Данная статья рассматривает культурный фактор, который способствует формированию модернизационных процессов в обществе. В статье определяются основные элементы культурного феномена в контексте социально-политических изменений общественно-политического характера. Авторы в статье дают основные определения, касающиеся культуры и модернизации, а также в статье выявляются закономерности влияния культуры на модернизацию.
Важнейшее значение при анализе модернизации имеет ее культурная составляющая. Сегодня в общественных науках именно культурологический подход занимает центральное место. Культурное видение мира и его социальное видение это просто два разных аспекта видения одного и того же феномена. В общественном развитии культура первична. На каждом этапе развитие культуры связано с борьбой идей, то есть выдвижением альтернатив, их обсуждением и активной поддержкой, либо с пассивной поддержкой одной из них в качестве объективно правильной. Став фактически действенной, она через поведение, ориентированного на ее поддержку, превращается из объективно правильной в просто объективную, то есть в жесткий социальный факт, не переставая при этом быть фактом культуры. Мировоззрение людей, их идеология становится основой социальных действий, и общество оказывается именно таким, каким оно репрезентировано в сознании. Культура не может быть ложной, она просто есть, она не противопоставляется обществу. Развитие и изменение социума совершается при ведущей роли культуры [1].
Одним из процессов в современной политической жизни многих стран мира является модернизация. В своих идейных истоках теории модернизации восходят к идее прогресса, где история, общественно-политический процесс понимались как предопределенное объективными социальноэкономическими факторами движение от так называемого традиционного общества к обществу переходному, а затем – к современному. Поэтому культура в рамках процессов модернизации стала играть важную роль, ибо отражает адаптацию населения их сущностных характеристик к новшествам и иным формам бытия. Более того, принимая во внимания модернизация культурного аспекта, то в этом случаи, возможно, проанализировать динамике влияния на изменения и на формирование социо-культурных процессов и преобразования культурной самобытности.
В сфере культуры и духовной жизни модернизация характеризуется распространением грамотности среди населения, секуляризацией образовательной системы, религиозно-конфессиональной толерантностью, распространением либеральных ценностей, плюрализмом гуманитарных течений в науке, художественном творчестве, искусстве, появлением автономной свободной личности. Культурная модернизация предполагает формирование высокодифференцированной и в то же время унифицированной культуры, базирующейся на комплексной парадигме прогресса, совершенствования, эффективности, счастья и природного выражения личных возможностей и чувств, а также на развитии индивидуализма.
Ее составляющими являются:
- дифференциация главных элементов культурных систем;
- распространения грамотности и светского образования;
- растущая вера в науку и технологии;
- создание сложной, интеллектуальной и институционализированной системы для подготовки к осуществлению специализированных ролей;
- появление новых индивидуальных ориентаций, привычек, характеристик, обнаруживающих себя в большей возможности приспосабливаться ко все более широких социальных горизонтов;
- расширение сфер интересов;
- осознание того, что вознаграждение должно соответствовать вкладов индивидуума, а не какимнибудь другим его особенностям;
- возможность развивать гибкую институциональную структуру, способную приспосабливаться к постоянно меняющимся проблемам и потребностей.
Модернизация в культурном плане ведет к распаду прежнего традиционного единообразия и устойчивости. Плюрализм ценностных установок отражает прогресс в сфере материального производства, дифференциацию самой социальной структуры формирование различных социальных и профессиональных групп, классов, прослоек. В свою очередь сама ценностная вариативность становится одним из условий мобильности социальной системы, ее прогрессивного развития, способствует созданию предпосылок для индивидуализации личности.
Принято выделять в зависимости от соотношения в культуре традиций и инноваций два типа культуры: традиционную и модернистскую (современную). Традиционные культуры исторически первые, так как новые достижения человечества нуждались, прежде всего, в закреплении и передаче последующим поколениям. Освоение мира человеком на начальных этапах истории было чрезвычайно медленным. Для традиционного общества характерно:
- Преобладание традиций над инновациями. Инновации приемлемы до тех пор, пока не разрушают традицию как систему власти.
- Господство мифологических и религиозных представлений.
- Коллективистские отношения между людьми, отсутствие выделенной персональности. Коллектив ставится выше личности.
- Авторитарный характер власти.
- Ориентация на мировоззренческие знания, а не инструментальные ценности, служащие регулятивами повседневного поведения людей.
- Циклический характер развития общества. Возможные идеи быстрых преобразований блокируются религиозным мировоззрением. Поэтому устремление общества к современности сопровождается попятными движениями. Именно это чередование движения вперед и возврата назад создает циклический характер развития, присущий традиционным обществам.
- Отсутствие отложенного спроса, т. е. производство ради насущных потребностей, а не ради будущего. Люди живут сегодняшним днем. Они стремятся удовлетворить свои потребности, а не накопить что-то впрок. К тому же даже их насущные потребности удовлетворяются недостаточно полно из-за технологической отсталости. Например, в традиционной русской культуре была расспространена философия "нестяжательства". Положительный герой русской литературы не деятель, а созерцатель. Он "герой" всех традиционных обществ[2].
Наряду с другими особенностями существует модернистские или современные культуры, которые обладают следующими особенностями:
- Ориентация на инновацию.
- Светский характер социальной жизни.
- Прогрессивное, поступательное развитие общества.
- Выделенная персональность.
- Ориентация на инструментальные ценности, на точные науки и технологии.
- Демократическая система власти.
- Наличие отложенного спроса, т. е. способность производить не ради насущных потребностей, а ради будущего.
Изменяются и психологические особенности человека. Современного человека от традиционного отличают:
- открытость ко всему новому, готовность к изменениям;
- гибкое мышление, ценностные вариации;
- ориентация на информацию;
- большое значение времени;
- расчетливость;
- ценность технических умений;
- образованность и профессионализм;
- личное достоинство [3].
Таким образом, в социокультурном смысле под модернизацией следует понимать процесс превращения демократических ценностей в интерсубъективно разделяемые в рамках общего жизненного мира граждан, составляющих данное общество. Именно изменение ценностных ориентаций, способов конституирования социальности, создает, таким образом, новую солидарность, а значит и общество современного типа, которое в свою очередь может дать новое качество роста экономики. Поэтому, перспектива вывода страны из кризиса связывается с модернизацией базовых ценностей населения и формированием под воздействием происходящих в настоящее время социальных трансформаций в обществе. Именно система ценностей и определяет вектор развития общества. В контексте когерентной реальности общества ценностные ориентации являются тем базисом, на основании которого строятся поведенческие установки населения[4].
- Кадыров А.М.. Культурология. Мировая и отечественная культура: учебное пособие / А.М. Кадыров. -Уфа
- Давыдов Ю.Н, Ковалева, М.С., Филиппов А.Ф. Современная западная социология: Словарь. М.: 1990.
- Федотова В. Г. Модернизация «другой» Европы. М., 1997
- А.С. Балакшин «КУЛЬТУРА И МОДЕРНИЗАЦИЯ», Конгресс Международного форума «Великие реки» 2012 г.