В статье рассматриваются вопросы становления Евразийской идеи.
Евразийская идея как геополитический проект имеет длительный процесс становления и развития. На разных этапах истории были периоды спада и подъема в осуществлении этого масштабного геополитического проекта. Автор уделяет внимание проблеме определения глубинных причин возникновения и развития Евразийской идеи, как в прошлом, так и на современном этапе развития.
Евразийская идея в общих чертах берет свое начало еще с середины 19 века. Когда российская империя находилась в глубочайшем кризисе и не знала куда двигаться либо в сторону капитализирующего Запада с его прагматизмом, бездушием, и ростовщической скаредностью, либо найти свой уникальный путь развития. И именно это состояние страны гиганта с его необъятными просторами, с многочисленными народами, населяющими его, на каждом судьбоносном этапе, будь то экономическая трансформация или кровавая революция или распад общей государственности, будет с постоянным упорством возникать Евразийская идея, как символ перемен, как основа будущего возрождения. Можно даже сказать, что сама необъяснимая природа Евразийского пространства лежит в основе этих попыток объяснить, понять и трансформировать гигантскую территорию суши населенную многочисленными народами с их глубинными историческими пластами.
Идея особенности Евразии (тогда считай России) в середине 19 века можно проследить во многих публичных текстах начиная с гоголевских «Мертвых душ» с его Эх, тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем- гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи и кончая славянофильскими откровенно националистическими, панславистскими (Аксаков, Хомяков), рволюционно-демократическими (Герцен, Чернышевский) статьями представителей российской культурной элиты середины 19 века. Это говорит о том, что именно с началом 19 века Россия вступила век просвещения и та коллизия, которая возникла в общественном сознании европейских сообществ, связанная, прежде всего с формированием либерализма как идеологии охватило умы, и сознание большей части пресвященного российского общества. В тоже время этот период характеризуется проявлением актов самопознания и самооценки России, российского общества как субъекта мировой политики, ее социального и политического феномена. «Восточная война» проигранная Россией с ее размахом показала самой России и ее международным оппонентам ее необъятность боевые действия велись на Соловецких островах, Камчатке, в Крыму. Само российское население, скорее всего, впервые осознало размах, необъятность, собственной страны, и в то же время ее незащищенность.. Вопрос кто мы, откуда мы и куда нам идти, все больше охватывает просвещенный слой общества, который был настолько малочисленен, что говорить о каком либо консолидированном явлении общественного сознания, выработки какого либо более-менее, объективного взгляда на внутренние и внешние процессы, не приходится.
Вторым этапом укрепления Евразийской Идеи в истории евразийского пространства стал период революционных событий и гражданской войны принесший народам неисчислимые страдания, военную интервенцию разруху и голод. Территория бывшей Российской империи погрузилась в хаос и разруху. Военная интервенция показала, что мировые державы вынашивали планы закабаления и расчленения народов бывшей российской империи. Военная и гуманитарная помощь во многих случаях увязывалась с территориальными уступками, политическим подчинением. Япония, высадив самый большой военный контингент в Приморье вынашивала планы захвата Восточной Сибири и российского Дальнего Востока. Великобритания делала несколько попыток отторгнуть Закавказье и Среднюю Азию путем создания там марионеточных режимов. Турция и Румыния сумели в ходе гражданской войны отторгнуть территорию Бессарабии и части Закавказья (Карс и Ардаган).
Именно катастрофа братоубийственной войны и установление тоталитарной диктатуры большевиков стало тем новым толчком для трансформации Евразийской идеи. В 1922 году в Берлине вышел второй сборник «На путях», затем в 1923 - «Россия и латинство». В 1923 году было создано евразийское книгоиздательство (на деньги английского миллионера-востоковеда Сполдинга) и стал выходить программный альманах евразийцев - «Евразийский временник» (первый номер в 1923, второй - в 1925, третий - в 1927). Одновременно стал выходить журнал «Евразийские хроники», а с 1928 года - газета «Евразия» (Париж). Евразийцы выпустили также два коллективных манифеста - "Евразийство: опыт систематического изложения (1926) и «Евразийство (формулировка 1927 года)». В Евразийском книгоиздательстве выходили книги самих евразийцев (Н.С. Трубецкой «Наследие Чингисхана» П.Н. Савицкий «Россия - особый географический мир», Г.В. Вернадский «Евразийское начертание русской истории» и др.) и близких к ним авторов.
Евразийство превратилось из маленького кружка в разветвленную эмигрантскую организацию с отделениями во всех центрах русского зарубежья. Самые крупные евразийские организации были в Праге и Париже. К евразийству примкнули многие видные эмигрантские ученые (Г.В. Вернадский,
Н.Н.Алексеев, P.O. Якобсон, Л.П. Карсавин, В.Э. Сеземан, Д.П. Святополк-Мирский и др.) С евразийцами сотрудничали П.Бицилли, А.Карташев, С.Франк, Л.Шестов и др. В то же время в 1923 году с евразийством порвал один из его основателей - Г.В. Флоровский, а в 1928 году он выступил с его резкой критикой - статьей «Евразийский соблазн».
С 1926 года возникли организационные структуры евразийства (Совет евразийства), в который вошли Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский и П.Арапов. Евразийство стало политизироваться, его лидеры пытались наладить связь с оппозицией в СССР, в связи с чем тайно посещали СССР. В итоге они стали жертвой мистификации ГПУ (операция «Трест»),
В 1928-1929 годах произошел раскол Евразийства в связи с просоветской и проболыпевистской деятельностью левой группировки, выпускавшей газету «Евразия» (Л.Карсавин, С.Эфрон, Д.Святополк- Мирский и др.). Из руководства евразийского движения в знак протеста вышел Н.С. Трубецкой. П.Н.Савицкий и Н.Н. Алексеев выпустили брошюру «Газета „Евразия" - не евразийский орган», в которой объявляли левое евразийство антиевразийством. Те же идеи звучали в «Евразийском сборнике» (1929) [1].
Если подвести итог развития первого этапа развития Евразийской Идеи можно сказать, что в ее основе лежит идея неприятия западного пути развития и сохранения политического культурного наследия Евразийской Цивилизации. Этому периоду присущи такие черты как академизм, отрыв от реальной политической основы. Противоречивость взглядов ученых объявивших ее носителями.
На рубеже конца 80-х начале 90-х годов Евразийская Идея получила новое качественное развитие. В это время, связанное с распадом СССР «знамя евразийства» подхватил один из самых прагматичных и волевых лидеров евразийского политического пространства президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев. В ряде своих выступлений, статей, книг Лидер Казахстана сумел добиться практических шагов по ее политическому воплощению. На сегодня набирает обороты первый этап Евразийской интеграции - Таможенный Союз, а следом за ним идет уже формально оформленный и принятый новый этап Евразийской интеграции Евразийский экономический союз. Последние события показали, что к Евразийскому экономическому Союзу, уверенно присоединилась Армения в ближайшее время присоединяться и Кыргызстан [2]. На сегодня остается открытым вопрос относительно характера Евразийской Идеи, ряд ученых считают ее одной из научных гипотез, в то же время Евразийская идея как геополитический и геоэкономический проект, имеющий большое будущее, не вызывает каких либо вопросов.
- К истории евразийства. 1922-1924 // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XJ7II-XXвв.: Альманах. -М.: Студия ТРПТЭ: Рос. Архив, 1994. - С. 494-497. - Т. V.
- Парламент Армении ратифицировал договор о присоединении страны к ЕА Э С http://ria.ru/world/20141204/103661921html# 14179016796694&message=resize&reIto=Iogin&action=removeCIass&vaIue=registratkmАрмения и Киргизия хотят вступить в Евразийский экономический союз http://WWW. lepas. т. ua/news/772/