В данной статье автором рассматриваются идеи толерантности в международном праве и права человека, а также их влияние на события в современном мире. Проблемы прав и защиты интересов личности связаны с кризисом современного правосознания. Развитие и самосовершенствование личности ставят новые задачи и цели перед отношениями между индивидом и государством. Автором статьи проанализированы идеи крупных ученых и философов мира.
В современной науке международного права постепенно закрепляется многообразное полисемичное понимание толерантности и явлений, непосредственно связанных с ней. Изначально толерантность несколько односторонне отождествлялась с терпимостью и незначительными отклонениями от этого ключевого смысла в соответствии с переводом латинского термина «tolerantia». Разноплановость и многоаспектность интерпретации толерантности сегодня объединяет этическую устойчивость и одновременно грани, критерии и пределы устойчивости человека, «совмещаемость» и совместимость отдельных индивидов в коллективе и людей в современном обществе. Также это взаимодействие и взаимопонимание наций и народов в целях глобального мира и безопасности, и в целом «широкое историко-эволюционное понимание толерантности как социальной нормы, определяющей устойчивость к конфликтам в полиэтническом межкультурном обществе». Многие ученые в современной науке между- народного права заняты поисками не только пределов и границ толерантности в научных, религиозных, правовых и иных сферах жизнедеятельности, но и вариантов конкретной практической реализации идей толерантности в отношениях, решении проблемы защиты прав и свобод человека, укреплении и обеспечении международной законности, безопасности и правопорядка. В этих усилиях они закономерно обращались к богатому опыту западноевропейской, русской и американской философской мысли.
Идеи Т.Гоббса, Г.Гроция, О.В. Холмса, Дж.Р. Паркера, П.И. Новгородцева, И.А. Покровского, Н.А.Бердяева, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского во многом сходятся относительно сущности толерантности, в которой нравственная личность должна быть свободной и независимой от власти государства. В этих отношениях «индивид-государство» просматривался автономный и независимый характер личности свободной. Большинство из указанных авторов сходятся во мнении, что для развития и самосовершенствования личности необходима не классовость, не сословность и партийность, а нравственность, свобода, независимость и ориентирование на высокие морально-этические ценности, в первую очередь, определенные в морали общества и государства, мирового сообщества, в праве национальном и международном, европейском законодательстве.
Представляется, что нынешнее состояние развития международного права, проблемы прав и защиты интересов личности связано с кризисом современного правосознания, проявившегося в крушении идей независимости и автономности личности, в отношении которой «государство все более склоняется перед властью права и признает руководящим началом своей жизни». Именно во имя права государства допускают как предел или границу своего господства свободную и независимую личность, признавая приоритетность и священность области личностного самоопределения и самостоятельности. Между тем, с этим подходом должен быть совмещен не менее важный подход, необходимый для борьбы, как с крайностями, так и ограничениями, а именно: подчинение каждого государства высшему принципу международного общения: допущение и обеспеченная гарантированность прав личности, народов, наций и государств. Представляется именно эти подходы: соблюдение прав отдельной личности и всех народов мира в целом должны стать бесспорными принципами будущих отношений государств и всего мирового сообщества.
Представляется крайне необходимым и особенно актуальным, чтобы в каждом государстве личность нашла свой собственный, индивидуальный путь развития, самореализации и самовыражения, была в состоянии защитить свои права и свободы во всех сферах проявления общественной жизни. Такой путь можно назвать правом на достойное человеческое существование, которое должно «найти место в символе веры современного правосознания».
Отдельные положения, выдвинутые П.И. Новгородцевым в своих работах, отчасти перекликаются с идеями толерантности в обществе и государстве в контексте прав и свобод человека, представленных в исследованиях И.А. Покровского. Сквозной линией большинства работ И.А. Покровского стала личность, ее неотъемлемые права, взаимоотношение личности и государства, защищенность и гарантиро- ванность прав и свобод личности, основными аспектами обеспечения которых должны были стать не только формально-определенные условия, обеспечивающие и гарантирующие независимое юридическое положение (правовой статус) в обществе, государстве, мировом сообществе и имеющие в качестве основных первоначал четкую категориальную определенность и прочность правопорядка и безопасности, а также, что особенно важно, материальное содержание и обеспечение этого положения, которое, безусловно, «может быть лучше или хуже в зависимости от того, какие стороны ее существования оказываются защищенными», а также – насколько общество, государство и мировое сообщество в целом толерантно к любым проявлениям человеческой личности, ее средствам достижения целей. Важными для понимания сущности толерантности, как возможности допустимости права на редкую по совпадению, уникальную и неповторимую индивидуальность (личности, безусловно), выступают нижеследующие положения И.А. Покровского, отмеченные С.С. Алексеевым, а именно:
- идея о соотнесении неотъемлемых прав человека и государства в целом, проявляющаяся в самоутверждении личности в обществе и государстве в юридическом соотношении;
- идея обращенности неотъемлемых прав человека к человеку как духовной личности, что и обусловливает взаимосвязь этих прав с правом, политикой, духовными и нравственными, морально- этическими началами и эталонами поведения людей;
- утверждение права каждого человека на свою уникальную и неповторимую индивидуальность, признание и защиту своей неповторимой индивидуальности.
Потребность человека в новых правах и сферах их реализации, таких, например, как право на индивидуальность или достойное существование, возникает вследствие прогресса личности как субъекта прав. Допустимость и законодательное закрепление защиты и обеспечения права человека на индиви- дуальность и достойное существование проявляются в тех ситуациях, когда политика приобретает рамки правовой и включает в себя толерантное, а не жестокое и жесткое, не статичное и бездушное отношение к человеческой личности.
В связи с этим хотелось бы отметить, что в современном международном праве в нынешнем понимании термин «толерантность» обозначает не столько терпимость, совместимость, выдержанность, а является более созвучным термину «плюрализм», который основывается на глубоком и всестороннем уважении автономии и независимости другого и допущением множества способов легитимации. Представляется, что в основании «плюрализма» лежит «первоустановка», согласно которой на каждый вопрос есть несколько ответов, на каждую ситуацию существует достаточно взглядов и точек зрения, достойных уважения и внимания, обсуждения и, самое главное, компромисса, который так необходим в современной международной обстановке и расстановке сил в международном сообществе. Именно из этого понимания, как видится, выводятся правила и способы рационального и гуманного разрешения практических ситуаций и реальных конфликтов между различными интерпретациями мира, миропорядка и пути решения разнообразных международных споров в сферах права, политики, экономики, военного сотрудничества. Думается, что толерантность, в конечном итоге, означает глубоко осознанное, активное, по своей сути, деятельное допущение, дозволение существования другого даже при наличии возмож- ности оказания определенного влияния на это существование.
- Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование //Сочинения. - М., 1995. - С. 321.
- Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права – М., 2000. - С. 120.
- Алексеев С.С. Теория права: поиск новых подходов. - Екатеринбург, 2000. - С. 185.
- Кейган Р. Сила и слабость// Внешняя политика нового века. - №4. - С. 127.