В статье рассматриваются на материалах Казахстана вопросы основных задач и принципов воспитания межнационального согласия населения, которые еще недостаточно изучены в политической науке. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионным вопросам.
Проблемытеории и практики национального вопроса выдвинулана одно из первых мест исследование воспитания межнационального согласия. В этой связи возникает немало вопросов по организации этого процесса в системе образования и общественной жизни.
Каждый из нас практически ежедневно бывает и объектом воспитания,и воспитателем, сам оценивает уровень культуры, согласия общающихся с ним людей и сам им оценивается. Верны или неверны наши оценки, действенны или неэффективны воспитательные усилиявсе это зависит от содержания нашего опыта, полноты наших суждений, их научной обоснованности и, наконец, степени их практического использования. Между тем, на мой взгляд, не всегда учитывается то обстоятельство, что межнациональное согласие повседневной жизни проявляется в отношениях между конкретными личностями. Однако систематическая воспитательная работа в условиях реформирования обществаеще слабо нацелена на реального человека, на формирование у каждого гражданина необходимой культуры и согласия общения в разнонациональной среде. Этот вопрос, по моему мнению, требует специального исследования.
К сожалению, в Республике Казахстан и Евразии нет ни системы, ни методики воспитания межнационального согласия молодежи и населения. Воспитание межнационального согласия следует начинать с детского сада, семьи, учебного заведения, на уровне обыденного и массового сознания. В связи с этим в этой сфере необходима государственная политика. Она определяется, прежде всего, трудностями жизненного старта, с которыми сталкивается«человек, вступая в жизнь и приобретая в обществе обязанности перед ним»[1].
Воспитание межнационального согласия активизирует познавательные потребности людей, закладывает основы познавательного интереса, что, в свою очередь, стимулирует их здоровый интерес ко всему инонациональному и межнациональному. Следовательно, воспитание должно носить концептуальный характер, выступать в защиту подлинныхнациональных ценностей, выделяя в них общечеловеческие, общенациональные моменты, делая акцент на том, что объединяет, сплачивает народы.
Воспитаниемежнационального согласия – это система воздействия на человека в целях формирования у него определенных интернационалистических взглядов, убеждений, норм, принципов, а также ориентации его на практическое поведение в соответствии с этими взглядами и принципами. Оно призвано всемерно способствовать росту нравственной закалки населения, формированию невосприимчивости к антинародной пропаганде, националистической идеологии, выработке стойкого по отношению к ним иммунитета. Прочность интернационалистических позиций рождает ясную цель, задачу, дает возможность человеку смотреть на национальную жизнь с позиции, выходящей за рамки узкого мирка, и преодолевать те трудности, которые способны привести обывателя в смятение.
В связи с этим возникает вопрос: как воспитать человека с высокой культурой межнационального согласия? Думается, что важнейшую роль здесь призвана сыграть школа, т. е. система образования. Поэтому сегодня неслучайно к числу актуальных и важных вопросов социально-политической науки относятся основные задачи и принципы воспитания межнационального согласия прежде всего в система образования.Система образования является основой решения важных задач и принципов воспитания межнационального согласия молодежи и населения.
Каждое вступающее в жизнь новое поколение должно усвоить определенную сумму знаний, накопленных своим народом и человечеством. Усвоение знаний происходит прежде всего с помощью системы образования, играющего все более важную роль в развитии и сближении национальностей и их воспитании в духе межнационального согласия и дружбы народов.
Система образования и непрерывное ее развитие являются жизненно важной функцией нашего общества и воспитательного процесса. Без всестороннего развития системы образования построить цивилизованное общество и поднять культуру межнационального согласия невозможно.
Казахстанская система образования объективная закономерность основы прогресса культуры общения и составная часть развития национальных процессов. Эта тенденция углубляется и расширяется. Суть ее можно определить как процесс интеллектуализации народов Казахстана, умножения их творческих способностей и возможностей, как основу межнационального согласия, т.е. можно говорить о переходе мышления основной массы населения республики на уровень патриотическо-интернационалистического, общенационального сознания. Вместе с тем образование обновляющегося общества во всех видах и формах пронизывает сферу основных задач и принципов воспитания мeжнaциoнaльнoгo согласия и укрепляет их индивидуальную и коллективную, общенациональную мысль.
Идея культуры межнационального согласия, несмотря на ее силу, глубокие корни материальных условий жизни общества не может утвердиться в умах молодежи, а тем более превратиться в господствующую идеологию стихийно и самотеком. Чтобы воспитать молодежи в духе подлинной дружбы народов, освободить их сознание и чувства из-под влияния национализма и манкуртизма, требуются систематические, длительные и целеустремленные усилия государства и правительства, разнообразные воздействия на психический и моральный облик индивидов. Возможности такого воздействия возрастают лишь после того, как устанавливается демократическое, правовое общество и развертывается культурная и воспитательная работа[2].
Существенной особенностью формирования межнационального согласия молодежи является то, что оно происходит на базе теоретического, а не обыденного сознания. Отмечая коренную противоположность национализма и подлинной дружбы народов, великие мыслители говорили, что они представляют два миросознания в национальном вопросе. Любое же мировоззрение, как известно, с точки зрения своей структуры, есть система законов, категорий и принципов, выражающих правильно или извращенно сущность определенных отношений и процессов, различные типы связей и т. п.
Вм ежнациональном согласии – вся будущность цивилизованного общества. Этим определяется постоянная забота нашего государства об улучшениивоспитания межнационального согласия, о полном преодолениинационалистических взглядов и настроений.Цели и задачи воспитания межнациональное согласия состоит в том, чтобы исходя из сущности научного мировоззрения и в соответствии с принципами подлинной дружбы народов воспитать сознательное отношение каждого человека к своей Родине, своему языку, народу и другим национальностям нашей страны, к народам мирового содружества, понимание необходимости укрепления дружбы народов, их бескорыстной взаимопомощи и сотрудничества.
Чтобы стать убежденным патриотом-человеком высокой культуры межнационального согласия, нужно овладеть научной теорией общественного, национального развития, так как она дает ключ к пониманию сущности тех объективных явлений и процессов, которые требуют дружественного, интерна-ционального сотрудничества народов всех стран, определенного сочетания национальных и общенацио-нальных интересов,когда речь идет о решении межнациональных, международных задач. Приходитсясчитаться и с тем, что трудящиеся даже в цивилизованныхстранах имеют меньше опыта в решении международных задач, чем задач внутренней жизни своих стран. Не исключенои давление пережитков национализмa, шовинизма, расизма, космополитизма, манкуртизма. Наконец,в усвоении культуры межнационального согласия личностью связаны со сложностью механизма взаимодействия общественного ииндивидуального сознания, превращения приобретенных знаний в убеждения и действия.
Воспитаниемежнационального согласия является одним из важных вопросов политического воспитания, которые постоянно находятся в центре внимания государства. Поэтому, на мой взгляд, достаточно обосновано предложение о выделении особой научной дисциплины этносоциологии, этнополитологии, призванной заниматься изучением не только национальной жизни народов, способов передачи личности вместе с другими духовными ценностями и всего своеобразия национального развития, но и межнациональных отношений, общенационального, общечеловеческого бытия народов.
Рассматривая основные задачи воспитания межнационального согласия населения, в том числе подрастающего поколения, как важный участок политической работы, государство на различных этапах своей деятельности определяло его основные направления, формы и методы, обобщало накопленный опыт. В нашем обществе вся действительность, все более упрочивающийся казахстанский образ жизнисоздают благоприятную основу для формирования духовногооблика казахстанцев как патриотов и гражданинов. Закрепление этих морально-политических качеств и их воплощение в действиях являются вместе с тем результатом воспитательной работы нашего общества.
Утверждение в сознании населения, прежде всего молодежи, идей культуры межнационального согласия, гордости за страну, готовности встать на защиту завоеваний демократического общества и преодолеть кризисную ситуацию было и остается одной из важнейших задач государства. Вместе с тем, запрещаются государством разжигание социальной, расовой, национальной,религиозной, сословной и родовой розни[3].
Сегодня особо тревожит нас будущее молодежи, которая из-за продолжающегося ухудшения экономического положения чрезмерно увлеклась «теневым» бизнесом, преследуя единственную цель любым путем делать деньги. Многие из них потеряли веру во власть, видя, как в нее проникают коррупция, трайбализм и т.д. Даже если мы и выйдем из кризисной ситуации, то, возможно, потеряем душу молодого человека. Выход видится в том, чтобы вернуть всюмолодежь обществу, к сложившимся ранее высоконравственным обычаям,традициям, в том числе и к культуре межнационального согласия.
Для того чтобы стать сознательными гражданами и патриотами, молодежи необходимо усвоить принципы научной национальной политики, понять главные тенденции в развитии национальных отношений при капитализме, социализме и цивилизованном обществе; уяснить сущность и основные принципы межнационального согласия, взаимосвязь культуры межнационального общения и патриотизма, национального и общенационального, космополитизма и манкуртизма; овладеть идейным наследием великих мыслителей; знать богатые общенациональные традиции казахстанского народа, всего человечества.
Необходимо научить молодежи с общенациональных, интернационалистических позиций оценивать развитие национальных взаимоотношений, видеть источники национальных конфликтов в тех противоречиях, которые возникают на почве колониальной политики, эксплуататорского строя. Многие миллионы людей в мире еще находятся под сильным влиянием националистической, шовинистической, расовой идеологии. Антинародная пропаганда способствует распространению космополитизма, манкуртизма, разжигает чувство национальной неприязни, раздувает национальную вражду, пытается натравливать народы друг на друга. Не все националистические предрассудки изжиты и в цивилизованных странах. Молодежь сможет противостоять и активно бороться с любыми проявлениями националистической идеологии, если дать ей конкретный материал, убедительно разоблачающий аргументы идейных противников, вооружить их знаниями, умениями и навыками борьбы.
Исходя из изложенного можно конкретно сформулировать следующие принципы, обеспечивающие эффективность воспитания межнационального согласия молодежи в системе образования.
Во-первых, оно должно опираться на те знания, которые молодые люди получили в школе, вузе, молодежных организациях, на их жизненный опыт. Например, преподаватели-политологи могут подробно не останавливаться на истории возникновения национального вопроса и идее культуры межнационального общения, о чем студенты узнают из курса истории Казахстана и других дисциплин. Казахстанский народ имеет огромный и многообразный опыт борьбы за подлинную дружбу народов, против национализма, шовинизма, против различных уклонов национальных вопросов.
Во-вторых, теоретические проблемымежнационального согласия нужно излагать в тесной связи с практикой революционного, национально-освободительного движения, обновления, реформирования общества, сопровождать примерами общенациональных, интернационалистических дел молодежи. Только таким путем межнациональное соглашение может утвердиться как повседневная норма их поведения.
В-третьих, воспитывая межнациональное согласие, следует иметь в виду, что культурамежнационального общения – это не только определенное мировоззрение, но и особая совокупность национальных и общенациональных настроении и чувств. Когда идеи межнационального согласия связаны с чувствами симпатии идружбы к людям других национальностей и закреплены впоступках людей, мы вправе сказать, что они не толькополучили определенную сумму знаний, но и превратили их всвои убеждения. Поэтому необходимо исследовать социально-психологическиеособенности процесса воспитания межнационального согласия конкретных коллективов, социальных групп, так и отдельной личности, субъективные проявления межэтнических отношений.
В-четвертых, воспитание межнационального согласия не может вестись в отрыве от других сторон и составных частей идейно-политического воспитания и форм общественного сознания: патриотического, правового, нравственного и т.д. Вместе с тем оно обладает спецификой, решает свои особые задачи. Учитывать эти обстоятельства необходимо для того, чтобы распределить учебный материал, не упустить ни одной важнейшей воспитательной задачи. Разумеется, многообразные задачи воспитательной работы в учебном заведении нельзя сводить только к воспитанию межнационального согласия. Необходимо освещать другие политические и этические проблемы, воспитывать молодежьна прогрессивныx традициях и т.п. Но эффективность воспитания межнационального согласиязависит от того, насколько плодотворно мы соединим его с другими формами политического воспитания, основными проблемами данной науки.
В-пятых, формы, способы и конкретное содержание воспитания межнационального согласияразличных этапах исторического развития не могут быть одинаковыми по своему значению и роли. Их действенность определяется, в частности, тем, насколько они соответствуют стремлениям и особенностям новых поколений молодежи, общественномуи личному опыту молодых людей учащихся, работников, граждан и членов коллективов и т.д. Современная молодежь не имеет того опытаполитической борьбы, борьбы за обновление, реформирование общества и дружбу народов, какой накоплен старшими поколениями. Но она, в свою очередь, располагает таким опытом, которого нет даже у их отцов. Молодость закаляется и мужает в период, когда реформируется государство, побеждает демократия, созидается материально-техническая база цивилизованного общества, укрепляется международный авторитет Республики Казахстан, растет влияние ее внешней политики на укрепление международных отношений, когда осознается, что ядерное оружие несет в себе угрозу исчезновения человечества. К тому же высок образовательный уровень молодежи и велики ее возможности освоения научно-технической революции. Ускорилось физическое созревание молодежи, но в то же время несколько затянулась пора юношества: для многих юношей и девушек самостоятельная жизнь начинается лишь с того момента, когда они заканчивают высшие учебные заведения и приступают к работе по специальности. Наука все органичнее входит в нашу жизнь. Более совершенными и массовыми стали средства передвижения, информации и политической работы. Непрерывно возрастает роль государственных органов и общественных организаций в воспитании межнационального согласия.
В-шестых, в практике воспитания межнационального согласия молодежи необходимо учитывать также национальные, религиозные, образовательные особенности народов, своеобразие их культуры, быта, национальный составколлектива, района, области, страны. В Казахстане, например, кроме казахов, русских, украинцев, татар, узбеков, живут и работают также представители более 100 с лишним национальностей. Естественно, что и высшие учебные заведения Казахстана являются многонациональными, в них учитсяболее 100 тыс. представителей национальных меньшинств.
В-седьмых, необходима подготовка высококвалифицированных специалистов, знающих законы общественного, национального развития, разбирающихся во внутренней и внешней политике правительства и государства, обладающих широким кругозором. Для этого необходимо не только давать молодежи знания, но и воспитыватъ у нее прежде всего высокую культуру межнационального согласия. Обучение и воспитание молодежи, в том числе и в духе гармонизации межнационального общения, двуединая задача высшей школы. Решающее значение имеют не объем информации, который студент усваивает за годы учебы, а научный уровень и воспитательный потенциал преподавания.
В-восьмых, преподавателям необходимо не только познавать общеэтнические умонастроение студентов, но и работать среди них, быть активными проводниками в жизнь научной национальной политики и высокой культуры межнационального общения. Более того, они должны активно разоблачать лживость и теоретическую несостоятельность антиказахстанской пропаганды, решительно выступать против национализма, шовинизма и расизма, против европоцентризма и манкуртизма и догматизма, отстаивая гуманизм и чистоту национальных и общенациональных принципов[4].
В заключении следует сказать, что принципы и задачи воспитаниямежнационального согласия молодежи очень сложное дело, требующее комплексного подхода. Как известно, студенческая аудитория имеет большие особенности по сравнению с другими категориями людей, социальными группами. Студенческой молодежи присущи определенный максимализм, категоричность в оценках и суждениях, эмоциональность. Молодые люди смело ставят острые и дискуссионные вопросы, они нетерпимы к схоластике, начетничеству и т.д. Поэтому для воспитаниямежнационального согласия молодежи необходимо использовать все формы воспитательного процесса и различные средства, учитывать их специфику и постоянно совершенствовать методику этой работы. При воспитании межнационального согласия молодежи следуетиспользовать, прежде всего, материал общественной науки, раскрывать ту или иную задачу, грань межнационального согласия, обогащая и развивая те знания, которые молодежь уже получила и освоила.
- Концепция государственной молодежной политики Республики Казахстан // Казахстанская правда.-1999, 28 октября.
- Sozialphilosophische, politische und rechtliche aspekte der modernisierung -Вerlin: Verlag Dr. Köster,2012.-S.102-110.
- Конституция Республики Казахстан.-Астана: Елорда, -С.6.
- 6бсаттаров Р.Б. Саясаттану негіздері. Екі томдыy. 2-том.-Алматы: {арасай, 2011.-21-27 бб.