Данная статья освещает основные аспекты спортивной психологии восточных единоборств. Высокое преимущество восточных единоборств в том, что первоначально ученик совершенствуется духовно. Это очень долгий процесс. После того, как они докажут чистоту своих намерений и помыслов им разрешается познавать физическую силу.
Каждый боец восточных единоборств глубоко изучает философию бытия. Восточные единоборства практикуют не только ради здоровья или обучения самозащите, но также для развития ума. Даосские священники и буддистские монахи применяли восточные единоборства как философию, образ мышления. Частью восточных единоборств как дисциплины являются такие качества, как терпение и умение извлекать пользу из своих ошибок.
Поэтому во главе бойцы восточных единоборств ставят духовное воспитание. Прикладывают все силы, чтобы изучить и донести до следующего поколения истину того, что ничего вечного на Земле. Тело с годами стареет, но обретенный дух помогает достойно жить и достойно обрести старость. Статья охватила историно –культурное содержание традиции восточных единоборств. Боевые искусства Востока различаются по национальным принадлежностям (китайское у-шу, корейское таэквондо, обширное семейство японских будзюцу). Разграничивают по видам на основе преобладания определенной техники.
Также особое внимание уделено психологии сближающей спортсменов восточных единоборств и психофизической регуляции личности.
«Побеждает сильный – духом!»
Целью спортсменов восточных единоборств, считается Не победа над противником, а победа над самим собой, мыслями и воспитанием духа.
Полагаться исключительно на физическую силу сегодня не только незаконно, но и опасно. В таких непростых ситуациях полностью отсутствует эмоциональная и духовная защита, так необходимая в наше непростое время.
Многие школы восточных единоборств успешно защищают себя от людей, которые, получив знания, могут использовать их во зло. Ученик продолжает познавать дальнейшую часть техники лишь после того, как он доказал чистоту своих намерений и помыслов. К сожалению, в некоторых школах человек сначала получает технику, а потом уже начинает совершенствоваться духовно – все его знания без духовного начала бессмысленны. Главная цель в единоборствах – воспитание духа. Сейчас об этом многие говорят, но не многие понимают, при чем тут дух. По сути, это и есть одно из главных, объединяющих все стили. Пока молод, воспитываешь свое тело и одновременно укрепляешь дух.
«В здоровом теле – здоровый дух» Тело стареет с годами. К сожалению, нет ничего вечного на Земле. Но обретенный дух помогает жить достойно, и достойно встретить старость.
Восточные единоборства практикуют не только ради здоровья или обучения самозащите, но также для развития ума. Даосские священники и буддистские монахи применяли восточные единоборства как философию, образ мышления. Частью восточных единоборств как дисциплины являются такие качества, как терпение и умение извлекать пользу из своих ошибок.
Вернемся к теме, бросается в глаза странная вещь: родоначальники боевых единоборств японцы и китайцы имеют довольно скромные успехи по многим вида спорта. Сами то китайцы или японцы, как добиваются результатов в традиционных видах спорта,сами-то они возможно и проходят через родную методику восточных единоборств? Ведь восточные единоборства привлекают к себе внимание не только в силу каких-либо исторических обстоятельств, но и потому что эта традиция сама по себе чрезвычайно многолика, богата и разнообразна.
В ряде стран Дальнего Востока существовала древняя традиция периодического удаления в горы и леса, где нужно было тренироваться в жару и в холод, переходить, по существу, на «подножный корм», подражать жизни животных, пробуждая в себе уснувшие инстинкты, до небывалой степени обостряя восприятие. Общение и эмоциональное отождествление человека с природой позволяло как бы накапливать природную энергию (солнца и ветра, деревьев и скал...). Отсюда необычайное разнообразие восточных методик обучения. Культурная традиция, обращаясь к природным истокам, преображала и самого человека, возвышая его среди других существ и одновременно возвращая его в материнское лоно Природы.
Можно ли удивляться тому, что интерес к этой древней традиции – неуклонно растет по мере того, как люди узнают и приобщаются к богатейшему культурному наследию? Процесс освоения дальневосточных боевых искусств – их практики и теории, этики и философии — рождает многообразие взглядов, мнений, суждений, зажигает споры.
Но не стоит ли задуматься о природе подобных процессов и закономерностей, о судьбе многовековой традиции в современном меняющемся мире? Ведь мы свидетели того, как некогда целостная традиция дальневосточных боевых искусств, объединявшая и военно-прикладную, и спортивную, и лечебно-оздоровительную стороны, ныне распадается на отдельные, относительно самостоятельные направления.
Перед человеком, серьезно практикующим восточные единоборства, рано или поздно встает вопрос о роли сознания. Ибо восточные единоборства – это психофизическая деятельность, то есть динамическое взаимодействие души и тела, психики и организма, сознательного и бессознательного.
Чтобы охватить историко-культурное содержание традиции и соотнести его с современным состоянием боевых искусств, необходимо учитывать множество факторов и разные критерии. Так, например, боевые искусства Востока различаются по национальной принадлежности (китайские у-шу, корейское таэквондо, обширное семейство японских будзюцу). Их можно разграничивать по видам на основе преобладания определенной техники. У-шу, таэквондо, каратэ в этом случае образуют одну группу, поскольку базируются главным образом на ударной технике и органично включают на этой базе использование разных видов оружия. Другую группу образуют китайские, корейские и японские разновидности джиу-джитсу, японские дзюдо, айкидо, где преобладают захваты, броски, удержания, болевые приемы, удушения и т. п. Конечно, между разными видами нет непроходимой стены – обычно используются и те, и другие технические элементы. Для боевых искусств Востока, основанных на комплексе моральных принципов, приемы единоборств были средством психофизической регуляции личности и достижения высшей цели. Любой бросок, захват, залом или удар не был самоценен, он на определенном идеологическом фоне становился очередной ступенью на пути реализации идеала, это и является одним из аспектов сближения спортсменов.
Суть восточного понимания роли индивидуального сознания в любой деятельности в том, что просто технического знания приема боя недостаточно для того, чтобы стать настоящим мастером боевого искусства. Надо еще, чтобы сознание человека достигло определенного состояния, называемого по-японски «мусин» «отсутствие разума».
В соответствии с историей, Великий Принцип путем движения создает Ян. Когда Ян достигает своего предела, движение успокаивается и производит Инь. Это чередование движения и покоя создает инь и ян, которые, в свою очередь, порождают пять сил: Воду, Огонь, Дерево, Металл и Землю.
Восточные единоборства изучаются от сознания к сознанию и от сердца к сердцу – это самый важный аспект для ученика, о котором он всегда должен помнить. Именно работа сознания определяет успех в овладении восточными единоборствами. Пока ученик не освободится от пагубного влияния эгоистических желаний в мыслях и не станет более требовательным к себе, он не достигнет успеха. В отличие от Востока, рационализированный Запад всегда стремился использовать в боевых искусствах рефлексию. Ведь главной силой и достоинством человека всегда считалось на Западе наличие у него разума, позволяющего ставить цели, планировать пути их достижения и менять планы в случае неудачи.
Для последователей традиционной философии Востока основной интерес представляет не то, что с помощью какого-либо искусства можно сделать с кем-то другим — важнее то, что это искусство за время занятий сделает с тобой.
Итак, комплекс традиционной школы восточных единоборств представляет собой всестороннюю систему реализации потенциальных возможностей человека.
Самозащита понималась несколько шире, чем танцы на ринге – самозащита от болезней, от ненужных затрат и поступков, защита своей семьи от внешних и внутренних неурядиц.
Весь процесс изучения восточных единоборств, от азов до вершины, похож на занятия музыкой. В начале заучиваются ноты, потом разыгрываются скучные гаммы, от них следует переход к этюдам, потом к сложным пьесам, симфониям. Наиболее одаренные мастера творят, подобно композиторам, добиваясь нового звучания тела и духа в едином ритме Вселенной. Восточные мудрецы утверждали, что Вселенная равна человеку, а человек равен Вселенной, следовательно, он может обладать всей ее мощью, но для этого ему нужно найти правильный способ, свой путь. Только для выбравшего свой путь и верно ему следовавшего доступно слияние с мировой гармонией, достижение внутреннего равновесия, т.е. обретение Дао.
Будда отрицал зависимость состояния духа от состояния внешнего мира. Он считал, что надо изменять не мир, а себя.
А ведь секрет очень прост: надо научиться правильно понимать жизнь, правильно ощущать ее ритм, строить свое поведение в соответствии с этим ритмом, ежедневно погружаться в бездонные глубины собственного подсознания.
Вместе с тем концепция познания восточных единоборств предполагает следующие уровни их собственного развития: гармония человека с окружающим миром, Космосом; самосовершенствование человека.
Вместе с ростом мастерства, в занятиях восточными единоборствами растет духовная глубина: постижение высшего смысла, философии жизни, познание духовности через физическое совершенствование. Благодаря постоянным тренировкам тела, духа и разума, размышлениям над сутью самого человеческого существования, появляется согласованность и взаимопроникновение с философскими основами восточных единоборств, боец находит гармонию между силовыми и духовными началами боевого искусства. Точно так же занимающийся восточными единоборствами обретает гармонию с самим собой и с окружающим миром. Это и является аспектом сближения в восточном единоборстве. А объединяет их то, что в их основе лежит работа над одним и тем же, – телом, духом и сознанием человека.
Предназначение восточных единоборств – служить моделью поведения в духовной жизни. Если же оно изучается для развлечения или из прихоти, невозможно достичь полного понимания того, что вы изучаете. Для достижения такой цели, как самосовершенствование, требуется усилие и время, причем спешка здесь не нужна. Широко распространенный в странах Востока интерес к «путям освобождения» продолжает расти, потому что мы распознаем в этих путях обычную мудрость первоначально живших народов.
Следование тому, что называется Дао, явится освободительным процессом, в результате которого вы станете лучше, сможете развить межличностные отношения и станете жить на основе честности, целостности и понимания, что позволит всем нам ладить друг с другом и сосуществовать во все более усложняющемся и трудном мире Вселенной.
Восточные единоборства прошли путь сквозь долгие века, знали спады и подъемы, но тем не менее дожили до нашего времени и не только продолжают развиваться, но и становится все более популярными, потому что восточные единоборства – это не просто техника ведения невооруженного поединка, как, например, бокс или борьба, а уникальный, имеющий путь физического, нравственного, духовного воспитания и совершенствования. Итак, понятно, что не имеет смысла тратить несколько десятков лет лишь для того, чтобы научиться ловко драться. При наличии в обществе гор оружия это было бы нерациональной тратой времени, просто глупостью. Но в том-то и дело, что серьезная практика боевого искусства нацелена на физическое, психическое и нравственное совершенствование человека. Его превосходство проявляется также и в столкновениях с «двуногими хищниками». Но это лишь следствие его совершенства, а не цель. Цель, повторю еще раз, заключается в преображении собственной духовной и телесной природы.
Традиция дальневосточных боевых искусств в XX веке становится достоянием всего человечества. Реальность наших дней – массовое распространение боевых искусств за рубежом, в том числе в большинстве стран социализма. Разные виды восточных единоборств (китайские у-шу, корейское таэквондо, японские дзюдо, джиу-джитсу, айкидо, каратэ, кэндо и др.) равноправно сосуществуют в национальных федерациях. Тем самым традиция боевых искусств Востока обнаруживает удивительную жизнестойкость и необыкновенную приспособляемость к разным социально-историческим и культурным условиям. Это коренное свойство традиции, объясняет сохранение неизменной притягательности для западной цивилизации.
Итак, мы разобрали важные аспекты сближения спортсменов восточных единоборств с помощью психологии и философии, но также имеются не мало важные аспекты во время проведения соревнования. Соревнования являются так же важным аспектом сближения спортсменов.
- А.А. Долин, А.А. Маслов. Истоки У-ШУ. М.,
- Воронов И.А. Древние и современные аспекты китайской классической концепции военного обучения. - СПб, 1996.
- Воронов И.А. Секретные боевые искусства Китая. СПб.: Б&К, 2000. 242 с.
- http://vanilla.su/istoriya-vostochnyh-edinoborstv.html
- http://vanilla.su/boevye-iskusstva-v-sovremennom-mire.html
- http://vanilla.su/filosofiya-vostochnyh-edinoborstv/