Каракалпаки - один из древних, полукочевых в прошлом народов Средней Азии, обладающих богатой культурой, формирование которой проходило под влиянием исторических перипетий его судьбы, его хозяйственной деятельности, географического и религиозного факторов. Богатейшее, культурное наследие народов Центральной Азии играет огромную роль в обновлении общества. При этом исключительную устойчивость обнаруживает духовная культура как один из главных этнических признаков народа. Накопленные историко-этнографические материалы свидетельствуют о том, что в прошлом прикладное искусство, фольлор и.т.д. являлось одним из основных сфер духовной культуры каракалпакского народа.
Имея богатые исторические традиции и свою неповторимую культуру, оно являлось наиболее развитой отраслью народного творчества. Каракалпаки издавна славились разнообразными видами прикладного искусства: ювелирное искусство, резьба по дереву, тиснение по коже, ковроделие, вышивка. Широкая слава о них засвидетельствована историками и географами средневековья. В истории развития прикладного искусства каракалпаков четко прослеживаются характерные периоды упадка и подъема. Упадок в основном происходил во времена разорительных войн. Однако с возникновением благоприятных социально - экономических условий прикладное искусство восстанавливалось и получало дальнейшее развитие. Оказывалось, что традиции, выработанные веками, не забыты, технологии прошлого возрождались и получали «второе дыхание».
В условиях колониальной эксплуатации, когда богатство края – хлопок, рыбные и другие богатства отправлялись в российские города, когда край был превращен в сырьевой придаток Российской империи, наши предки смогли сохранить замечательные памятники прикладного искусства для будущих поколений. Об этом свидетельствует письменные источники, фольклорные данные. Русские исследователи, приехавшие из России в 40-х годах прошлого столетия, особо отмечают своеобразие и красоту каракалпакского прикладного искусства и активно занимались сбором и изучением. Одним из первых особо отметивших красоту и значение каракалпакского прикладного искусства была руководитель отряда Хорезмской археолого-этнографической экспедиции Академии Наук СССР Т.А.Жданко, которая в своей работе «Народное орнаментальное искусство каракалпаков», особо подчеркивает значение искусства каракалпакского народа, приводит неповторимые образцы орнаментального искусства [1. C.373].
Образцы каракалпакского прикладного искусства, экспонируются и хранятся в фондах Музея искусств им. И.В. Савицкого г. Нукуса (изделия домашнего быта, одежда мужчин и женщин, ковровые изделия, ювелирные изделия, изделия из дерева и другие виды искусства, изготовленные народными мастерами). Искусствоведы И.В.Савицкий, Т.А.Алланазаров, А.Алламуратов, Т.Уразимова, историки и этнографы написали ряд работ по истории прикладного искусства, однако это искусство народа требует дальнейшего исследования, особенно надо показать роль и место отдельных мастеров, хранителей этого замечательного клада народных мудростей и таланта.
Прекрасные образцы народного прикладного искусства, талантливые мастера воспеваются в устном народном творчестве каракалпакского народа. В фольклоре непосредственно и активно выражается эстетический идеал народа на разных стадиях его исторического развития. Говоря об эстетическом отношении к действительности в фольклоре, необходимо также иметь в виду, что оно неразрывно связано с практическими, прикладными функциями произведений народного искусства. Живой фольклор немыслим вне быта, вне обычаев, он сопровождает различные виды трудовой деятельности, вплетается в общественные и семейные праздники. Устное народное творчество, прикладное искусство каракалпакского народа отличаются разнообразием и оригинальностью форм.
Среди богатейших сокровищ устного народного творчества каракалпакского народа эпосы - дастаны занимают особое место. Особую историческую и культурную ценность представляют такие народные дастаны как «Кырк кыз», «Алпамыс», «Едиге», «Маспатша», «Шарьяр», «Бозуглан», «Курбанбек», «Еркосай», «Ерсайын», «Ер Зиуар» и многие другие. Дастаны — отзвук исторических событий прошлых времен и художественные произведения, созданные талантливыми представителями народа. Эти дастаны продолжали существовать и в конце 19-в. в начале 20- века. Многие из них были предметом научного интереса со стороны академических кругов России. Одним из первых Абубакир Диваев записал эпос «Алпамыс», осуществил перевод на русский язык в 1901г. Эти записи стали одним из первых записей каракалпакского поэтического творчества. Этнокультурную особенность каракалпакского народа особо отметили такие выдающиеся ученые современности, первый ученый-литературовед Каракалпакстана Н.Давкараев в своих многочисленных статьях и рукописях посвященной каракалпакской литературе 19 века [2].
В эпосах «Кырк-кыз», «Алпамыс», «Коблан» и др. содержатся многочисленные этнографические мотивы о традиционно-бытовой культуре, в частности о прикладном искусстве предков каракалпаков.
В каракалпакской национальной одежде широко представлен ―саукеле‖, который почти не встречается среди других тюрко-язычных народов Азии. В современный период среди каракалпакского народа этот вид женского головного убора исчез. Только один экземпляр был найден на территории Муйнакского района Каракалпакстана. В свое время этот головной убор был широко распространен среди каракалпаков. Его название и описание широко представлены в таких памятниках народного творчества как ―Кырк кыз‖, ―Алпамыс‖ и т.д.
Упоминание о саукеле как ритуальном головном уборе встречается в каракалпакском героическом эпосе «Кырык кыз», который не имеет себе подобных в устном творчестве других народов. Например, только главная героиня этого эпоса - Гулаим, возглавлявшая общину сорока девушек, носила саукеле, сделанный из золота и серебра. Чтобы разгадать сны, виденные Гулаим, более догадливая из сорока девушек - Сарбиназ, одевает саукеле. Из содержания эпоса очевидно, что цель одевания саукеле – это способ достижения перевоплощения, а сам саукеле – это символ сверхъестественной силы, отражающий социальные и культовые функции, положение женщин как у арийцев, которые пронесли свою религию до Индии еще во II в. до н.э.
Женский головной убор «саукеле» является одним из произведений искусства, созданный руками искусных каракалпакских ювелиров. Саукеле представляет собой шлем, сделанный из войлока и покрытый красным сукном, богато украшенный металлическими узорами, бляхами и подвесками, цветными камнями и бусами, главным образом, коралловыми. Верхняя часть шлема (тумак) перекрещивается широким черным крестом из нашитых полосок ткани. На лоб спускается тяжелая серебряная бляха. Эта бляха носит название «жыга» или «хатеп». Оба термина близки по назначению: «хатеп» переводится на русский язык как соединитель, а «жыга» – круг. К наушникам прикреплены две серебряные бляхи с сердоликовыми и бирюзовыми вставками – «кыран». Этот термин имеет значение «ловкий, хваткий, зоркий, бьющий без промаха» (о ловчих птицах). Форма блях напоминает голову орла или охотничьих ловчих птиц. Сзади к саукеле прикреплена длинная, украшенная вышивкой, полоса ткани называемая халка или халака. Халка в саукеле - длинный накосник, впускающийся с затылка до талии, а иногда - ниже. Он делится на две части. Верхняя - из красного и черного сукна, вышитая тамбурным швом, имеющая вид слегка расширяющейся половы с острым углом на конце, и нижняя - подшитая к ней, выполненная вышивальной техникой басма.
По существу, «халка» - это матерчатая полоса, которая сшита из двух расширяющихся клиньев, разъединенных в 30 см от конца. Каждый клин, в свою очередь, разрезан на том же уровне, что придает накоснику вид сложенного хвоста павлина. К наушникам саукеле пришиты крупноячеистые сетки из бисера - зеленого, желтого цветов и цвета гранатовых зерен. Три длинные связки бус (бойдасы) различные по размеру и материалу выпускаются на грудь, завершая обрамление головы. К центру бусы значительно укрупняются. Связки бус включают бусины, сделанные из пасты и бронзы, в них - по одной в каждой нити также обязательно присутствует крупная бусина из застывшего сока каучуконосных растений, имевших в народном представлении свойство предохранять от сглаза и болезней.
По словам пожилых людей, саукеле не носили без тобелик - макушки, представляющей собой цилиндрическую металлическую шапку, надевавшуюся как вершина саукеле на его мягкую часть – тумак. Тобелик был богато украшен разным орнаментом, выполненным по металлу, и имел множество выпуклых блях с вправленными в них цветными камнями [3.С.94-95]. Наряду с архаическими реликтами верований и представлений, саукеле соединяло в себе лучшие национальные традиции прикладного народного искусства каракалпаков: высокое мастерство ювелира, тончайшую по технике исполнения и колориту вышивку и необычайно продуманную конструкцию и моделировку.
Таким образом, в каракалпакском фольклоре, в частности в эпосах сохранились интересные сюжеты и мотивы, определяющие этнографический облик наших далеких предков. В эпических произведениях прослеживается историко-культурная традиция, восходящая к древнему и средневековому этапам этнической истории каракалпакского народа.
Список использованной литературы:
- Жданко Т.А. Народное орнаментальное искусство каракалпаков//Материалы и исследования по этнографии каракалпаков. М.: Изд. АН СССР,1958.
- Рукописный фонд Каракалпакского отделения АН Республики Узбекистан. Рукопись Н.Давкараева в 50-томах. т.16.
- Этнография каракалпаков. Х1Х – начало ХХ века (материалы и исследования). Ташкент: «ФАН»,