Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Семейная политика в Республике Казахстан: институциональный дизайн и повседневные практики

В статье рассматривается институциональный и повседневный контекст реализации семейной поли­тики в Республике Казахстан. Отмечено, что на современном этапе в Казахстане происходит транс­формация института семьи, что должно повлечь за собой дифференциацию мер социальной политики по отношению к семье и родительству. Как показывает практика, современная казахстанская семья создает собственные «рецепты» решения вопросов касательно сроков декретного отпуска, осуществ­ления заботы о детях, выполнения ролей матери и отца. 

Как отмечают исследователи, семейная политика как отдельное направление социальной поли­тики и самостоятельная область исследований, связанная с изучением положения семьи, появилась в политическом и академическом дискурсе западных стран в 60-е годы XX в. Формирование и институционализация семейной политики как системы мер, осуществляемых государством в отношении семьи и граждан с семейными обязанностями, произошли в контексте развития государств всеобщего благосостояния и второго демографического перехода.

В последние десятилетия на Западе происходят существенные изменения в области гендерных отношений, демографического и семейного поведения мужчин и женщин. Существенные изменения брачно-репродуктивного поведения граждан стали рассматривать не только в контексте демографи­ческих изменений, но и в связи с возрастающей плюрализацией семейных отношений, появлением новых типов родительства, массовым выходом женщин на рынок труда. Именно в этот период мно­гие государства осознали необходимость разработки и реализации специальной политики, направ­ленной на решение проблем, связанных с жизнью семьи, организацию специальных комитетов или комиссий, отвечающих за работу в этой сфере.

Исследователи, занимающиеся проблемами семьи, рассматривают ее как основное средство эко­номической и эмоциональной поддержки граждан с семейными обязанностями, а также социализа­ции детей. Именно семья, как особый институт, обладает уникальными качествами для осуществле­ния заботы о детях. Никакой другой социальный институт не может выступать в качестве полноцен­ной замены семьи. Дискуссии об обобществлении и/или маркетизации заботы, которые актуальны для современных исследований семейной политики, практически всегда затрагивают проблему до­машней заботы о детях, которую в большинстве случаев выполняют женщины. Репродукция и забота о детях, относящиеся к основным функциям семьи, определяют возрастание интереса к семейной по­литике в академическом дискурсе о демографических проблемах, с которыми столкнулось большин­ство стран в конце ХХ в. Общественная паника по поводу таких демографических вопросов, как чис­ленность населения в целом, его возрастная структура, увеличение экономической и социальной на­грузки на так называемое «сэндвич-поколение» сыграли существенную роль в стимулировании инте­реса к семейной политике во многих странах. Можно говорить о том, что демографические проблемы оказали значительное влияние на появление и формирование традиционной семейной политики на первых этапах ее возникновения и формирования. Общественное беспокойство по этим вопросам, или «демографические паники», привели к осознанию обществом необходимости разработки и реа­лизации того или иного типа семейной политики даже в тех странах, которые ранее игнорировали ее значимость.

На возникновение интереса к семейной политике в общественном, политическом и научном дискурсе оказали значительное влияние произошедшие изменения в структуре и составе семьи, а также изменения в функциях семьи и семейных ролях. Семья как социальный институт, семейные и родительские практики трансформируются в контексте общего тренда, связанного с ростом рефлек­сивной модернизации и растущим значением индивидуальной идентичности [1; 47]. Происходящее изменение ценностей затрагивает как мужчин, так и женщин. И те и другие становятся все более изо­бретательными в своей семейной жизни, по-разному выстраивая свои жизненные сценарии. Эти тен­денции выражаются в том, что молодые люди откладывают принятие решения о вступлении в брак, рождении ребенка, более внимательно относятся к жизненным обстоятельствам и условиям, в кото­рых они становятся родителями. У.Бек говорит о формировании так называемой постсемьи — новой организации брачно-репродуктивного поведения на основе договора между партнерами. В отличие от традиционной семьи с четким гендерным разделением труда между супругами этот тип объединяет партнеров, в равной степени ориентированных на самореализацию как в семье, так и в профессии и объединенных в большей степени условными отношениями по сравнению со статусными предписа­ниями [2; 53]. Каким образом общество реагирует на эти изменения и какие последствия они несут для общества?

Институциональный дизайн семейной политики в западных странах с либеральной демократией определяет форму и содержание возможного ответа на новые вызовы, с которыми сталкиваются го­сударства. Общим фактом является то, что все происходящие изменения рассматриваются как важ­ный аспект перехода к постиндустриальному обществу: масштабные социальные и экономические тенденции: глобализация и деинституционализация, изменение структуры рынка труда и старение населения, которые, как правило, меняют паттерны брачно-репродуктивного поведения.

Также происходящие процессы индивидуализации и либерализации в приватной сфере рассмат­риваются как последствия трансформации гендерных ролей, особенно ролей женщин, которые про­изошли в западных странах во второй половине ХХ в. Практически все исследователи соглашаются с тем, что самое существенное изменение — увеличение числа женщин, занятых в профессиональной сфере, привело к их экономической эмансипации, а также к появлению в повестке дня новых вопро­сов, связанных с организацией социальной заботы о детях, поиском баланса семьи и работы. Массо­вый выход женщин на рынок труда обусловлен рядом причин. К ним относятся политика государств всеобщего благосостояния, направленная на увеличение количества работающих, потенциальных на­логоплательщиков; структурные изменения экономики, когда произошел переход от индустриально­го общества к так называемой «экономике услуг», в которой в большей степени задействованы жен­щины и больше востребованы такие женские качества, как забота, внимание, эмпатия и др.

Экономическая эмансипация женщин, поддержка, которую они получают со стороны государст­ва как работники и как матери, приводят к тому, что меняется роль мужчины в семье, происходит переход от традиционной модели семьи с мужчиной-кормильцем и женщиной-домохозяйкой к семье с двумя работающими родителями, возникает модель «работающего взрослого».

Как отмечает российская исследовательница Ж.Чернова: «Семейная политика и социальная по­литика по-разному реагируют на возникающую тенденцию индивидуализации, и ответ часто зависит от того, какая гендерная идеология (вос) — производится в результате действий государства и к ка­ким последствиям они приводят в категориях гендерного (не) — равенства. В тех странах, где поли­тика ориентирована на поддержку традиционной модели семьи, по своему дизайну руководствуется принципами материализма, т.е. направлена на фигуру матери, что также поддерживается гендерной сегрегацией на рынке труда, — будет создано больше стимулов для женщин, чтобы они после рож­дения ребенка прекращали работать и посвящали себя воспитанию и заботе о нем.

Напротив, если государство ориентировано на создание и продвижение гендерного равенства, то семейная политика будет направлена на создание оптимальных и разнообразных условий для совмещения профессио­нальных родительских функций женщинам с детьми. Реализация определенной модели семейной по­литики в конкретной стране может быть связана с использованием труда мигрантов или иностранных наемных работников, модернизацией домашнего труда, что также будет иметь значение как для се­мьи, так и для гендерных отношений в целом. Это позволяет по-другому подходить к вопросу о ген-дерном неравенстве, которое будет включать не только неравенство между мужчинами и женщинами в публичной и приватной сферах, но и неравенство между различными категориями женщин, осно­ванное на классовой позиции, этничности, гражданстве.

В данном случае анализ политики обязатель­но учитывает то, что такая традиционно женская работа, как забота о детях, выполняется женщина­ми-мигрантами. В целом можно отметить, что независимо от рыночных потребностей в трудовых ресурсах, с одной стороны, или целей гендерного равенства — с другой, эти изменения в последние десятилетия играют чрезвычайно важную роль в стимулировании интереса к семейной политике во всех странах» [3].

В рамках данной статьи мы рассмотрим институциональный и повседневный контекст реализа­ции семейной политики в Казахстане. При анализе современного казахстанского общества необхо­димо учитывать не только специфику современной политики государства в отношении семьи, но и наследие советского гендерного проекта. Ж.Чернова определяет советский гендерный порядок как «...этакратический, с гегемонической ролью государства в формировании гендерных нормативных образцов. На уровне идеологии политика государства в отношении семьи основывалась на принципах гендерного равенства, особенно в публичной сфере, патернализме, а также институционализации за­боты о детях. (Вос) — производство гендерного контракта «работающая мать» — нормативного об­разца советской женственности — включал обсуждение в официальной риторике проблемы баланса семьи и работы, а вся совокупность предпринимаемых действий была направлена на то, чтобы соз­дать благоприятные условия для сочетания женщинами материнства с профессиональной деятельно­стью и участием в общественной жизни. Наравне с этим сосуществовали консервативные представ­ления о гендерном разделении ролей в сфере семьи и родительства, когда мать рассматривалась как главный поставщик заботы о детях в семье и исполнитель рутинных обязанностей по поддержанию быта» [4]. Примером, подтверждающим это утверждение, может выступать отпуск по уходу за ре­бенком, право на который имели исключительно женщины. Таким образом, в советской семейной политике в качестве объекта выступают только женщина-мать и ее дети. При этом государство не рассматривало семейные и родительские роли мужчин в качестве своих приоритетов, и большая включенность мужчин в выполнение неоплачиваемой домашней работы не предполагалась даже на уровне задач и целей советской семейной политики.

«Гендерные последствия проводимой советским государством идеологии и семейной политики были неоднозначными. С одной стороны, благодаря мощной государственной поддержке стала воз­можна женская эмансипация (политическая и экономическая мобилизация женщин, их массовое включение в общественное производство, высокий уровень образования, квотирование участия жен­щин в органах власти разных уровней и др.). С другой стороны, акцент на гендерном равенстве в публичной сфере и практически полное отсутствие подобной практики в домашней сфере и в реа­лизации родительства привели к формированию гендерно-асимметричного родительства [4].

Другими словами, результатом советской семейной политики было закрепление государственно­го патриархата, когда государство и женщины заключили договор, предполагающий, что в обмен на лояльность и исполнение предписаний гендерного контракта «работающей матери» получат под­держку от государства. Фактически можно говорить, что в результате проводимой политики были созданы условия для дефамилизации женщин, понимаемой как возможность создавать и поддержи­вать автономное домохозяйство независимо от мужчины, а также паттерны неравного участия в сфе­ре выполнения домашних обязанностей и заботы о детях, которые устойчиво воспроизводятся и се­годня.

С конца 1990-х гг. и по сегодняшний день можно говорить о возникновении неотрадиционализ­ма как устойчивой тенденции трансформации гендерных отношений в современном Казахстане. Дан­ная тенденция является доминирующей, также отмечается институционализация традиционалистско­го дискурса в идеологии и инструментах семейной политики. В трансформирующемся казахстанском обществе семейная политика может быть охарактеризована как традиционная, пронаталистская и фамилистская, которая ориентирована на нормативную модель семьи (отец, мать и дети). В публич­ном, медийном, академическом дискурсах регулярно воспроизводится идея о необходимости возрож­дения института семьи как оплота нации, в которой женщина выполняет традиционные роли — жены и матери, а мужчине возвращается экономическая ответственность за обеспечение семьи [см. Страте­гия достижения гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 гг., Демографическая политика, выступления Президента РК]. По сути, казахстанский неотрадиционализм становится го­сударственной идеологией в трансформирующемся обществе.

В рамках социологического анализа семейной политики предпринимаются попытки понять мо­дели осуществления заботы со стороны государства и акторов. Исследователи утверждают, что раз­нообразие мужских и женских паттернов участия в работе и заботе в значительной степени можно объяснить за счет дизайна социальной и семейной политики государства, который может выступать как катализатор или, напротив, барьер для гендерного (не) — равенства. Логика в данном случае сле­дующая: политика формирует поведение людей, выступая структурным условием, задающим воз­можный репертуар жизненных сценариев и выборов на уровне индивида и домохозяйства, поэтому модели работы и заботы являются следствием проводимой политики. Но в случае несоответствия реализуемой социальной политики интересам акторов формируются собственные «рецепты» адапта­ции к структурным условиям.

В качестве теоретического основания мы используем подход австралийского социолога Р. Коннелла, который применяет объединительную парадигму в гендерных исследованиях, заимство­ванную у Э.Гидденса. Объединительная парадигма в социологии возникает как попытка преодоления противопоставления объективного (социальной структуры) и субъективного (действий агента). В теории структурации Э. Гидденса структура и практика связываются следующим образом: человече­ская практика всегда предполагает наличие социальной структуры, в том смысле, что она неизменно включает в себя социальные правила или ресурсы [5; 142].

Применяя объединительную парадигму, Р. Коннелл предлагает описать структуру, выяснить, чем она является в данной ситуации, а затем изучить, как структура ограничивает свободное осуществле­ние практики. Практика в этом смысле представляет собой трансформацию конкретной ситуации в определенном направлении в соответствии или вопреки структуре. Вышеупомянутые структурные модели являются главными элементами любого гендерного порядка или гендерного режима. Коннелл вводит понятие «гендерного порядка», понимаемого как совокупность повседневных практик и структурных условий, организующих взаимодействие полов на разных уровнях общества [5; 144]:

  • институциональном (социальные институты, регулирующие поведение полов);
  • идеологическом (гендерные идеологии и дискурсы, гендерные нормы поведения);
  • символическом (представления о мужественности и женственности);
  • повседневном (гендерные идентичности).

Таким образом, используя подход Р. Коннелла, мы проанализируем, каким образом объективно заданные структуры в виде господствующего дискурса, действий государственных институтов влия­ют на повседневные практики индивидов в области семьи и брака.

На уровне повседневных практик наша статья посвящена описанию и анализу традиции, кото­рую мы условно обозначили как «помощница». Данная практика подразумевает использование труда молодой девушки/женщины, дальней родственницы из городской или сельской местности, которая имеет опыт ведения домашнего хозяйства и заботы о детях. Ее пребывание в собственной семье про-блематизированно, так как у семьи нет финансовых возможностей для ее обучения или выдачи за­муж, но есть родственники, которые проживают в городе, финансово состоятельны и у которых есть дети, нуждающиеся в опеке. В качестве «оплаты» ее труда принимающая семья обязуется обеспечи­вать ее питанием, одеждой, иногда оплачивая ее образование в учебном заведении .

Следует отметить, что данная практика не имеет своего лингвистического обозначения. Так, ни в одном историческом источнике, описывающем быт казахов (см.: Н.Э.Масанов, Ж.В.Абылхожин, И.В.Ерофеева, А.Н.Алексеенко, Г.С.Баратова; С.Г.Кляшторный, Т.И.Султанов, А.И.Левшин, Н. А. Кисляков), не упоминается данная традиция, но при беседах с женщинами-казашками все согла­шались, что либо такой опыт, либо знание о существовании такой практики у них имеется.

В рамках данной статьи в качестве примера мы рассмотрим случай информантки А., которая, поступив на обучение в один из вузов г. Астаны, приехала жить к своей тете. Информантке 20 лет, она из городской семьи среднего класса. Семья тети состоит из четырех человек (муж — государст­венный служащий, дочь — 17 лет, сын — 10 лет и дочь — 1,5 месяца). Это интервью мы обозначили как «помогай, слушай, убирайся». Само интервью состояло из нескольких тематических блоков.

Блок первый посвящен описанию ситуации переезда и тем правилам, которые информантка должна будет соблюдать в новой семье.

И.: У тебя был вариант жить в общежитии, на съёмной квартире?

А.: Я подавала заявление, но не получилось.

И.: Когда с мамой наверняка обсуждали, как ты будешь жить, на каких условиях? Ты ведь все равно приходишь в чужую семью, вы продумывали...

А.: Да, конечно! Там за собой убирайся и т.д. ну такие вот мелочи... Помогай, слушай, убирайся...

Во втором блоке описывается семья тети, кто какой социальный статус занимает, какие отноше­ния складываются между родителями и детьми. 

В период с января по май 2014 г. было проведено 5 глубинных биографических интервью с девушками, проживаю­щими в семьях своих родственников и осуществляющими заботу о домашнем хозяйстве и детях этой семьи в гг. Астане и Караганде. Возраст информанток варьировался от 17 до 25 лет. Способ поиска информанток — метод снежного кома.

А.: Государственный служащий, значимый (тётя)... этот ребенок наверно был больше для дя­ди... то, что у всех друзей по 3-4ребенка. Их постоянно упрекали, почему так мало и т.д. ...она бу­дет возвращаться (на работу)...как только ребенок..., ну предполагается, что будет няня. И по­этому, как только можно будет допускать няню к ребенку, она сразу возвратится...Но сейчас в этом периоде я, конечно, должна и в магазин ходить. ну в общем больше каких-то на меня возло-жилось обязанностей.

В третьем блоке А. рассказывает об участии мужчин в выполнении домашнего труда.

А.: Дядя очень добрый, не каждый дядя бы так поступил... Вот это от него идет атмосфера в семье. Он очень добрый, спокойный...у него такая работа, что он может дома сидеть. Выходит 3 раза в день на несколько часов. бывает, может приготовить (еду). редко, как ему захочется. что-то физическое поднять или опустить я не знаю..

И.: А братишка?

А.: Братишка ничего не делает абсолютно... он заканчивает 4 класс. Он маленький и даже меня не особо слушает, но уважает, в принципе ...вообще абсолютно, даже утром сам не вста­ет. правда, сумку сам. уроки я помогаю делать. иногда я даже. мне жалко становится, он гово­рит, я не успеваю, и тогда я свои проблемы..., на второй план. У меня с учебой нормально. Могу ино­гда.

В четвертом блоке информантка рассказала о своих планах на будущее: И.: Ты не вернешься туда?

А.: Нет. зачем? Ну, она там часто говорит, ты не забывай, я тебе кушать готовила и т.д. и такое вот.  по мелочи.

И.: Ты бы решила второй раз жить в этой семье? Условно говоря, есть выбор — общежитие, съемная квартира или с ними?

А.: Сейчас я бы жила на съемной квартире...

Проведя серию интервью с девушками-«помощницами», мы пришли к следующим выводам:

  1. Система гендерного неравенства заметно ужесточилась в Казахстане с приходом капитали­стических отношений и свободного рынка, когда государство сняло с себя обязательства по обеспе­чению дифференцированного набора социальных услуг и поставило акторов в ситуацию необходи­мости поиска собственных стратегий, «рецептов» решения проблем по ведению домашнего хозяйст­ва, уходу и воспитанию детей. Одним из таких способов адаптации, «рецептов», сформированных в казахских семьях городского среднего класса, является использование труда молодых девушек-«помощниц».
  2. Повседневные, бытовые отношения в казахских семьях жестко иерархиезированы, особенно в отношении такого критерия, как возраст. Это подразумевает демонстрационное и полное подчинение младших старшим.
  3. Гендерное неравенство воспроизводится самими женщинами, которые сохраняют и передают следующему поколению женщин ценности и нормы послушания, уважения, почитания старших, осо­бенно мужчин.
  4. Домашний труд гендерно маркирован, он вменяется в обязанности женщин и только женщин. Этот труд не расценивается как работа, скорее, он рассматривается как некая обязанность, свойст­венная «природе» женщин. Причем такую оценку данному труду дают сами женщины.
  5. В казахских семьях поддерживается эксплуатация старшими женщинами молодых девушек, когда, по умолчанию, девушки обязаны нести на себе бремя всех домашних забот и работ.
  6. С точки зрения последствий современной семейной политики государства можно констатиро­вать, что она привела к консервации ситуации, когда эмансипация, затронувшая преимущественно женщин, расширившая для них репертуар возможных ролей и стилей жизни, мало затронула маску­линность. По-прежнему роль «кормильца» является нормативной моделью и не предполагает равного участия отцов и мужчин в выполнении домашней работы, осуществления ухода за детьми и их вос­питания. Отсутствие институциональных поддержек для реализации «ответственного отцовства» приводит к тому, что рождение ребенка становится триггером традиционализации гендерных ролей в семье.
  7. Практически полное отсутствие эффективных механизмов и социальных программ по под­держке родительства, которые бы были направлены на создание оптимальных условий для совмеще­ния профессиональных, семейных и родительских обязанностей (рабочее место, дружественное се­мье, доступная и качественная инфраструктура заботы о детях), делает женщин, и только женщин, субъектами поиска баланса семьи и работы, что, с одной стороны, повышает социально-экономические риски материнства, а с другой — способствует закреплению гендерного неравенства, когда основное участие в обеспечении семьи и организации повседневной заботы о детях ложится на плечи женщин. 

 

Список литературы

  1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. В.Седельника и Н.Фёдоровой. — М.: Прогресс —Традиция, 2000. — 384 с.
  2. Кляйненберг Э. Жизнь соло: Новая социальная реальность / Кляйненберг Эрик; пер. с англ. — М.: Альпина нон-фикшн, 2014. — 279 с.
  3. Чернова Ж.   Молодая   семья   как   объект/субъект   социальной   политики.   —   [ЭР].   Режим доступа:http://polit.ru/article/2010/11/30/family.
  4. Чернова Ж. Модель «советского» отцовства: дискурсивные предписания. — [ЭР]. Режим доступа: http://socioline.ru/files/5/348/pages%20from%20gender2_08_03_last.pdf.
  5. Тартаковская И.Н. Гендерная социология. — М.: ООО «Вариант» при участии ООО «Невский Простор», —340 с.
  6. Масанов Н.Э., Абылхожин Ж.В., Ерофеева И.В., Алексеенко А.Н., Баратова Г.С. История Казахстана: народы и культуры. — Алматы, 2001. — 246 с.
  7. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий. — Алматы: Кгтап, 1992. — 339 с.
  8. Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей. — Алматы: Кгтап, 1996. — 331 с.
  9. КисляковН.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. — Л.: Наука, 1969. — 238 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.