В статье представлены материалы исследования средневекового городища Жайык в Западном Казахстане. На территории городища были исследованы жилища, остатки восточной бани с подпольной системой отопления и остатки кирпичеобжигательной печи. На некрополе городища исследованы два мавзолея.
Полученные материалы, находки монет дают основание датировать время существования города периодом первой половиной XIV века.
Средневековое городище Жайык располагается в 12 км южнее г. Уральска Западно-Казахстанской области, на поверхности коренного берега, образованного пойменным протоком р. Чаган. В течение ряда лет памятник изучался в рамках государственной программы «Культурное наследие» [1]. Площадь городища составляет примерно 7 га. Городище включает жилые усадьбы, постройки производственного и общественного назначения – восточная баня с подпольной системой обогрева, кирпичеобжигательная и остатки керамической печей.
Исследования на городище выявили, что жилые постройки состоят из комплекса жилых и хозяйственных помещений, разделенных капитальными сырцовыми стенами. Усадьбы имели дворы с надворными деревянными постройками.
Стены жилых построек возводились из сырцового кирпича прямоугольного и квадратного формата следующих размеров: 25х28х8 см, 35х38х7 см, 20х22х6 см, 28х25х8см, 26х20х6см, 38х24х78см, 25х25х7 см, 25х45х7 см. Стены снаружи, внутри и полы обмазаны слоем глиняной обмазки.
Жилые помещения отапливались канами, топкой которых обычно служили тандыры. Дополнительно к ним в «большой усадьбе» и одном из жилищ «малой усадьбы» имеются печки прямоугольной формы, сложенные из жженого кирпича. Они обычно приподняты над уровнем пола на тумбы из сырцового кирпича.
Жилые помещения имеют «П-образные» суфы, в хозяйственных помещениях располагаются ямы-хранилища, мусорные ямы, ташнау. Основные стены построек имеют толщину 70-80 см.
Стены жилищ городища Жайык, возводились на всю высоту из сырцового кирпича. Рядом с усадьбами на городище отмечены несколько западин округлой и эллипсовидной форм, служившие скорее всего, водохранилищами – хаузами. Назначение их как водоемов подтверждают обнаружение при исследовании одного из западин, на глубине 1 м, двух крупных фрагментов чигиря. В заполнении водоема встречены также кости животных, фрагменты станковой керамики.
В ходе археологических исследований были получены значительная керамическая коллекция, состоящая из посуды столовой, кухонной и хозяйственно-бытовой, керамических предметов архитектурного декора; фрагменты металлических изделий; стеклянные бусины, медные монеты, фрагменты бронзового зеркала, железные гвозди, иглы и т.д.
Обнаруженные монеты хорошо известны среди джучидских монет и принадлежат по реформенному чекану хана Узбека. У одной из монет прослеживаются следы надписи в квадратной рамке, разделенной пополам на две равные части. На оборотной стороне – изображение льва с раскрытой пастью, поднятым хвостом, шагающего вправо. Над спиной животного – изображение восходящего солнца. На лицевой стороне хорошо сохранившихся монет этого типа надпись «Высочайшее постановление» внутри квадратного картуша. По краю картуша надпись «Чекан Сарая 737». Цифрами дана дата чеканки монет – 737 год хиджры (т.е. 1336/1337 гг.).
Исследования строительных материалов с городища и сопоставления планов жайыкских жилищ с материалами с сопредельных территории выявили существенное влияние на них традиции домостроения Хорезма и Сырдарьинского региона [2].
Наиболее схожи планировки жилищ городища Жайык с городскими жилищами Отрара XIV-ХV вв. анфиладная планировка жилищ, «П» – образные суфы в жилых помещениях, тандыры, ташнау в интерьерах помещений и т.д.
Из общественных построек на городище Жайык исследована баня. Примерные размеры бани городища Жайык составляют 110-120 м І.
Центральное помещение бани имело восьмиугольную планировку. С востока и запада к нему примыкали малые помещения для мытья. Обогревалась баня подпольной отопительной системой. Жаропроводящие каналы были устроены под полами и суфами всех внутренних помещений. Цокольная часть всей постройки была заглублена в землю. Вода в моечные помещения подавалась посредством разветвленной системы керамических трубопроводов либо из колодцев. Горячая вода подогревалась в железном котле, установленным над топкой, а оттуда подавалась в моечные помещения.
На территории Золотой Орды известны изученные остатки более чем двух десятков бань [3]. Ряд характерных признаков отмеченных при раскопках бани на городище Жайык позволяет отнести ее к баням-хаммам восточного типа.
Восточная периферийная часть городища Жайык была занята мастерскими по производству жженого кирпича. Здесь исследованы остатки керамической печи. Расчищена сохранившаяся топочная (огневая) камера одной из кирпичеобжигательных печей прямоугольной формы. Топочная камера представляет собой котлован в материке облицованный обожженным кирпичом и перекрытый восемью арками. Ее внутренние размеры: длина 490 см, ширина 325 см, высота 180 см. В южной торцовой стене устроен вход в топку печи. Стенки печи выложены из сырцового кирпича размерами 30х30х8 см. От входа вниз в огневую камеру вела дорожка с уклоном в 30 см. обмазанная глиной. Над арками был выложен под обжиговой камеры, в котором между арками оставлены сквозные отверстияпродухи. Кирпичи в продухах положены в вертикальном положении. Из восьми арок полностью сохранилась лишь первая арка перед входом. Высота арки от уровня основного пола 165 см, ширина пролета 325 см с увеличением у основания на 10 см. Обследование топки печи показало, что печь подвергалась многократному ремонту, это видно по многослойной обмазке.
Хронологически и территориально к описываемой печи близка печь, датируемая XIII-ХIV вв. и исследованная на городище Сарайчик [4].
В двух километрах северо-западнее городища, на некрополе располагаются остатки мемориальных сооружений – богато украшенных полихромной глазурью двухкамерных купольных мавзолеев. Исследованы два мавзолея.
Малый мавзолей. Раскопки показали, что мавзолей прямоугольной в плане формы, размерами 9х12 м. Юго-западная стена была оформлена в виде портала. Мавзолей состоит из двух помещений зиаратханы и гурханы. Зиаратхана прямоугольной формы, размеры его 5,5 х 3,5 м. Слева и справа от входа в это помещение, вдоль восточной и западной стены располагались невысокие суфы шириной 1,25 м. и высотой около 0,4м. Гурхана квадратная в плане, площадью 5,5х5,5 м. Средняя часть пола помещения была вымощена шестиугольным обожженным кирпичом. Погребение в гурхане расположено почти в центре, перед суфой у северной стены. Могильная яма глубиной 1,6 м., длиной 2, 55 м., шириной 1,15 м. ориентирована длинной осью В-З. В заполнении могильной ямы встречено множество глазурованных и просто ангобированных плиток и кирпичиков. Погребение совершено в кирпичном склепе. Погребальная камера имеет внутренние размеры 2,0 х 0,7 м. Погребение полностью разграблено, разрушена конструкция кирпичного склепа. При расчистке обнаружены железное кресало, железные гвозди, бронзовые бубенчики, небольшой железный нож.
Большой мавзолей. Прямоугольный в плане формы, площадью 12,85х19,5 м. Южный фасад мавзолея был оформлен в виде монументального портала с широкой центральной входной сводчатой нишей.
Южный фасад и входная ниша были облицованы глазурованными плитками, образующими орнаментальные пояса с растительными и геометрическими мотивами. Перед главным фасадом мавзолея расчищен обширный, почти квадратный в плане двор площадью 25,8 м х 24 м, огражденный стеной. Пол площадки был вымощен квадратным жженым кирпичом.
Первое помещение мавзолея зийарат-хана имело площадь 4,4 х 4,4 м. Здесь располагались две боковые и центральное суфы. Главное помещение мавзолея, где совершались погребения, «гурхана», расположено за «зийарат-ханой». Оно имеет площадь 8,8х8,8 м. Два основных погребения мавзолея располагались в центральной части под надгробием, сооруженным их жженых кирпичей.
Мавзолей служил фамильной (родовой) усыпальницей. Правая, восточная, сторона гурханы была отведена в основном для погребений взрослых представителей рода, левая же – для детских погребений. Всего же здесь обнаружено и расчищено одиннадцать погребений. Все погребения совершены в период функционирования мавзолея, как фамильной усыпальницы представителей социально-политической элиты прижайыкской части Золотой орды.
В дальнейшем за мемориальными сооружениями был постоянный уход, т.е. они регулярно ремонтировались. Мавзолеи на некрополе играли роль культовых сооружении. Вскрытая площадка перед мавзолеем, огражденная стеной из жженых кирпичей, использовалась в качестве места совершения молитв, здесь же совершались поминки и жертвоприношения.
Аналогичные по площади двора расчищены перед фасадом мавзолея Жошыхана на Улытау (XIV в.) [5].
По своему архитектурному типу данный мавзолей, также как и «малый мавзолей», можно отнести к «фасадным двухкамерным мавзолеям» [6]. Строительство этих мавзолеев можно отнести ко времени хана Узбека (1313-1339 гг.), когда ислам официально становится в Золотой Орде государственной религией. Город на месте городища Жайык, как и другие городские центры, был сосредоточием ремесленного производства.
Аналогии керамическому материалу хорошо прослеживаются в материалах золотоордынских городов Поволжья, Сарайчика, Актобе (Лаэти), золотоордынских поселений Пруто-Днестровского междуречья, Причерноморья [7].
Анализ керамического материала, мемориально культовых построек некрополя, находки монет дают основание датировать время существования города первой пол. XIV в. Город на месте городища Жайык возникает вероятно в первой половине XIV вв., в период правления ханов Узбека (13131339 гг.), и Джанибека (1312-1357 гг.).
Это время характеризуется в истории Золотой Орды как годы наибольшей стабильности и расцвета городской культуры, когда возрождаются некоторые важнейшие торгово-экономические центры, пострадавшие в период завоевания, появляются десятки новых городов и крупных поселений.
- К.М. Байпаков, Е.А. Смагулов, Г.А. Ахатов. Средневековое городище Жайык. – Алматы, 2005. С. 221. Памятник исследовался УАЭ. Рук-ль экспедиции д.и.н. К.М. Байпаков. В составе экспедиции в разные годы работали сотрудники Института археологии: к.и.н. Е.А. Смагулов, Г.А. Ахатов, А.А. Ержигитова, Р.Шербаев, А.Ж. Бермагамбетов, Д.А. Лобас.
- Акишев К.А., Байпаков К.М., Ерзакович Л.Б. Отрар в XIII-XV вв. Алма-Ата, 1987. С.15 100; Они же. Жилище позднесредневекового Отрара XVI-XVIII вв. Жилище народов Средней Азии. М., 1982. С.121-136; Ерзакович Л.Б. Жилища Отрара и некоторые этнокультурные процессы на юге Казахстана в XIII-XVIII вв. Средневековая городская культура Казахстана и Средней Азии. – Алма-Ата, 1983. С.81; Смагулов Е.А., Григорьев Ф.П., Итенов А. Очерки истории культуры средневекового Туркестана. Алматы, 1999. С.166-175.
- Зиливинская Э.Д. Средневековые бани Нижнего Поволжья//Сокровища сарматских вождей и древние города Поволжья. М., 1989. С.
- Пацевич Г.И., Печь для обжига кирпича в древнем городе Сарайчике // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 69. М., 1957. С. 111-114.
- Отчет по теме: археологические исследования некрополей Алаша-хана и Жошы-хана для последующей реставрации и музеефикации. Алматы-Караганда, 1998. Рукопись. Архив ИА.
- Маньковская Г.Ю. О типологии мемориального зодчества Средней Азии. Мавзолеи Фудины и Касби.// Культура и искусство народов Средней Азии в древности и средневековье. М., 1975. С.97.
- Кузнецова О.В. Керамика городища Жаик // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Вып.
- Уральск 2002. С. 219-220; Федоров-Давыдов Г.А., Булатов Б.Н. Керамическая мастерская Селитренного городища //Сокровища сарматских вождей и древних городов Поволжья. М., 1968. С. 195-212; Якобсон А.Л. Средневековый Херсонес//Материалы и исследования по археологии СССР № 17, – М.-Л., 1950; Тасмагамбетов И.Н., Самашев З.С. Сарайшык. Алматы, 2001. С.104-247.