Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Европейская политика мультикультурализма и проблема национальной идентичности

Статья посвящена анализу концепции и политики мультикультурализма в контексте глобализирующегося и стремительно меняющегося мира. В частности, в статье подробно рассмотрен понятийный аппарат термина «мультикультурализм» и его различные трактовки среди мирового экспертного сообщества. В данной статье рассматривается поэтапное развитие мультикультурализма от идеи к общеевропейской политике в сфере культуры, которая определила суть, масштаб и векторы культурной политики, проводимой в рамках укрепления взаимоотношений между странами ЕС. Особый интерес представляет исследование истоков таких феноменов, как мультикультурализм и культурный плюрализм в социальной ткани европейского общества. В течение последних лет практически все реализуемые Евросоюзом инициативы в обязательном порядке включают в себя культурный компонент. В этом смысле немаловажное значение имеет определить, где, когда и при каких обстоятельствах произошла данная переориентация в европейском обществе. Кроме того, проанализированы его сильные и слабые стороны с приведением конкретных примеров из европейского опыта, а также специфика, эффективность и перспективы развития данной политики в среднесрочной перспективе. 

В эпоху стремительно глобализирующегося мира, а также ввиду открытости границ и свободного движения мигрантов, вопрос сосуществования на одной территории различных культур становится как никогда актуальным. Сегодня мы видим, что с одной стороны существует понимание необходимости интеграции стран и народов во всех сферах жизни, проявляющееся в создании экономических союзов и политических блоков, а также наднациональных структур контроля. С другой стороны, еще сильно осознание принадлежности индивида к определенной культурной плоскости, стремление к сохранению национальных или религиозных ценностей, нередко приводящее к крайним проявлениям национализма и религиозной нетерпимости. Именна поэтому в современных демократических обществах возникла политика мультикультурализма, в основе которой лежат три принципа: признание государством культурного плюрализма как важнейшей характеристики гражданского общества; устранение препятствий, мешающих социализации маргинальных культурных групп; поддержка воспроизводства и развития разных культур [1, с. 3].

Надо отметить, что Канада, ставшая первой западной страной, официально принявшей политику мультикультурализма по отношению к этническим группам иммигрантского происхождения, и ныне остается единственным государством, в котором концепция мультикультурализма закреплена на конституциональной основе. Что касается понятийного аппарата слова «мультикультурализм», то до сих пор отсутствует однозначность этого термина как среди теоретиков, так и политиков. По утверждению российского исследователя Н.С. Кирабаева, мультикультурализм это ни что иное, как «теория, практика и политика неконфликтного существования в одном жизненном пространстве множества разнородных культурных групп» [2, с. 15-20]. Однако наиболее широкую трактовку мультикультурализма дает американский этнополитолог Н.Глэйзер: «Мультикультурализм – это комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которого раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре» [3, с. 8]. Иными словами, мультикультурализм означает сохранение культурной идентичности в многонациональном государстве. При этом политика мультикультурализма может носить как пассивный, так и активный характер. Так, если в первом случае он предполагает толерантное отношение к культурному многообразию, то во втором – активную поддержку и поощрение этого многообразия.

Согласно идеальному представлению о мультикультурализме, данная политика должна стать своего рода ступенью к плавной интеграции иммигрантов к принимающему обществу, но на деле мы нередко становимся свидетелями возникновения проблем социального характера. Конфликты в таких ситуациях затрагивают уже не только межличностные отношения, но и отношения между отдельными социальными группами, что естественно не способствует социальному единению общества. К примеру, с 1970-х до середины 1990-х годов, прослеживается явная тенденция западных демократических обществ по направлению к более широкому признанию социо-культурного разнообразия и прав меньшинств. Поборники новой идеи рассматривали мультикультурализм как долгожданную панацею для европейского общества, облик которого все более и более принимал гетерогенный характер и практически терял линию этнической, культурной и религиозной аутентичности. Однако, уже с середины 1990-х годов, можно было наблюдать возникновение отрицательных отзывов и даже некое отторжение от мультикультурализма и возрождение идей национального строительства, традиционных ценностей и идентичности, а также унитарного гражданства. В 2008-2011 гг. политические элиты Европы поставили под сомнение эффективность проводимой политики мультикультурализма. Толчком к подобным настроениям стала книга председателя Бундесбанка Тило Сарацин «Германия самоликвидируется», в которой автор предсказывает скорую гибель государства вследствие неконтролируемой иммиграции [4, с. 6]. Вскоре после этого Совет Европы попытался предложить новую интеграционную доктрину – «межкультурный диалог». Эта доктрина была сформулирована в «Белой книге по межкультурному диалогу», представленной СЕ в 2008 году. Европейские чиновники предложили видоизменить мультикультурализм, не отказываясь от его гуманистической основы, но добавив к этой концепции необходимость интеграции не просто групп, а каждого конкретного иммигранта в принимающее сообщество [5, с. 21].

Это отступление частично обусловлено опасениями среди большинства групп, что искусственное внедрение культурного разнообразия в общество "зашло слишком далеко" и стало представлять непосредственную угрозу их установленному образу жизни. Этот страх часто выражается в подъеме популистских правых политических движений, таких, например, как Датская народная партия, отстаивающая старые добрые лозунги вроде «Дания для датчан». Иммигрантские сообщества, в свою очередь, выдвинули требования признания их религии и культуры составной частью культуры общества, в котором они родились и выросли. В то же самое время, данное взаимное отступление также отражает веру среди левоцентристов о том, что мультикультурализм не выполнил своего главного предназначения не устранил основные источники социальной, экономической и политической изоляции пришлых этнических групп. Известный ученый, политолог А.Фурсов отмечает, что «…именно канцлер Германии Ангела Меркель дала первый залп по мультикультурализму, выступая на собрании молодежной организации Христианско-демократического союза (ХДС) в Потсдаме в октябре 2010 г. Глава правительства потребовала от иммигрантов учить немецкий язык и интегрироваться в немецкое общество» [6, с. 3].

Такой поворот событий неудивителен, принимая во внимание тот факт, что все чаще в последнее время «политика открытых дверей» Меркель в Германии, подвергалась решительной критике как со стороны оппозиционных партий, так и представителей Христианско-демократического союза (ХДС), возглавляемого ей самой. Они утверждали, что ее политика в отношении беженцев оказалась стратегической ошибкой. Ведь в конце концов, она привела к тому, что вместо притока квалифицированных ресурсов, в страны Европейского Союза фактически стали прибывать претенденты на получение социальных пособий. Как известно, основная политическая, экономическая и идеологическая нагрузка по организации и упорядочению жизни в Европейском союзе, стремительно расширяющем свои политические границы, пришлась на западноевропейские страны – Францию, Германию, Великобританию, Испанию, Португалию, Италию, Бельгию и Голландию. В настоящее время они испытывают значительные трудности, вызванные, с одной стороны, процессами реорганизации национальных экономик в пользу единой экономической системы Евросоюза, с другой – давлением иммиграционных потоков, движущихся уже не только в направлении «Юг – Север», как это происходило в 1950-1980-е гг., но и в направлении «Восток – Запад». Одна только Германия в последние 15 лет приняла около 3 млн. иммигрантов. Ситуацию еще более усугубила проблема с беженцами, которые ищут в Европе укрытие от конфликтной ситуации на сирийско-турецкой границе. Среди мер в отношении беженцев, принятых впоследствии европейскими главами государств, в частности канцлером Меркель, можно назвать ужесточение законодательства о депортации, увеличение количества страж порядка, а также закрытие границ отдельными европейскими государствами. Вслед за немецким политиком, в 2011 г. премьерминистр Великобритании Дэвид Кэмерон открыто заговорил об отсутствии у молодых мусульман другой идентичности, кроме соотнесения себя со своей этнической общиной, а затем президент Франции Николя Саркози признался, что попытка жить рядом и ценить друг друга совершенно провалилась [7, с.174]. С аналогичными заявлениями выступили и представители Совета Европы, Норвегии, Бельгии и Нидерландов.

Надо отметить, что подобные негативные отклики о политике мультикультурализма бытовали не только в среде политиков, но и рядовых граждан. Многочисленные опросы общественного мнения среди европейского населения показали, что европейцы считают мигрантов главным источником беспорядков, а также фактором, увеличивающим конкуренцию на рынке труда. В связи с этим, интересны социоантропологические причины такого результата. Возникает закономерный вопрос, почему все-таки идея мультикультурализма не прижилась на европейской почве, какие факторы на это повлияли? Как ни странно, ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Дело в том, что в отличие от США, народ которых, как известно, представляет собой «плавильный котел» различных национальностей, этносов и культур, тогда как европейские нации более гомогенны и самобытны по своей сути. Исторически, в канву классического европейского общества редко когда вплетались чужаки, не говоря уже о гражданской и социальной интеграции целых этнических групп. Поэтому, «пришествие в Европу множества людей иного цвета кожи, иных традиций, иной веры вызывает серьезные опасения, тем паче, что происходит оно на фоне распада европейских государств» [8, с. 10]. Более того, не стоит забывать, что в Евросоюзе исторически формируется многоуровневая идентичность, поскольку жители стран ЕС считают себя не только гражданами своих стран, но и европейцами.

Таково в целом проблемное поле современного европейского политического и социально-культурного пространства, в условиях которого сосуществование различных культур становится центральным вопросом общеевропейской повестки дня. Современное развитие национальных государств Европы происходит в направлении все возрастающей этнокультурной плюрализации. Этот глобальный процесс стимулирует усилия государств и их правительств в направлении поиска новых моделей, технологий интеграции поликультурных и полиэтнических обществ. Таким образом, сложность самой социальной реальности концепции мультикультурализма поставила многие европейские государства перед необходимостью пересмотра его отдельных постулатов, и даже поиском альтернативных моделей, способных принести обоюдную выгоду всем участвующим сторонам. Более того, в этой связи требуют уточнения такие понятия, как границы свободы личности, толерантности и плюрализма, как сопутствующих элементов поликультурного общества.

 

 

  1. Котельников В.С. Мультикультурализм для Европы: вызов иммиграции // Государство и антропоток. Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа. Группа «Русский архипелаг»: URL: www.antropotok.archipelag. ru/text/a263.htm
  2. Кирабаев Н.С. Культурная идентичность, плюрализм и глобализация в современном философском дискурсе //Культурная идентичность и глобализация Доклады и выступления 5-й международной философский симпозиум «Диалог цивилизаций Восток-Запад». М. 2002. С.15–20.
  3. Борисов А.А. Мультикультурализм: американский опыт и Россия // Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире. — М., — С.8.
  4. Huntington The Hispanic challenge // Foreign policy. 2004. March – April. URL: http: // cyber.law.harvard.edu / blogs / gems / culturalagency1 / SamuelHuntingtonTheHispanicC.pdf
  5. Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М., 6 Фурсов А. Немцы строят новый рейх // Аргументы недели. 2012. 23 августа.
  6. Русских Л.В. Мультикультурализм: интеграция или раскол? /Вестник — ЮУГУ. // Серия «Социальногуманитарные науки». — т.13, № 1. с. 174.
  7. Хабермас Ю. Европейское национальное государство: его достижения и пределы. О прошлом и будущем суверенитета и гражданства // Нации и национализм. М.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.