Художественное творчество представляет собой сложнейший комплекс различных видов и типов человеческой деятельности, это – своеобразное, индивидуальное, в каждом случае неповторимое единство труда умственного и физического, дискурсивного и интуитивного познания, мысли и чувства. Зрительно воспринимая в процессе рисования форму, пропорции, перспективные сокращения, цвет предметов учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают вступительные свойства предметов. Изобразительная деятельность, таким образом, стимулирует развитие мышления
Художественное творчество представляет собой сложнейший комплекс различных видов и типов человеческой деятельности, это – своеобразное, индивидуальное, в каждом случае неповторимое единство труда умственного и физического, дискурсивного и интуитивного познания, мысли и чувства. [1-стр. 12]
Указывая на ведущую роль обучения в процессе психического развития, где участвуют многие психические процессы, ребенок выступает не только объектом, но и субъектом активно осваивающим достояние материальной и духовной культуры под руководством взрослых, указывая на индивидуальные особенности развития, педагоги и психологи подчеркивают существование общих закономерностей, знание которых необходимо для понимания и индивидуального психического развития ребенка. Результатом овладения культурой является не только воспроизведение индивидом исторически сложившихся человеческих способов деятельности, но и формирование способностей, по отношению к которым наследственные прирожденные механизмы и процессы являются лишь необходимыми условиями, делающими возможным их возникновение.
В трудах Выготского Л. С., Рубинштейна С. Л., Ананьев Б. Г., Кузина В. С., Хмель Н. Д., Уманова Г. А. и др. психологов и педагогов понятие «способность» связывается с успешностью выполнения какой-либо деятельности. Так, Кузин В. С. определяет способности как «психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности». Развитие личности определяется, с одной стороны, овладением культурой, происходящим в процессе обучения в действительности, с другой – деятельностным многообразием связей с окружающим миром. [2- стр. 20]. Однако для выполнения деятельности, необходимо владеть способами деятельности, которые по мнению Л. С. Выготского, можно передать ребенку не иначе, как во внешней форме – формы действия или формы внешней роли. То есть, «высшие специфические человеческие процессы психологические могут сформироваться только во взаимодействии человека с человеком. То есть, как интрапсихологические, лишь затем начинается выполняется индивидом при этом некоторые из них утрачивают свою исходную внешнюю форму, превращаясь в процессы интрапсихологические». Занятия изобразительным искусством – важное средство для развития личности школьника. Оно способствует расширению круга интереса, творческого воображения, развитию их мышления, воспитанию эстетических потребностей детей, памяти, художественных способностей, эмоционального и эстетического отношения к действительности. На уроках изобразительного искусства формируются такие свойства личности как целенаправленность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие. [4-стр. 72].
В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, рисование служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию зрительных восприятий, воображения пространства, представлений, памяти, чувств, формирования способностей и других технических процессов.
В изобразительной деятельности ярко обнаруживается активность личности школьника и прежде всего активность познавательно-творческих компонентов сложной структуры личности. Зрительно воспринимая в процессе рисования форму, пропорции, перспективные сокращения, цвет предметов учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают вступительные свойства предметов. Изобразительная деятельность, таким образом, стимулирует развитие мышления. Развитие связано прежде всего с определенным качественным изменением, постоянной перестройкой психики ребенка в процессе рисования. Специфика этих качественных изменений неразрывно связана со спецификой самой деятельности, с теми требованиями к психическим функциям рисовальщика, которые определяют овладение рисунком. Процесс рисования складывается из двух видов деятельности:
1.Формирование зрительного представления.
2.Его графического воспроизведения.
Целенаправленная изобразительная деятельность способствует интенсивному развитию внимания, воспитанию внимательности у школьника.
Формирование у школьников умения видеть и слышать, замечать различные явления и факты, подмечать, казалось бы, малозаметные, но существенные стороны и признаки объектов действительности. Велика роль занятий изобразительным искусством в развитии у учащихся зрительной памяти. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности. Поскольку благодаря процессам памяти (запоминание, узнавание, воспроизведение) происходит закрепление, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление и воспроизведение прошлого опыта, рисование по памяти и по представлению в изобразительной деятельности занимает важное место. Но представления, которые необходимы в художественном творчестве, - представления обогащенные. Если представления не подкреплены восприятием натуры в процессе изображения или перед изображением, они носят, как правило, очень общий расплывчатый характер.
В настоящее время детский рисунок довольно часто используется в качестве средств диагностики интеллектуального развития ребенка, уровня его подготовленности к школе, что свидетельствует о важном значении изобразительной деятельности в разностороннем развитии ребенка. Но изобразительная деятельность и сама по себе значит для ребенка очень много. Поэтому для педагогов очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельности того или иного ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период. [2-стр. 70]
В связи с этим важно выработать показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью. Анализ изобразительной деятельности детей. *Изображение образа. Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. *Композиция. (расположение на листе, отношение по величине разных изображений.)
а)по всему листу;
б)на полосе листа;
в)носит случайный характер (не продуманная);
г)соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
д)незначительное искажение;
е)пропорциональность передана неверно;
*Строение предмета. а)части расположены верно;
б)незначительные искажения; в)расположены верно;
*Движения.
а)движение передано достаточно четко;
б)движение передано неопределенно;
в)изображение верно;
*Цвет (передача реального цвета предметов и образцов декоративного искусства; творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение с цветом) а)реальный цвет предметов;
б)есть отступления от цвета;
в)цвет передан неверно;
*Творческая деятельность. а)самостоятельность;
б)оригинальность; в)полное раскрытие замысла;
*Самостоятельность. а)выполняет задания самостоятельно;
б)требуется незначительная помощь;
в)необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого.
Воспроизведение на плоскости бумаги трехмерного предмета требует особой логики мышления. Лист бумаги при этом мыслится не только как плоскость, но и как начало изобразительной глубины, в которой путем последовательного нанесения линий строится трехмерное изображения предмета. такая перестройка мышления – сложный процесс. Рассматривая модель, которая должна быть воспроизведена в рисунке, или представляя себе зрительно предмет, рисовальщик должен воспринимать их двояко: как реальный предмет со всеми его свойствами (трехмерность, конструкция, форма, материя, поверхность, вес) и как линейное проекционное построение, которое перенесено на бумагу. Рисование связано с двигательно–осязательными ощущениями, с работой руки, пальцев, проводящих линий. Важнейший момент здесь – быстрая координация зрительно- двигательных ощущений, в основе которой четкое представление графического целого, оно обеспечивает целенаправленность и осмысленность движений.
Связующее звено между двигательно-осязательным и зрительным опытом – сознание.
Оно обуславливает поиски наиболее рационального построения рисунка.
Особые качества должны иметь волевая направленность в процессе воспроизведения и отношения рисующего к изображению, активность и эмоциональность их, обуславливающие эстетическую оценку рисунка. Развитие этих специфических качеств, их углубление – процесс противоречивый и сложный. Воспитание и обучение содействует развитию. Образование как процесс становления психических свойств и функции обусловлен взаимодействием ребенка со взрослым и окружающей действительностью. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно ориентировано на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский) т.е. на те психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию. Внутренний источник развития ребенка – самодвижение, законы внутреннего процесса роста. В основе этого процесса лежат новые запросы и возможности ребенка, которые вступают в борьбу со старыми, установившимися на прошлом этапе возможностями ребенка и его требованиями к своей продукции. [5-стр. 107]
Художественное творчество обладает большими воспитывающими возможностями в развитии личности ребенка. Это обусловлено тем, что изобразительное творчество является активным средством познания действительности, представляет собой одну из наиболее интересных и эмоционально увлекательных форм деятельности учащихся.
Список литературы:
- Анаьев, Б.Г. Человек как предмет познания: монография /Б.Г.Ананьев. - Л:Изд.ЛГУ, – 341 с.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителя /Лев Семенович Выготский.- Изд.3-е .–М.: Просвещение, 1981.- 93 с.: ил
- Кузин, В.С. Вопросы изобразительного творчества /В.С.Кузин. - М.: Просвещение, - 143 с.
- Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе /Н.Н.Ростовцев.- М.::Просвещение. 2000. – 251 с.
- Асылханов, Е.С. Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана: Дис. ... д- ра пед. наук: 13.00.02./Е.С.Асылханов. — Усть-Каменогорск, 2002. — 472 c.