Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Ценностно-смысловое измерение сущности казахстанского философско-научного знания

В статье на примере интеграции различных сфер научного знания, а также интеграции науки с вненаучной сферой рассмотрена динамико-содержательная сторона междисциплинарных философсконаучных сфер, позволяющих изучить отечественную историю как часть всемирно-исторического процесса. Рассмотрено глубокое содержание проблемы ценностного смысла философско-научного знания как сущностных оснований человеческого бытия. На основе изучения стадий развития философского знания прослежены его взаимосвязь и интеграция в различные области научного, духовного знания, а также искусства. Так, на примере формирования и развития казахстанского философского знания показано, что философско-научное знание в целом представляет собой интегральную форму познания мира. В этом смысле в контексте аутентичных духовно-культурных оснований духовного наследия деятелей Великой степи, позитивистских и персоналистских позиций казахских мыслителей, поэтов, ученых (в том числе и наших современников) и изучения духовно-этического содержания их творений рассмотрены пути становления в Казахстане междисциплинарных научных сфер на стыке философии, науки, искусства и религиоведения — кочевниковедение, казахская философия, фарабиеведение, абаеведение, тенгриановедение и др. Показано, что казахстанское философско-научное знание, развиваясь как комплекс наук «о духе», позволяет осмыслить истоки духовности казахского народа, внося тем самым достойную лепту в востребованные современным человечеством аспекты бытия.

При изучении философско-научного знания характерным явлением выступает редукционизм, который является в определенной мере необходимым аспектом анализа, однако гипертрофирование приводит к упрощению и искажению при решении проблемы. Подобными недостатками страдают в равной мере как сциентизм (сведение основания всей человеческой культуры к науке), так и антисциентизм (умаление, вплоть до полного исключения значимости науки в контексте культурного целого).

С нашей точки зрения, наиболее адекватным и продуктивным подходом в решении проблемы является парадигма, ориентирующая на исследование ее сущностных определений внутри многомерного культурно-исторического контекста; на исследование того, каким образом и в каких формах этот контекст вплетается и проявляется в философско-научном знании. При этом проблема ценностного смысла как глубинного содержания становится одним из главных предметов философской рефлексии.

Философско-научное знание двояко и совмещает в себе, с одной стороны, вечное творение, борьбу, духовное усилие, стремление, с другой — является интеллектуально-нравственным прообразом, идеалом, универсальной ценностью, к которой необходимо стремиться и ею руководствоваться. В этом состоит динамико-содержательная сторона знания, в которой оно везде впереди, и если этого не будет, то оно перестанет существовать. В той мере, в какой нам удастся рассмотреть формы его воплощения и самораскрытия, мы сможем говорить о философско-научном знании осмысленно, а значит, определить его сущностные основания как ценности человеческого общества.

Предположим, что данный феномен в диалектическом развитии проходит три стадии.

  1. Стадия «абстрактное единство» — проявляется в такой эмпирико-онтологической форме, как слитность, нерасчлененность науки и философии (античный период).
  2. Стадия «формальное различие», в которой наука раскрывает себя как автономная форма культуры — чем далее, тем более обособляясь от философии и религии. На данном этапе она воплощает и реализует себя в различных ипостасях, раскрываясь в обособленных дисциплинарных формах (А.П.Огурцов). Здесь также осуществляются дифференциация на естественнонаучный цикл, социогуманитарный цикл, исторический и онтологический «отбор» качеств и проявление различных сторон науки.
  3. Стадия «конкретный синтез» проявляется в интеграции различных сфер научного знания, а также в союзе науки с философией и религией.

Онтологическая цель философско-научного знания — охват всего универсума, воплощение себя через продуцирование. Мир науки — результат ее собственной деятельности. Изменяясь сама, она изменяет мир, преобразовывая его. Ступенями преобразований являются мир природы и социума, но высшая ступень самореализации науки в мире духа. В своем развитии философско-научное знание становится практическим духом и, обретая объективность, силой всеобщего порядка. Поэтому оно становится общественной субстанцией.

Таким образом, на современном этапе прослеживается интеграция различных сфер научного знания, а также интеграция науки с вненаучной сферой, философией, религией и искусством.

Все отмеченные выше особенности присущи и науке Казахстана. Ее развитие на данном этапе можно определить как промежуточную, переходную стадию от периода формального различия к интегральной науке, или иначе — к философско-научному знанию. В качестве примеров можно привести такие направления философии и науки, как фарабитану, қорқыттану и абайтану, шəкəрімтану, түрк философиясы и көшпеліліктану (кочевниковедение), қазақ философиясы, тəңіріліктану (тенгриановедение) и др.

Как сейчас известно, имя Шакарима в советское время, как и имена многих репрессированных деятелей, в числе которых алашордынцы, замалчивалось. Несколько иначе сложилась судьба Абая. Нравственный посыл, исходивший от творчества Абая, был столь велик, а устное поэтическое общение в культуре казахов настолько развито, что все казахские племена и жузы (роды) из уст в уста десятилетиями передавали слова назидания, стихи и песни просветителя, не растеряв и не исказив ни строчки из его наследия. Выдающийся акын и писатель, просветитель, общественный деятель и основоположник современной казахской письменной литературы Абай Кунанбаев (1845–1904 гг.) в своем творчестве  руководствовался  общечеловеческими  («Адам  бол!»)  и  национальными   ценностями. В советское время его стихи и песни вошли в учебные программы школ и вузов. Постепенно приходило осознание того, что творческое наследие Абая значимо не только с точки зрения художественной культуры, т.е. поэзии и песенного искусства, оно становится предметом изучения таких специальных наук, как филология, литературоведение и музыковедение.

Следующий шаг был сделан философами, раскрывшими глубокое духовно-этическое содержание его творений, а Личность великого акына приобрела статус великого мыслителя вселенского масштаба. «Абай утверждал, что человек изначально обладает всеми качествами, присущими Богу. Они находятся в нас в зачаточном состоянии. Сознательно развивая их, человек может и должен уподобиться всевышнему — стать совершенным универсальным Человеком. На пути самосовершенствования главное — никому не навредить. Это возможно, если руководствоваться самой ценной способностью человека — умением любить. По Абаю, поскольку Бог создал человека с любовью, тот должен сначала научиться любить Бога, потом — человечество, затем — справедливость. В трактовке Бога Абай далек от исламской ортодоксии и мусульманского фатализма. Ему ближе и понятнее суфийско-тенгрианское понимание единства макрои микрокосма, мира и человека» [1; 19].

О том, как непросто складывалась судьба философско-научного знания в Казахстане, свидетельствует и история коллективной монографии «Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством». Это — первый фундаментальный труд по новому философско-научному направлению — көшпеліліктану. Статьи ведущих казахстанских ученых — философов, искусствоведов, филологов, культурологов, историков, этнологов — объединяла общая задача «осмысления и реконструкции духовного универсума кочевого общества» [2, 3]. Иными словами, ставилась и решалась задача культурно-логической реконструкции казахской культуры как высокой ценности, востребованной в современном обществе. Наряду с «Аз и Я» О. Сулейменова, «Кочевники. Эстетика...» — это результат, вернее, один из результатов того явления, имя которому «шестидесятники в Казахстане». Сегодня, по истечении не одного десятка лет, можно говорить о том, что именно благодаря им — «шестидесятникам», — в число которых входит, по сути, вся элита страны, зажглась заря Независимости. Это связано с тем, что Независимость есть исторический феномен, который не дается в готовом виде. Идея независимости — это национальная (в смысле, национально-государственная) идея, которая содержит в качестве своего внутреннего основания духовно-нравственные ценности, формировавшиеся и выражавшиеся в разные исторические периоды многими деятелями [3].

Результатом напряженных поисков явилось, во-первых, изучение духовного наследия деятелей Великой Степи в контексте аутентичных духовно-культурных оснований и более глубокое и глубинное исследование таких направлений, как абайтану, фарабитану, қорқыттану и других тенденций.

Вместе с тем появляются новые задачи, актуальные как для национальной философии, так и для всемирного философско-научного сообщества. Сказанное относится, прежде всего, к таким новым направлениям, как көшпеліліктану и тəңіріліктану, которые все еще находятся на стадии осмысления. Компаративный (сопоставительный) анализ свидетельствует о том, что они сформировались практически одновременно как отечественное явление и как феномены мирового масштаба. Как уже отмечалось, основы такого непопулярного в философии и науке советского времени направления, как көшпеліліктану закладывались в период «шестидесятничества». Свидетельством тому является история книги «Кочевники. Эстетика...», тираж которой поначалу «был изъят из продажи по цензурным соображениям, сводившимся к обвинениям в отсутствии классового подхода и идеализации прошлого» [2, 3]. Выход монографии оказался возможным только в 1993 г.

Сегодня көшпеліліктану — одна из тех междисциплинарных философско-научных сфер, где ведутся активные изыскания историками и философами, искусствоведами и многими другими учеными социогуманитарного знания. Плодотворны в этой сфере компаративные исследования с тюркомонгольскими народами, а также с западной номадологией [4].

Активно разрабатывается и второе направление — тəңіріліктану, в котором тенгрианство интерпретируется, во-первых, как целостный тип культуры (календарь культуры), аналогично исламской либо христианской цивилизациям, культуре и философии [5]; во-вторых, отмечается, что его базовым основанием является эпос, что зафиксировано тенгриановедами в определении международных конференций как «тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность». Это положение [6] доказательно обосновывается и казахским материалом, где жыраулық составляет сердцевину казахской культуры и философии, пронизанную духом свободомыслия.

Таким образом, можно сделать некоторые предварительные выводы:

  • новое время выдвигает новые задачи и новые сферы исследования, которые востребованы во всех сферах культуры: философии, социально-гуманитарных науках и образовании, а также в массовом сознании. Свидетельство тому — веб-портал e-history.kz, цель которого — возрождение национальной исторической памяти, глубокое изучение нашей истории как части всемирно-исторического процесса и преодоление имеющихся «белых пятен» [7]. Ибо, если мы хотим стать «успешным государством и построить свою государственность в расчете на историческую перспективу («Мəңгілік мемлекет», «Мəңгі ел»), то нам необходимо осмыслить истоки нашей духовности» [8];
  • дополняющие друг друга тенденции философско-научного сообщества, такие как тюркская и казахская философия, көшпеліліктану и тəңіріліктану, актуальны не только в региональном, но и в цивилизационном аспектах;
  • эти направления правомерно определить как науки о духе. В көшпеліліктану кочевничество является для носителей номадической ментальности иппокреной духа, духовности (К.Ш. Нурланова). Оно созвучно западной номадологии, где также обосновывается номадическое мировидение как достойная альтернатива технократической материально-вещественной цивилизации;
  • как номадологию, так и көшпеліліктану правомерно определить как футурологию. Главная идея, общая для обеих философско-научных сфер, — это вывод о духовном будущем. В этом ключевом пункте Восток и Запад, мир кочевников и мир земледельцев, составляют единый неделимый человеческий род. И этот факт вселяет веру и надежду в то, что наши внуки и правнуки будут жить в этом самом духовном будущем. Иными словами, диалог, коммуникация кочевничества и оседлости, Востока и Запада есть выбор в пользу неокочевничества. И это есть та общая платформа, которая составляет сущностное основание современного социогуманитарного познания. Можно таким образом резюмировать, что национальная казахская философия органично вписывается в контекст современного философско-научного познания [9].

В новых направлениях казахстанского философско-научного знания пересекаются, во-первых, интересы различных научных сфер; во-вторых, они представляют междисциплинарное пространство на стыке философии, науки и религиоведения. В-третьих, данные сферы представляют собой разный исследовательский ракурс единого культурного бытия. Көшпеліліктану — отрасль, предметом изучения которой являются сущностные основания социокультурной реальности (СР) номадов евразийского континента. Тəңіріліктану акцентирует внимание на интерпретации духовного учения Великой Степи. Қорқытттану выявляет место и значение первого тенгрианца Қорқыт Ата Əулие (С. Акатай), закладывая тем самым фундамент для воссоздания духовно-культурного облика деятелей тенгрианской культуры и философии.

На сегодняшний день накоплена солидная исследовательская база, посвященная означенным философско-научным направлениям. Предметом исследования в них являются:

  • классификация, системное обоснование, территориальные аспекты кочевничества;
  • методология аутентичного постижения изнутри номадического гнозиса;
  • интерпретация метафорического и метафизического смысла тенгрианской культуры.

Оригинальный компаративный подход предпринят А.С. Балгимбаевым. Согласно исследователю, «в новой постмодернистской системе ценностей в качестве центральной выделяется осознание неразрывной связи человека и мира, примата духовных ценностей над материальными, и многообразия форм бытия, а также необходимости их более полной репрезентации…. Постмодернизм меняет приоритет в пользу духовных ценностей и в этом плане есть стадия постматериалистических ценностей. На первый план выдвигаются такие ценности, как качество жизни, защита окружающей среды, доминирующими становятся постматериалистические идеальные ценности. <…> Приоритет духовных ценностей своими корнями уходит в традиционную культуру номадного традиционного общества, так что постмодернистский дискурс и архетипы нашей культуры и в этом пункте находятся в согласии. Сказанное позволяет сделать один важный вывод: мобилизация духовного потенциала нации является условием успешного перехода к постмодернистскому типу экономического и политического развития. Подтверждается преобразующая роль культурной составляющей в выстраивании нашей национальной государственности», — резюмирует А.С. Балгимбаев [10; 32–34].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что философско-научное знание Казахстана развивается как комплекс наук «о духе», прежде всего, внося тем самым достойную лепту в востребованные современным человечеством аспекты бытия.

Проведенный культурфилософский анализ позволяет заключить, что освещение данного феномена в ценностно-смысловом измерении важно для понимания кризисных явлений современного общества, в том числе и кризиса науки. В.А. Кутырев называет современную культуру «тектурой», поскольку она связана сегодня со специальной технически высоко оснащенной индустрией. В результате этого происходит манипуляция индивидуальным сознанием; из нее уходят человеческие чувства, дух и душа, разрушаются духовно-ценностные механизмы. И.М. Орешников отмечает, что неразвитость души, чувственных переживаний ведет к бездуховности, обусловливает неразвитость в выборе ценностных ориентаций [11; 35].

Культурфилософский анализ способствует, далее, определению ценности и смысла науки как исторического феномена. Так, на стадии «формального различия» она проявляется в конкретных обособленных формах. Каждая из них осуществляет какую-то сторону, выявляя ее смысл. Но в действительности наука всегда стремится к синтезу, к своей полноте, и это отражается в эмпирикоонтологических формах, которые также стремятся интегрироваться. Каждая форма, будучи частью целого — науки, — для полного своего определения предполагает другие формы и, более того, не может существовать в своей обособленности.

Современный этап — высшая стадия саморазвертывания науки. В ней произойдет «снятие» противоречий, осознанное единение обособленных форм в бытийную целостную форму. Эта стадия отмечена наиболее высоким уровнем всеобщности по сравнению с предыдущей. Возможно, что конкретный синтез никогда не будет осуществлен до конца и предполагается как некий идеал, к которому нужно стремиться. С.Л. Франк пишет, что в отдаленной перспективе мерещится идеал человека, для которого нравственные побуждения сольются с субъективными влечениями [12; 46]. Следовательно, это будет нравственно-цельная культура. Для этого существует философско-научное знание как «манящая даль» духовных преобразований. Ему еще предстоит раскрыть свою силу. Будучи «горизонтом» для человечества, оно позволяет ставить цели более весомые и творческие. Смысл его реализации есть вечное стремление к духовному творчеству, Любви, Добру, Истине и Красоте в их спаянности-слитности.

 

Список литературы 

  1. Хасанов М.Ш., Петрова В.Ф. Роль отечественной философии в становлении казахстанской идентичности // Қазақстандық бірегейлікті қалыптастырудағы университет ғалым-философтардың рөлі: Əл-Фараби атындағы ҚазҰУ-дің 80 жылдығына арн. халықарал. ғыл.-теор. конф. материалдары. — Алматы, 2014. — 262 б.
  2. Кочевники. Эстетика: Познание мира традиционным казахским искусством. — Алматы: Гылым, 1993. — 264 с.
  3. Кокумбаева Б., Раимбергенов А., Раимбергенова С. Кочевниковедение и кочевниковеды // Новая музыкальная газета.— 2012. — № 2. — С. 47–49. — [ЭР]. Режим доступа: http://кітапхана.қаз/catalog/140330/140330-02.htm
  4. Аршабеков Н.Р., Кокумбаева Б.Д. Кочевниковедение в современном философском контексте (к постановке проблемы)// Философия в современном мире: стратегии развития: Материалы I Казахстанского философского Конгресса (Алматы, 27– 28 сентября 2013 г.). — Алматы: Ин-т философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2013. — С. 395–401. — [ЭР]. Режим доступа: http://кітапхана.қаз/catalog/140330/140330-001.htm
  5. Резолюции IV-й Междунар. науч.-практ. конф. «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность». — [ЭР]. Режим доступа: http://www.dalaruh.kz/articles/view/509
  6. Аманов Б.Ж., Мухамбетова А.И. Казахская традиционная музыка и ХХ век. — Алматы: Дайк-Пресс, 2002. — 544 с.; Кокумбаева Б.Д. Культурология тенгрианского искусства: учеб. пособие. — Павлодар: Науч.-изд. центр Павлодар. гос. пед. ин-та, 2012. — 156 с. — [ЭР]. Режим доступа: http://кітапхана.қаз/catalog/130814/130814-001.htm
  7. В Казахстане начал работу веб-портал e-history.kz. — [ЭР]. Режим доступа: http://news.headline.kz/ chto_v_strane/v_kazahstane_nachal_rabotu_veb-portal_e-historykz_.html;
  8. Шекей Г. Номады как архитекторы Евразии (По итогам III заседания Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории РК). — [ЭР]. Режим доступа: http://www.altyn-orda.kz/blogs/gainizhamal_shekei/gajnizhamalshekej-nomady-kak-arxitektory-evrazii-po-itogam-sh-zasedaniya-mezhvedomstvennoj-rabochej-gruppy-po-izucheniyu-nacionalnojistorii-rk/
  9. Философия в современном мире: стратегии развития. Материалы I Казахстанского философского Конгресса. —Алматы: Ин-т философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2013. — 818 с.
  10. Балгимбаев А.С. Ценности постмодернизма и традиции // Ұлттық мəдениет: дəстүр мен қазіргі уақыт. — Алматы: КИЕ, 2009. — 208 б.
  11. Межуев В. Интеллигенция и демократия // Свободная мысль. — 1992. — № 16. — C. 34–47.
  12. Франк С.Л. Ницше и этика «любви к дальнему» // Франк С.Л. Сочинения. — М.: Правда, 1990. — 608 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.