Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

К истории среднеазиатского лицевого покрывала

Статья посвящена традиции ношения лицевого покрывала у среднеазиатских народов. Свадебное лицевое покрывало невесты носили при совершении обряда мусульманского бракосочетания (никах), и при переезде невесты в дом мужа. Также, в некоторых среднеазиатских районах, женщины при выходе из дома надевали чаще всего, в комплекте с паранджой, чачван (чумбот) для закрывания лица от посторонних взглядов. 

История среднеазиатского лицевого покрывала представляет известный интерес  для  изучения  не только религиозных верований, но и этнической и культурной истории тех областей Средней Азии, в которых оно встречается. Отрывочные сведения о данной детали женской одежды встречается еще у средневековых авторов и в дореволюционной этнографической литературе, а также в трудах этнографов советского периода.

Специальные занавески, прикрывающие рот, изображены на персонажах настенной живописи Афрасиаба (VII век н.э., на территории современного Узбекистана), а обычай закрывать лицо кисеей известен в Средней Азии со времен правления Тимура (начало XV века) [8; 44].

Из средневековых сведений примечательны сведения путешественника Руи Гонсалеза де Клавихо (XV в.) о том, что в Тебризе женщины "ходят совсем закутанные в белые покрывала и с сетками из черных конских волос перед глазами" [12; 194]. А фламандский путешественник В.Рубрук в описаниях наряда монгольских женщин замечает: "Под глазами (монгольские женщины – Ж.Г.) подвязывают кусок белой материи; эти куски спускаются на грудь". В связи с этим, есть версия, что обычай прикрывать лицо восходит к древним монгольским обычаям [12; 194].

Среди мусульманских авторов средневековья сведения об обычае закрывания лица среди женщин всречается у Бурхан-уд-дин-Хан-и-Кушкеки в описаниях внешнего облика женщин Бадахшана (“Путеводитель по Каттагану и Бадахшану”) [4].

Из дореволюционной литературы в записках русского офицера Ф.Ефремова,побывавшего во второй половине XVIII века в Бухаре и Хиве, говорится: "Женщины сверх платья надевают фараджи, то есть женский халат, у коего с головы до пят рукава весьма узкие, вместе сшитые и пущенные назад, длиною ниже икор... На лицо надевают волосяные сетки, оные называются чашман" [13]. У В.Наливкина в описаниях быта женщин Ферганской долины мы встречаем такие сведения: “Женщины-сартянки с лицами, закрытыми черной волосяной сеткой, в серых паранджи, халатах с узкими длинными рукавами, накидываемых на голову, причем подол и концы рукавов волочатся или по крайней мере достигают до земли, по одной, по две с ребятами на руках, с узлами шелковичных коконов на голове двигаются плавной, слегка торопливой походкой”. [12; 44]. Его существование в Ташкенте начала XIX в. засвидетельствовано и Филиппом Назаровым, который пишет, что он "видел женщин токмо на базарах, но под покрывалом... Они накидывают на себя халаты, на головах носят чалмы, а на лицо опускают волосяную сетку".

Черная сетка, закрывающая лицо от посторонних взглядов и носимая обычно в комплекте паранджой  в Средней Азии называлась чачван (тадж. – чишмбанд, или чашмбанд, тюрк – чачван) [13; 7] вошла в быт среднеазиатских народов в XVIII веке и представляла собой прямоугольный кусок ткани из конского волоса. Длина среднеазиатского чачвана была различной в разных местах. К примеру, в Ташкенте наиболее распространен был чачван длиной до талии. В ферганской долине – до колен [3; 144], в Самарканде – до талии.

Изготовлением чачванов, которые поставлялись на базары Ташкента, была сосредоточена в руках таджиков (Ура-Тюбе, Чуст), цыган-люлей, у которых чачванами занимались ремесленники по изготовлению сит (на которые тоже шел конский волос) и кураминцев (селение Телеау под Ташкентом). Чачваны привозили в Ташкент также из Алма-Аты и Аулие-Аты (ныне г.Тараз.– Ж.Г.) [3; 144].

Качество лицевых занавесок определялось гибкостью и мягкостью: самыми лучшими считались чачваны, которые не ломались и долго не изнашивались. Говорили, что это достигалось кипячением конского волоса в воде с саманом или соломой. Хорошего чачвана при бережном обращении с ним хватало на всю жизнь.

Чачваны  изготовляли  исключительно  из черного  конского  волоса, белый употребляли  для орнаментации нижнего конца изделия. Иногда чачваны, изготовленные на заказ, украшали мелкими голубыми   или розовыми бисеринками [1; 47], вкрапленными по всему полю или образующими несложный узор, расположенный в виде широкой полосы, идущей либо по низу, либо равномерно узкими полосами по всему чачвану.

В процессе изготовления конский волос выдерживали в воде для придания ему гибкости. Основа натягивалась вкруговую на деревянный обруч (гардиш или кая-ган), уток проталкивался с помощью иглы то поверх нити основы, то под ней, техника работы напоминала штопку. Законченный чачван имел форму мешка; в таком виде снятый с обруча чачван продавали на базаре. Покупательница сама разрезала чачван и, чтобы волос не осыпался, обшивала его с четырех сторон полосами черного сатина или  бархата. Нижняя полоса часто украшалась вышивкой шелком, швом ироки (крестом), позднее – машинной вышивкой. Верхние концы чачвана скрепляли (обычно при помощи воздушной петли и пуговицы) и надевали на голову получавшимся при этом колпачком. Паранджу набрасывали поверх чачвана, ее придерживали специальные завязки под подбородком для того, чтобы она не соскальзывала с головы.

Что касается туркменок, большинство из них носили головные уборы с закрывающими нижнюю часть лица занавесками, имеющими разные названия. При встрече с посторонними мужчиной женщина должна была прикрывать им нижнюю часть лица. Яшмаком у туркменок (текинок, нохурок, гокленок, северных и западных йомудок) служили концы платков или полотнищ, из которых наматывался тюрбан [10; 77]. Лицевая занавеска у некоторых туркменских племен была известна и под названием лечек [10; 87].

Из среднеазиатских народов чачван не носили среднеазиатские цыганки, не смотря на ношение цыгынками паранджи [9; 30], однако, есть свидетельства, что чачван (в комплекте с паранджой) носили среднеазиатские еврейки. На фотографии из бывшего Туземноеврейского музея в Самарканде женщина еврейка позирует в парандже и с откинутым с лица чачваном (в Архиве Петербургского Института Иудаики, № 1;87).

 Свадебная лицевая занавеска на невесте. Туркестанский альбом (Фонд РЭМ)

Свадебная лицевая занавеска на невесте. Туркестанский альбом (Фонд РЭМ)

 Еврейка в парандже с откинутым назад чачваном. Самарканд, 1920-е гг. АПИИ

Еврейка в парандже с откинутым назад чачваном. Самарканд, 1920-е гг. АПИИ 1 

Что касается символического значения данной детали одежды, с ее ношением был связан целый ряд обычаев и поверий. Его надевали лишь выйдя к воротам, на самом пороге. Основой этого обычая, ставшего привычкой, являлось суеверное отношение к черному цвету: он мог накликать несчастье. Из этих же соображений, когда невесту, накрытую паранджой, после совершения обряда мусульманского бракосочетания (никах), везли в дом жениха, ее лицо всместо чачвана закрывали белой тканью, цвет который, по поверью, привлекал счастье [16]. Было не принято брать или давать другому чачван (как и одежду вообще), считалось, что хозяин одежды может магически передать свою болезнь или несчастья другому человеку.

Вместе с тем, чачван имел и значение оберега: считалось, что черный конский волос оберегает от злых духов. В связи с этим, новорожденного покрывали чачваном матери, а при обряде первого положения в колыбель, чтобы очистить ее от злых духов, ударяли по колыбели чачваном. То же делали, когда шли в гости, и там приходилось укладывать ребенка в чужую, давно не использовавшуюся колыбель [3; 145]. 

Свадебное лицевое покрывало.

Обычай закрывать лицо невесты встречается у многих народов. В средней Азии данная традиция выполнялась при совершении обряда мусульманского бракосочетания (никах), особенно при переезде невесты в дом мужа, то есть в те моменты, которые,по представлениям народа, очень ответственны в жизни создаваемой семьи.

Свадебная лицевая занавеска у таджиков называдась рубанд или ру-пушок (“ру”“лицо”) и была распространена в горных районах теченья р. Хингоу (юго-вост. Таджикистана), Дарваза, Каратегина и Припамирья.

Широко представлены были свадебные лицевые покрывала в коллекции вышивок “Орнамент горных таджиков Дарваза (Нагорная Бухара)”, опубликованной этнографом А.А. Бобринским в 1900 году (за этот труд он был удостоен золотой медали Императорского Археологического Общества).

Вышивка рубандов таджиков припамирских районов и самого Памира, необычайно красочная, отличалась обилием орнаментальных форм [6; 291]. Известный этнограф Н.А. Кисляков отмечал: “Ни у кочевых или полукочевых в прошлом народов, ни уоседлого населения Средней Азии, Ирана и Афганистана, где бывало женское покрывало паранджа или чадра, насколько нам известно, не существовало в недалеком прошлом и не существует в настоящее время специально столь богато орнаментированной свадебной лицевой занавески, как рубанд”[7].

В 1903 году А.А. Семенов, касаясь рубандов, писал: “Женщины из зажиточных семей в праздники и в особо торжественных случаях для закрывания лица употребляют покровы, расшитые шелками по бумажной материи... При этом следует заметить,что подобные лицевые покрывала ныне не в таком ходу: прежде, по словам туземцев, их носили больше“ [6; 291].

Рубанд чаще всего представлял собой небольшой прямоугольный или квадратный отрезок хлопчатобумажной материи (обычно75x75  либо 90х75 cм), который был  плотно  заполнен вышитым орнаментом. В основном это геометрические фигуры в виде треугольников, ромбов, геометризованные цветы, птицы, розетки, а также стилизованные деревья. Одним из интереснейших орнаментальных элементов этой вышивки является изображение петухов (на тадж. яз. – хурус) и павлинов (на тадж. яз.– товус). Изображение петухов вышивалось красными нитками [6; 314]. Вообще, красный цвет в орнаменте на рубанде всегда преобладал над другими цветами, что и делало вышивку очень нарядной, праздничной и богатой.

В верхней его части имелось небольшое прямоугольное сетчатое отверстие для глаз,  сделанное  белыми шелковыми нитками. К двум верхним углам пришивались длинные цветные завязки с кистями для укрепления рубанда на голове (обычно это покрывало надевают непосредственно на головной  убор),  а все четыре края окантовывались темной тесьмой, плетенной из ниток. Обычно вышивка выполнялась шелковыми нитками.

Рубанд являлся семейной реликвией и переходил от матери к дочери на протяжении многих десятков лет. “Они ценятся горцами как старые семейные вещи. Бережно передаваемые по наследству, писал А.Бобринской,до сего времени иногда вышивают подобные же занавески по старым образцам” [6; 291].

  Свадебная лицевая занавеска рубанд. 19 в. Каратегин (Таджикистан).  

 

Свадебная лицевая занавеска рубанд. 19 в. Каратегин (Таджикистан). Фонд РЭМ

 Лицевая занавеска таджиков, приобретенная И.Зарубиным в 1916 г. Фонд РЭМ. 

Лицевая занавеска таджиков, приобретенная И.Зарубиным в 1916 г. Фонд РЭМ. 

У сарыкольцев – единственной припамирской народности, живущей только на территории Восточного Туркестана – лицевое покрывадо невесты называе чодар или чумбанд [14]. Обряд снятия чодара выполнялся на третий день свадьбы падарвакилом (посаженный отец) либо другим родственником невесты.

Покрывание лица новобрачной в прошлом отмечен и у казахов, покрывало называлось желек [6; 291].

Об  этом  упоминается  в  труде  Н.А.  Кислякова:  “Новобрачная  переезжала  в   юрту  мужа,  закрытая шалью, преимущественно красного цвета. После ее приезда совершался обряд смотрения новобрачной; собирались все родственники и, каждый, начиная с отца новобрачного, приподнимал покрывало с лица девушки, обещая при этом ей подарок.”[6; 291]. Желек был обязательным дополнением к сэукеле – головному убору казахмкой невесты. А сам обряд “беташар” у казахов (у кыргызов “бетачар” Ж.Г.) дословно переводится как обряд открывания лица невесты и встречался, по сведениям С.М. Абрамзона, у узбеков племени кунград (келин корсатар) [1; 156].

У туркмен атинцев, живших в районе Дарган-Ата (ныне Биратинский район) в Хорезмском оазисе, существовал обычай закрывания лица халатом (специальной накидки у них не было) в течение первого месяца пребывания новобрачной в доме мужа [8; 43].

У кыргызов, по заметкам С.М. Абрамзона, при переезде в дом мужа на молодую надевали специальный головной убор шѳкçлѳ и одновременно закрывали лицо покрывалом бçркѳнчѳк [6; 311]. Этот же термин всречается и в труде Ф.А. Фиельструпа : “Когда при входе в юрту свекра молодуха кланяется, девушки,  вошедшие  с ней, приподнимают ее буркончок”(бүркѳнчѳк);“от глагола бурка – (бүркѳѳ Ж.Г.) кутаться, укрываться” [17]. Автор дает интересные сведения о данной детали костюма невесты: “Новобрачная едет в аул мужа и входит в юрту свекра с покрывалом на лице. Покрывало выполняет роль оберега от злых духов, поскольку духи родного дома уже не защищают молодуху, а духи дома мужа пока не защищают. Принесение жертвы очагу дома мужа дает новобрачной необходимое покровительство, и лицевую занавеску можно снять, что и делал чаще всего один из представителей мужского пола семьи мужа (видимо, это делали и женщины)” [17].

Наряду с термином чçмбøт, упоминающегося К.Антипиной [2; 256] и в русско-кыргызском словаре К.Юдахина, употреблялись термины бет жабуу, бет калка у некоторых южных племен (адигине, мунгуш, монолдор, кыпчак) кыргызов. Покрывало невесты представлял собой полосу бязи (40x30 cм) с расшитой сеткой (25x30 см), края полосы украшались вышивкой. В качестве лицевой занавески употреблялась и прозрачная белая кисея (в племенной группе кыпчак). Женщины из группы мунгуш (распространенной в делали лицевую занавеску в виде сетки, ее плели как кружева и называли тор бет жабуу [2; 256].

Приобретенные С.М. Дудиным лицевые покрывала в Восточном Туркестане и у горных таджиков, хранящиеся в РЭМ, по мнению К.Антипиной, аналогичны кыргызским [2; 256].

 Лицевая занавеска невесты у южных кыргызов (из книги К.Антипиной) 

Лицевая занавеска невесты у южных кыргызов (из книги К.Антипиной) 

Молодуха, по сведениям К.Антипиной, продолжала закрывать лицо занавеской в присутствии свекра, старших братьев мужа и всех посторонних мужчин, которые старше ее по возрасту в первые дни пребывания в доме мужа. По прошествии некоторого времени ее снимали. В церемонии снятия обязательно   принимала   участие  самая   старая  и  уважаемая  женщина.   В  племенной  группе кыпчак  одновременно со снятием покрывала снимали и занавесь (кѳшѳгѳ), за которой в первые дни сидела молодуха. 

В дальнейшем покрывало она носила при перекочевках, на поминках и т.п., а также через год – в доме отца [2; 256].

Обычай закрывания лица во время свадьбы известен и у других народов: джемшидов и хазара (ираноязычные племена на западе Афганистана), у народов Поволжья, в частности, у башкир, чувашей и марийцев, у шорцев (невестка, по сведениям С.М. Абрамзона, посещая в первый раз дома  старших братьев мужа, входила закрытая занавесью и кланялась огню) [1; 256].

 

  1. Абрамзон С.М., Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Фрунзе, 1990
  2. Антипина К.И. Особенности материальной культуры и прикладного искусства южных киргизов. Фрунзе: Изд-во АН Кирг. ССР, 1962
  3. Бикжанова М.А. Одежда узбечек Ташкента XIX начала XX в. //Костюм народов Средней Азии" (историко-этнографические очерки; Академия Наук СССР. – М.: Издательство "Наука", 1979
  4. Бурхан-уд-Дин-хан-и-Кушкеки. Каттаган и Бадахшан. – Ташкент: Общество для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами, 1926// URL: http/www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XX/1900 1920/Kattagan/frametext.htm
  5. Захарова И.В., Xоджаева Р.Д., Казахская национальная одежда. Алма-Ата, 1964
  6. Кисляков Н.А. Свадебные лицевые занавески горных таджичек. Сборник МАЭ, т. XV, c. 291
  7. Кисляков Н.А. Семья и брак у таджиков. По материалам конца ХIХ – начала ХХ века. – М., 1959
  8. Лобачева Н.П., Из истории среднеазиатского костюма (женские головные накидки-халаты)/Советская Этнография. №6
  9. Месамед В., Емельяненко Т., Гершуни Р. Бухарские евреи, История, этнография, кухня. – М., 2012
  10. Морозова А.С. Традиционная народная одежда туркмен/Традиционная одежда народов Среденй Азии и Казахстана (под ред. Н.П. Лобачевой и М.В. Сазоновой). – М., 1989
  11. Назаров Ф. Записки о некоторых народах и землях средней части Азии. М.: Наука, 1968
  12. Пугаченкова Г.А. К истории паранджи, Советская этнография, №3, 1952
  13. Рахимов Р.Р. "Завеса тайны" (о традиционном женском затворничестве в Средней Азии) Этнографическое обозрение, №3, 2005, с. 7
  14. Саидов А., К истории и этнографии сарыкольцев и ваханцев Китая (по материалам экспедиции МИЦАИ в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР)//URL:http://www.etnograf.ru/taxonomy/term/483
  15. Странствование Филиппа Ефремова, российского унтер-офицера //URL:http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Efremov/frametext1.htm
  16. Сухарева О.А. История среднеазиатского костюма. Самарканд (вторая половина XIX – начало XX в.). – М., 1982
  17. Фиельструп Ф.А. Из обрядовой жизни киргизов начала ХХ века (Отв. ред. Б.Х. Кармышева, С.С. Губаева). М., 2002
  18. Широкова З.А. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана. Душанбе,

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.