Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Историко-этнографическая преемственность народного прикладного искусства казахов

Данная статья посвящена казахскому народному прикладному искусству, который является историческим продолжателем протоказахского искусства. Об этом свидетельствуют археологические памятники найденные на территории Казахстана начиная с эпохи бронзы. Среди них особо следует отметить этнографические материалы найденные на памятниках могильника Сангру-І, в поселении Шортанды–Булак в Каркаралинской степи, Шиликтинской долины – автор А.Т. Толеубаев, могильника Аралтобе в Атырауской области – автор З. Самашев, Талды-2 в Карагандинской области – автор А.З. Бейсенов. Данные археологические материалы вносят огромный вклад в мировую сокровищницу эстетической и художественной культуры. Современные казахские мастера народного прикладного искусства в этнографическом аспекте перенимают архаичные технологии протоказахов, что являются высшим эталоном красоты.

На современных этнографических изделиях древние художественные образы зооморфного характера часто присутствуют в казахском народном прикладном искусстве. Архаичные берельские мастера демонстрировали богатый спектр цветоощущении и их комбинации. Цветосимволика и их технология получения красителей берельскими мастерами является эталоном современной эстетики. 

Протоказахское народное искусство свое начало принимает со времен архаики. Гармоничным и эстетичным искусством является прикладное искусство казахского народа. Исторически казахское народное прикладное искусство является полноценным продолжателем протоказахской культуры, о чем свидетельствуют современные материалы археологической науки Казахстана.

Памятники эпохи бронзы найденные на территории Казахстана относятся к раннему этапу в развитии протоказахского народного искусства. К примеру это – изделия из кости, украшения из золота, бронзы и меди, керамические изделия с геометрическим орнаментом. Среди них особа  следует  отметить бронзовую крестообразную пластину с закругленными краями из могильника Сангру-І. Ее форма напоминает розетку, встречающуюся в композициях казахских войлочных ковров. На других изделиях встречены мотивы астрального круга – символа небесных светил огня и неба – верховного тюркского божества «тэнгри» - оберегающего жизнь человека.

В эпоху бронзы на территории Казахстана была развита резьбы по кости. В поселении Шортанды – Булак в Каркаралинской степи обнаружены миниатюрная полированная пуговица полусферической формы, трубчатая кость лошади с резным орнаментом из ромбов и треугольников, пластинка с резьбой по бордюру, двух рядов мелких треугольников и солярного круга в центре. Учёный А.Х.Маргулан констатирует, что народное искусство казахов имеет генетическую связь с искусством саков, усуней, гуннов и других племен, населявших в древности территорию Казахстана [1, с.31].

Академик А.Х.Маргулан отмечал историческую преемственность памятников, подразумевая  типологию предметов народного прикладного искусства, зооморфных и солярных мотивов народного орнамента казахского народа.

Профессор А.Т.Толеубаев полагает, что Шиликтинская долина является первым центром, поднявшим знамя древнейшей государственности саков. В Шиликтинском кургане найдено 358 крупных, более 2000 мелких золотых украшений, которые предназначались для одежды царя. Мелких золотых ювелирных изделий в середине имелись тонкие отверствия для золотых ниток. Такие изделия древних наших предков является великолепной технологией давних времен. По словам А.Т.Толеубаева  Шиликтинские  ювелирные изделия являются свидетельством высокой цивилизации [2, с.4-5].  В  рассматриваемом кургане кроме пятиконечной звезды все изделия имеют зооморфный характер. Древнейшие художники обозначали пятью знаками гармоничного человека – его голову, две руки, две ноги, что подразумевало своеобразную семиотику и мировоззрение древнего человека. Вожможно, ювелирные украшения зооморфного характера, символизируют богатство, изобилие и полет мысли людей древнего общества. В образе летящего беркута древний сакский мастер передал высокую фантазию своего социума. Во всех значимых предметах сакских мастеров встречается бирюза, символизирующая неизменную и верную любовь.

Учёный А.Т.Толеубаев сделал прекрасную реконструкцию Шиликтинского сакского костюма. У великого древнегреческого философа скифского происхождения, одного из семи мудрецов древней Эллады Анахарсиса есть замечательная мысль о том, что «греки высоко ценили скифские ткани». В частности, Анахарсис, обращаясь к мудрецу Солону, говорил: «Эллины – мудрый народ, но ни в каком отношений не мудрее варваров, у которых Боги не отняли способности познавать прекрасное». Он же обратился с речью к Ганнону, где отметил, что «одеждой мне служила скифская хлена, обувью – подошва собственных ног, постелью – вся земля, моя лучшая еда – молоко, сыр, мясо. Все лакомства от голода» [3, с.12-13].

Саки Тарбагатайского региона, жившие на этой территории в ҮІІІ вв. до н.э., впоследствии дошли до Илийского и Джунгарского Алатау и возможно до Памира, далее – до территории Передней Азии.

Западно-Казахстанская археологическая экспедиция Института археологии им А.Х.Маргулана МОН РК под руководством известного археолога З.С.Самашева в 1999 году начала исследование могильника Аралтобе в Атырауской области. Во время археологических исследований обнаружили большое количество украшений из золотой фольги, являвшихся частью детали убранства  народной  одежды.  В этом могильнике были найдены бляшки в виде головы ушастого грифона, оружия в виде железного меча  и наконечников стрел, костяная игольница, бронзовый амулет в форме колеса, керамический сосуд – хум. В них мастера древности великолепно передали идеологические воззрения и систему духовной культуры архаичного общества. Современные казахские мастера генетически переняли технологию выполнения народных изделии своих архаичных предков.

В Центральном Казахстане особо важным сакским памятником является Талды-2 в Карагандинской области, раскопанный известным учёным археологом А.З.Бейсеновым. Памятники кургана Талды-2 доказывают тот факт, что из семи курганов один является культово-обрядовым строением,  где проводились религиозные ритуалы сакской эпохи.

В кургане №7 Талды-2, где была установлена каменная скульптура человека, четко выявлены глубоко расположенные глаза, нос, рот данного индивида. В его руках присутствует какие-то атрибуты сакского времени. В памятниках курганов Талды-2 были найдены окола 200 изделий из золотого слитка и около 22000 мелких золотых украшений. Эти золотые художественные вещи являются торжественными украшениями сакского царя элитарного происхождения [4, с.13-15]. Большое число золотых украшений в курганах Талды-2 доказывает тот факт, что здесь были похоронены представители сакской  элиты,  которые принадлежали к высокой социальной среде, о чем свидетельствуют торжественные и величественные архитектурные сооружения памятника. А.З.Бейсенов полагает, что в анималистических изображениях художественной культуры населения Сарыарки в І тыс. до н.э.  присутствовали  изображения 10 антилопов – сайгаков, 10 горных козлов – тау теке, 23 кошачьих хищников, 8 человек, 2 оленей, 4 кабанов, 4 стилизованных орнитоморфных изображений с элементами синкретизма, лошади, лося, верблюда, птиц, рогатых копытных, образы которых свидетельствуют о высокой раннесакской культуре Центрального Казахстана [5, с.262]. Древний мастер высоко художественно изобразил атрибуты социально-экономической жизни своей эпохи, определил мировоззренческий и эстетический аспекты этнографической жизнедеятельности этого периода. Эти археологические материалы вносят огромный вклад в мировую сокровищницу эстетической и художественной культуры. Данные перечисленные художественные образы древности зооморфного характера часто присутствуют в казахском народном прикладном искусстве на современном этапе.

Учёный-археолог З. Самашев подчеркивает, что «художественные изделия, выполненные из органических материалов – дерево, кожа, войлок, текстиль и металла украшали культовые изделия, костюм, хозяйственно-бытовые предметы и конное снаряжение. Последние в  колличественном отношении намного превосходят все остальные категории предметов, происходящих из Берельских курганов» [6, с.8]. Древние берельские мастера демонстрировали богатый спектр цветоощущений как зеленый, синий, красный, белый, коричневый, черный, желтый и их комбинации. Цветосимволика и технологии получения красителей берельскими мастерами весьма удивительны и великолепны. Красота природы и изумрудной вид Берельских курганов подсказывали древним мастерами цветовую гамму изделий.

Этнографические материалы по прикладному искусству казахского народа констатируют о великолепном    сочетании    цветовой    гаммы    в    художественных    изделиях.    Учёный  Э.С.Маркарян утверждает, что «локальная культура – цивилизация должна служить для краткого обозначения соответствующих ограниченных в пространстве и во времени культурно-исторических систем, сложившихся в результате территориальной, экономической, духовной общости и обладающих традиционно – устойчивыми стилевыми особенностями [7, с.105]. Эти теоритические мысли учёного подтверждаются археологическими и этнографическими материалами разных периодов  времени, духовной и экономической общностью, характерными устойчивыми стилевыми особенностями изделий народного прикладного искусства казахов. Особенно важна историческая преемственность стилевых решений как в протоказахское время, так и в казахский период, которые являются идентичными по семиотике и семантике. Поэтому объективная реальность должна всегда изучаться как синхронно, т.е. в пространственно-временном выражении. В этом плане логический метод раскрывает движение объекта преимущественно в пространстве и по горизонтали.

Также исторический метод профессора И.Д.Ковальченко показывает движение объекта в интервалах времени по вертикали. В содержательном аспекте исторический метод раскрывает конкретный мир явлений, логический – их внутренную суть [8, с.142].

В прикладном искусстве казахского народа нас интересует как конкретный мир явлений, так и их внутренняя суть. Э.С.Маркарян отмечает, что «человеческая деятельность представляет собой общую категорию, призванную выразить социально-направленную активность людей. Это направленная активность, осуществляемая множеством человеческих индивидов на различных участках приложения их усилий, образует в своей совокупности процесс функционирования и развития социальной системы» [7, с.210].

Процесс функционирования и развития социальной системы в казахском народном прикладном искусстве начинается со времен протоказахского периода и действует в современной жизни. Этот факт подтвержают труды известных учёных А.Х. Маргулана [9], Х.А. Аргынбаева [10], М.С. Муканова [11-12], Н.Ж. Шахановой [13].

Множество направлении историко-этнографических исследований народного прикладного искусства казахов является идентичными с архаичными изделиями и предметами со времен сакской эпохи. Здесь особо следует отметить тот факт, что сакская одежда и ткани, украшения, ювелирное искусство, альгамирование золота сакского периода, т.е. технологические инноваций древности совпадают с нынешними этнографическими материалами казахского народа. Прикладное искусство данного этапа времени казахского народа может служить мощном импульсом для развития социально-экономической жизни нашего государства и исторической науки в целом.

 

 

  • Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. –Т.1.-Алма-Ата,1986
  • Толеубаев 6.Т. Шілікті жазығы – саyтардыy алғашyы мемлекетініy ту тіккен ордасы //{азаy əдебиеті.- -2 шілде
  • Антология социально-политической мысли Казахстана с древнейших времен до наших дней: В 2-х томах.- Алматы,2002
  • Бейсенов А.З. Сарыарyа – далалыy мəдениеттіy алтын бесігі. –Алматы, 2011
  • Бейсенов А.З., Джумабекова Г.С., Базарбаева Г.А. Мир образов в искусстве населения Сарыарки (по материалам памятников 1 тыс. до н.э) // Тəуелсіздік кезеyіндегі {азаyстан археологиясы: {орытындылары мен келешегі. –ІІ том.- Алматы,2011
  • Самашев З. Художественная культура древних кочевников Казахских степей (по материалам Берельских курганов) //Тəуелсіздік кезеyіндегі {азаyстан археологиясы: yорытындылары мен келешегі. –ІІ том.-Алматы, 2011
  • Маркарян Э.С. Очерки теории культури.-Ереван: Изд-во АН Армянской ССР,
  • Ковальченко И.Д. Методы исторического исследование. –М.:Наука, 1987
  • Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. –Т.1-3.-Алматы:8нер,1986,1987,1994
  • Арғынбаев Х. {азаy халyыныy yолøнері. –Алматы: 8нер, 11 Муканов М.С. Казахская юрта. –Алма-Ата: {айнар, 1981.
  • Муканов М.С. Каахские домашние художественные ремесла. –Алма-Ата:Казахстан, 1979
  • Шаханова Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). – Алматы:Казахстан,1998. 14 Алимбай Н, Муканов М.С., Аргынбаев Х. Тариционная культура жизнеобеспечения казахов. Очерки теории и истории.-Алматы:Ғылым, 1998.
  • Казахи. Историко-этнографическое исследования. –Алматы: Казахстан, 1995.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.