В статье рассматриваются теоретические аспекты совершенствования механизма реализации прав национальных меньшинств как фактора сохранения государственности, территориальной целостности, межнационального согласия в обществе. Встатье рассматриваются международно-правовые стандарты защиты прав национальных меньшинств, анализируются современные проблемы, возникающие у национальных меньшинств в различных странах, в том числе и в Республике Казахстан объясняются трудности в реализации прав на практике.
Сегодняшняя международная научно-практическая конференция посвящается одной из актуальных проблем современности, связанной с институтом Ассамблеи народа Казахстана, 20летний юбилей которой отмечается в нашей стране.
Создание и функционирование Ассамблеи народа Казахстана это яркий пример того, что наша государственность по своему содержанию становится демократическим, ибо Ассамблея народа Казахстана есть форма проявления демократии, составляющая один из институтов гражданского общества. Следует подчеркнуть, что Ассамблея народа Казахстана по существу является гарантом обеспечения прав национальных меньшинств в Казахстане.
Одним из важнейших показателей демократичности государства является законодательное закрепление прав нацменьшинств, ратификация Парламентом основных международных актов в этой сфере. Это особенно актуально в многонациональных странах, где проживает большое число различных этносов, к которым относится и Республика Казахстан. Население Казахстана характеризуется многообразным этническим составом, состоящим из различных этносов и наций. Согласно переписям динамика этнического состава населения в Казахстане выглядит следующим образом:
Таблица 1
История этнического состава в Казахстане
Данные переписей и последние оценки (1897-2014) |
||||||||||
Национальность |
1897 |
1926 |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
1999 |
2009 |
оценка на 1.01.2014 |
казахи |
3392751 |
3627612 |
2327625 |
2794966 |
4161164 |
5289349 |
6534616 |
7985039 |
10096763 |
11 244 547 |
русские |
454402 |
1275055 |
2458687 |
3974229 |
5449826 |
5991205 |
6227549 |
4479620 |
3793764 |
3 685 009 |
узбеки |
29564 |
129399 |
120655 |
136570 |
207514 |
263295 |
332017 |
370663 |
456997 |
521252 |
украинцы |
79573 |
860201 |
658319 |
762131 |
930158 |
897964 |
896240 |
547052 |
333031 |
301346 |
уйгуры |
55815 |
62313 |
35409 |
59840 |
120784 |
147943 |
185301 |
210365 |
224713 |
246777 |
татары |
55984 |
79758 |
108127 |
191925 |
281849 |
312626 |
327982 |
248954 |
204229 |
203108 |
немцы |
2613 |
51094 |
92571 |
659751 |
839649 |
900207 |
957518 |
353441 |
178409 |
181928 |
корейцы |
|
42 |
96457 |
74019 |
78078 |
91984 |
103315 |
99665 |
100385 |
105400 |
турки |
|
68 |
523 |
9916 |
18397 |
25820 |
49567 |
75900 |
97015 |
104792 |
азербайджанцы |
|
|
12996 |
38362 |
56166 |
73345 |
90083 |
78295 |
85292 |
98646 |
дунгане |
4888 |
8455 |
7415 |
9980 |
17283 |
22491 |
30165 |
36945 |
51944 |
62029 |
белорусы |
|
25584 |
31614 |
107463 |
197592 |
181491 |
182601 |
111927 |
66476 |
60295 |
курды |
|
|
2387 |
6109 |
12299 |
17692 |
25425 |
32764 |
38325 |
42312 |
таджики |
|
7666 |
11229 |
8075 |
7166 |
19293 |
25514 |
25657 |
36277 |
42143 |
поляки |
1254 |
3762 |
54809 |
53102 |
61335 |
61136 |
59956 |
47297 |
34057 |
32661 |
Данные переписей и последние оценки (1897-2014) |
||||||||||
Национальность |
1897 |
1926 |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
1999 |
2009 |
оценка на 1.01.2014 |
чеченцы |
|
3 |
2639 |
130232 |
34492 |
38256 |
49507 |
31799 |
31431 |
32252 |
киргизы |
|
|
|
|
9612 |
9352 |
13718 |
10925 |
23274 |
29803 |
башкиры |
2528 |
841 |
3450 |
8742 |
21134 |
32499 |
41847 |
23224 |
17263 |
16983 |
ингуши |
|
3 |
322 |
47867 |
18356 |
18337 |
19914 |
16893 |
15120 |
15607 |
молдаване |
|
2855 |
2992 |
14844 |
25711 |
30256 |
33098 |
19458 |
14245 |
14083 |
греки |
|
157 |
1374 |
55543 |
39241 |
49930 |
46746 |
12703 |
8846 |
8819 |
мордва |
11911 |
27244 |
25334 |
25499 |
34129 |
31424 |
30036 |
16147 |
8013 |
6855 |
чуваши |
|
2267 |
6590 |
11255 |
22690 |
22310 |
22305 |
11851 |
7301 |
6741 |
евреи |
1651 |
4499 |
19240 |
28048 |
26954 |
22762 |
18492 |
6743 |
3485 |
|
другие |
|
30591 |
70342 |
101379 |
136606 |
142668 |
174670 |
99799 |
82942 |
97386 |
всего |
|
6198469 |
6151102 |
9309847 |
12848573 |
14684283 |
16464464 |
14953126 |
16009597 |
17160774 |
Таблица 2
Данные переписей и последние оценки (1897-2014)
Национальность |
1897 |
1926 |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
1999 |
2009 |
оценка на 1.01.2014 |
казахи |
|
58,52% |
37,84% |
30,02% |
32,39% |
36,02% |
39,69% |
53,40% |
63,07% |
65,52% |
русские |
|
20,57% |
39,97% |
42,69% |
42,42% |
40,80% |
37,82% |
29,96% |
23,70% |
21,47% |
узбеки |
|
2,09% |
1,96% |
1,47% |
1,62% |
1,79% |
2,02% |
2,48% |
2,85% |
3,04% |
украинцы |
|
13,88% |
10,70% |
8,19% |
7,24% |
6,12% |
5,44% |
3,66% |
2,08% |
1,76% |
уйгуры |
|
1,01% |
0,58% |
0,64% |
0,94% |
1,01% |
1,13% |
1,41% |
1,40% |
1,44% |
татары |
|
1,29% |
1,76% |
2,06% |
2,19% |
2,13% |
1,99% |
1,66% |
1,28% |
1,18% |
немцы |
|
0,82% |
1,50% |
7,09% |
6,53% |
6,13% |
5,82% |
2,36% |
1,11% |
1,06% |
корейцы |
|
|
1,57% |
0,80% |
0,61% |
0,63% |
0,63% |
0,67% |
0,63% |
0,61% |
турки |
|
|
0,01% |
0,11% |
0,14% |
0,18% |
0,30% |
0,51% |
0,61% |
0,61% |
азербайджанцы |
|
|
0,21% |
0,41% |
0,44% |
0,50% |
0,55% |
0,52% |
0,53% |
0,57% |
дунгане |
|
0,14% |
0,12% |
0,11% |
0,13% |
0,15% |
0,18% |
0,25% |
0,32% |
0,36% |
белорусы |
|
0,41% |
0,51% |
1,15% |
1,54% |
1,24% |
1,11% |
0,75% |
0,42% |
0,35% |
курды |
|
|
0,04% |
0,07% |
0,10% |
0,12% |
0,15% |
0,22% |
0,24% |
0,25% |
таджики |
|
0,12% |
0,18% |
0,09% |
0,06% |
0,13% |
0,15% |
0,17% |
0,23% |
0,25% |
поляки |
|
0,06% |
0,89% |
0,57% |
0,48% |
0,42% |
0,36% |
0,32% |
0,21% |
0,19% |
чеченцы |
|
0,00% |
0,04% |
1,40% |
0,27% |
0,26% |
0,30% |
0,21% |
0,20% |
0,19% |
киргизы |
|
|
|
|
0,07% |
0,06% |
0,08% |
0,07% |
0,15% |
0,17% |
башкиры |
|
0,01% |
0,06% |
0,09% |
0,16% |
0,22% |
0,25% |
0,16% |
0,11% |
0,10% |
ингуши |
|
0,00% |
0,01% |
0,51% |
0,14% |
0,12% |
0,12% |
0,11% |
0,09% |
0,09% |
молдаване |
|
0,05% |
0,05% |
0,16% |
0,20% |
0,21% |
0,20% |
0,13% |
0,09% |
0,08% |
греки |
|
0,00% |
0,02% |
0,60% |
0,31% |
0,34% |
0,28% |
0,08% |
0,06% |
0,05% |
мордва |
|
0,44% |
0,41% |
0,27% |
0,27% |
0,21% |
0,18% |
0,11% |
0,05% |
0,04% |
чуваши |
|
0,04% |
0,11% |
0,12% |
0,18% |
0,15% |
0,14% |
0,08% |
0,05% |
0,04% |
евреи |
|
0,07% |
0,31% |
0,30% |
0,21% |
0,16% |
0,11% |
0,05% |
0,02% |
|
другие |
|
0,49% |
1,14% |
1,09% |
1,06% |
0,97% |
1,06% |
0,67% |
0,52% |
0,57% |
всего |
|
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
100,00% |
Казахи, формировавшиеся на своей исконной территории, составляют государственно-образующую нацию, а все этносы образуют национальные меньшинства. Казахская нация со всеми этносами, в своей совокупности, составляют народ Казахстана. Согласно Конституции РК (ст.3) единственным источником государственной власти является народ Казахстана, а единственным источником государственного суверенитета является казахская нация, и именно она согласно Уставу ООН, пользуясь правом на самоопределение на своей исконной территории создала государственность.
Международное право определяет правовой статус таких социальных образований как народ, нация, национальное меньшинство, в последнее входят этносы.
Существуют универсальные международные организации, одной из задач которых является защита прав национальных меньшинств. Наряду с международными организациями могут быть и внутринациональные, внутригосударственные организации, также призванные защищать права национальных меньшинств. К подобной организации относится и Ассамблея народа Казахстана, функционирующая с 1995 года, а в 2008 году закрепленная Законом РК «Об Ассамблее народа Казахстана».
Все этносы, веками проживающие на территории Казахстана, составляют национальные меньшинства, на которые распространяются международно-правовые акты. «Национальное меньшинство» понятие коренным образом отличающееся от понятия «народ» (как уже отмечалось, народ не всегда представляет собой общность, объединенную этническим родством, в отличие от национального меньшинства). Для классификации общности как национального меньшинства необходимо, чтобы эта общность:
- отличалась от основного населения государства культурой, языком, религией, традициями, была самобытной, желала и стремилась сохранить такую самобытность;
- состояла из граждан данного государства;
- достаточно долго жить в данном государстве, быть укоренившейся (беженцы, трудящиесяэмигранты, перемещенные лица не могут быть признаны меньшинствами, так как они не являются гражданами данного государства, а также потому, что их статус регулируется специальными конвенциями и законами).
Все эти признаки национальных меньшинств получили свое отражение в Законе РК «Об Ассамблее народа Казахстана». Однако в данном Законе не используется понятие национальное меньшинство, а используются понятия «этнос», «межэтническая сфера», «сфера межэтнических отношений». В данном подходе нет особых противоречий в силу того, что национальное меньшинство состоит из различных этносов и диаспор.
Существует большое количество международных актов, гарантирующих права национальных меньшинств. Всеобщая декларация прав человека объявляет всех людей свободными и равными от рождения в достоинстве и правах, независимо от пола, расы, цвета кожи, политических или иных убеждений, имущественного, социального, национального или сословного происхождения (ст.1) [1]. Международный пакт о гражданских и политических правах в ст.2 подтверждает приверженность стран-участниц уважению к правам и свободам личности независимо от пола, языка, расы, религиозных мировоззрений или иных убеждений, сословного или имущественного положения [2].
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовых дискриминаций отмечает, что всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в научном отношении ложна, в моральном – предосудительна и в социальном – несправедлива и опасна и что не может быть оправдания для расовой дискриминации где бы то ни было, ни в теории, не на практике. Конвенция подтверждает, что дискриминация людей по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения является препятствием к дружественным и мирным отношениям между нациями и может привести к нарушению мира и безопасности среди народов, а также гармоничного сосуществования лиц даже внутри одного и того же государства, что существование расовых барьеров противоречит идеалам любого человеческого общества. В конвенции выражение «расовая дискриминация» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющее целью или следствием уничтожения или умаления признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни (ст.1) [3]. Конвенция определяет, что государства-участники осуждают расовую дискриминацию и обязуются безотлагательно всеми возможными способами проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между всеми расами. Государства-участники осуждают всякую пропаганду и все организации, основанные на идеях или теориях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения, или пытающиеся оправдать, или поощряющие расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме.
Государства-участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения.
Наиболее важной среди отмеченных международных правовых актов является Резолюция 135 от 18 декабря 1997 года, которой Генеральная Ассамблея одобрила и приняла Декларацию ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам [4].
Сегодня особо актуальным является вопрос об осуществлении народами права на самоопределение. В то же время в международной практике были и имеются попытки воспользоваться этим правом самыми незначительными этническими общностями. Поэтому как мировое сообщество в целом, так и многие государства в отдельности пришли к необходимости создания действенного механизма обеспечения прав национальностей, как формы их самоопределения. Необходимость такого механизма очевидна: с одной стороны, подобные этнические общности не могут быть признаны субъектами международного права на самоопределение, а с другой стороны, даже столь малые группы могут при поддержке извне создать реальную угрозу для территориальной целостности и безопасности любого государства.
Международное право категорически отказывает национальным меньшинствам быть субъектом права на самоопределение. В этой связи следует отметить, что создание Ассамблеи народа Казахстана как учреждение это и есть одна из форм самоопределения национальных меньшинств.
Статус национальных меньшинств безусловно может и должен регулироваться наряду с международно-правовыми актами и внутригосударственным законодательством, которое может создавать персональные национально-культурные центры, самоуправляющиеся союзы, а также условия для сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования. Так, в Финляндии существует Шведская национальная ассамблея и Саамский парламент, которые хотя и не обладают правом выносить политические решения, могут выступать с предложениями по всем вопросам, затрагивающим их права и интересы [5]. Закон о правовом положении национальных меньшинств в Австрии предусматривает формы оказания государством финансовой помощи для сохранения самобытности и целостности этнического меньшинства. Наконец в Канаде, где значительные территории заселены аборигенами, сохраняющими традиционный образ жизни, для его защиты была создана самоуправляющаяся система Нунават [6].
То есть, создание культурных центров, союзов, ассамблей и ассоциаций привело к тому, что в этих странах, и в том числе, в Казахстане не произошло накопления национального недовольства, а соответственно и не была создана почва для разгорания этнического конфликта.
Международная практика обеспечения прав человека дала богатый положительный опыт для разумного сочетания интересов территориальной целостности и необходимости предоставления народам права на самоопределение. Соблюдение данных прав и предоставление данных гарантий создает возможность самоопределения и самоидентификации для самых малых этнических и культурных общностей мира, без всякого ущерба для территорий. Это было достигнуто именно благодаря тому, что и ученые, и законодатели, и политические лидеры перестали трактовать и принцип территориальной целостности, и право на самоопределение как только международные принципы, а пришли к необходимости включения их в национальные правовые системы и соответственного расширения их толкования.
Ассамблея народа Казахстана за 20-летний период своего функционирования смогла сплотить все национальные меньшинства и казахскую нацию в единый монолитный народ и направить их усилия для решения насущных задач, стоящих перед государством Республики Казахстан.
Именно в условиях обострения международной обстановки и межэтнических конфликтов Казахстан во главе с Лидером нации Назарбаевым Н.А. сегодня демонстрирует мировому сообществу пример единства, общественного согласия и межэтнической толерантности.
- Международный билль о правах человека. Алматы, 2012. 8 с.
- Там же, С.25
- См.: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации// Боршевский А.П. Основные права и свободы граждан в ведущих демократических странах мира и в Молдове. Кишинев, 2004. С.190-194
- См.: И.П.Блищенко, А.Х.Абашидзе. Международная защита национальных меньшинств. – М.: изд.РУДН, 1993. 155 с.
- Государство, право и межнациональные отношения в странах западной демократии. М., 1993. 47 с.
- Там же, С.61