На современном этапе развития Республики Казахстан основной целью правовой реформы, осуществляемой в Республике Казахстан является формирование национальной правовой системы. В этой связи становится необходимым использовать правовое наследие казахского народа, поскольку каждая страна, каждый народ имеет свою историю, свою ментальность, свой путь развития.
В частности, при проведении судебно-правовой реформы необходимо изучить важнейший традиционный казахский социально-правовой институт - суд биев.
Суд биев являлся ключевым, центральным институтом судебно-процессуального права в системе казахского обычного права. Таким образом, суд биев долгое время был важнейшим «активным центром» (С.С. Алексеев) общественно-политической и правовой жизни казахского общества.
Необходимо отметить, что осуществление собственно судебных функций представляет лишь один из аспектов деятельности биев, так как они в казахском обществе являлись знатоками, толкователями «хранителями» обычного права казахов.
В казахском обществе титул «бий» не передавался по наследству, также бии не назначались и не избирались, титул бия являлся заслуженным почѐтным званием. В некоторых случаях биями, аксакалами могла быть предложена, так сказать «выдвинута» кандидатура бия, но стать бием было невозможно без народного признания. Кандидаты в бии должны были знать нормы обычного права, в обязательном порядке обладать ораторским искусством, также должны были быть людьми высокой нравственности и честности. К слову, к бесчестному человеку просто не обращались, такой вот своеобразный степной институт «отвода суда».
Как отмечает Ч. Валиханов в своей "Записке о судебной реформе", подводя теоретико-методологическую базу исторической оценки института биев: "Возведение в звание бия не обусловливалось у казахов каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти. Только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали казахам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия, нужно было казаху не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность. Молва о таких людях быстро распространялась по всей Степи, и имя их делалось известным всему и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую практику. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер" [1]
В последующее время институт биев стал предметом специального изучения многочисленных авторов, главным образом, представителей научно- географической общественности России. Благодаря запискам, заметкам и трудам таких исследователей края, как Г. Н. Потанин, П. П. Румянцев, А. И. Добросмыслов, В. В. Радлов, А. Янушкевич, Н. А. Аристов, А. И. Левшин, В. В. Вельяминов-Зернов, И. И. Крафт, С. А. Фукс и др., был выявлен и собран огромный эмпирический материал, создавший определенный фундамент для дальнейших научных изысканий в данном направлении.
Таким образом, институт биев, выполнявший в казахском обществе функцию связи простого народа с правителями, обладал таким сильным влиянием, что часто инициативы политических реформ исходили именно от биев, и народ больше прислушивался к ним, поскольку они выражали интересы простого народа, являясь «гласом народа», его честью и совестью. Например, С.З. Зиманов пишет: "... нельзя не учитывать того обстоятельства, что в патриархально-феодальном обществе центральная власть - ханская -традиционно была слаба в периоды ее относительного возвышения, и ее функции в мирное время сводились, в основном, к разрешению споров, с которыми обращались к ней стороны, и к управлению делами своего домена".[2]
Как мы видим, уже в то время в казахском обществе имелись предпосылки для последующего демократического развития общества, так называемые «институты степной демократии». Говоря о демократии в казахском обществе того времени, необходимо отметить, что власть хана в те времена была относительно слаба, тем более учитывая, что казахи являлись кочевым народом, обладали сильным и свободолюбивым характером.
Таким образом, функциями института биев в казахском обществе являлись политическая функция, социально-правовая функция, идеологическая функция, как определенный слой носителей традиционной духовной культуры казахского народа, институт биев служил средством сохранения, обогащения и передачи национальной культуры; в-четвертых, как опосредованный механизм выражения стремления народа к независимости, институт биев взял на себя обеспечение внешнеполитической безопасности, т.е. мобилизационную функцию.[3]
Мы видим, что институт биев в казахском обществе предстает в качестве совокупной и усовершенствованной формы регуляции социально-экономических, политико-правовых и культурно-духовных отношений. Однако в условиях начавшейся царской колонизации Степи институту биев теперь уже суждено было осуществлять и охранительную функцию, противостоя незнакомой доселе природе социальной самоорганизации казахского общества элементам чуждой правовой психологии, хотя исход этого противостояния был предрешен.[4]
Таким образом, би являлся как бы устным посредником между народом и правителями, помогая сторонам прийти к консенсусу. Касаясь вопроса по внедрению правовой реформы, проводимой в настоящее время в Казахстане необходимо отметить, что сейчас внедряется новый правовой институт - институт медиации. Если говорить о перспективах внедрения медиации, необходимо отметить, что суд биев, как раз являлся институтом, содержащим элементы медиации, когда пострадавшие стороны приходили к примирению.
Другой вопрос касается того, какими навыками должен обладать современный медиатор. Я считаю, что качества, которыми должен обладать медиатор современности, перекликаются и во многом заимствуют качества, присущие биям.
Таким образом, медиатор должен обладать широким спектром личных качеств: обладать хорошими навыками общения, должен уметь слушать, уметь разрешать проблемы и вести переговоры, сохранять контрольную позицию и быть объективным, быть гибким, уметь контролировать процесс, предоставляя сторонам право управлять ситуацией.
Подводя итоги, необходимо отметить, что при проведении судебно-правовой реформы важную роль играет важнейший традиционный казахский социально- правовой институт - суд биев.
Список литературы:
- Валиханов Ч. Избранные произведения. - Алматы, 1958.
- Зиманов С.З. Проблемы обычного права казахов. - Алма-Ата,
- Культеев М. Т. Уголовное обычное право казахов. - Алма-Ата, 4.Шнирельман В.А. История первобытного общества. - М., 2001.