интеллектуального труда требуется новый опыт, практическое интеллектуальное действие, что приводит к образованию обобщений; затем в этом же разумном действии первые практические обобщения себя обнаруживают.
Формирование культуры интеллектуального труда, как путь модернизации общества в XXI веке, является главным источником развития креативного человека, процесс самореализации которого предполагает наличие собственного духовного богатства, индивидуальности и самобытности личности. Если культура это связь людей, то цивизизация – это сила вещей, состоящая в многообразии историкокультурного наследия от далекого прошлого до недавнего настоящего, но действующая через стандарт. Сила вещей может разрушать связи между людьми или существенно объединять их. Но она же может способствовать их расширению и углублению, являясь духовной основой и истоками формирования культуры интеллектуального труда «интеллектуальной нации» Цивилизация предполагает стандартизацию. Культура создает детали стандарта. Наука отвечает за его сохранность. Такое понимание цивилизации и культуры через взаимоотношение пространства с человеком продуктивно.
Для Казахстана, как и для других развивающихся стран, стратегической сверхзадачей является проведение общей модернизации, в рамках которой будут созданы институты и механизмы современного общества и само общество в целом. В образовательном пространстве складывается новое деление интеллектуальный труд, который заключается в производстве стандартов с целью повышения качества профессиональной деятельности. Важным инструментом решения данной задачи должен выступить продуманный механизм формирования культуры интеллектуального труда будущего специалиста, как разумно мыслящей единицы развития цивилизации.
В последние годы расширился круг исследований, рассматривающих зависимость уровня культуры интеллектуальной и профессиональной деятельности специалистов в период обучения в высшей школе. В науке созданы определенные предпосылки для решения проблемы формирования культуры интеллектуального труда. Вместе с тем, анализ литературы и практики формирования культуры интеллектуального труда позволяет сделать вывод о том, что проблема данного исследования остается на сегодняшний день остроактуальной, теоретически и практически значимой и, вместе с тем, малоизученной. Не сняты реальные противоречия между:
- потребностью общества в специалистах, обладающих высоким уровнем культуры интеллектуального труда и недостаточным обеспечением интеллектуального самосовершенствования в образовательном пространстве вуза;
- современными требованиями к высокому уровню культуры интеллектуального труда будущего специалиста и недостаточной разработанностью в науке путей их реализации;
- заинтересованностью будущих специалистов в продуктивном развитии собственной культуры интеллектуального труда и неспособностью традиционной системы вузовского образования удовлетворить эти запросы;
- необходимостью создания педагогических условий для плодотворного развития культуры интеллектуального труда студентов, с одной стороны, и неспособностью реальной педагогической практики решить эту проблему вследствие не разработанности соответствующей целостной концепции и процессуально-технологических основ её реализации, с другой.
Сформулированная, с учетом данных противоречий, проблема исследования состоит в объективной необходимости выявления, обоснования и опытной проверки педагогических условий, способствующих продуктивному формированию культуры интеллектуального труда будущих специалистов на основе деятельности.
Профессиональная деятельность, несомненно, является главным источником культуры и цивилизации. Категория и онтология деятельности являются предметом как монодисциплинарного, так и междисциплинарного исследования. Истоки исследования деятельности лежат в классической философии. Большой вклад в разработку многих аспектов деятельности внесли социальные науки, психология, антропология, этнография, лингвистика, а в более позднее время эргономика, биомеханика, физиология активности. Приступили к ее изучению когнитивная и компьютерная науки.
К настоящему времени имеются принципиальные расхождения и трудности в трактовке самого понятия профессиональной деятельности:
- в выборе оснований для классификации её видов:
- в создании таксономии единиц, предназначенных для ее анализа;
- в установлении типов связи между ними;
- в выборе адекватных методов её исследования, как в лабораторных, так и в естественных условиях;
- в сопоставлении результатов, полученных разными методами, как между собой, так и по отношению к категориальному аппарату, имеющемуся в философской традиции исследования деятельности. Все это влечет за собой новые трудности.
Для убедительности приведем далеко не полный перечень различий между формами и видами деятельности, существующих в современной науке: материальная и духовная, внешняя и внутренняя, непосредственная и опосредованная, произвольная и непроизвольная, творческая и репродуктивная, сознательная и бессознательная, индивидуальная и коллективная.
Имеются различения другого рода: игровая, учебная, трудовая, художественная, спортивная. Деятельность разделяют на исполнительскую и познавательную (перцептивная, мнемическая, умственная, или мыслительная). Сюда же можно отнести дифференциацию деятельности по мотивам, целям, предметному содержанию, способам осуществления, конечному результату, степени свободы в постановке целей, в выборе средств, в определении вида и характера результата.
Отсюда каждая отдельная форма деятельности может быть описана с помощью многих систем отсчета, которыми она реально характеризуется.
Профессиональная деятельность включает не только такие составляющие, как потребность, мотив, цель, условия ее достижения, задачи, но и соотносимые с ними действия, операции, функциональные блоки (рис. 1).
Рисунок 1. Составляющие профессиональной деятельности
Основным предметом исследования в теории деятельности является структура и функции многообразных форм действия, которое включает в себе квинтэссенцию более общего понятия предметной деятельности. Психологическое объяснение действия определяется циклом исследований сенсорных, перцептивных, мнемических и умственных действий. При этом особое внимание уделяется их генетической связи с предметно-практическими действиями.
Сложность изучения действия связана с его изначальной двойственностью. С одной стороны, действие это развивающийся функциональный орган, обладающий биодинамической, чувственной и эмоциональной составляющими. Решающим в его формировании и конституировании является социально-предметный характер действий субъекта, соединяющий движение и предмет в единое психофизиологическое образование. Другими словами, действие гетерогенно, содержит в себе не только реактивные и исполни-тельные элементы, но и элементы экспрессии (знаковые), чувствительности, памяти, предвидения и оценки. Благодаря последним, действие, в процессе своего развития, превращается из стимульнореактивного, вынужденного в свободное. Свобода действия существенно увеличивается благодаря овладению речью.
Внешнюю картину превращений действия можно описать с помощью понятия интериоризации. Однако этого понятия недостаточно для описания новообразований, внутренних форм действия, возникающих в процессе развития. Поэтому ученые указывают на важность анализа противоположного интериоризации процесса экстериоризации, который представляет собой необходимое условие возникновения новообразований. Благодаря экстериоризации, формирующиеся внутренние формы действия становятся как бы видимыми субъекту, доступными наблюдению, управлению и контролю.
Выполненные в рамках теории деятельности исследования показали, что действие, как «живая форма», не только формирует недостающие органы, но и обладает присущими органической системе признаками:
- действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания в виде постановки и удержания цели, который не замкнут в самом себе, а «раскрывается» в действии;
- действие это одновременно и акт поведения, поскольку движение без цели это скорее несостоявшееся поведение;
- через понятие действия утверждается принцип активности;
- понятие действия «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир.
К основным разновидностям действий относятся материальные, внешнеречевые, умственные и интеллектуальные действия.
Материальная форма действия является исходной и состоит в том, что объект действия представлен реальными предметами или моделями, схемами, чертежами. При этом действие выполняется как реально преобразующее, что позволяет раскрыть перед обучаемым его содержание (состав его операций, их последовательность и т.д.), а также объективно проконтролировать выполнение каждой входящей в его состав операции.
Внешнеречевая форма действия характеризуется тем, что его объект представлен в форме внешней речи, устной или письменной. Во внешнеречевой форме, т.е. путем рассуждения вслух или прописывания его хода, происходит и процесс преобразования этого объекта. Действие здесь обретает еще доступный внешнему и объективному наблюдению теоретический, идеальный характер.
Умственная форма действия означает, что действие осуществляется его структурными элементами представлениями, понятиями, операциями «про себя». Возможность выполнения действия полностью в умственной форме означает, что оно переходит из внешнего во внутренний план.
Интеллектуальная форма действия определяется степенью освоенности субъектом способа преобразования из внешнего или материального действия во внутреннее или умственное действие. Его можно описать путем указания степени сформированности основных параметров: формы, обобщенности, развернутости, освоенности (таблица 1).
Таблица 1. Степень сформированности интеллектуальной формы действия
|
Параметры интеллектуального действия |
Степень сформированности основных параметров |
1 |
Обобщенность |
Характеризует меру выделения существенных для выполнения действия свойств предметов из других, несущественных. |
2 |
Развернутость |
Показывает, все ли операции, первоначально входившие в состав действия, выполняются. По мере формирования действия состав выполняемых операций уменьшается, действие становится свернутым, сокращенным. |
3 |
Освоенность |
Включает такие характеристики действия, как легкость выполнения, степень автоматизированности и быстрота выполнения. Вначале действие идет с осознаванием каждой операции, медленно, но постепенно автоматизируется, и темп его выполнения возрастает. Кроме этих характеристик, называемых первичными, действуют и вторичные (разумность, сознательность, абстрактность, прочность и др.). |
4 |
Разумность |
Определяется существенностью условий, на которые ориентируется человек, выполняющий данное действие: содержанием ориентировочной его основы, обобщенностью (чем больше обобщено действие, тем оно разумнее) и развернутостью первоначальных форм (чем полнее действие представлено перед обучаемым, тем адекватней он усваивает его логику). |
5 |
Сознательность |
Состоит в возможности не только правильно выполнить действие, но и обосновать это в речевой форме: человек отдает себе отчет в том, что, как и почему он делает. Сознательность действия зависит от полноты представления действия во внешнеречевой форме и от качества усвоения этой формы действия обучаемым. |
6 |
Абстрактность |
Означает возможность выполнения его как обобщенного и без опоры на чувственное содержание объектов. При этом объект действия, а также его продукт (цель) должны быть представлены в понятийной форме. К тому же действие должно быть отработано по параметру обобщенности. |
7 |
Прочность |
Позволяет выполнять действие спустя определенное время после формирования. Это результат обобщенности, автоматизации действия. |
Интеллектуальные действия выполняются различными способами, называемыми операциями. Операции, как способ выполнения действия, определяемый условиями наличной ситуации, бывают двух видов: приспособительные и сознательные. Приспособительные операции относятся к реактивному уровню реагирования, иерархически самому низкому в структуре деятельности субъекта. Они возникают в процессе непроизвольного подражания или приспособления к предметным условиям и характеризуются тремя особенностями: по способу регуляции они непроизвольны, по уровню отражения изначально неосознаваемы, по динамике протекания косны. Сознательные операции это следствие автоматизации действия. В ходе неоднакратного повторения какого-либо действия содержание его цели, вначале осознаваемое субъектом, занимает в строении другого, более сложного, действия место условия его выполнения. Вследствие изменения места цели в структуре деятельности, сдвига цели на условие происшедшего при автоматизации действия оно превращается в сознательную операцию. Устойчивый, направленный характер протекания операций определяется операциональной установкой.
Деятельность будущего специалиста направлена, прежде всего, на обучение, представляющее собой систему организации способов передачи индивиду знаний, умений и навыков, видов и способов деятельности. Оно протекает в форме сотрудничества, совместной деятельности обучаемого и обучающего. Обучающий посредством общения и других средств организует деятельность обучаемого, адекватную целям обучения.
Интеллект вначале выступает лишь как операция, как технический прием осуществляемого действия, отличие которого от обычного проявления инстинкта заключается лишь в том, что он фиксирован за определенным предметным средством. Однако, когда субъект путем навыка овладел лишь предметными отношениями в ситуации и испытывает потребность воспроизвести эти отношения при решении задачи, производя ряд дополнительных изменений, можно наблюдать переход от интеллектуальной операции к интеллектуальному действию.