Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Иудаизм религия еврейского народа (Социально-религиеведческий анализ)

Основа иудаизма – это взаимоотношения между Богом и народом Израиля. Именно, исходя из этого посыла, автор рассматривает данную религию, анализирует её с позиций социально-религиеведческого подхода. Он подробно рассказывает об основных принципах иудаизма, его теологических и идеологических позициях, важнейших обрядовых требованиях, культовой практике, а также об еврейском календаре. Как и в любой другой религии, в иудаизме за многовековую его историю были расколы, возникали и действовали секты, направления, движения. Не обошел их вниманием и автор данной статьи. Завершается она историей иудаизма в Казахстане. 

Каждый, кто приезжает в Израиль, старается обязательно побывать в Иерусалиме – священном центре иудеев, христиан и мусульман, в городе, упоминание о котором относится к середине второго тысячелетия до нашей эры.

Раскинувшийся на холмах Иудеи, Иерусалим изначально был ханаанской крепостью Джебус, пока его не завоевал царь Давид около 1000 г. до н.э. Соломон построил и освятил здесь первый Храм. Последующие цари Иудеи правили в этом городе и погребены здесь же. Иерусалим был разрушен в 586 г. до н.э. вавилонянами. После долгого плена, отголоски которого звучат в «песнях скорби» псалмопевцев, евреям, по повелению персидского царя Кира, было позволено вернуться и отстроить разрушенный храм. Второй храм, впоследствии значительно улучшенный и расширенный Иродом Великим, стоял вплоть до разрушения римлянами в 70 г. н.э.

Именно здесь находится третья по значимости святыня мирового ислама – мечеть Омара, которую называют «жемчужиной Иерусалимской архитектуры». Мусульмане называют площадь, на которой находится мечеть, «Харам Э-Шариф» или «почитаемое святилище» и чтят ее со времен халифа Омара – 638 г. [1]. Храм Гроба Господня – «Главный объект христианского культа на холме Голгофа – сооружен на том месте, где, согласно Новому Завету, было положено тело Иисуса Христа после снятия его с Креста»[2]. А в сотне метров от него, рядом с мечетью Омара, – главная святыня Иудаизма – Стена Плача, место паломничества, где верующие иудеи каются в грехах и молятся о восстановлении Храма Иерусалимского, где Стена Плача входила в общий архитектурный ансамбль. Исторически на одном и том же месте существовало три Храма Иерусалимских:

  1. Храм Соломона, или Первый храм (961 – 587 гг. до н.э.), построенный по воле царя Соломона (разрушен вавилонским царем Навуходоносаром II).
  2. Храм Зороавеля, или Второй храм (516/515 – 64 до н. э.), возведенный по приказу персидского царя Кира Великого и названный по имени первого послепленного правителя Иудеи.
  3. Храм Ирода (64 до н.э. – 70 г. н.э.) сооружен на месте обветшавшего Второго храма при царе Ироде Великом. Во время первой Иудейской войны (66-70) был сожжен защитниками города и разграблен войсками Тита Флавия Веспасиана (39-81). 

Все три храма были построены по единому образцу и отличались лишь по убранству и занимаемой площади.

Сохранившийся фрагмент западного участка внешней стены храма Ирода – это и есть Стена Плача [3]. Чтобы подойти к самой стене, надо пройти через специальный контроль и металлодетектор. У всех на голове должна быть кипа, т.е. шапочка или «ярмолка». Для тех, у кого ее нет, предлагается надеть разовую кипу из бумаги. Но вся эта процедура стоит того, ибо позволяет подойти к самой Стене и наблюдать за молящимися.

Для себя я сделал интересное открытие: оказывается, при окончании молитвенного дня, когда всем предлагается покинуть площадь перед Стеной Плача (это в полночь), находящиеся там молящиеся встают в круг и под собственное пение танцуют. Раньше я этого не знал.

Сам же иудаизм является одной из древнейших религий, которая ведет свою историю со второго тысячелетия до н.э. Он возник среди семитских (еврейских) племен, проживающих на территории Палестины (Ханаан).

Как гласит предание, Бог предложил принять Его закон всем семидесяти народам, но только племена Израиля ответили на Божий призыв и согласились вступить в отношения живого завета со своим Создателем. Потому в религиозном смысле «Израиль» означает объединение всех, кто отвечает на зов, кто признает единого Бога и стремится к подчинению ему через Тору – книгу закона (древнееврейское наименование Пятикнижие) [4], или учение, данное Богом патриархам, Моисею и пророкам [5].

Термин иудаизм (на иврите «яаадут») происходит от названия еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося, по библейскому повествованию, самым многочисленным среди всех двенадцати колен израилевых [6].

Из рода Иуды был царь Давид, при котором объединенное Израильско-Иудейское царство достигло своего наивысшего могущества. Эти события происходили в конце XI века до н.э. Отсюда и исторически сложившееся привилегированное положение иудейского рода в древнееврейском государстве, что и обусловило эквивалентность, т.е. равнозначность, равноценность понятий «иудей» и «еврей».

Потому иудаизм можно рассматривать не только как религию в прямом смысле этого слова, но и в качестве комплекса правовых, морально-этических, философских и религиозных представлений, определявших на протяжении почти четырех тысячелетий уклад жизни евреев.

Известный дореволюционный исследователь иудаизма С.Дубнов писал, что иудаизм настолько «широк и многообразен», что почти всякий «может взять из него то, что соответствует его заветным убеждениям». Правильный еврей, подчеркивает он, признает все догмы и обряды иудаизма, свободомыслящий – находит в нем этический смысл, сторонник мистицизма видит в нем основу для слияние со сверхъестественным миром и т.п. [7].

В чем же суть, каковы основные принципы иудаизма?

Поиски ответа на эти вопросы велись не одно столетие. В Талмуде своде трактатов, закрепивших основные идеологические, культовые и религиозно-правовые представления иудаизма, есть такая притча: один человек пришел к рабби и попросил объяснить ему всю Тору прежде, чем он примет иудейскую веру. При этом ответ должен был быть кратким и уложиться в те несколько минут, пока пришедший сможет устоять на одной ноге. Рабби на вопрос ответил следующее: «Не делай своему соседу то, что не хочешь, чтобы делали тебе. Вот тебе вся Тора. Остальное – это комментарий. Иди и учись» (Шабат, 31 а). Этот ответ вошел в историю как «золотое правило». В нем заключена суть: упор на «делание», а не на умствование в вере.

Основные принципы иудаизма обычно сводят, исходя из учения знаменитого философа-талмудиста XII века, рабби [8] Моисея бен Маймона, к следующим 13 положениям:

  1. Бог существует.
  2. Бог один.
  3. Бог не существует в телесной оболочке.
  4. Бог вечен.
  5. Иудеи должны поклоняться только Ему одному.
  6. Общение с Богом происходит через пророков.
  7. Моисей – величайший из пророков.
  8. Тора имеет божественное происхождение.
  9. Тора никогда не утратит своего значения.

10.Бог знает обо всех поступках людей.

  1. Бог наказывает зло и вознаграждает добро.

12.Бог пошлет Своего Мессию.

13.Бог воскресит мертвых. [9]

Бог у иудеев носит имя Яхве (Яху, Яго, Иегова или Адонай). Он изначально занимал особое место в иудейско-израильском политеистическом пантеоне. Это имя (переводится как сущий) избегали произносить, ибо, по древним представлениям, считалось, что назвать Бога, а тем более лицезреть его это неминуемая гибель. Потому вместо Яхве говорили и читали Адонай («Господь мой»). «Когда в середине I тысячелетия н.э., пишет П.И. Костюкович, хранители иудейской ветхозаветной традиции изобрели специальные знаки для обозначения гласных звуков, к согласным имени Яхве присоединились гласные от слова «Адонай». В результате получилось слово «Йехова» (в традиционном написании – «Иегова»). Однако имя Яхве (Яху, Яго) продолжает существовать в таких собственных именах, как Йехосеф (т.е. Иосиф – «Яхве да прибавит!»), Элийаху (т.е. Илья – «мой Бог Яхве»), Йехоханан (т.е. Иоанн, Иван –

«Яхве да будет милостив!») и т.п.» [10].

Первоначально в древнееврейском пантеоне богов Яхве выступал в качестве устроителя земли, громовержца, подателя благостного дождя. С ним связывалось всеобщее благополучие. И лишь позднее он становится главным Богом, на него переносят атрибуты всех прочих богов. Этот процесс борьбы за централизацию культа Яхве и за признание его единственным богом всех евреев длился довольно долго.

Для любого верующего иудея Бог, Тора и еврейский народ имеют первостепенное значение. Это стало не только религиозной, но и национальной идеей, объединяющей всех евреев мира. Ее весьма лаконично выразил иудейский теолог Льюис Якобс: «Иудаизм без Бога – не иудаизм. Иудаизм без Торы – не иудаизм. Иудаизм без евреев – не иудаизм» [11].

Идея богоизбранности еврейского народа носит догматический характер. Согласно ей, Яхве заключил с евреями особый союз и только их считает своим народом [12].

Но при этом важно различать светский и религиозный иудаизм. «Светский иудаизм» это понятие «характеризует философию евреев, которые «принимают определенные иудейские ценности и даже иногда в религиозных отправлениях, но не придавая им религиозного значения. Они могут называть себя иудеями и в то же время отвергать любую религиозную философию» [13].

«Иудаизм, – как подчеркивает Якоб Неснер в книге «Путь Торы: введение в иудаизм», состоит из религиозной традиции, бережно хранимой в священных книгах, выраженной священными словами, постулатами, образом жизни, принципами веры, собранными вместе под словом «Тора» [14].

Он складывался в острой борьбе различных течений, братств, партий, монашеских групп и т.д.

Наиболее известны из них: фарисеи, книжники, саддукеи, ессеи и зелоты.

Эти разногласия не всегда ограничивались чисто теологическими спорами, нередко они приводили и к кровавым столкновениям. К примеру, разногласия между саддукеями и фарисеями стали причиной гражданской войны. В результате римский полководец Помпей, вызванный из Сирии для разрешения ссоры, в 63 г. до н.э. захватил страну. Начался период жестокого римского угнетения. Иудеи, естественно, не могли смириться с таким положением. Но силы были неравными. После восстания 132 – 135 гг. н.э., жестоко подавленного завоевателями, Иерусалим был обращен в руины (та же участь постигла и другие города). Иудея была переименована в Палестину, по имени древних филистимлян. Евреям было запрещено входить в Иерусалим (город был отстроен заново и назван Элия Капитолина). Лишь раз в год, в день разрушения главного Иерусалимского храма, им разрешалось за большую плату прислониться к тому, что от него осталось, – стене и оплакивать потерю святыни (знаменитая Стена Плача). Начались массовая депортация иудеев из Палестины и расширение географической зоны их расселения.

В этих условиях важным общественно-религиозным фактором диаспоры (гр. diaspora рассеяние – пребывание значительной части народа, или этнической общности, вне страны его происхождения) явилась синагога. Именно тогда ее функции значительно расширялись: молитвенный дом стал местом проведения народных собраний, на которых решались важные политические и гражданские вопросы. Все это привело к тому, что жреческое сословие утрачивает господствующее положение и руководство еврейскими общинами переходит к законоучителям Торы и Устной традиции – хахамам. Во влиятельной вавилонской общине наиболее авторитетных толкователей Письменного и Устного Закона называли раввинами (от ивритского «рав» «великий»). Очень скоро в Европе и ряде стран Востока раввины стали активно способствовать формированию разветвленного иерархического института руководства еврейскими общинами – раввината.

Постепенно приобретает четкие канонические формы Танах – еврейское Священное Писание (его еще называют Ветхим Заветом). 

Помимо Танаха основная масса иудеев руководствуется также Талмудом (от древнеевр. «ламед» изучение), состоящим из двух сборников, весьма значительных по объему: Мишны (Повторение закона), содержащей свод толкований Торы применительно к условиям диаспоры, и Гемары (Полное разъяснение) – собрание комментариев к Мишне. Согласно мнению ученых, Мишна была создана в III в. н.э., а Гемара – три века спустя (исключение составляют караимы – потомки древних хазар. Они отвергают Талмуд и не признают раввинов. Основные места современного компактного проживания – Украина и Литва).

В соответствии с четко разработанным вероучением и содержащимися в Торе и Талмуде представлениями, детально, до мелочей, была определена и сложная система обрядности, регламентирующая все стороны жизни верующих, вплоть до указаний, что пить и есть, во что одеваться, с чего начинать и чем заканчивать день, как соблюдать ритуалы и проводить иудейские праздники.

К числу важнейших обрядовых требований относятся:

  • обрезание – обряд удаления крайней плоти мужского полового органа. Он проводится над мальчиками на восьмой день рождения как знак их приобщения к почитателям Яхве. Совершает обряд могель – лицо, производящее операцию обрезания;
  • почитание субботы как дня покоя и молитв. Суббота на иврите – шаббат. В этот день нельзя работать (малаха); разрешаются только неотложные формы деятельности: скорой помощи, полиции, пожарников и т.д.; запрещается любая работа по дому. В субботу нельзя хоронить покойников и т.д.

«В начале шаббата, при заходе солнца вечером в пятницу, с благословения матери семейства зажигаются субботние свечи. Отец же посещает синагогу, нередко вместе с детьми, а по возвращении он благословляет своих детей и хвалит жену словами из Книги Притчей Соломоновых, глава 31. Затем вся семья принимается за субботнюю трапезу, которая начинается с благословения над хлебом и вином…

Огонь разводить на шаббат нельзя, хотя если он был зажжен ранее, то может остаться гореть…

Нельзя предпринимать далеких путешествий в субботу, однако находящимся на борту корабля не рекомендуется с него сходить. Ортодоксальный еврей будет жить в пределах пешеходного расстояния от своей синагоги, потому что он не может водить автомобиль в субботу или же пользоваться общественным транспортом»[15];

усиленные моления (тфила), при этом необходимо всецело отдаваться молитве (кавана). Молитвы надлежит произносить по всевозможным поводам: при омовении рук, до и после принятия пищи (при этом для каждого вида пищи имеется свой молитвенный текст), при зажигании субботних, праздничных свечей и т.д. «Большое разнообразие молитв, отмечается в «Настольном иудейском календаре», проявляется в содержании: мольба или благодарение, покаяние или славословие; в их форме: элегия, ода, гимн, безразмерный речитатив; в манере их совершения: громким возглашением или шепотом; в их объеме: от короткого славословия до оды в сотню строк и т.д.» [16].

Самих же молитв очень много. Вот лишь некоторые из них:

амида основная молитва (другое название – «Шмане Эсре» и «Тфила»);

шегехеяну праздничная молитва благословения, произносимая по многим радостным событиям;

шма – иудейская молитва, провозглашающая единство Бога (слово «Адонай» «Господь» произносится только в молитве);

алейну – заключительная молитва службы в синагоге;

гошана Раба – молитва о спасении на седьмой день праздника Кущей; кадиш – молитва, которую читает скорбящий;

кидуш – молитва благословения, которую читают над вином в субботу и праздники; кол Нидрей – молитва, которую читают накануне Дня Искупления;

слихот – молитва о прощении. Здесь необходимо обратить особое внимание на то, что совместные богослужения в синагоге совершаются лишь при наличии десяти взрослых и «правоспособных в религиозном отношении мужчин», но в исключительных случаях допускается и моление в одиночку.

Посты – в дни покаяния, очищения от грехов, по поводу великого бедствия и т.д. По мнению израильского теолога Иосефа Бурга, пост, «хотя… и изнуряет наше тело, зато просветляет нашу душу и возвышает ее до престола Яхве». Сюда же можно отнести культ дозволенной (кошерной) и недозволенной (трефной) пищи. Согласно иудейскому вероучению, можно питаться мясом лишь жвачных животных, домашних птиц, зарезанных по правилам шехиты (ритуального убоя). Запрещается есть свинину, конину, зайчатину, употреблять одновременно мясную и молочную пищу и т.д. Если в начале трапезы иудеи ели молочную пищу, то перед приемом мясной они должны или прополоскать рот, или съесть что-нибудь нейтральное (например, кусочек хлеба). Особый запрет на употребление в пищу крови. Поэтому мясо можно есть только обескровленное (ритуальный мясник на бойне – шахет – проходит специальную подготовку по разделыванию мясных туш, изучает шхиту – метод забивания животных); омовение – обязанность каждого верующего накануне субботы или других религиозных праздников окунуться в микве – специально оборудованный бассейн с дождевой или ключевой водой; предварять каждую молитву омовением рук; перед тем, как похоронить мертвеца, омыть его водой; у входа в синагогу помыть руки и т.д. и т.п. Вода в иудаизме – основа ритуалов чистоты и синагогальной святости и т.д.

«С точки зрения иудаизма, существуют универсальные требования, одинаковые для людей всех национальностей, какие бы религии они ни исповедовали. Это семь законов, данных, согласно Устной Торе (еврейская традиция, основы которой получены на Синае. Устная Тора, представляющая собой главным образом развернутое толкование Письменной Торы, передавалась из поколения в поколение без записи вплоть до периода Мишны. – А.А.), семье Ноя – единственной семье, уцелевшей в волнах потопа. Они распространяются на всех потомков этой семьи, т.е. на все человечество, и включают в себя:

  • запрет идолопоклонства;
  • запрет богохульства;
  • запрет кровопролития;
  • запрет воровства;
  • запрет разврата;
  • запрет жестокости по отношению к животным;
  • повеление справедливости в суде и равенство человека перед законом…

Нет никакой необходимости обращать человека в иудаизм, чтобы спасти его. Если он будет выполнять семь Законов сыновей Ноя, с ним и так все будет в порядке…

Если для не евреев обязательны только семь Законов, то для евреев 613!» [17].

У иудеев свой календарь. Месяцы начинаются с новолуния, которое происходит каждые 29 – 30 дней. 12 месяцев составляют 354 дня. Семь раз каждые 19 лет в календарь добавляется один дополнительный месяц (называемый адар-2).

В иудаизме довольно много праздников, посвященных различным событиям религиозной жизни и важным моментам истории еврейского народа.

Хронологически первым праздником является Рош-Ашана (Рош-Хашана) – религиозный Новый год, называемый еще и Днем трубных звуков; вероятно, он был связан с праздником луны, который отмечался звуками труб, отгонявших злых духов. После вавилонского плена и под влиянием вавилонской культуры он превратился в праздник «небесного суда», когда Яхве выносит приговор всему живому.

Следующим важнейшим праздником является Йом Киппур – судный день, день всепрощения, покаяния и отпущения грехов, молитвенного поминовения покойных родителей, родных и близких. Согласно учению раввинов, в течение 10 дней после Рош-Ашана (они называются днями покаяния) Яхве проверяет дела всех людей и готовит свое окончательное решение о судьбе каждого человека на предстоящий год, которое и объявляет в Йом Киппур.

Суккот (Сукос – Кущи) – праздник в память того, что по выходе израильтян из Египта Яхве поселил их в кущах (шалашах). Это осенний земледельческий праздник, связанный со сбором урожая. Он полон радости и веселья.

Шмини Ацерет (Симхас Тора) – Радость Закона. В этот день в синагогах совершаются торжественные процессии людей со свитками Торы в руках. Они поют хвалебные псалмы в честь Яхве. Праздник установлен в связи с тем, что в этот день заканчивается годичный цикл публичного чтения Торы и начинается повторное годичное чтение.

Ханука Праздник света (восьмидневный праздник Огней).

Пурим (от древнегреческого слова «пур» «жребий») – праздник в честь Эсфири (Есфири). Им отмечается освобождение древних евреев от козней злого Амана во времена персидского царя Артаксеркса (IV в. до н.э.), о котором рассказывается в библейской книге «Есфирь».

Песах (Пейсах) – Пасха; праздник освобождения – восьмидневный праздник в память исхода евреев из Египта.

Йом Га-Шоа День Катастрофы, или День памяти Холокоста. «Шоа» на иврите означает «смерч». Первоначально и сам траурный день назывался «Днем Холокоста и героизма» и был учрежден израильским парламентом в 1951 г. Его отмечают 27 числа месяца Ниссана, в годовщину восстания в Варшавском гетто. Но, учитывая, что этот день был введен светской властью, иудейские ультраортодоксы его не признают. Многие иудеи считают, что установление особого мемориального дня расходится с традицией и было бы целесообразнее соединить День памяти Холокоста с существующим постом «Тиша бе-Ав», во время которого поминаются прежние «разрушения», в частности, Первого и Второго Храмов в Иерусалиме [18].

Новой вехой в развитии Каббалы явилась деятельность рабби Ицхака Лурии (1534 – 1572), известного также под именем Ари или Аари (Гаари) Святой, «Святой лев». Это одна из ключевых фигур на панораме иудаизма (галилейский город Цфат, где он учил и умер, до сих пор является местом паломничества).

В центре лурианской Каббалы стоит особая доктрина о «тиккуне», т.е. «сокращении» всенаполняющей сущности Бога с целью дать место космосу. Однако «сосуды» не могут долго выдержать божественного света и разбиваются (в свете этого тезиса толковалось и разрушение ветхозаветного Храма, рассеяние евреев, а также более новые катастрофы в жизни европейского еврейства); необходимо трудиться над мистическим делом воссоединения расточенных частиц света.

Особый аспект составляет так называемая «практическая Каббала», основанная на вере в то, что при помощи специальных ритуалов, молитв и внутренних волевых актов человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс истории (например, приближать пришествие Мессии), ибо каждому «возбуждению снизу» (от человека) не может не ответить «возбуждение сверху» (от Бога). Именно в таком смысле Каббала не вполне чужда миру магических практик. Как попытка ввести определенные компоненты Каббалы (прежде всего лурианской) в общенародный и притом специально «ашкеназийский» контекст может рассматриваться хасидизм [23].

Завершая разговор об иудаизме, важно, на наш взгляд, особо подчеркнуть, что иудаизм – религия небольшого, но талантливого народа, на долю которого выпало немало испытаний. Евреи не только пережили гонения, но и неоднократно подвергались прямому геноциду (гр. genos – род + лат. caedere – убивать), т.е. истреблению. И если этот народ выжил и сумел сохранить свою самобытную культуру, то это благодаря иудаизму, который был и есть для любого еврея не только религией, но и образом жизни, моральной опорой и поддержкой.

В Казахстане иудаизм первоначально был принят ограниченной группой хазарских аристократов во главе с Каганом. Согласно историческим данным, первые еврейские переселенцы прибыли в Туркестан из Персии еще в XIV в. в конце XIX–начале ХХ вв. в ряде мест уже проживали евреи-ремесленники.

А самый массовый приток евреев в нашу страну связан со сталинскими репрессиями, особенно после так называемого «дела врачей». Именно тогда в Казахстан переселились многие еврейские семьи из Украины, европейской части России, Прибалтики.

В настоящее время в нашей стране проживают последователи и ортодоксального (в основном это неоортодоксы и последователи хасидского движения ХаБаД), реформистского и консервативного течений, но ведущим является хасидизм ХаБаДа.

В 1998 г. в Алматы открыт Еврейский центр имени Менахема Шнеерсона – седьмого Любовичского Реббе. А синагога Центра носит имя отца Реббе – Леви Ицхака, который в 1939 г. был сослан в Казахстан, затем, в 1944 г., ему разрешили поселиться в Алматы, но здесь он вскоре скончался и похоронен недалеко от Центра.

В декабре 1999 г. был образован Еврейский конгресс Казахстана, в задачу которого входит содействие сохранению и популяризации национальных обычаев и традиций, культурного и религиозного наследия евреев республики. По специально разработанной программе в ряде городов Казахстана построены синагоги, практически во всех крупных городах действуют еврейские воскресные школы.

9 сентября 2004 г. в Астане была открыта крупнейшая в Центральной Азии синагога «Бейт-РахельХабад Любавич».

Еврейским конгрессом издаётся ежемесячная газета «Шолом».

Иудаизм явился идейным источником для двух мировых религий христианства и ислама. Две главные священные книги иудаизма – Тора и Танах – стали священными также и для христиан, а многие идеи этих книг нашли свое отражение в Коране – священной книге мусульман.

 

Список использованных источников

  1. Подробнее см.: Рендалл Д. Смит. Иерусалим и Святая земля. – Иерусалим: изд. ДОКО, – С.122 – 127.
  2. Подробнее см.: Энциклопедия религий. – М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008 – С.1358. См.: там же. – С.1358 – 1359.
  3. Для культовых целей иудеи используют только текст, написанный вручную на свитке пергамента.
  4. См.: Фишер М.П. Живые религии. – С.
  5. Строго говоря, в иврите – священном языке евреев – понятие «иудаизм» отсутствует. Нет и слова, которое означало бы религию. Термин «иудаизм» получил широкое распространение лишь в конце XIX века. Как отмечает С.М.Пилкингтон, «именно «иудаизм» как понятие отделил их (т. е. евреев – А.А.) от последователей других религий. Определение иудаизма как религии со своими специфическими верованиями и обрядами служило для евреев в первую очередь противовесом христианизации всего общества» (см.: Пилкингтон С.М. Иудаизм. – М., 1999.– С. 5 17).
  6. См.: С.Дубнов. Письма о старом и новом еврействе. – СПб., – С.17 -18.
  7. Рабби ( у хасидов «реббе») – духовный руководитель иудейской общины.
  8. Принципы веры изложены и в гимне «Йигдаль» (по начальному слову, которое на иврите означает «величие»: «Величие и слава Бога (дающего) жизнь безграничны…»). Этот гимн исполняется верующими во время службы в синагоге.
  9. Костюкович П.И. Религиоведение. – Минск, – С. 141.
  10. Цит. по: Пилкингтон С.М. Иудаизм. – С.
  11. Эта идея составила религиозную основу сионизма – движения, призывающего всех евреев, проживающих в разных странах, воссоединиться у священной горы Сион, на которой был сооружен Иерусалимский Храм.
  12. Пилкингтон С.М. Иудаизм. – С. 14.Цит. по: Пилкингтон С.М. Иудаизм. – С. 24.
  13. Религии мира. – Оксфорд, 1994. – С.309 – 310.
  14. Цит. по: Беленький М.С. Иудаизм . – М.: Политиздат, 1966. – С.100.
  15. Энциклопедия для детей. – Т. – часть «Религии мира». – М., 1996. – С. 384 – 385.
  16. Подробнее об этом см.: Пилкингтон С.М. Иудаизм. – С 330 –
  17. См.: Д-р Филипп Ш. Берг. Введение в Каббалу. – Ростов – на – Дону. – С. 17.
  18. Там же. – С.
  19. Д-р Филипп Ш. Берг. Каббала: Чудеса, тайны и молитва. – Ростов–на–Дону. – С. 6.
  20. См.: Новая философская энциклопедия в четырех томах. – Т. II. – С.
  21. См. там же: С.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.