Антропоцентрический подход в современной парадигме образования диктует необходимость перемен в подходах к обучению. В центре образовательной парадигмы выступает личность студента, а совершенствование ее коммуникативной компетенции - одна из приоритетных задач преподавателей русского языка в группах с казахским языком обучения. Под коммуникативной компетенцией мы понимаем способность решать реальные коммуникативные задачи в конкретных речевых ситуациях.
Нами предлагается фрагмент занятия по обобщению и систематизации пройденного материала, на котором отрабатываются навыки дифференциации текста с точки зрения стилевой принадлежности. На данном занятии решаются следующие задачи: научить студентов различать функциональные стили русского языка, устную и письменную речь, делать стилистический анализ текста произведения, извлекать новую информацию из текстов, давать оценку полученной информации.
Работу над текстами предваряет вступительное слово преподавателя по теме: Лексическая тема нашего занятия «Живем на одуванчике». Это означает, что мы живем на маленьком земном шаре, природу которого необходимо охранять. Поговорим о легких нашей планеты - лесах и деревьях. Преподаватель предлагает вспомнить, какие деревья известны?
- Береза, клен, тополь, дуб, осина, сосна, ель.
Следующий этап - сбор информации, уже имеющихся знаний о дубе. Для этого целесообразно поделить студентов на три группы, члены которых делятся друг с другом своими знаниями, фиксируют их в письменном виде, затем один из представителей этой группы представляет информацию.
Работа в группах - эффективное средство развития речи студентов, поскольку позволяет студентам активно участвовать в обсуждении задания. В ходе выполнения задания были получены следующие ответы:
«Дуб - это многолетнее дерево. Он большой, высокий, твердый. Дуб живет до ста лет. Из него делают мебель. У него есть орехи.
О дубах каждый поэт писал в своих произведениях. Так, А.С. Пушкин написал:
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том...». После определения объема знаний о предмете изучения преподаватель демонстрирует иллюстрации с изображением дуба, его листьев, желудей на интерактивной белой доске. Привлечение наглядности на занятии позволяет освежить знания студентов о предмете изучения, а также восстановить недостающую информацию. Затем преподаватель предлагает поработать с раздаточными материалами, в которых содержатся тексты о дубе.
За прочтением первого текста о дубе, взятого из энциклопедического словаря следует работа над текстом: студенты отвечают на вопросы преподавателя.
- Определите стиль и тип речи текста.
П Научный стиль: описание:
- художественный стиль; описание;
- разговорный стиль; описание;
4) публицистический стиль; рассуждение и повествование,
- Сколько вы нового узнали о дубе? Студенты перечисляют новую информацию.
- Найдите в тексте слова, состоящие из двух и более корней. Листопадных, вечнозелёных, перисторазделъные, цельнокройные, однополые, однодомные; цветоножке, односемянный, в чашеобразную, светолюбив, засухоустойчивы, зимостойки, малотребовательны, плодоносить, дикорастущих, кораблестроении, в вагоностроении, каштанолистный.
- Найдите в тексте слова с абстрактным значением.
Род, семейства, всхожесть, Северного полушария, видов в Европейской части, в культуре, прочностью, твёрдостью, долговечностью, текстурой, гниению, производстве, строительстве, вещества (танниды), средство, процессах, лечении.
- Найдите в тексте слова с переносным, образным значением.
Цветки мелкие, невзрачные, однополые, однодомные; тычиночные — в длинных свисающих серёжках.
б.Назовите приметы стиля:
В тексте используются абстрактные слова в прямом значении, много терминов, много слов, состоящих из двух корней, нет никакого эмоционального описания, все описание строго научное, последовательно и логично описывается.
Стилевые черты фиксируются в таблице на интерактивной белой доске. Студенты записывают особенности стиля в нужную графу.
Затем педагог подводит итоги анализа первого текста, называет приметы научного стиля изложения и предлагает прочитать другой текст -отрывок из ранее изученного романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Прочтению отрывка предшествует беседа со студентами: вспомним роман «Война и мир»... Один из главных героев этого произведения - Андрей Болконский - умен, честолюбив, мечтает о славе, но после поражения русской армии на Аустерлицком сражении и потери его жены, чувствует себя опустошенным, считает, что жизнь закончена для него. Только после поездки в село Отрадное и встречи там с удивительно теплыми людьми и непосредственной девушкой Наташей Андрей возрождается к жизни. Во время поездки в Отрадное он увидел дуб, который, как полагал Болконский, очень похож на него.
Обратите внимание на фотографию актера Вячеслава Тихонова во время съемок фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». В 1966 году этот фильм получил высшую награду Американской киноакадемии искусств «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм года».
После ознакомления с двумя описания этого дерева (до поездки князя Андрея в Отрадное и после) преподаватель предлагает проанализировать тексты.
- Определите стиль и тип речи текста.
- Научный стиль; описание;
- художественный стиль; описание и повествование:
- разговорный стиль; описание;
- публицистический стиль; рассуждение и повествование.
- Найдите в тексте предложения с прямой речью.
Кому они принадлежат? - Это прямая речь дуба в первом фрагменте и слова Андрея во втором отрывке.
- Как называется прием, когда неживые предметы наделяются свойствами живых существ? Вы в 7 классе школы изучали его, так, этот прием используется в стихотворении С.Есенина «Белая береза». - Олицетворение.
- Обратите внимание на слова автора.
- Найдите в тексте образные средства.
Эпитеты
свои обломанные, ободранные пальцы, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, сочные, молодые листья.
Метафоры
Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца.
Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их.
«Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления.
Олицетворение
«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырш свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеэісдам и обманам».
Вслед за систематизацией работы над текстом и формулировкой примет художественного стиля преподавателем предлагается работа над текстом о дубе известного русского публициста В.Пескова. Работу над этим текстом предваряет небольшой рассказ об экологическом эссе В.Пескова, вслед за рассказом необходимо прочитать текст и начать работу над текстом.
Работа над текстом следует после его прочтения. Преподаватель предлагает устную беседу, после проведения которой выполняются письменные задания.
- Какое утверждение отражает одну из мыслей?
- Памятники природы не имеют большого воспитательного значения.
- Чтобы сохранить памятники природы, их следует взять на учет, рассказывать о них в печати.
- Забота о памятниках - непозволительная роскошь для государства.
- Только старые деревья могут быть памятниками природы.
- 2. Определите стиль и тип речи текста.
- Научный стиль; рассуждение и повествование;
- художественный стиль; описание;
- разговорный стиль; описание;
- публицистический стиль; рассуждение и повествование.
- Какое из пеюечисленных слов употреблено в переносном
значении?
- Патриарх (предложение 1);
- предки (предложение 6);
- указ (предпоследнее).
- Какие три из перечисленных ниже средств выразительности
использованы в предложениях? Напишите номера этих средств
вьфазительности.
- Индивидуально-авторские слова;
- синтаксический параллелизм;
- сравнение;
- перифраз;
- метафора.
- Выпишите из текста сравнения, перифразы, метафоры.
Сравнение: Надо ли удивляться, что некогда старым деревьям, как божествам, поверяли тайны души, советовались с ними, просили благословения на благие дела.
Перифраз: Патриарх лесов. Сколько людей, остановившись под ним, вспомнили Пушкина, подумали о бегущих облаках времени...
Метафоры: «Гляжу ль на дуб уединенный, я мыслю: патриарх лесов, переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов». Эти строки сложились в кудрявой голове человека, размышлявшего о жизни и времени. Человека нет уже более ста пятидесяти лет, а «дуб уединенный» стоит у Сороти, роняет осенью тяжелые желуди, рождает летом прохладную тень
Старые деревья - лучшие памятники. Сознание, что их зелеными и цветущими видели наши предки, рождает у одних чувство поэтическое, у других - почти религиозное. В московском Коломенском доживают свое дубы-великаны. Им, как считают, более шестисот лет, и, стало быть, они помнят не только соколиные охоты царя Алексея Михайловича, но и воинов, возвращавшихся в Москву через Коломенское с Куликова поля.
Каждый из нас может припомнить хотя бы просто большой камень-валун возле дороги либо выветренную до сходства со зверем скачу или пещерку, студеный ключ, бьющий на дне оврага, живописный обрыв на реке с интересными обнажениями, озеро или болотце в пойме реки, колонию цапель в лесу, селение ласточек-береговушек.
После данной работы преподаватель обращает внимание на стилевые черты текста: призыв к действию, эмоциональность повествования, использование прецедентных фраз.
Следующим этапом систематизации материала является работа по Изучению и анализу лексики русских примет.
Задания к примерам:
- Определите жанр приведенных предложений. Это приметы.
- Определите стиль и тип речи текста.
- Научный стиль; рассуждение и повествование;
- художественный стиль; описание;
- разговорный стиль; описание;
- публицистический стиль; рассуждение и повествование.
- Замените просторечные слова на слова в научном стиле,
понаблюдайте, что произойдет с предложением.
Например: Дуб перед ясенем лист пустит - к сухому лету. Раннее появление листьев на дубе позволяет прогнозировать засушливое лето. Много желудей на дубе - к строгой зиме. Большое количество желудей на дубе позволяет прогнозировать зиму с преобладанием низкой температуры.
Не сей пшеницы прежде дубового листа. Не следует сеять пшеницу ранее появления листьев дуба.
Холодно, оттого что лист дуба развёртывается. Процесс разворачивания листьев дуба свидетельствует о низкой температуре воздуха.
Шумит зимой дубравушка - к непогодушке. Колыхание листьев дубов свидетельствует о приближении дождя.
Лексика разговорного стиля - более эмоциональная, в словах используются уменьшительно-ласкательные суффиксы. Студенты отмечают, что предложения после замены разговорной лексики на научную потеряли эмоциональность, экспрессивность, присущую устной речи. Описание стало сухим, как в научном тексте.
В целях закрепления информации преподаватель просит найти черты, объединяющие данные четыре текста. Студенты говорят, что все тексты посвящены описанию дуба, однако языковые средства, которые используются для описания одного и того же предмета - разные.
Следовательно, одну и ту же информацию можно преподнести по-разному, в этом отличие стилей языка.
Для подведения итогов занятия предлагается работа с таблицей «Стили речи», которая разделена на стили устной и письменной речи. В таблице указаны функции стиля, лексические средства, используемые в каждом из стилей, синтаксические конструкции, преобладающие в разных жанрах рассматриваемых стилей.
Стили речи
стиль устной |
стили письменной речи |
|
|
речи |
|
|
|
разговорно- |
публицистический |
научный |
официально- |
бытовой |
|
|
деловой |
Реализует функции |
|||
общения |
сообщения + |
сообщения |
сообщения |
|
воздействия ' |
|
|
Лексические средства |
|||
Обиходная, |
Общественно- |
Терминология |
Стандартизированная |
сниженная |
политическая |
и абстрактная |
лексика |
эмоциональная |
лексика и |
лексика. |
(канцелярская, |
лексика. |
фразеология, |
Употребление |
официальная). |
Фразеологизмы, |
эмоционально- |
слов только в |
Употребление слов |
употребление |
экспрессивная |
прямом |
только в прямом |
слов как в |
лексика, |
значении. |
значении. Сложные |
прямом, так и в |
употребление |
|
союзы, отыменные |
переносном |
многозначных |
|
предлоги. |
значении. |
слов, авторских |
|
|
Обилие частиц, |
неологизмов. |
|
|
междометий. |
|
|
|
Синтаксические средства |
|||
I Неполные, |
Риторические |
Сложные |
Отсутствие |
односоставные |
вопросы, инверсия. |
синтаксические |
неполных, |
предложения. |
Речевые повторы, |
построения, |
односоставных |
Нарушение |
восклицательные |
четкая связь |
предложений, |
норм |
предложения. |
между частями |
сложные |
синтаксической |
Богатство |
высказывания. |
синтаксические |
связи. Слова- |
синтаксических |
Вводные слова |
конструкции. |
I предложения, |
конструкций. |
со значением |
Использование |
обращения, |
|
порядка и |
отглагольных |
I вводные слова |
|
степени |
существительных в |
I разных |
|
достоверности. |
качестве сказуемого. |
разрядов. |
|
|
|
Преобладание |
|
|
|
диалога. |
|
|
|
I Стиль художественной литературы |
Реализует функцию воздействия, отличается богатством лексики и синтаксических конструкций, использует элементы всех стилей, индивидуализирован, воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональность, конкретностью речи. В этом стиле используются различные синтаксические конструкции: от назывных предложений до сложного синтаксического целого в зависимости от эстетической задачи, поставленной перед автором.
В качестве домашнего задания можно рекомендовать работу по анализу текста из учебника и выявлению стилевых черт текста с использованием справочного материала таблицы.
Опыт проведения данных занятий показывает, что на занятиях по обобщению и систематизации материала отрабатываются навыки опознавания стилистических особенностей текста. Кроме того, студенты повторяют пройденный в школьном курсе литературы материал о поэтических и выразительных средствах языка, таких, как метафора, эпитет, сравнение. Обсуждение текстов, поиск и обмен информацией способствует дальнейшему развитию коммуникативной компетенции языковой личности. Разносторонняя работа над текстом позволяет студентам не только усвоить программный материал о научном стиле речи русского языка, но также и обогатить устную речь новыми значениями слов, оценить красоту языка, что в конечном счете ведет к совершенствованию выразительных возможностей речи студентов.