Аннотация: В статье подчеркивается, что 2015-й объявлен - годом Ассамблея народа Казахстана. Время показало, насколько важна роль этой организации в объединении народов, уважении друг к другу, проявлении терпимости, преемственности поколений. Недаром АНК называют хранителем мира и согласия.
В Послании народу Казахстана «Н^рлы жол - путь в будущее» Н.А. Назарбаев отметил, что «в следующем году мы торжественно отметим 20-летие принятия Конституции и создания Ассамблеи народа Казахстана. Отмечая эти даты, нам важно сделать казахстанцев еще более сильными в духовном плане, едиными и еще более толерантными».
В статье анализируется созданная по инициативе Президента нашей страны Н.А. Назарбаева как успешно развивающаяся общественная структура - Ассамблея народа Казахстана (АНК), является уникальным институтом на постсоветском пространстве. В Послании Президента РК Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства отмечено, что «Ассамблея народа Казахстана стала уникальной евразийской моделью диалога культур».
В Послании народу Казахстана «Н^рлы жол - путь в будущее» Н.А. Назарбаев отметил, что «в следующем году мы торжественно отметим 20-летие принятия Конституции и создания Ассамблеи народа Казахстана. Отмечая эти даты, нам важно сделать казахстанцев еще более сильными в духовном плане, едиными и еще более толерантными» [1].
2015-й объявлен - годом Асамблея народа Казахстана. И это не случайно. Время показало, насколько важна роль этой организации в объединении народов, уважении друг к другу, проявлении терпимости, преемственности поколений. Недаром АНК называют хранителем мира и согласия.
В настоящее время созданная по инициативе Президента нашей страны Н.А. Назарбаева успешно развивающаяся общественная структура - Ассамблея народа Казахстана (АНК), является уникальным институтом на постсоветском пространстве. В Послании Президента РК, Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства отмечено, что (Ассамблея народа Казахстана стала уникальной евразийской моделью диалога культур»
- . Она стала образцом решения межнациональных и межконфессиональных проблем в мировом сообществе. Н.А. Назарбаев отметил: «Мы не случайно назвали нашу ассамблею - Ассамблея народа Казахстана, - отмечает Президент. Наша Конституция начинается словами: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей и исторической судьбой...» Все граждане нашей страны составляют один народ, устремленный в совместное будущее. Наш народ должен всегда быть единым и сплоченным. Наше общество должно быть открытым и конкурентоспособным. Наши граждане должны исповедать ценности солидарности и патриотизма, активно работать на процветание нашей общей Родины - Республики Казахстан»
- . Создание АНК уникального общества органа, стало важным шагом в реализации государственной национальной политики, позволяющей Казахстану одному из немногих на постсоветском пространстве сохранить мир и спокойствие на своей территории.
Теоретическим и методологическим аспектам изучения этнополитики посвящены работы западных ученых: Э.Геллнера [4], Г.С. Гудвин-Гилла [5], Дональда Л. Хоровица [6], Майкла Г. Шатсберта [7] и др. В этих работах акцент сделан на такие вопросы как: наци и национализм; национальное самоопреде- 92 ление; этнические группы и их роль в межнациональных конфликтах; межнациональные конфликты и пути их урегулирования; определение статуса беженца в международном праве. Кроме того, в данных работах присутствует анализ этнических отношений не с точки зрения экономического детерминизма, а сквозь призму определения понятия «этноса», взаимоотношений между этносами, определяемых социокультурными, психологическими, конфессиональными и другими факторами.
Прежде всего, надо обратить трудом ученых обществоведов советского периода вопросом патриотизм национальной политики интернационализации. В советский период следует выделить работы следующих авторов: Агаева А.Г. [8], Ананьина Ю.В. [9], Бромлей Ю.В. [10], Э.А. Баграмова [11], Т.Ю. Бурмистрой [12], Э.А. Баграмова [13], А.Т. Базиева [14], В.Н. Гончаровой [15], Р.К. Грузелидзе [16], А.И. Дороченкова [17], Л.М. Дробижевой [18], М.С. Джуносова [19], А.В. Лихолат [20] и другие.
Кроме того, практически все руководители советского государство уделяли достаточное внимание национальным вопросам. Эта традиция восходит к первому руководителю страны Советов - В.И. Ленин подходил с классовых позиций марксизма.
Отдельно можно отметить научные работы казахстанских ученых в советский период. Это труды таких казахстанских ученых в советский период. Это труды таких казахстанских ученых, как Ф.М.Базановой [21],Т.С. Сарсенбаева [22], В.Михайлова [23] и других исследователей.
В работах этих ученых рассмотрены различные аспекты межнациональных проблемы. Однако в советское время этнополитическая наука адекватно не могла отражать реальность. Она исходила из бесконфликтности общественных отношений при социализме. В этой связи изучались лишь позитивные моменты этнонационального взаимодействия. При этом отмечалось полное отсутствие нормативноправовых механизмов решения каких-либо межнациональных вопросов и проблем.
Нельзя не отметить, что, конечно, в этот период проводились различные конференции и семинары, посвященные актуальным проблемам в государственной национальной политике СССР. Например, были проведены такие конференции, как (Актуальные проблемы интернационального воспитания и межнационального общения», (Актуальные проблемы развития национальных отношений в СССР» и другие.
В постсоветский период проблема изучения тех или иных аспектов этнополитики конкретного государства переживает подъем, правда ((качество» этого подъема определяется не столько глубиной проработки теоретико-методологических и практических аспектов, сколько некоторым распространением категориального аппарата, объяснительных схем. В настоящее время можно вести речь о сложившемся круге российских исследователей, которые формируют свой научный инструментарий на основе этнодемократического подхода.
Несомненно, в изучении этнополитики государства и ее специфики в зависимости от типа способа функционирования политических систем большой вклад внесли основатели системного анализа Д.Истон и Т.Парсонс, структурно-функционального метода Р.Мертон, Т.Парсонс и Г.Алмонд, а также автор стимулирующей кибернетической модели политических систем как коммуникационной структуры К.Дойч.
В контексте исследования современных этнополитических отношений казахстанцев важным являются труды ведущих специалистов-этнологов, историков, политологов и филологов страны, таких как Х.М.Абжанов, Р.Б. Абсаттаров, Б.Б. Абдыгалиев, Н.А. Абуева, Б.А. Амантаев, А.А. Аимбетов, М.ААскарова, М.Х. Асылбеков, Н.Г. Аюпов, Б.Г. Аяган, Б.К. Байлярова, А.Х. Бижанов, К.Н. Бурханов, А.М. Джунусов, Ж.Х. Джунусова, О.Дымов, В.А. Жексембекова, А.Ш. Ишмухамедов, Ж.Е. Ишпекбаев, Г.В. Кан, Р.К. Кадыржанов, Е.А. Кузнецов, Д.О. Кусайынов, А.Н. Нысанбаев, С.З. Нарматов, Г.Р.Нурымбетова, К.Н. Мирзоев, С.Ш. Мусатаев, Н.В. Романова, М.Сабит, Т.С. Садыков, Ж.К. Симтиков, ЕЛ. Тогжанов и другие, которые рассматривали в своих работах те или иные проблемы в межэтнической сферы казахстанского общество на современном этапе.
К нему можно отнести таких российских ученых как Р.Г. Абдулатипова [24], В.М. Алпатова [25], РАракелова [26], САтамуратова [27], Е.Ю. Барковской [28], В.А. Беджанова [29], Х.Х. Бокова [30], А.Г.Здравомыслова [31], В.А. Тураева [32], и других.
Перед учеными-обществоведами стоят задачи всестороннего изучения новых явлений и процессов, происходящих в жизни многонационального казахстанского общества, и теоретического их обобщения, которые могут способствовать решению насущных практических этнополитических и иных вопросов. Эти явления и политические процессы, том числе этнополитического характера, на наш взгляд, пока не нашли достаточного освещения в трудах казахстанских ученных. Особенно следует отметить тот факт, что недостаточно изучен в казахстанской политологии проблем влияния общественно-политического института на межэтнические отношения.
Именно благодаря целенаправленной и последовательной политике Главы государства в области межэтнической и межконфессиональной консолидации общества, Казахстан вышел на передовые позиции в мире. Не случайно нашей стране предоставлено высокое право председательствования в 2010 году в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), на Азиатских и других политических и экономических форумах, проводимых солидными международными организациями.
По итогам работы мы видим, что в нашей республике успешно решаются многие не только политические и экономические проблемы, но немало сделано для решения насущных социальных проблем. Среди них: демократичное решение национальных, религиозных и языковых проблем, которые дали возможность стабилизировать общество и снять нараставшие конфликтные ситуации в начальный период суверенизации страны.
Казахстанцы с удовлетворением воспринимают все инициативы исходящие из недр общества, зримо ощущают результаты проводимой политики Администрацией Президента, Правительством, Парламентом, народно-демократической партией «Нұр Отан» и многочисленными общественными формированиями, среди которых ведущее место занимает Ассамблея народа Казахстана.
За период развития суверенного Казахстана, ориентированного на строительство демократического правового государства с рыночной экономикой, не было ни одного случая межэтнических конфликтов, кровавых столкновений и войн.
Все этносы, проживающие в Казахстане на основе действующей Конституции, имеют равные права на равный доступ к сферам образования и труда, на возрождение и развитие родного языка, культуры, традиций, на приобретение жилья и защиту своей собственности. Эти фундаментальные положения по защите прав человека и гражданина, записанные в Конституции Республики Казахстан, будут и дальше воплощаться в жизнь, реализуясь в реальных социальных показателях каждого казахстанского этноса и его конкретных представителей.
За 19 лет своей деятельности Ассамблея народа Казахстана провела 20 сессий, на которых обсудила важнейшие вопросы социально-политической жизни казахстанского общества. Итоговые документы состоявшихся сессий подтверждают полную поддержку политики и инициатив Главы государства, направленных на укрепление межэтнического и межконфессионального согласия, обеспечение национальной безопасности, сохранение культурной самобытности всех народов Казахстана.
Проникновенные слова об этом сказал Глава государства в Послании народа Казахстана «Н^рлы жол - путь в будущее». «Впереди - большая и ответственная работа. Чтобы пройти глобальный экзамен на зрелость, мы должны быть сплоченными. Мы должны крепить доверие между всеми казахстанцами! Быть толерантными друг к другу! Это ключи к будущему Казахстана. Межэтническое согласие - это живительный кислород. Мы не замечаем его, когда дышим, делаем это автоматически - мы просто живем. Мы должны сами беречь наше единство и межэтническое согласие» [33].
Сегодня авторитет Казахстана в мире высок благодаря национальной политике, которая служит стимулом для сохранения мира и согласия. Огромная роль в этих процессах как раз и принадлежит Ассамблее народа Казахстана, чей вклад в укрепление межнациональных отношений, межкультурного диалога невозможно переоценить. высоком авторитете Главы государства и его детища Ассамблеи народа Казахстана говорят многочисленные отзывы со стороны солидных международных организаций, видных деятелей и политиков мирового уровня, просто рядовых граждан нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Все эти и другие вопросы нами освещены в данной работе, представленной к защите.
- Назарбаев Н.А. Послание народу Казахстана «Нурлы жол - путь в будущее» // Казахстанская правда. - 12 ноября 2014 г.
- Официальный сайт Ассамблеи народа Казахстана /http: //assemblykz/
- Назарбаев Н.А. Политика мира и согласия. - Астана: Елорда, 2008. - С. 480.
- Геллнер Э. Нации и национализм - Пер.с англ. —М.: Прогресс, 1991. - 320 с.
- Гудвин-Гилл Г.С. Статус беженца в международом праве. Пер. с анг.. —М.: ЮНПТП, 1997. - 647с.
- Дональд Л., Хоровиц.. Этнические группы и конфликты. - Лондон, Англия, 1985. - 697 с.
- Michael G. Schatzberd. Ethnity and Class at the Local Level: Bars and Breaucrats in Lisala, Zaire. Comparative Politics. - London, England, 1985. - P. 697.
- АгаевА.Г Патриотизм и национализм советского чесловека. -М.: Сов. Россия, 1975. - 350 с.
- Ананьин Ю.В. Интернационалистское сознание трудящихся. - Киев: Вищ шк, 1989. - 303 с.
- Бромлей Ю.В. Человекчество - это народы. —М.: Мысль, 1990. - 391 с.
- Баграмов Э.А., Геевский ПА. Национальный вопрос две системы - два подхода. —М.: Знание, 1985.-97 с.
- Бурмистров Т.Ю., Дмитриев ОА. Дружбой сплоченные. Культуру межнационального общения в СССР. - М.: Мысль, 1986. -253 с.
- Ваграмов ЭА. Национальный вопрос в борьбе идей. -М.: Политиздат, 1982.-335 с.
- Базиев А.Т., Исаев MILЯзык и нация. -М.: Наука, 1973.-247 с.
- Гончарова В.Н. Интернационализация общественной жизни как диалектический процесс. - Киев: Наукова думка, 1978. - 150 с.
- Грузелидзе Р.К. межнациональное общение. - Тбилиси, 1980.-240 с.
- Дороченков А.Н Реальный социализм и интернационализация производственного опыта трудящихся.- Ленинград: Ленинская организация общества «Знание» РСФСР. -М.: Мысль, 1981. - 63 с.
- Дробижева Л М. Духовная общность народов СССР. -М: Мысль, 1981. - 63 с.
- ДжунусовММ Вопросы теории интернационального вопитания. - Ташкент: Фан, 1986. - 1987 с.
- Лихолат А.В., Панибудбласка В.Ф. - М.: Мысль, 1979. -334 с.
- Базанова Ф.Б. Национализм во всех измерениях.-Алма-Ата: Казахстан-1990.-197с.
- Сарсенбаев Т.С. Проблемы интернационального воспитания личности.-Алма-Ата: Наука, 1973.-157с.
- Михайлов В. Хроника великого джута.-Алма-Ата: Пнтербук, 1973.-148с.
- Абдулатипов Р.Г. Этнополитология- Спб: Питер, 2004,-313с.
- Алпатов В.М. 150языков и политика. 1917-1997гг.-М.: Институт востоковедения РАН, 1997.-190с.
- Аракелов Р. Нагорныц Карабах: Виновники трагедии известны. - Баку: Шарн-Гарб, 1991.-94с.
- Атамуратов С. Национальное самосознание и интернациональное воспитание,- Ташкент: Узбекистан, 1991.-125с.
- Борковская Е.Ю. Локальный национализм: истоки и судьбы: опыт Суматры,-М.: Наука, 1992.-150с.
- Беджанов МБ. Проблемф национальных отношений на Сев. Кавказе и пути их решения,- Майкоп: Адыгея, 1997.-439с.
- Боков XX У нас у всех одна судьба,-М.: Политиздат, 1988-1989.-78с.
- Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постветсоветском пространстве. М.: Аспект-Пресс, 1997.-286с.
- ТураевВ.А. Этнополитология. -М.: Логос, 2004 - 286с.
- Назарбаев НА. Послание народу Казахстана «Нурлы жол - путь в будущее» /7 Казахстанская правда. - 12 ноября 2014 г.